НАЛОГИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

Налоги представляют собой один из существенных элементов, обеспечивающих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство осуществляет не только финансирование государственных органов управления, армии, систем образования, здравоохранения, культуры и др., но и целенаправленное регулирование производственноэкономической деятельности предприятий различных форм собственности и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

«Налоги — это цена цивилизованного общества» — написано на фасаде Министерства внутренних доходов США.

Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально- экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма. «Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его», — эти слова принадлежат русской императрице Екатерине Великой и достаточно точно отражают взаимосвязь налогов и государства.

Во времена абсолютистских режимов налоги нередко превращались в карательную меру и устанавливались в размерах, несообразных ни с задачами государственного управления, ни с реальной платежеспособностью населения. В демократических государствах права установления налогов, определения размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти, т.е. налоги могут вводиться только с согласия законно избранных представителей народа.

В современной российской экономической теории нет единого мнения относительно определения налогов. На практике используют формулировку, приведенную в Налоговом кодексе РФ: налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Данное определение в целом базируется на основных сущностных признаках налога.

Из признака «обязательность» вытекает, что налогообложение основано на государственном принуждении. В этом заключается коренное отличие налогового права от гражданского, семейного и трудового, которые строятся на основе добровольности. Государство, устанавливая налоговое законодательство, обязывает индивидуальных налогоплательщиков платить налоги и распределяет полученные средства для блага всего общества. При неуплате налогоплательщик будет наказан. Поэтому налоговые отношения — это специальным образом законодательно закрепленные отношения. Для большинства налогов таким законодательством является именно налоговое, что не исключает возможности установления некоторых налогов и иным законодательством в зависимости от компетенции контролирующих его исполнение органов, например таможенным законодательством.

В налоговых системах некоторых стран могут существовать и «необязательные» налоги — церковные, установленные не актами государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом соответствующей конфессии. В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит — Йемене, Саудовской Аравии, Пакистане и др., религиозные налоговые нормы санкционированы государством и становятся общегосударственными.

Исламские налоги (закят, закят альф фитр, ушр) платятся в соответствии с Кораном, направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных войн и т.д.

Таким образом, налог представляет собой историческую финансово-правовую категорию. Налоги возникли вместе с государством для обеспечения общественных интересов, исторически меняли свою форму вслед за развитием производительных сил. Государство своими законами определяет специальные правила исчисления и уплаты налогов. Следовательно, налогам свойственна императивность и легитимность. Императивность как раз и предполагает отношения власти и подчинения. По отношению к налогам это значит, что субъект налогов не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности внесения налогов в бюджет соответствующего уровня. Вмести с тем налоги неправомерно отождествлять с иными платежными обязательствами перед государством, например разного рода санкциями, которые тоже устанавливаются законодательно. «Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом», — метко высказался по этому поводу Лоренс Питер — канадско-американский педагог, литератор, ученый, автор знаменитой книги «Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось».

Легитимность при налогообложении означает, что налогами облагаются только законные доходы, имущество или сделки. «Как можно брать налоги с нечестных денег?», — справедливо негодовал крестный отец чикагской мафии Аль Капоне, когда против него возбудили судебного преследование из-за нарушения им закона США о подоходном налоге.

В налогообложении сталкиваются интересы государства и налогоплательщика, которые особенно поляризуются в условиях экономических кризисов, бюджетных дефицитов и снижения жизненного уровня населения. Однако даже при крайних противоречиях их неправильно относить к антагонистическим, поскольку необходимость существования государства является объективной, хотя и не всеми осознанной, потребностью каждого члена общества. Императивность также означает, что налогообложение должно строиться таким образом, чтобы воспроизводиться вместе с государством, оно не должно подрывать экономическую базу государства. «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда», — писал французский просветитель и философ XVIII в. Шарль Монтескьё.

Из признака «индивидуально безвозмездный платеж» вытекает, что при налогообложении происходит относительно безэквива- лентное изъятие части доходов или сбережений для финансирования государственных расходов. Разумеется, государство может потратить собираемые налоги и не на общественно необходимые цели (например, на финансирование излишних управленческих расходов, необязательных войн либо капитальных затрат низкого качества), но это не говорит об иной сущности налогов, а лишь свидетельствует о неэффективности государственной власти и необходимости ее трансформации. Разумеется, финансируя за счет налоговых доходов социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и др., государство обеспечивает общественную возмездность собранных в бюджетах доходов. Индивидуальная безвозмездность налогов означает лишь то, что для конкретного налогоплательщика невозможно определить эквивалентность между величиной уплаченных налогов и размером полученных через систему бюджетных расходов благ. Например, олигарх, проживающий за границей, вряд ли нуждается в бесплатной медицинской помощи или бесплатном обучении для своих детей, пусть он даже и исправно платит налоги, а неработающий инвалид получает необходимый социальный пакет, при этом не участвуя в пополнении доходов бюджета.

При налогообложении у налогоплательщиков изымаются принадлежащие им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежные средства. Таким образом, права собственности на доходы и сбережения или права на управление собственностью переходят от налогоплательщика к государству. Как правило, при налогообложении происходит смена собственника денежных средств, однако обязанность уплаты налогов носит всеобщий характер, т.е. их платят и государственные предприятия. В этом случае собственник денежных средств не меняется (им остается государство), происходит смена управляющего денежными средствами. Права управления от предприятия переходят к исполнительным органам государственной власти.

В обществе с высоко развитыми товарно-денежными отношениями налоги взимаются преимущественно в денежной форме, но исторически существовали и натуральные виды налогов. Например, налоги взыскивались путем исполнения трудовых повинностей или через уплату натуральных податей. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было, их взимание обусловливалось наступлением военного времени, т.е. формы налогообложения определялись общественной потребностью.

Аналогичное положение в налогообложении существовало и на Руси. Н.В. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Государственная подать у нас в девятом и десятом веках состояла более в вещах, нежели в деньгах. Из разных областей России ходили в столицу обозы с медом и шкурами, или с обороком княжеским — что называлось: ввозить повоз»[1]. Такое положение характерно и в последующие времена.

Так, вплоть до конца XVII в. воеводы получали «въезжий корм» (то, что приносилось к приезду воеводы), праздничное кормление на Рождество, Пасху, Петров день, ежедневное кормление. Население кормило родственников и слуг воеводы. Существовали и такие специфические виды кормления, как платежи на именины царя и членов царской семьи, на именины воеводы и членов его семьи, корм на отъезд воеводы. Кормление воевод и других служивых людей было не чем иным, как местным налогом, который взимался в том числе и в натуральной форме. Иного жалования от правительства воеводы и прочие дьяки не получали. Бояр, поставленных на кормление, называли в XIV—XVII вв. кормленщиками.

С XVII в. северные и сибирские народы платили в государеву казну ясак — дань, которая взималась обычно пушным товаром.

В результате русско-чукотских войн даже в середине XIX в. в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают»

В Российской империи налогообложение нередко принимало форму повинностей. Например, за проход бурлачьих ватаг, тянущих барки с грузами, с судовладельца взималась плата. Поэтому за состоянием берегов тщательно следили, а государственные крестьяне прибрежных волостей несли особую натуральную повинность: корчевали пни, засыпали ямы, спиливали кусты, наводили мосты на протоках.

При расстройстве денежной системы также допускаются натуральные формы налоговых изъятий. Известны периоды, когда налоги вообще не имели денежной формы. Например, в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил в стране взимание всех денежных налогов. Крестьянство и городское население участвовали в содержании государства через продразверстку, трудовую и гужевую повинности.

Взимание некоторых налогов в натуральной форме используется в настоящее время крайне редко. В качестве примера можно привести Мексику, где с 1957 г. лица, которые занимаются художественным творчеством, имеют право использовать для уплаты налогов созданные ими произведения искусства, стоимость которых оценивается специальной экспертной комиссией. Лучшие работы выставляются в музеях и галереях мексиканской столицы.

Поскольку с помощью налогов происходит перераспределение национального дохода и формирование централизованных и де- [2]

централизованных фондов денежных средств, то налоги правомерно считать стоимостной финансовой категорией.

Сущность налогов и возможности их воздействия на воспроизводственные процессы наиболее ярко проявляются в присущих им функциях.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие сущностные признаки налогов вытекают из определения налогов, данного в Налоговом кодексе РФ?
  • 2. Почему налоги являются исторической категорией?
  • 3. Почему налоги правомерно считать финансовой категорией?
  • 4. Какая форма взимания налогов является превалирующей в условиях развитых товарно-денежных отношений?
  • 5. Раскройте понятие «императивность» применительно к налогам.
  • 6. В чем отличие налогового законодательства от гражданского или трудового?

  • [1] Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб.: Тип. Смирдина,1830. Т. 1.499 с.
  • [2] URL: http://www.mj.rusk.ru/show.php
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >