СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСТИТУЦИИ

Проституция - социальное явление

Проституция как социальное явление несомненно связана с уровнем экономического состояния общества, а также уровнем его культуры и цивилизованности.

Справедливы замечания ряда авторов, считающих, что проституция — результат глубоких социальных, экономических и нравственных деформаций общественно-политического развития[1].

Социально-экономические и политические изменения, происходившие в нашей стране в конце прошлого столетия, с одной стороны, способствовали общей либерализации сексуальных отношений, а с другой — привели к значительному распространению девиантных форм сексуального поведения, в том числе и в виде предложения и потребления оплачиваемых сексуальных услуг.

Рост проституции и ее социальных и медицинских последствий усугубляются слабой результативностью функционирования системы социального контроля в этой сфере. Дискуссии по проблемам контроля проституции в последние годы протекают параллельно с теоретическим осмыслением и попытками практического разрешения целого ряда других проблем, таких как сексуальность и сексуальное поведение, половое воспитание, права человека и предупреждение сексуальной эксплуатации. Эти проблемы находятся как бы на стыке “приватного” и “общественного”, что в значительной мере затрудняет осуществление социального контроля в данной сфере.

Своими корнями проституция уходит в глубь веков. Она представляет антисоциальное явление, или, как справедливо отмечал немецкий правовед, один из представителей неокантианства, Рудольф Штаммлер (1856-1938), проституция — “отрицательное социальное явление”. Однако есть и такие, кто называет ее “необходимым злом”.

Проституция как социальный феномен занимала и занимает умы представителей разных времен, народов и наук. И никогда не было однозначного к ней отношения. Можно встретить и восхваление, и осуждение. “Древняя профессия” существовала и существует во все века. В нашем реформируемом обществе она проявила себя с особой силой.

Переход к рыночной экономике в нашей стране вывел, что называется, проституцию из подполья, и она активно и откровенно заявляет о себе объявлениями, звонками в гостиничных номерах, “разоблачительными” статьями в СМИ, сводками милиции, врачей-венерологов и т. д. При этом она не легализована, каких-либо законов, регламентирующих так называемый коммерческий секс, не имеется, хотя органы власти и их представители прекрасно осведомлены о существовании фирм по оказанию интимных услуг.

Многие ученые, правоведы предпринимают попытку определить само понятие “проституция”. Однако в подходах их нет единства. Это объясняется тем, что, несмотря на свое древнее происхождение, занятие проституцией пока еще не поддается юридическому узакониванию.

Римский поэт Публий Назон Овидий (43 г. до н. э. — около 18 г. н. э.) по этому поводу заявлял, что распутную женщину можно купить за известную плату. “Проституция есть специфическое человеческое явление, сущность которого должна быть по возможности ясно и полно выражена в точном определении понятия “проституция”[2], — писал он.

По римскому праву, признанному и последующими поколениями, проститутки — это женщины, вступающие в половые отношения со многими мужчинами без разбора и за вознаграждение.

Немецкий ученый И. Блох определяет проституцию как форму внебрачных половых отношений, отличающуюся тем, что вступающий на путь проституции индивидум постоянно, несомненно и публично отдается, более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или других деяний с этими лицами или вообще доставляя им и удовлетворяя их половое возбуждение и провоцируя его; причем проституированный объект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип[3].

А. Бебель писал, что проституция налицо там, где женщина “превращает в ремесло продажу своей привлекательности”[4].

Большинство современных авторов определяют проституцию как вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии или влечении[5].

Проституция выступает как особая форма отношений между субъектом сексуальных потребностей и тем, кто может ее удовлетворить за соответствующую плату.

Многоплановость подхода к этому социальному явлению связана и с тем, что оно недостаточно изучено. На протяжении многих десятилетий ему не уделялось достаточного внимания. А за последние годы почти нет научных исследований и публикаций, которые бы стимулировали разработку рекомендаций по борьбе с этим социальным злом. Чтобы бороться с проституцией, нужно выяснить, каковы ее корни, причины, в чем опасность этого явления для общества.

Проституция существовала во всех странах, в том числе в России, но такого размаха в нашей стране, как сейчас, она не имела. Причины ее прежде всего социально-экономические: низкий уровень жизни большей части населения и в первую очередь молодежи, расслоение общества на богатых и бедных, феминизация бедности, сокращение возможностей у женщин образованных и профессионально подготовленных для реализации себя как личности.

Другая причина — нравственная. Происходящий глубокий экономический и социальный кризис сопровождается ростом бездуховности, пересмотром ценностных ориентаций, разрушением представления о женщине как олицетворении красоты и духовности, падением престижа материнства и др. В стране мало уделяется внимания нравственному воспитанию человека вообще и его половому воспитанию в особенности. Немалый вред нравственному воспитанию молодежи наносит пропаганда секса, показ идеализированного образа проститутки, сформированного зарубежными и отечественными фильмами, когда путаны оказываются на поверку честными и добропорядочными девушками, а все прочие — ханжами и тайными извращенцами.

Нельзя не учитывать и проблему спроса и предложения. Услугами проституток пользуются мужчины самых различных социальных слоев. Это и не приобретшие пока сексуальных навыков и не могущие иным путем удовлетворить свои сексуальные потребности молодые люди; и зрелые мужи, у кого сексуальные влечения приобрели патологический характер, удовлетворить которые они не могут с женой или любовницей; и те, кто уже не может в силу ли пожилого возраста, физических недостатков или психологических особенностей (например, болезненной замкнутости) вступать в сексуальные отношения, не прибегая к услугам путан; и одинокие люди, считающие, что в контакте с проституткой они найдут понимание и сочувствие. Немало мужчин прибегают к услугам жриц любви во время командировок или на отдыхе[6]. Нельзя также исключать пьянство, наркоманию, провоцирующие неразборчивые половые контакты.

Справедливо замечание доктора юридических наук Я. И. Ги- линского, что непосредственной причиной различных форм социальной патологии (вообще социальных отклонений) выступает, очевидно, противоречие между относительно равномерно растущими потребностями членов общества и неравномерно “распределяемыми” и изменяющимися возможностями их удовлетворения. Источником девиантного поведения (включая проституирование) служит социальное неравенство[7].

В чем заключается общественная опасность проституции? Рассмотрим различные ее стороны:

a) Социальный аспект: проституция является формой социального паразитизма, создающего своего рода альтернативный образ жизни, не предполагающий в качестве основной нормы участие в общественно полезной трудовой деятельности (связана с алкоголизмом, наркоманией, тунеядством);

b) Медицинский аспект: распространение венерических заболеваний и СПИДа; женщины, занимающиеся проституцией, утрачивают собственное здоровье, не могут быть полноценными матерями и соответственно не могут производить полноценных, здоровых детей;

c) Нравственно-психологический аспект: проституция неизбежно ведет к искажению природных и психологических человеческих качеств, общечеловеческих ценностей, к деградации личности и моральной патологии;

d) Правовой аспект: кражи, спекуляция, распространение порнографии и наркотиков, притоносодержание, сводничество, вовлечение в проституцию несовершеннолетних, заражение венерическими болезнями.

Итак, проституция - это социальное явление, выражающееся в относительно массовой и устойчивой форме девиантного сексуального поведения, практикуемого некоторой частью популяции, и характеризующееся систематическими внебрачными сексуальными связями, носящими возмездный, публичный или анонимный, но эмоционально отчужденный характер.

  • [1] Проституция и преступность. — М., 1991.
  • [2] Публий Назон Овидий. Баллады-послания. — М., 1913; Любовныеэлегии. — М., 1963.
  • [3] Блох И. История проституции. — Ростов н/Дону, 1991. — С. 6-7.
  • [4] Бебель А. Женщина и социализм. — М., 1959. — С. 79.
  • [5] Аколинский С. Проблемы социальной патологии. Социальнаяполитика. — М., 1977; Броннер В. М. Проституция и пути ее ликвидации. — М-Л. 1931; Голод С. И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социс. — 1988. — № 2.
  • [6] Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. — М., 1992. — С. 194.
  • [7] Гилинский Я. И. Проституция как она есть // Проституция и преступность. — М., 1991. — С. 105.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >