Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Философская антропология

ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ И ЕГО МОДЕЛИ

Сам термин сознание возникает достаточно поздно. Первоначально для обозначения некой сверхъестественной силы, которая будто бы действует в организме человека и является носителем (и причиной) его мыслей, чувств, желаний, употреблялся термин «душа». По мере развития конкретно-научного знания (психологии, физиологии, антропологии и т.д.) представления о душе начинают конкретизироваться, и в XVII в. появляется термин сознание, который начинает использоваться как в философии, так и в различных науках.

В философии понятие сознания впервые оформляется у Декарта, которое становится центральным для последующих столетий. Оно коренным образом отличается от понятия «душа» («психея») у Аристотеля. Из общего принципа жизни душа превращается в специальный принцип сознания. Выделение Декартом понятия сознания из более широкой сферы психического имело большое значение в истории философской и психологической мысли. По мере развития научного знания о человеке несовпадение понятий сознания и психики становилось все более глубоким. Поэтому важно различать философское понятие сознания и его психологическую сторону. Когда мы говорим о сознании в философском смысле, мы имеем в виду весь внутренний мир человека. Понятие сознания в психологии обозначает один из уровней психики. Рассмотрим данное различие более подробно, выделив философский и психологический аспекты феномена сознания.

Философский аспект сознания складывался из анализа его структуры, традиционно начинавшегося с созерцания, т.е. с ощущений и восприятий. Все, что содержится в сознании, имеет в ощущении свой источник. В форме созерцания человек чувствует достоверность своего существования. Ощущения — это элементарные, далее неразложимые познавательные явления. Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные (тактильные). Восприятие — это уже структурированный целостный образ предмета, состоящий из комплекса ощущений. Память — форма познавательной деятельности, направленная на сохранение, воспроизведение и переработку поступающей информации. Память выступает как мощный аккумулятор всей духовной деятельности человека. Богатство памяти является своего рода мерой сознания. Без памяти невозможно никакое узнавание. Используя хранящуюся в памяти информацию, сознание осуществляет целеполагание, предвидение будущего. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их памятью возникают представления. Представления — это образы ранее воспринятых предметов, либо образы, созданные усилиями продуктивного воображения. Воображение — психический процесс, ведущий к созданию представлений и мысленных ситуаций, непосредственно не воспринимавшихся в действительности. Представление стоит как бы на перепутье между чувственным и рациональным познанием. Единицей чувственного познания является образ, рационального — понятие. Исходя из чувственного образа сознание поднимается в мир мышления, посредством которого осуществляется обобщение и выделение существенных связей вещей. Мышление есть осознание единичного в форме общего. Переход к понятийному мышлению развивает у человека способность к абстрактной деятельности, т.е. в какой-то мере разрывает его непосредственную связь с предметами. Мышление соотносит также чувственный опыт человека с уже имеющимися знаниями как отдельной личности, так и с совокупным опытом человечества.

По способу умственной деятельности мыслящее сознание человека можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Рассудок представляет собой способность мыслить предмет чувственного созерцания, способность самостоятельно производить представления, составлять суждения. Рассудок представляет собой познание посредством понятий. Суть работы рассудка состоит в разложении целостных объектов на составные части. Рассудок имеет формальный, алгоритмический характер. Он представляет собой низшую ступень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Без опоры на твердые определения рассудка было бы невозможно договориться ни по одному вопросу. Но рассудок не задает целей и не оперирует идеями. Высшей познавательной способностью человека является разум,

который способен к синтезу различных форм познания. Разум задает цели познания и деятельности, формирует принципы и оперирует идеями. Разум способен к трансценденции, т.е. к выходу за границы наличного опыта. Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое постижение истины. В этом смысле в структуре сознания часто выделяют следующие уровни: научное сознание и обыденное (вненаучные формы сознания); теоретическое и эмпирическое сознание.

Сознание как познание (осознание) немыслимо без эмоционально-волевой сферы, которая включает в себя внимание, волю, эмоциональные переживания, целевые устремления, намерения и интересы.

Внимание — это сознание, направленное на объект. Внимание есть форма обнаружения воли, направленной на изменение вещей.

Эмоции как малоустойчивые психические волнения органически включены в структуру сознания. Более устойчивые психические компоненты называют чувствами. Каждая эмоция и чувство носят глубоко личностный характер. Чувство помимо душевного волнения включает в себя и оценочное отношение к тому, с чем человек имеет дело. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей глубокий жизненный смысл. Неслучайно, исследуя структуру сознания, известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев выделил в ней два важнейших элемента: значение и личностный смысл. Чувственные образы у человека, писал он, обретают новое качество, а именно свою означенность. Поэтому значения являются важнейшими «образующими» человеческого сознания. По мнению Леонтьева, значения «не психологичны». Они существуют как надиндивидуальная система, представляющая собой свернутую в материи языка идеальную форму существования предметного мира. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «надиндивидуального», «не психологического» существования.

Психологический аспект феномена сознания связан с вопросом о структуре психики и соотношении психики и сознания. Когда психология отделилась от философии и во второй половине XIX в. стала самостоятельной научной дисциплиной, главной ее целью было раскрытие основных элементов психики. Это направление, основанное В. Вундтом, открывшим в 1879 г. первую психологическую лабораторию, в качестве основной задачи психологии выдвигало разложение процессов сознания на основополагающие психические элементы и изучение связи между ними. Сознание рассматривалось в виде плоскости, некоего поля, в центре которого находились ясные и отчетливые представления, а на периферии — темные и смутные (нечетко выраженные).

Поэтому психологи того времени были просто ошеломлены появлением радикально иного подхода к изучению сознания, разработанного 3. Фрейдом, тогда еще молодым венским врачом. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни сознание, Фрейд обращается к понятию бессознательного, создавая глубинную психологию, где сознание рассматривается им в виде айсберга, т.е. той ничтожно малой части, которая выступает над поверхностью бессознательных психических переживаний и процессов. Его теорию называют психодинамической потому, что он вскрыл ^прекращающуюся борьбу между различными уровнями психики человека. Ведущую роль в этом нескончаемом конфликте Фрейд отвел обширной сфере бессознательного, которое во многом определяет сознание и поведение человека. Он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов человеческой психики, которые ранее оставались вне границ познания.

Зигмунд Фрейд (1856—1939) родился в маленьком австрийском городке Фрейберге. Он был самым старшим из семерых детей в своей семье. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Несмотря на финансовые трудности семьи, он получил классическое образование, изучал греческий и латынь, читал великих поэтов, драматургов и философов — Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше.

Фрейд вспоминал, что в детстве он мечтал быть министром или генералом, но, поскольку он был евреем, почти любая профессиональная карьера была для него закрыта, за исключением медицины. Фрейд выбрал медицину без особого желания. После получения медицинской степени в 1881 г. Фрейд занимает должность в Институте анатомии мозга. Вскоре он оставляет свою должность и начинает практиковать приватно как невропатолог. 1885 г. ознаменован критическим поворотом в карьере Фрейда. На исследовательскую стипендию он уезжает в Париж и знакомится там с известным невропатологом того времени Ж. Шарко. Хотя позднее Фрейд и отвергал применение гипноза в качестве терапевтического метода, лекции Шарко и его клинические демонстрации произвели на него огромное впечатление. Промежуток между 1886 и 1990 гг. был для Фрейда периодом одиночества, но одиночества очень продуктивного. Он начинает разрабатывать теорию психоанализа.

В чем увидел Фрейд преимущества психоанализа по сравнению с гипнозом? Гипноз, по его мнению, затушевывает психический конфликт, психоанализ — раскрывает и устраняет; гипноз усиливает конфликт, психоанализ изменяет ход конфликта; гипноз оставляет пациента бездеятельным, психоанализ — это тяжелый труд больного, направленный на осознание конфликта и устранение внутреннего сопротивления. Именно поэтому Фрейд определял свой метод как довоспитание личности.

В 1902 г. Фрейд создает общество «Психологические среды», которое в 1908 г. было переименовано в Венское психоаналитическое общество. Его посещал только избранный круг интеллектуальных последователей Фрейда. Многие из них стали известными психоаналитиками: К. Юнг, А. Адлер, О. Ранк и др. Позднее Адлер и Юнг вышли из рядов последователей Фрейда и возглавили конкурирующие между собой научные школы. В 1910 г. происходит поворот Фрейда к социологической и философской проблематике. Наиболее важными работами данного периода являются: «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933). Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его премией Гете по литературе в 1930 г.

После оккупации Австрии Фрейд был выкуплен международным психоаналитическим сообществом за большую сумму и выехал в Англию. Фрейд скончался 23 сентября 1939 г. в Англии, где он последние годы жизни находился в качестве еврейского эмигранта.

Мы не сможем здесь рассмотреть все стороны учения Фрейда, настолько оно объемно и многогранно. Обратимся лишь к его топографической модели психики, в которой он выделяет три основных уровня: собственно сознание, предсознателъное и бессознательное. Посмотрим, какое значение Фрейд вкладывал в каждое из этих понятий.

Уровень сознания, по Фрейду, состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент. Например, сейчас ваше сознание вмещает в себя мысли текста, который вы читаете, или, напротив, какую-либо информацию, которая вас отвлекает от данного текста. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания. Определенное содержание осознается лишь в течение короткого промежутка времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие проблемы. Сознание охватывает малый процент информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Например, вы можете вспомнить все, что делали накануне, свои любимые книги, города, в которых вам довелось побывать, и т.д. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область — это бессознательное. Бессознательное, по Фрейду, представляет собой хранилище примитивных инстинктов, побуждений, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, являются психические травмы детства, скрытые враждебные чувства к окружающим и подавленные сексуальные желания. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное поведение. Бессознательное проявляет себя в сознании в различных формах. Это могут быть ошибочные действия, в смысле оговорок, описок, забывания предметов и т.д. Царственной дорогой к бессознательному Фрейд называл сновидения, где бессознательное проявляет себя в различных символах. Другими примерами проявления бессознательного могут служить навязчивые действия и состояния, иногда переходящие в неврозы, особое чувство тревоги, которая не покидает человека ни на минуту. Основная психодинамическая функция тревоги заключается в том, чтобы помочь человеку избежать осознанного выявления у себя психического содержания, которое доставляет ему дискомфорт и не может быть приемлемо его сознанием. Осуществлению этих функций, по Фрейду, помогают защитные механизмы психики. Они охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками. Во-первых, они действуют на неосознанном уровне и являются средствами самообмана. Во-вторых, искажают восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека. Рассмотрим ниже выделенные Фрейдом механизмы психологической защиты.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту, поскольку оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описанное иногда как «мотивированное забывание»,

вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих человеку страдание.

Проекция. Как защитный механизм по своей значимости проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекция позволяет человеку возлагать свою вину на кого-нибудь за свои недостатки или промахи. Классический пример проекции — студент, не подготовившийся к экзамену, приписывает свою низкую оценку неправильному тестированию или возлагает вину на преподавателя за то, что тот не объяснил хорошо тему лекции.

Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта объекту менее угрожающему. Например, ребенок, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру или ломает ее игрушки.

Рационализация. Другой способ справиться с тревогой — это исказить реальность и, таким образом, защитить свою самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, когда неприемлемое поведение объясняется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к периоду жизни, более безопасному и приятному.

Сублимация. Данный защитный механизм дает человеку возможность в целях адаптации изменить свои инстинктивные импульсы таким образом, чтобы они стали приемлемы социальным окружением. Сублимация рассматривается как единственно здоровая стратегия обуздания нежелательных импульсов без их непосредственного сдерживания. Самыми мощными каналами сублимации Фрейд считал творчество и общение с детьми.

Отрицание. Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие, это значит, что включен такой защитный механизм, как отрицание.

Механизмы психологической защиты представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней или внешней угрозы. В каждом случае для создания защиты расходуется огромная психическая энергия.

Фрейд имел как своих последователей, так и многочисленных критиков, особенно в вопросе о роли сексуальных потребностей в жизни человека. В любом случае вклад, который сделал Фрейд в науку о человеке, не вызывает сомнений. Он привнес новую ме-

тодологию в исследование психики, которая стала пониматься как динамичная многоуровневая структура, где сознание является лишь одним из уровней. Таким образом, на примере фрейдовской модели психики мы видим, что философское и психологическое понятия сознания не совпадают между собой. Философское понятие сознания охватывает все психические процессы и уровни психики, тогда как психологическое понятие сознания относится лишь к одному из уровней психического.

На сегодняшний день и в философской, и научной литературе можно встретить, по крайней мере, несколько десятков определений термина «сознание». Так, существуют попытки определения сознания через субъективную реальность, противостоящую объективной реальности; через идеальную деятельность, противоположную деятельности предметно-материальной; через функционирование сложноорганизованной материальной системы — человеческого мозга. Все чаще выдвигаются определения сознания, где подчеркивается роль информационных, биомолекулярных и квантовомеханических процессов, лежащих в основе психической деятельности. Всю эту многозначность определений сложнейшего феномена человеческого сознания можно свести к двум основным значениям:

  • а) сознание интегральный, словесно оформленный феномен психики человека, имеющий общественную природу, возникающий в ходе его исторической деятельности, являющийся свойством высокоорганизованной материи — человеческого мозга и высшей формой отражения действительности;
  • б) сознание — универсальное свойство Вселенной, некая онтологическая смысловая реальность (в духе мира идей Платона), активный участник формирования физической реальности.

Первое значение понятия «сознание» раскрывается в культурноисторической модели, которая считается наиболее традиционной; второе значение — в современных моделях, учитывающих открытия конкретных наук и возможности их применения к изучению сознания.

Культурно-историческая модель сознания сформировалась в рамках марксистской философии и основывалась на принципе материального единства мира, принципе отражения, принципе историзма и общественной сущности сознания. В рамках данного подхода сознание рассматривается как предельно широкое понятие и в гносеологическом плане противопоставляется понятию материи. Такое противопоставление позволяет различить идею и вещь, образ предмета и сам предмет. Сознание понимается как нечто «идеальное», которое, по словам К. Маркса, «есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованную в ней». За пределами гносеологического отношения противопоставление материи и сознания является относительным.

Сознание связано с материей, ибо, с одной стороны, оно является формой отражения материи, с другой — свойством выскоорга- низованной материи — человеческого мозга. Способность к отражению есть всеобщее свойство материи. Качественные изменения в развитии материи порождали изменения и в развитии форм отражения. Сознание является высшей формой отражения, и ему предшествуют формы отражения в неживой и живой природе. В живой природе выделяют раздражимость и психику. Раздражимость — это реакция организма на биологически значимый раздражитель, который участвует в обмене веществ организма со средой, выступая в качестве регулятора приспособительного поведения. Специфика психического отражения заключается в том, что организм реагирует не только на биологически значимые воздействия, но и на нейтральные для данного организма, имеющие функцию сигнала, т.е. находящегося в условной связи с биологически значимым раздражителем. С эволюцией животного мира эволюционировала и психика. От ощущения у простейших она прошла путь до очень сложных форм отражения у высших животных, включая зачатки интеллекта и рассудочной деятельности. Но усложнение шло в пределах одного и того же качества — условно-сигнальных связей.

Специфика сознания заключается, прежде всего, в том, что оно есть культурно-исторический по своей природе процесс. Результатом деятельности сознания является создание человеком искусственной среды существования — культуры (второй природы). Характерными чертами сознания являются:

  • 1) целеполагание — способность к постановке целей;
  • 2) самосознание и самоанализ, когда сознание само становится объектом отражения; в рамках самосознания у человека формируется система ценностей и идеалов, которые определяют смысл его жизни;
  • 3) наличие речи как основы абстрактного мышления. Слово у человека является не просто сигналом, а выступает как сигнал сигнала.

Возникновение и функционирование сознания неразрывно связано с приобретением человеком знаний. «Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание» (К. Маркс). Следовательно, сознание невозможно без познавательного отношения человека к миру.

Согласно марксистской концепции, главным условием возникновения и формирования сознания является труд. Труд человека отличается от действий животных тем, что это деятельность целесообразная и предполагает наличие орудий труда. Орудие труда — не просто изготовленный человеком предмет, это, прежде всего, носитель определенного «знания», т.е. определенного человеческого действия, закрепленного в материальной форме. Овладевая орудиями труда, человек овладевает общественным способом поведения. Орудия труда наряду с языком являются способом фиксации и передачи опыта и знания от поколения к поколению (так называемая социальная память). Труд — деятельность всегда коллективная (общественная); даже если человек творит в одиночку, он творит общественными средствами. Коллективный характер труда порождал необходимость удержания в голове цели в форме идеального образа, потому что, выполняя свое конкретное действие, человек должен заранее соотнести его результат с результатом коллективной деятельности, оценивая, насколько его участие в этом коллективном действии ведет к удовлетворению той или иной потребности. Таким образом, общественный характер труда определяет и общественный характер сознания.

В рамках культурно-исторической модели сознания существуют сложные дискуссионные проблемы — психофизическая (отношение психического и телесного), психофизиологическая (отношение сознания и мозга), соотношение отражения и информации и др. Несмотря на то, что при обсуждении данных проблем было выдвинуто немало заслуживающих внимания догадок и предположений, пока так и не удалось до конца преодолеть дуализм души и тела, относительную противоположность сознания и его материального субстрата.

При всей эвристичности и плодотворности культурно-исторической модели сознания, которая в настоящее время наиболее широко представлена в академической науке и вошла в учебную литературу по теме сознания, все настойчивей ощущается потребность в теоретическом и методологическом осмыслении новых подходов и фактов, которые долгое время квалифицировались официальной наукой как антинаучные. Здесь имеются в виду многочисленные парапсихологические феномены, традиции восточной психотехники, исследования информационно-квантово-механических процессов, лежащих в основе психической деятельности, экспериментальные данные о существовании измененных состояний сознания, которые явно не укладываются в традиционные стандарты культурно-исторической модели. Возникло множество других моделей сознания, на рассмотрении которых следует кратко остановиться.

Кластерная теория интеграции (КТИ) как модель сознания представляет собой попытку интегрировать данные психологии, психотерапии, биологии, эволюционной теории, физиологии мозга и физики в целостную модель сознания. В модели КТИ сознание рассматривается как система, состоящая из набора элементарных паттернов. Элементарный паттерн — это некоторая элементарная структура личности. Причем, в модели сознания КТИ существует большое число (десятки тысяч — миллионы) таких паттернов. Любое объединение паттернов называется кластером, а процесс формирования таких структур из паттернов или других кластеров — интеграцией. Использование понятия кластера, заимствованного из физики, по мнению авторов, дает им возможность применять соответствующие физические подходы в изучении структуры сознания.

Основной смысл модели сознания КТИ заключается в «слоистости» структуры сознания, где каждый слой связан с частотами электрической активности мозга (альфа-ритм, бета-ритм и т.д.) и определенным содержанием сознания. Верхний слой в данной модели называется мотивационным или адаптивным. Это та часть сознания, которая отвечает за поведение, мотивацию и социальную адаптацию. Глубинные слои — архетипический или трансперсональный — недоступны для осознания в обычных условиях. Архетип в «аналитической психологии» Юнга означает врожденные психические структуры, содержащиеся в коллективном бессознательном и формирующие активность воображения. Они выявляются в символах, мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства.

С информацией, хранящейся в подповерхностных слоях, можно непосредственно взаимодействовать только во сне или в измененных состояниях сознания. Наконец, самый глубокий слой — уровень универсального единства — изначально является единой интегрированной структурой, в которой нет разделения по смыслам (рис. 5.1).

В КТИ среда сознания представляет собой пространство, в котором существуют кластеры и материал, из которого они строятся. Роль «строительного материала» при этом выполняют электродинамические поля, а рост и взаимодействие кластеров могут быть описаны с помощью моделей физики аморфных структур и квантовой механики.

Схема базовой модели сознания КТИ

Рис. 5.1. Схема базовой модели сознания КТИ

В модели КТИ источник воздействия на личность называется внешней энергией (ВЭ). Как показано на схеме, ВЭ идет в основном «сверху» через адаптивный слой. Проходя через глубинные слои и взаимодействуя с ними, ВЭ постепенно затухает, «экранируется», причем тем сильнее, чем больше структур в верхних слоях находится на ее пути.

Кластеры возникают различными путями, и конфликты между кластерами приводят к психическому напряжению или даже соматическому нарушению. Поэтому психотерапевтические техники основываются на подстройке поверхностных структур к ВЭ. Иногда такие техники дают сбой, если недалеко от поверхностной структуры, с которой ведется работа, расположен мощный глубинный кластер. Глубокие кластеры в ряде случаев оказываются настолько сильными, что просто не позволяют менять близлежащие адаптивные структуры.

Надо иметь в виду, что любые изменения в глубинных слоях сами по себе не имеют смысла, если тем или иным образом не будут распространены на адаптивный слой.

Целью методик развития сознания личности является создание мощного стабильного канального кластера максимальной глубины. Структура сознания человека постоянно находится в нестабильном состоянии, и любая система стремится перейти в состояние более стабильное. Для обретения стабильности система сознания формирует специфические структуры — экраны, которые приводят ее в более стабильное состояние. Это способ самый простой и быстрый и может давать достаточно стабильный результат.

Экраны бывают позитивными (духовные, «заместители слоя универсального единства», кумиры), негативными (образ врага) и локальными (недосягаемый, но желаемый объект) (рис. 5.2).

Виды экранов

Рис. 5.2. Виды экранов

В отличие от кропотливой работы по формированию канального кластера процесс создания позитивного экрана (кумира) относительно прост, более того, при изменении внешних условий можно легко и просто изменить экран, приспособив его к новым условиям. Позитивный экран нельзя путать со слоем универсального единства; он лежит в менее экзистенциальной области, нежели глубокий духовный слой. Негативный экран (образ врага) расположен в более поверхностных слоях и формирует проекцию в самом верхнем адаптивном слое.

Позитивный экран (кумиры) не имеет ничего общего с истинной духовностью. Неслучайно одной из заповедей Священного Писания является: «Не сотвори себе кумира». Каковы же достоинства и недостатки позитивного экрана?

Положительной стороной является быстрый перевод системы сознания в стабильное состояние. Вектор напряженности экранируется, голос совести замолкает, и можно позволить себе создавать любую структуру адаптивного слоя. Экран приводит к тому, что энергия и информация не могут свободно циркулировать между слоями, а поэтому осознание глубинных истин мира заменяется упрощенной, искусственно созданной моделью.

В системе сознания с экраном возможность творчества ограничена. Гений в такой ситуации невозможен, ибо он лишается доступа к глубинным слоям сознания. Положительный экран может быть использован для прохода в глубокие духовные слои. Если он будет подстраиваться не под верхние адаптивные слои, а под глубинные, он может стать мостиком, ступенькой для подстройки всей системы к нижнему духовному слою. В общем случае экран может быть создан вокруг любого переживания, стереотипа, идеи или свойства личности, которые система не может, не умеет или отказывается осознать и интегрировать в общую картину мира.

Таким образом, система сознания в КТИ либо создает мощные глубинные кластеры для обретения состояния стабильности (гармонизации глубинных и поверхностных структур), либо формирует экраны, которые требуют постоянной энергетической подпитки как от внешних ресурсов, так и путем расходования собственной психической энергии. Кластерная модель сознания используется в психотерапевтической практике как у нас в стране, так и за рубежом.

Семантическая модель сознания (вероятностное исчисление смыслов) включает в себя много аналогий с моделью сознания в КТИ, поэтому мы не будем на ней останавливаться слишком подробно. Общим у обеих моделей является «слоистость» или многоуровневость сознания. Различие же заключается в двух основных моментах. Во-первых, если в модели КТИ универсальное единство находится на самом глубинном уровне, то в вероятностно-ориентированной модели сознания единое вселенское сознание представлено на высшем уровне. Во-вторых, в модели КТИ используется категориальный аппарат физики, тогда как в семантической модели — аппарат математики.

В нашей стране вероятностно-ориентированная модель была разработана в 1979 г. доктором технических наук В. В. Налимовым, а за рубежом в 1984 г. вышла близкая ей по духу книга П. Саппеса (Suppes) «Вероятностная метафизика».

Согласно данной модели сознание как определенная система смыслов (текстов) открыто миру. Взаимодействуя с ним, оно управляет своей текстовой природой. Сознание задает вопросы и получает ответы из Мира универсальных смыслов. Создавая новые тексты, сознание порождает новые смысловые миры, связывая их между собой.

При описании структуры сознания автор исходит из многоуровневой схемы. Первый уровень — это тот слой сознания, где смыслы подвергаются раскрытию через обычную — аристотелеву логику.

Это уровень логического мышления. Второй уровень — это уровень предмышления, где вырабатываются те исходные постулаты, на которых базируется логическое мышление. Третий уровень — это подвалы сознания, там происходит чувственное созерцание образов. Там осуществляется встреча с архетипами коллективного бессознательного, если пользоваться терминологией К. Юнга. Четвертый уровень — нижний слой — само физическое тело. Здесь имеется в виду общесоматическое состояние человека. Эмоции, столь сильно влияющие на состояние сознания, возникают, вероятно, в теле. Отключение уровня логического мышления ведет к измененным состояниям сознания, которыми так сильно интересуется сегодня трансперсональная психология. Отключение осуществляется направленным на тело воздействием — релаксацией, регулированием дыхания и т.д. В этой модели тело становится одним из уровней сознания.

Кроме трех уровней собственно сознания и четвертого — уровня его телесной поддержки, существует еще пятый уровень — это уровень метасознания. Он не входит в семантически-телесную систему человека. Уровень метасознания принадлежит космическому сознанию, взаимодействующему с земным сознанием человека через бейесовскую логику. На космическом уровне происходит спонтанное порождение импульсов, несущих творческую активность. Таким образом, данная модель сознания раскрывает тот способ, каким космическое семантическое поле через человека — носителя смыслов — доходит до возможности взаимодействия с реальным миром земной жизни (рис. 5.3).

Семантическая модель В. В. Налимова в какой-то степени напоминает учение о ноосфере В.И. Вернадского. По его словам, представление о ноосфере Вернадского обретает в семантической модели сознания некоторую конкретность.

Первые три уровня, приведенные на схеме, называются собственно сознанием. Часть сознания — уровни 2 и 3 тождественны бессознательному. В. В. Налимов сравнивает свое понятие бессознательного с понятием 3. Фрейда и делает вывод, что для Фрейда не существовало уровня 2, поскольку он не рассматривал логику порождения смыслов.

Уровень 5 выступает как некий неподвластный человеку, спонтанно действующий мета-уровень. Уровень 3 связан с уровнем 6 — нижним слоем космического сознания. Это сближает семантическую модель с представлениями К. Юнга о коллективном бессознательном. Космическое сознание выступает в данной модели в виде двухслойного пирога. Нижний слой — это мир фиксированных

Карта сознания в вероятностно-ориентированной модели

Рис. 5.3. Карта сознания в вероятностно-ориентированной модели

архетипов — своего рода наружная, защитная оболочка космического сознания, или — иначе подвалы этого сознания. Второй слой — область порождения творческих импульсов. Вход в него осуществляется через защитный слой, где архетипы выступают в роли ключей.

Самым существенным моментом в семантической модели является введение уровней 2 и 5, ответственных за процесс предмыш- ления и играющих решающую роль в функционировании сознания. Именно с помощью процессов, происходящих на этих уровнях, в сознании раскрываются смыслы.

Логико-геометрическая модель основных компонентов и уровней сознания представляет собой синтез приведенных выше моделей. «Поле» сознания автор данной модели А.В. Иванов представляет в виде круга, разделенного на четыре равные части, которые схематически изображают различные сферы сознания (рис. 5.4).

Сферы сознания в логико-геометрической модели

Рис. 5.4. Сферы сознания в логико-геометрической модели

Сфера сектора I — это сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. Здесь индивид формирует непосредственную чувственную картину реальности. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания являются полезность и целесообразность поведения человека.

С сектором II можно соотнести логико-понятийное мышление. Главной целью и регулятивом данной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют познавательную составляющую нашего сознания.

Сектор III связан с эмоционально-аффективной компонентой сознания. Главным регулятивом бытия и целью данной сферы является то, что Фрейд назвал «принципом удовольствия».

Сектор IV можно соотнести с ценностно-смысловой компонентой единого «поля» сознания. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания являются правда, красота, справедливость как формы согласования действительности с нашими духовными идеалами и смыслами.

Если на данное «поле» сознания наложить уровни сознания, то структура усложняется (рис. 5.5).

Развернутая модель поля сознания

Рис. 5.5. Развернутая модель поля сознания

На пересечении горизонтальных линий и окружности вертикальной линией образуются пять узловых точек, которые фиксируют этапы становления нашего «Я» в процессе его «вертикального восхождения».

  • • точка 1 — этап бессознательного телесно-аффективного существования индивида;
  • • точка 2 — этап генезиса телесного «Я»;
  • • точка 3 — этап формирования социального «Я»;
  • • точка 4 — этап возникновения нравственного «Я»;
  • • точка 5 — космическое сверхсознательное «Я».

Если предположить, что информационно-смысловое поле Космоса имеет свойство голограммы, то наше сознание как момент единого голографического смыслового поля содержит в себе весь универсум общезначимой смысловой информации, находящейся во Вселенной.

Таким образом, в понимании феномена сознания на сегодняшний день сложились два альтернативных подхода. Согласно первому, сознание понимается как свойство человеческого мозга и человеческой деятельности, имеющей социально-историческую природу. Согласно второму подходу, сознание понимается как универсальное свойство Вселенной. Синтез обоих подходов углубляет наши представления о себе и окружающем нас мире.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы