Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow История политических учений

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - XVIII ВЕКЕ

Введение

Выше (§ 7 гл. 7) уже говорилось о становлении русской монархической идеи, ее восприятии низами и верхами общества, о Смуте, завершившейся избранием на царский престол новой династии Романовых. Во второй половине XVII в. в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции, связанные с процессом перехода от Руси к России. Проблема власти, государства и народа выходит на уровень секуляризованного, светского сознания.

Совершается переход от идеи царства как богохранимого государства к идее имперства как многонародной государственности, призванной служить обществу, заботиться о благе и пользе народа.

Однако Россия по всем важнейшим показателям — развитию экономики и культуры, уровню образованности населения и другим — намного отставала от государств Западной Европы. Понадобились железная рука и непреклонная воля царя (ас 1721 г. — первого российского императора) Петра Великого, чтобы «принудить Россию учиться и работать» и тем самым спасти ее национальное будущее.

Петровский абсолютизм нашел свое закрепление в ряде документов той эпохи. Так, в Воинском артикуле (1715 г.) было сказано: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах не должен дать ответа. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благо- мнению управлять»[1]. Артикул предусматривал смертную казнь за «хулительные слова» в адрес особы Его Величества. Следует подчеркнуть, что Воинский артикул применялся не только в военных, но и в общих судах вплоть до первых десятилетий XIX в.[2]

Екатерина II в своем «Наказе» несколько смягчила определения абсолютной власти монарха в России, показала возможности «просвещенного абсолютизма». Тем не менее в целом XVIII в. в России можно назвать веком абсолютизма — и в теории, и на практике. Такое положение дел устраивало не только высшую власть, но и образованную часть общества. Когда император Александр I, воспитанный в республиканском духе, начал было думать об ограничении своей самодержавной власти, его сразу же наставил на путь истинный известный историк Н.М. Карамзин, который писал: «Если бы Александр, вдохновленный великодушной ненавистью к злоупотреблениям самодержавия, взял перо для предписания себе новых законов, кроме Божиих и совести, то истинный гражданин российский дерзнул бы остановить его руку и сказать: “Государь, ты преступаешь границы своей власти. Наученная долговременными бедствиями Россия пред Святым Алтарем вручила самодержавие твоему предку и требовала, да управляет ею верховно, нераздельно. Сей завет есть основание твоей власти — иной не имеешь. Можешь все — но не можешь законно ограничить ее”»[3].

  • [1] Государство Российское: власть и общество: сборник документов. М., 1996.С. 58-59.
  • [2] Там же.
  • [3] Цит. по: Тихомиров Л.А. Указ. соч. С. 294.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы