Политические учения Древней Греции и Древнего Рима

Характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их относительно самостоятельной частью философии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.

Ведущие мыслители этого периода: Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон и др.

Сократ (469—399 гг. до н. э.), древнегреческий философ, стремился восстановить духовное единство полиса на основе справедливости и добродетели и отстаивал принцип компетентного правления, согласно которому править должны знающие. Исходя из нравственно-разумной основы государства, он заложил традицию разделения форм правления на правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию).

Платон (427-347 гг. до н. э.), древнегреческий философ, автор диалогов “Государство” и “Законы”, публично высказывал следующие идеи: государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку; залог стабильности государства — разделение труда по склонности души; управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; сословие стражей должно защищать государство; землевладельцы и ремесленники —- третье сословие — должны добросовестно трудиться на благо государства; переход из одного сословия в другое недопустим, ибо это наносит вред государству.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.), древнегреческий философ, в своих трактатах (“Политика” и др.): выдвинул предположение о естественном происхождении государства; назвал человека политическим существом; классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; выделил: правильные формы государственного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо, и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.), древнеримский политик и философ, автор диалогов “О государстве” и “О законах”, рассматривал государство как дело, достояние народа, причем народ, по его мнению, не любое собрание людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Воплощением природной справедливости Цицерон считал государство, которое он трактовал как достояние народа, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасности, а также достижения ими согласия в вопросах общности интересов и права.

Цицерон выделял три формы правления государством — царскую власть, аристократию (власть оптиматов) и демократию (власть народа). При этом наилучшим он считал государство, обладающее смешанной конституцией, которая образуется путем равномерного смешения положительных свойств всех трех простых форм правления.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >