Технологии социальной работы с пожилыми людьми
Пожилые люди как социальная общность
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых.
Согласно прогнозам демографического развития народонаселения мира, число людей в возрасте старше 60 лет, составляющее в 2000 г. около 600 млн человек, в 2050 г. составит примерно 2 млрд человек. Доля населения мира относительно категории пожилых людей увеличится с 10% в 1998 г. до 15% в 2025 г.
В Европе и Северной Америке доля пожилого населения возрастет соответственно с 20 до 28% и с 16 до 26%.
Во всем мире прогнозируется выравнивание процентных долей пожилых людей и молодежи. К 2050 г. доля лиц старше 60 лет увеличится до 21%, а доля детей снизится на одну треть (с 30 до 21%)[1].
В населении Российской Федерации можно выделить несколько “поколений” граждан старшего возраста. Так, в 2000 г. численность пожилых людей составляла 30,2 млн человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляли 1387 тыс. человек, лица в возрасте 100 лет и старше —15 558 человек[2]. Характерно, что за 20 лет (со времени всеобщей переписи 1979 г.) численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно.
Главные причины постарения населения — снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития продолжительность жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, женщин — на
6,5 лет. В России же наблюдается снижение средней ожидаемой продолжительности жизни.
Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения — хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т. п. Совокупность пожилых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на “молодых” и “пожилых” (или “глубоких”) стариков, подобно тому как во Франции существуют понятия “третий” и “четвертый” возраст. Границей перехода из “третьего” в “четвертый” возраст считается преодоление рубежа в 75—80 лет. “Молодые” старики могут испытывать иные проблемы, чем “пожилые” старики, например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т. д.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75~89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.
В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран —- 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).
Демографическое старение — заметное явление мирового развития. Оно в будущем еще сильнее повлияет на индивидуальную, общенациональную и международную жизнь, преобразит все аспекты жизни человека и общества: социальные, экономические, политические, культурные, психологические и духовные.
В 2050 г. в мире будет примерно 2 млрд человек, которые достигли возраста старше 60 лет (в 3,5 раза больше, чем в настоящее время).
Демографическое старение населения в нашей стране вызвано в основном снижением рождаемости. С 1990 г. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности молодежи в возрасте 0—15 лет.
Согласно принятой международной классификации возрастная структура населения России соответствует типу населения в стадии демографической старости, когда доля детей и подростков лишь незначительно превышает долю лиц старше 65 лет.
Опыт других стран, давно вступивших в период старения населения, свидетельствует о том, что общество в целом и отдельные люди трудно адаптируются к возросшей численности сограждан, находящихся на пенсии.
Начиная с 1959 г. рост нагрузки на трудоспособное население лицами старше трудоспособного возраста постоянно усиливается при весьма значительном параллельном снижении нагрузки детьми в возрасте до 15 лет.
Данная ситуация усиливает значимость государственной поддержки семей, имеющих в своем составе пожилых людей и переживающих одновременно социально-экономические трудности: бедность, безработица, многодетность, болезнь, переселение и др. Уже не исключение, но, скорее всего, тенденция — увеличение числа одиноко проживающих пожилых людей.
Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование различных теорий, среди них: освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной стратификации и др.
Согласно теории освобождения в процессе старения люди отчуждаются от тех, кто моложе; кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей от социальных ролей (имеются в виду роли, связанные с трудовой деятельностью, а также руководящие и ответственные роли). Этот процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальной ситуацией, в которой находятся стареющие люди. Его можно считать также одним из способов приспособления пожилых людей к ограничению своих возможностей и примирения с мыслью о неизбежно надвигающейся смерти. Согласно теории освобождения в социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более молодым, способным трудиться более продуктивно. Ряд критиков называют данную теорию самой бесчеловечной, другие задаются вопросом: является ли “освобождение”, “разъединение” универсальным и неизбежным явлением?
Данная теория вытесняется в настоящее время теорией активности, приверженцы которой утверждают, что стареющие люди, расставаясь со своими привычными ролями, ощущают чувство утраты и своей ненужности в обществе. При этом ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа и позитивного самосознания им следует не отказываться от активной жизни, а наоборот, заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные социально значимые роли и общаться с окружающими (например, работать неполный рабочий день или заниматься добровольной общественной деятельностью), пожилые люди сохраняют психологическое спокойствие. Степень приспособления людей к старости в значительной степени зависит от характера их деятельности на ранних этапах жизни: если по мере приближения старости человек овладевает множеством различных ролей, ему легче пережить утрату тех ролей, которые он исполнял в прошлом. Люди, обладавшие эмоциональной и психологической устойчивостью и активностью в возрасте 30 с лишним лет, сохраняют жизненную энергию и после 70 лет; люди в возрасте 30 лет, для которых характерны страх и консерватизм, проявляют тревогу до конца своей жизни.
Авторы теории меньшинств отмечают, что старики составляют меньшинство населения, что предопределяет их низкий социально-экономический статус, дискриминацию, предубеждения против них и многие другие явления.
Теория субкультуры относит пожилых людей к некоей субкультуре, которая определяется как совокупность своеобразных норм и ценностей, отличных от норм и ценностей, господствующих в обществе. Если стареющим людям удается завести новых друзей и сохранить уже сложившиеся связи, они способны создать такую субкультуру, что помогает им сохранить чувство психологической стабильности. Есть два важных момента, оправдывающих данное представление: 1) психологическая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе; 2) их исключение из взаимодействия с другими группами населения. Таким образом, предполагается, что дискриминация по отношению к лицам старшего возраста и их чувство общности дают основания для появления субкультуры старости. По мнению авторов данной теории, увеличение числа поселков для пенсионеров и других подобных жилищных комплексов, учреждений способствовало бы формированию самобытной субкультуры.
Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, а это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решении касающихся их вопросов, когда у них есть свобода выбора. Некоторые специалисты считают наиболее плодотворной теорию возрастной стратификации, согласно которой каждое поколение людей уникально и обладает только ему присущим опытом.
Разумеется, выработка адекватных сложной природе человека теорий старения, учитывающих позитивные возможности человека в пожилом возрасте, равно как и распространение их в обществе наряду с соответствующими социальными мерами, продолжается. Данный процесс может стать дополнительным фактором достижения долголетия для всех членов общества, поскольку в идеале эти теории и формирование на их основе индивидуальных вариантов образа жизни должны способствовать возрастанию активного долголетия.
Вместе с тем терапевтические модели, образующие фундамент практической работы с пожилыми людьми, должны использовать три принципа: 1) изучение индивида в его социальной среде; 2) понимание психосоциального становления и развития личности как пожизненного процесса; 3) учет социокультурных факторов формирования и развития индивида. Разумеется, разные теории в разной степени соответствуют каждому из названных принципов.
Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в соответствии с Принципами ООН в отношении пожилых людей: “Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста” (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 г.).
Данный документ рекомендует правительствам всех стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей:
- 1) разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;
- 2) поощрять благотворительные организации;
- 3) защитить пожилых людей от экономических потрясений;
- 4) обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;
- 5) полностью обеспечить пожилого человека социальными услугами независимо от места его проживания — на родине или в другой стране.
Эти принципы сгруппированы следующим образом:
I. Независимость.
II. Участие.
III. Уход.
IV. Реализация внутреннего потенциала.
V. Достоинство.