ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Учебные вопросы

  • 1. История и становление мировой политической мысли.
  • 2. Развитие общественно-политической мысли в России.

В управлении государством главное — соблюдать все формальности, а на мораль можно и не обращать внимания.

Марк Твен

История политических учений насчитывает много веков. Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой формы организации власти. На заре своего развития политическое научное знание складывалось из элементов философских теорий.

Сегодня в истории становления и развития политической мысли ученые выделяют следующие этапы: политические учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения эпохи Просвещения и Нового времени; современные политические учения.

История и становление мировой политической мысли

Политические учения Древнего Востока

Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания; первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер; господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства.

Ведущие мыслители этого периода: Конфуций, Мо-Цзы, Шан-Ян, Хаммурапи, Будда и др.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.), древнекитайский философ, пропагандировал идеологию господствующего сословия, божественное происхождение власти императора, но отказывался от божественного происхождения государства.

Изречения мыслителя собраны его учениками в книге “Лунь юй” (“Суждения и беседы”). Он считал, что государство возникло из объединения семей (это большая семья, где император -— строгий, но справедливый отец, а подданные — его послушные дети). Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

Мо-Цзы (479-400 гг. до н. э.), древнекитайский философ, разработал учение, которое считалось идеологией угнетенных сословий, и обосновал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежала идея принадлежности народу верховной власти. Важное место в его учении занимает мудрость как основа управления (предполагает сочетание наставления народа с наказанием) и учет интересов народа в процессе управления государством.

Шан-Ян (390—338 гг. до н. э.), древнекитайский философ, дал начало направлению, получившему название “легизм”. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат “Шан Цзюнь шу” (“Книга правителя области Шан”).

Теоретические основы легизма: мораль и политикапротивоположные вещи, т. е. любой политик должен отрицать мораль. Основное средство управления государством -— принуждение (человек подчиняется закону, так как боится наказания; страх выступает основой всего; управление государством базируется на посылке: правитель деспот, все остальные равны перед законом, кроме него).

Существенное влияние на развитие политической мысли Древнего Востока оказали индуистские “Веды”, идеологами которых выступали жрецы Древней Индии — брахманы. В “Ведах” говорится о делении общества на четыре сословия — вариы: брахманы — жрецы и кшатрии — воины являлись господствующими кастами, а вайши — крестьяне, ремесленники, торговцы и шудры — свободные низы — подчиненными сословиями (переход из одного сословия в другое недопустим).

Будда (563-483 гг. до н. э.), основатель религии “буддизм”, критиковал брахманистскую политическую мысль, отверг мысль о боге как о верховном правителе мира, подверг критике систему варн, принцип их неравенства. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона — “Типитака”. Суть своего учения Будда выразил в четырех благородных истинах (страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему). Провозглашая духовное равенство людей, идеи любви к ближнему, непротивления злу, равнодушие к жизни, нищете и угнетению, буддизм помогал удерживать в повиновении угнетенные массы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >