СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Личность в системе социальных связей

Социология исследует проблему человека для понимания социальной реальности, социальных связей и взаимодействий. Человек — активный творец исторического процесса, развития материального производства, духовной культуры. Какими чертами должен обладать человек, чтобы стать личностью в процессе социализации? Прежде всего сознанием. (Умалишенные, олигофрены не могут в полном смысле слова считаться личностями.) Сознание позволяет человеку адекватно воспринимать действительность. Сознание определяет способность обобщать, синтезировать общие сходные черты, свойства. Благодаря этому человек осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осмысленно включается в жизнь социальных общностей, общества в целом. Сознание позволяет человеку выделять себя из общества, группы, осознать свое “Я”, свое место в обществе, утверждает независимость личности, ее неповторимость.

Важнейшей гранью сознания является способность к социальной ответственности, т. е. возможности предвидеть результат своей деятельности, поступка в отношении к обществу, социальному окружению. Сознание позволяет человеку проектировать свою деятельность, прогнозировать, моделировать непосредственные и отдаленные события. Сознание побуждает к практическим действиям в соответствии с принятыми в социуме ценностями, целями. Так формируется мотивационная сфера человеческой целенаправленной деятельности. Сознание позволяет человеку аккумулировать накопленный опыт, передавать информацию другим людям. Эти функциональные возможности сознания являются важнейшей предпосылкой социальной жизни.

Важнейшей чертой личности является индивидуальность, характеризующая уникальность, неповторимость, единичность, присущие данной личности. Индивид, соответственно, — это единичный человек как биосоциальное существо, особь.

Биосоциальная сущность человека непосредственно проявляется на индивидуальном уровне. Природные индивидуальные начала связаны прежде всего с генотипом, который несет генетический код, определяя тип нервной системы, динамику психических процессов, а в конечном счете — темперамент, данный каждому из нас природой. Темперамент накладывает отпечаток на всю совокупность деятельности конкретной личности.

В 90-е годы XX века социологи и психологи Санкт- Петербурга провели интереснейшее исследование, имевшее целью установить влияние темперамента на характер деятельности. Опыты проводили в студенческих группах. В результате респонденты были разделены на четыре поведенческие группы.

В первой группе, авторитарной, были представлены активные, инициативные студенты, основу поведения которых составляло стремление доминировать, подчинять других, решение задачи приписывать исключительно себе. В эту группу попали в основном представители холерического темперамента. Вторую, самую многочисленную группу, составили так называемые ведомые т. е. пассивные, легко попадающие под чужое влияние студенты. Среди них были представлены все типы темпераментов, кроме холерического.

Третья группа — независимые, проявившие ярко выраженную индивидуальную окраску поведения, отсутствие интереса к чужому или групповому мнению. Свое решение задачи они не пытались соотносить с другими, считая собственное решение единственно правильным. Здесь оказались все типы темпераментов: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

Последнюю группу исследователи определили как группу сотрудничества. Студенты этой группы были активны, инициативны, но имели выраженное стремление проверять свое решение задачи, учитывая мнение других. Вызывает удовлетворение, что в эту группу попали представители всех темпераментов. Можно сделать вывод, что темперамент связан с поведением личности опосредованно. Это влияние как бы смягчается или усиливается конкретной социальной средой, социальным климатом, уровнем культуры личности, ее воспитанием, традициями, ценностными ориентирами.

Генотип определяет фенотип — совокупность внешних природных свойств: цвет глаз, волос, природную конституцию, т. е. внешний облик, данный от природы.

Генотип и фенотип являются природными основаниями такого сложного социального явления в человеке, как характер, означающее в переводе с латинского “сущность”. Определить природу конкретного человеческого характера очень трудно. Всякая попытка описать характер путем перечисления каких- то черт обречена на неудачу. Например, добрый, злой, чуткий, вздорный, спокойный и т. д. — любая отдельная черта характера носит общечеловеческий смысл и не воссоздает качества конкретной личности.

Уникальность характера составляет система черт, образно говоря решетка, конструкция, составляющая единичное сочетание универсальных черт. Каждый человеческий характер неповторим. В характере диалектически сочетаются положительные и отрицательные черты. Справедлива французская пословица, гласящая, что “наши недостатки есть продолжение наших достоинств”.

Считается, что чем больше в характере положительных контрастных черт, тем значительней характер. Например, сочетание деликатности и активности, настойчивости, инициативности. К сожалению, чаще всего такое прекрасное качество характера, как деликатность, сочетается с робостью, пассивностью и т. д.

Представляется, что каждый человек должен критически анализировать свой характер и проводить большую внутреннюю работу над его совершенствованием. Это как раз тот момент истины, когда “душа обязана трудиться”. Стремление “улучшить”, “исправить” характер извне ошибочно и безнадежно и ведет только к ухудшению или окончательному разрыву человеческих отношений.

Всему живому присущи процесс обмена с окружающей средой, необходимость адаптации к окружающим условиям. От работы этого механизма зависит судьба как отдельного индивида, так и сообщества.

Для существования и развития индивида как в природной, так и социальной среде необходимы определенные блага, которые удовлетворяют его потребности.

Потребность связана с генетически заложенной в индивиде программой жизнедеятельности. Потребность имеет силу жизненной необходимости. Животные обладают потребностями только витального характера, т. е. связанными с необходимыми условиями поддержания жизни. Удовлетворение многих витальных потребностей требует объединенных усилий, организации животных в сообщества, которые происходят на основе животных инстинктов и не носят осмысленного целенаправленного характера.

Сообщества людей скоординированы, осознаны, социальны. Сущность социальной реальности наиболее точно раскрыл М. Вебер, выделив в качестве ее критерия “ожидание” —- ориентацию на ответную реакцию. Человек, в отличие от животных, может ожидать, прогнозировать то, что другие люди ожидают от его действий и поступков и, соответственно, их реакцию на эти действия.

Сопряженность взаимных ожиданий создает для отдельной личности ситуацию предсказуемости, стабильные, надежные условия для существования и развития в социуме. Там, где нет предсказуемости, стабильности происходит разрыв нитей общения, происходит утрата необходимых социальных условий индивидуального развития и, может быть, самого существования индивида.

Социальное потрясение общества разрывают стабильные сети взаимных ожиданий, усиливая массовые настроения тревоги, неуверенности, беспокойства, непредсказуемости. Происходит резкая дестабилизация социальной реальности.

Ожидания, ориентация на других обеспечивают прогнозируемость, предсказуемость, упорядоченность, сплоченность, которые в свою очередь лежат в основе развития цивилизации. Состояние экономики, техники, науки, культуры зависит от уровня регулирования социальных связей.

Социальное — это особое, специфическое для человека свойство жизнедеятельности. Социальное пронизывает как элементарные формы, так и сложные системы, начиная от мотива социального действия и кончая такой целостностью, как культура.

Категорию “личность” раскрывает также этимологический подход. Само понятие “личность” происходит от слова “личина”. Вл. Даль толкует это слово как “маска, накладная рожа, харя”, которую надевал скоморох, чтобы сыграть определенную роль.

Точно такое же значение имеет латинское слово “персона”, означающее “человек, лицо, особа”. В своем первоначальном значении слово “персона” обозначало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. Личность и персона — идентичные понятия.

Таким образом, личность — это отдельный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, т. е. в социальной жизни.

Личность — это любой человек, сознательный и ответственный, с присущей каждой личности индивидуальностью.

Личность изучается комплексом наук, прежде всего философией, этикой, психологией, социальной психологией, педагогикой, медициной и т. д. В социологии в качестве основного вопроса этой науки выступает проблема “личность и общество”. Категория “личность” — одна из основных в системе категорий социологии.

Социология изучает устойчивые повторяющиеся элементы реальной жизнедеятельности личности, ее взаимосвязей в обществе, а также условия адаптации к среде и самореализации. Взаимоотношения личности и социальной среды изучаются социологией в аспекте проблемы свободы личности, ее автономии. Свобода личности сводится к выбору, который осуществляет личность из того, что предлагает общество. Свобода имеет два измерения: “от” и “для”. Свобода “от” связана с объективными условиями: уровнем развития техники, производительных сил, состоянием научных знаний, общественным строем и т. д. Эти факторы в целом не зависят от воли личности и должны ею восприниматься как “познанная необходимость” (известное изречение Б. Спинозы). Допустим, человек, живя в конкретное историческое время, может быть свободен или несвободен от расового гнета, национального угнетения, дискриминации в сфере труда и политической жизни по половому, возрастному или национальному признакам и т. д.

Поступательное развитие истории раздвигает границы свободы “от”. Человечество в определенном смысле становится свободнее от природной стихии, экономического и политического гнета.

Свобода “для” имеет субъективное измерение, т. е. зависит от конкретных особенностей личности, ее воли. Например, свободное время — это свобода “от”, предоставляемая обществом. Границы свободного времени, которым располагает личность, зависят от установленных обществом норм обязательного труда в общественной сфере, состояния бытового обслуживания, средств связи и т. д. Свободное время, определенное обществом, поступает в распоряжение индивида, и он пользуется им по своему усмотрению. Можно использовать его созидательно, творчески, принося пользу себе и обществу. Однако можно употребить свободное время и для асоциальной деятельности: бездельничать, пьянствовать, совершать преступления, хулиганить и т. д.

Социологическое изучение начинается с признания того факта, что человеческие существа всюду и всегда живут в ассоциации друг с другом. Каждый из нас принадлежит к тем или иным социальным группам, таким как семья, производственный коллектив, возрастная, половая, профессиональная, этническая и другие группы.

Социальная группа — это устойчивая совокупность индивидов. Для совместных действий в социальной группе необходимы разделение труда и координация деятельности.

Во всех групповых действиях различные участники выполняют определенные функции. Все участники взаимозависимы, в противном случае социальное единство разрушается.

Гибкая координация внутри группы обеспечивает высокую степень ее приспособляемости к особенностям момента и переменам, происходящим с изменением ситуации.

Как бы ни отличались одна от другой человеческие группы, в любой из них люди, преследуя свои собственные цели, вынуждены учитывать интересы других. Каждой группе присущ некоторый шаблон деятельности, который проявляется в согласованных действиях. У членов группы вырабатываются шаблонные представления, которые являются групповыми нормами. Любая группа, которая существует достаточно длительное время, вырабатывает систему норм. Эти нормы лежат в основе культуры данной группы. Люди с общим культурным прошлым легко кооперируются между собой, и координация внутри группы основывается на самоконтроле.

Взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят друг от друга. Благодаря разделению труда внутри группы каждый человек исполняет определенные социальные функции, которые связаны с выполнением специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии. Функция связана с деятельностью, последствия которой важны для общества. Если эти последствия направлены против общества, то имеет место дисфункция.

При выполнении конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные обязанности — функциональные обязанности. При этом он наделяется правами по отношению к другим участникам группы, которые обязаны что-то делать ради него. То, что составляет право для одного партнера, является обязанностью для другого.

Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права определяют социальный статус. В статусе фиксируется определенный набор функций, которые выполняет человек, живя в данном обществе.

Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей и соответственно имеет множество статусов. Обычно выделяют три уровня социальных статусов.

Особую роль играют генеральные статусы, составляющие фундамент статусной позиции личности. Генеральные статусы носят всеобщий характер, который касается всех людей. Например, землянин, человек, гражданин данного государства и т. д.

Статус, приобретенный с рождения, называют предписанным. Это национальность, социальное происхождение, пол, место рождения и т. д.

Другие статусы личность достигает, приобретает в процессе социализации. Это статусы приобретенные, достигнутые. Например, родитель, супруг, пианист, поэт, инженер, шофер, профессор и т. д.

Статусы могут быть формальными и неформальными. Например, директор завода (формальный лидер), лидер компании друзей (неформальный).

Множественность статусов не означает их равнозначности. Среди главных статусов выделяются статусы, определяющие человека социально. К ним относится прежде всего профессиональный статус. В качестве главных обычно большое значение имеют статусы, связанные с имущественным положением, этническими, половыми и возрастными признаками. Принятая в обществе иерархия статусов лежит в основе социальной стратификации данного общества.

Престиж функций, закрепленных за данным статусом, отражает иерархию ценностей, принятых в культуре и общественном мнении данного общества. В обществах бюрократизированных, где роль государства непомерно высока, статус начальника, руководителя необоснованно завышен, а статус ученого, врача, учителя занижен. В таких обществах утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно высокого престижа статуса означает наличие серьезного социального неравенства.

В соответствии со своим статусом человек играет в обществе определенную социальную роль. Это понятие стало центральным в социологии.

Один из основоположников ролевой теории в социологии Р. Линтон определил социальную роль как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом. Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль дает достаточно полную характеристику поведения личности.

Социальная роль включает норму поведения личности определенного статуса. В рамках социальной роли происходит преломление нравственных ценностей, норм и мотивов поведения в соответствии со специфическими требованиями, стандартами, необходимыми для той или иной функции.

Социальная роль — это определенный шаблон поведения, принятый в данном обществе, целесообразный для людей определенного статуса и гарантирующий выполнение конкретных социальных функций. Социальная роль всегда связана с закрепленными в данной культуре нормами, образцами, стандартами. Поэтому социальную роль нельзя полностью уподоблять личностной характеристике. Ролевые ожидания, закрепленные за статусом, требуют чрезмерной унификации, одинаковости человеческого поведения, оставляя за рамками роли уникальность, творческую неповторимость личности.

Социальная роль предъявляет личности определенные стандартные требования, связанные с ее участием в системе регулярных социальных взаимодействий. Тем самым гарантируется участие людей в функционировании определенного социального института. Социальная роль подключает личность к сложным социальным образованиям. Личность играет социальную роль, исполняя обязанности, налагаемые ролью, и осуществляя свои права по отношению к другим. Принятие роли — важное условие ее исполнения. Выполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли требует, чтобы каждое действующее лицо вообразило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.

Упорядоченность повседневной жизни обусловлена тем, что каждый человек последовательно исполняет то одну, то другую социальную роль. Социальные роли осваиваются благодаря участию в организованных группах. Шаблоны, стандарты поведения отличаются от группы к группе, от культуры к культуре. Успех деятельности в группе зависит от того, насколько ее участники одинаково понимают роли друг друга. Люди, воспитанные в разных культурах, испытывают значительные трудности при совместной деятельности.

Кооперация может протекать без помех, когда роли четко распределены между участниками и разделяются ими. Во всех организованных группах существуют процедуры, с помощью которых поведение индивидов подводится к норме. Нормы принуждения — это социальные санкции, которые могут быть позитивными или негативными.

Позитивные санкции связаны с почестями, награждениями, поощрениями; негативные — с наказанием в различных формах от открытого осуждения, презрения до тюремного заключения или даже смерти. Поведение каждого участника социальной группы ограничено, оно находится под социальным контролем, который осуществляется в различных формах, начиная от общественного мнения и кончая репрессиями.

Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данном обществе нормам и ожиданиям. Пользуясь преимуществами, которые предоставляет группа, индивид должен платить солидарностью. Личность точно реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе, при этом большое значение имеет социокультурная определенность этих стандартов.

Общество располагает мощными механизмами, определяющими ролевое поведение личности. Как при этом личность сохраняет свою автономию? Безусловно, в отношении “общество-лич- ность” кроется немало противоречий, которые могут порождать многочисленные конфликты. Весьма распространенными являются конфликты, вызванные различиями в трактовке социальной роли личностью и обществом. Во многих случаях личность осознанно не принимает определенные стандарты поведения, поддерживаемые обществом, государством. Этот конфликт лежит в основе диссидентства, оппозиционных движений и т. д. Социология анализирует конфликт между ролями, когда между ними возникает несоответствие (например, несоответствие производственной и семейной ролей женщины-матери). Ориентация на две противоречащие друг другу роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению, ослаблению здоровья и т. д. Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. В нем берет верх более предпочтительный для личности мотив.

Нередко личность оказывается в тисках социальных ролей, теряя свою автономию, индивидуальность. Таким образом, конфликт социальных ролей может быть внутриролевым и межролевым.

При конфликте ролей выбор остается за личностью, он зависит от личностных приоритетов и доминирующих ценностей. Личность почти всегда находится в напряженном поиске выбора из тех условий, которые предоставляются обществом. В зависимости от своих убеждений, воли, характера, уровня культуры, интеллекта, профессионализма в рамках предложенных обществом обстоятельств личность творит свою судьбу.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >