НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Важная роль в истории философии принадлежит немецкой классической философии, возникшей на рубеже XVIII—XIX веков. На ее развитие существенно повлияли три фактора: развитие естествознания, достижения философии Нового времени, в частности идеи Просвещения, и Французская революция XVIII в. Немецкая классическая философия представлена такими оригинальными мыслителями, как Иммануил Кант (1724—1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (770-S3), Людвиг Андреас Фейербах (1804—1872). Несмотря на своеобразие философских взглядов, они представляют собой определенную идейную общность. Именно поэтому их объединили в общее философское направление. В своем творчестве все представители немецкой классической философии опирались на новоевропейскую традицию. Отсюда — общность проблем, способов их постановки и решения. Можно выделить следующие общие черты немецкой классической философии:

• рационализм, унаследованный от философов эпохи Просвещения.

Для всех немецких философов-идеалистов XIX в. характерным

было убеждение, согласно которому действительность достаточно глубоко познать и переосмыслить, чтобы ее оправдать; через философское переосмысление может быть оправдана и религия;

  • • критика всеми представителями немецкой классики материализма XVIII в. за его механицизм;
  • • разработка диалектического метода мышления в процессе критики метафизического метода с использованием диалектической традиции, всегда очень влиятельной в Германии (Николай Кузанский, Лейбниц, Гёте);
  • • критика созерцательного характера предшествующего материализма и разработка принципа деятельности, активности. Подчеркивание творческой активности теоретического мышления;
  • • стремление преодолеть антиисторизм предшествующей философии, разработка философии истории и поиск объективных оснований для периодизации истории;
  • • критика традиционной рассудочной метафизики, стремление превратить философию в науку, построить универсальную, законченную наукоподобную систему. Это отражено даже в названиях работ немецких классиков: «Наукоучение» Фихте, «Энциклопедия философских наук» Гегеля;
  • • непосредственная преемственность в развитии философских идей. В немецкой классической философии происходил переход от материалистических идей докритического Канта к субъективному и трансцендентальному идеализму критического Канта, через субъективный идеализм Фихте к субъективному идеализму Шеллинга и объективному идеализму Гегеля и, наконец, к материализму Фейербаха.

Иммануил Кант. Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант. Его философское наследие разделяют на три периода: докритический, критический и антропологический. В докритический период заслуживают внимания идеи И. Канта относительно возникновения мира. В произведении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) он разработал космогоническую гипотезу, с помощью которой раскрыл механизм возникновения Вселенной и изложил новые принципы ее формирования. В соответствии с этой гипотезой Солнечная система является продуктом постепенного охлаждения газовой туманности. Здесь впервые понятие эволюции было распространено на космические явления. В создании Вселенной участвовали две силы — притяжение и отталкивание. Взаимодействие этих сил, по И. Канту, является основной причиной образования планет. Но это не помешало ему утверждать, что существует и внешняя сила, которая изменяет Вселенную. Процесс возникновения, развития и гибели миров постоянен. Отсюда — вывод об относительности понятия покоя.

В критический период (название связано с первым словом заглавий его главных работ: «критика», что означает исследование устоев) И. Кант создал философские труды, ставшие событием в истории человеческой культуры: «Критика чистого разума»(1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первом изложена теория познания философа, во втором — его этические, в третьем — эстетические взгляды.

На первом плане в этот период находилась идея «коперниканского переворота» в философии. До И. Канта считали, что познание является результатом воздействия на человека внешних факторов. При этом человек воспринимает это воздействие (т.е. пассивен), а мир действует на него. И. Кант «перевернул» это соотношение: он провозгласил, что познание и знания возникают в результате человеческой (прежде всего умственной) активности. Человек познает лишь в той мере, в какой сам подвергает испытанию природу, задавая ей вопросы.

Аналогия с «коперниканским переворотом» здесь вполне очевидна: Н. Коперник как бы «сдвинул» Землю (которую в его время рассматривали как неподвижный центр Вселенной), а И. Кант «сдвинул человека», положив конец его пассивности. В чем заключается значение этого переворота?

Во-первых, И. Кант дал более обоснованную картину познания: познание является не дублированием реальности, перенесением вещей в человеческий интеллект, а деятельностью по созданию интеллектуальных средств человеческого взаимодействия с миром.

Во-вторых, человеческий разум может признать надежным лишь такое знание, которое он сам получил на понятных ему принципиальных началах.

В-третьих, в концепции И. Канта человек является творческим и деятельным; при этом чем он активнее, тем более широкими будут его связи с действительностью и соответственно более обширным — знание (схема 2.11).

Схема 2.11. Источники познания по И. Канту

В теории познания И. Кант также:

  • а) раскрыл взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания;
  • б) выдвинул концепцию трех ступеней познания: чувственности (чувственного созерцания), рассудка и разума;
  • в) отстаивал позиции агностицизма. По И. Канту, человеческие ощущения являются лишь субъективными впечатлениями, которые не дают полного знания об объективных вещах, вследствие чего последние суть непознаваемые «вещи в себе».

Большую ценность имеют также этические, эстетические и социологические идеи И. Канта. В сфере морали он исходил из признания исходного равенства разума всех людей как суверенных факторов сознательного выбора поведения. Из такого равенства следует, что каждый отдельный разум в принятии решений должен действовать как общий разум. На этой основе формулируется знаменитый кантовский «категорический императив» (настоятельное требование, долженствование): «поступай только согласно такой максиме (основное правило, принцип), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Это означает, что человек, избирая определенный тип поведения, должен предполагать возможность такого же поведения для любого другого человека. В работе «Критика практического разума» И. Кант утверждал: категорический императив — необходимый и общезначимый моральный закон практического разума, который должен предопределять поведение человека, повелевая тому вести себя так, чтобы его поступки могли служить основой и руководящим началом всеобщего законодательства.

В сфере эстетики И. Кант пришел к выводу о том, что там, где речь идет о художественном вкусе человека, бездействуют законы логического обоснования. Поэтому эстетические восприятия являются целостными, неаналитическими, непрагматическими, а эстетические суждения строятся как ценностные, оценочные.

В трактате «Идея всемирной истории с всемирно-общественной точки зрения» И. Кант размышлял над историческим процессом. Он считал, что в основе исторического процесса лежат естественные потребности человека, а также противоречия между ними, и это — необходимое условие усовершенствования человеческого рода, но противоречия эти можно и нужно разрешать.

Философия Канта стала своеобразным исходным пунктом, на основе и в полемике с которой происходило дальнейшее развитие немецкой классической философии.

Иоганн Готлиб Фихте. И. Фихте рассматривал свое учение как прямое продолжение философии И. Канта. В то же время И. Фихте полагал, что из концепции И. Канта можно без особых потерь изъять «вещь в себе» ведь она все равно не имеет никаких определений. Опираясь на положения И. Канта о примате практического разума по отношению к разуму теоретическому, он любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным отпрактически-деятельностного отношения к предмету. Сознание, по утверждению И. Фихте, само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остается процессом. А поскольку идеализм И. Фихте субъективный, то сознание творит не только себя, но и весь мир — бессознательной силой воображения.

Исходя из этого, философ устанавливает три уровня «деятельности» «Я»: 1) «Я» полагает себя; 2) «Я» полагает «не-Я»; 3) «Я» противополагает делимому «Я» делимое «не-Я». «Я» для И. Фихте — понятие духа, воли, нравственности, веры; «не-Я» — понятие природы и материи: отношение между ними — понятие воли человека, борющейся против косности.

Роль И. Фихте в немецкой классической философии заключается в том, что он закрепил идею активности субъекта в познании. Философ отстаивал идеалы свободы, поднимал достоинство человека. Для него достоинство человека — наивысший идеал. Тот, кто посягает на достоинство другого, сам не может быть свободен, а является рабом. Свободен только тот, кто желает всех сделать свободными, подчеркивал И. Фихте.

Фридрих Вильгельм Шеллинг. Ф. Шеллинг в своем учении развил теорию И. Фихте. Он отверг абсолютное «Я» и заменил его на «Абсолют», который создает природу, а через развитие природы — человека. Если для И. Фихте природа — это пассивный объект, который «Я» пытается познать, то для Ф. Шеллинга природа — форма жизни разума, и она же порождает сознание.

Сам процесс возникновения мира из «Абсолюта» таков: сначала существует бескачественный, беспредметный дух, о котором мы ничего не можем сказать; потом этот дух порождает объективный мир. Узнать о существовании «Абсолюта» можно лишь с помощью интеллектуальной интуиции. В этом плане Ф. Шеллинг не отходит от идей И. Фихте, хотя имеет все необходимые предпосылки: развитие духа через природу и возможность таким образом ее познать.

С течением времени взгляды Ф. Шеллинга на философию кардинально изменились. В работах «Философия и религия», «Мировые эпохи» его «Абсолют» отождествляется с Богом. «Абсолют» уже не реализует себя через развитие природы. Природа с момента отождествления «Абсолюта» и Бога становится тенью Бога. В конце жизни Ф. Шеллинг отождествлял негативную философию с логикой и разумом, а основное средство познания мира усматривал в религии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Высшим достижением классической немецкой философии является учение Георга Гегеля. Оно характеризуется исключительной широтой и глубиной содержания, важностью и многогранностью поставленных проблем. Основные работы Г. Гегеля: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия природы» (1817), «Философия права» (1821).

Философскую систему Г. Гегеля называют системой объективного идеализма. В основе мира, по Г. Гегелю, лежит ограниченно существующее мышление, которое он называл Абсолютной идеей, Абсолютным духом, или Абсолютным разумом. Абсолютная идея активна и деятельна, она мыслит и познает себя, проходя в этом развитии три состояния (схема 2.12):

Схема 2.12. Этапы развития Абсолютной идеи Георга Гегеля

  • а) до возникновения природы и человека, когда Абсолютная идея находится вне времени и пространства в стихии чистого мышления и выступает как мир понятий, система логики;
  • б) это духовное начало из самого себя порождает природу, которую Г. Гегель называл «инобытием Абсолютной идеи»;
  • в) переход идеи от чуждой для нее природы к сфере развития духа.

Состояние перехода идеи от чуждой для нее природы к сфере развития духа является той же Абсолютной идеей, но обогащенной в процессе своего диалектического развития. Дух воплощается не только в человеческом духе, сознании, но и в различных формах взаимоотношений людей. Как же реализуется механизм диалектического движения понятий и категорий у Г. Гегеля? Он представляет собой логическое движение понятий, категорий, таких, например, как качество, количество и мера.

Для материалиста они являются отражением объективных сторон действительности, т.е. качеств, количеств, мер объектов, процессов мира. Однако, по Г. Гегелю, эти категории — и доестественные, идо- общественные сущности, перед которыми в «исходном пункте» Абсолютной идеи как предшествующие развиваются еще более абстрактные сущности — бытие, ничто, становление. Три ступени развития — триада, которой вместе с богатым диалектическим содержанием присуще и догматическое требование идеалистической системы немецкого философа.

С одной стороны, в триаде выразилась такая важная черта движения понятий, как взаимное отрицание и взаимное обогащение рационального содержания тезиса и антитезиса, т.е. на уровне синтеза осуществлено становление качественно нового этапа диалектического развития, которое включает предшествующие элементы как свои собственные. Категория «снятие» выражает взаимообусловленные в процессе развития моменты наследственности и отрицания.

С другой стороны, парадокс понимания развития Г. Гегелем заключается в том, что в соответствии с его системой именно на этапе естественных процессов отсутствует становление, поскольку природа не развивается во времени, а лишь проявляет свое разнообразие в пространстве. Таким образом, философская система Гегеля превратилась в метафизические кандалы, которые не дали возможности его гениальным диалектическим идеям и положениям полностью развернуться и адекватно выразиться во всем своем богатстве.

К таким идеям принадлежат и законы диалектики. В законе перехода количества в качество чрезвычайно глубокими как в мировоззренческом, так и в методологическом плане были раскрытие и обоснование механизма развития, содержания так называемых скачков — качественных переходов в процессе развития. Закон отрицания отрицания раскрывает направление развития. В законе единства и борьбы противоположностей всесторонне раскрываются противоречия как источник саморазвития явлений, предметов, процессов.

Вообще, противоречия являются «душой» всей конструкции гегелевской философии. Если противоположности дают нам целостное очертание предмета, то это означает, что все его промежуточные состояния представляют собой определенное соотношение, определенную пропорцию единства противоположных качеств, т.е. предмет возникает как противоречивый, непостоянный, подвижный. В противоположных проявлениях и очертаниях он как бы сам от себя отличается, оставаясь единым, но разнообразным и противоречивым явлением. Именно такое видение основ мира называется диалектикой. Вследствие этого гегелевскую философию характеризуют как диалектическую, а самого Г. Гегеля — как выдающегося теоретика диалектики, поскольку он не только утверждал, что мир подвижен и изменчив вследствие борьбы противоположностей, но и впервые раскрыл содержание и значение противоположных сторон, тенденций, явлений реальности, создал учение о противоположностях.

Вместе с тем в учении о логике очевидным компромиссом с «консервативной» философской системой был вывод о том, что противоположные стороны в противоречии примиряются. В философии истории, уступая требованиям своей философской системы, в которой имманентно было изложено признание конечных, окончательных результатов как познания, так и истории, Г. Гегель фактически не смог избежать умозаключения: подобно тому, как человеческое познание исчерпывает себя в познании Абсолютного духа (т.е. в содержании философии Г. Гегеля), также и социально-политическая история человечества завершает себя в современном Г. Гегелю Прусском государстве.

К числу безусловных философских достижений Г. Гегеля можно отнести такие:

  • 1) он дал развернутую критику метафизического метода мышления и противопоставил ему собственный диалектический метод;
  • 2) изложил на идеалистической основе главные законы и категории диалектики и по новому методу построил энциклопедию философских наук, стараясь в любой из них проследить возникновение, развитие и разрешение противоречий;
  • 3) составил философскую систему, которая вобрала в себя основные сферы жизнедеятельности и познания (схема 2.13).

Схема 2.13. Схема философии Георга Гегеля и его основные работы

Тем не менее философия Г. Гегеля не лишена определенных недостатков. Главный из них — противоречивость между его системой и методом:

  • а) если диалектический метод Г. Гегеля требует рассматривать все в движении и развитии, то его философская система отрицает всеобщность развития. Природа, по Г. Гегелю, не развивается во времени, а имеет лишь разнообразие в пространстве;
  • б) если диалектика Г. Гегеля считает, что процесс познания бесконечен, то консервативная система призвана дать законченное абсолютное знание действительности;
  • в) если диалектика утверждает, что развитие общества не имеет границ, то система ограничивает это развитие прусской монархией, которую полагает высшим этапом такого развития.

Г. Гегель оставил после себя большое философское наследие, но его идеи были восприняты неоднозначно. Он имеет как много последователей, так и немало противников. Рассматривая саморазвитие духа, Г. Гегель с позиций объективного идеализма практически исследовал механизм развития природы, человека, общества, проанализировал наиболее общие законы и логику этого развития.

Людвиг Андреас Фейербах. Период немецкой классической философии заканчивается философской системой Людвига Фейербаха. В молодости он был учеником и последователем Г. Гегеля. Но уже в 1827—1828 гг. стал сомневаться в истинности гегелевского учения и разрабатывать свою философию. Основные его работы: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Тезисы к реформированию философии» (1842), «Основные положения философии будущего» (1843).

Философия Л. Фейербаха нетрадиционна как в самой постановке проблем, так и в их решении, и в этом состоит ее своеобразие. Выделим следующие черты его учения (схема 2.14).

Основой философии Л. Фейербаха является учение о природе. Он утверждал, что нет ничего высшего, чем природа, как и нет ничего низшего, чем она. Природа вечна. Она бесконечна в пространстве: только человеческая ограниченность ставит границы ее протяженности. Л. Фейербах отвергал взгляд на природу как на условие развития духа, как на что-то производное, зависимое от сознания и воли.

Материализм Л. Фейербаха был антропологическим. Дело в том, что в центре его философии — учение о человеке (антропос). Человека он рассматривал как естественное существо, высшую ступень естественного саморазвития. Чувство и сознание человека — тоже естественные явления. Поэтому Л. Фейербах говорил о человеке как о чем- то абстрактном, а не о конкретном историческом человеке. В сферу исследований Л. Фейербаха не попадали ни настоящий мир человека, ни его реальные отношения с другими людьми, ни его духовная, ни производственная деятельность. Человек в толковании Л. Фейербаха выступает как внеисторическое и внеобщественное существо, и в этом заключается существенный недостаток его философии.

Схема 2.14. Философия Людвига Фейербаха

Антропологический материализм Л. Фейербаха был метафизическим. Философ не смог преодолеть созерцательный характер предшествующего материализма и осознать роль практики в процессе познания и общественного развития. Из-за созерцательных позиций он не смог понять гегелевскую диалектику, отвергнув ее вместе с идеалистической системой.

В теории познания Л. Фейербах стоял на позициях сенсуализма. Свою философию он назвал чувственной философией, но не отрицал взаимосвязи чувственного и рационального, подчеркивая, что чувственное должно дополняться рациональным, а рациональное — чувственным. Л. Фейербах решительно выступал против агностицизма.

Философия Л. Фейербаха имела атеистический характер. Он вел непримиримую борьбу против религии. Ее источник, так же как и источник идеализма, он усматривал в отрыве от бытия. Тем не менее, выступая против ортодоксальной религии, Л. Фейербах предлагал создать новую религию, которая обожествляла бы силу любви человека.

В понимании общественной жизни Л. Фейербах был идеалистом. Он, как и материалисты прошлого, не смог понять суть общественных процессов. Философ не пришел к пониманию того, что сознание людей определяется не только их положением в окружающей природе, но и, главным образом, материальными условиями жизни, общественным бытием.

Несмотря на все недостатки, присущие философии Л. Фейербаха, ее бесспорное достижение заключается в том, что она обратилась к человеку, воссоздала материалистические принципы и, таким образом, оказала значительное влияние на развитие философской мысли.

В целом классическая немецкая философия явилась важным вкладом в сокровищницу мировой философской мысли. Она характеризуется системным изложением философских проблем, изучением их в динамике развития, стремлением соединить абстрактные философские концепции с политикой, правом, моралью, искусством, т.е. практически со всеми формами человеческой деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >