Сетевые коммуникации, направленные на реализацию социальных потребностей личности

Категория “социальное взаимодействие” в социологии является онтологической предпосылкой для объяснения многих общественных явлений, реальным фундаментом общественной жизни, на котором строится сложное и многоярусное здание общества с присущими ему нормами и ценностями, институтами, организациями, образом жизни людей. Категория социального взаимодействия отражает изменяющийся характер общественной жизни, дает возможность представить ее как процесс.

Например, отношение любящих друг друга жениха и невесты представляют социальное взаимодействие и учитывают субъективную сторону человеческих действий.

Особенность социального взаимодействия заключается в том, что оно представляет собой процесс воздействия людей друг на друга, и в ходе его поведение субъекта сознательно реорганизуется под влиянием поведения других субъектов и наоборот. В процессе социального взаимодействия имеет место влияние сознания, интересов, потребностей, поведенческих установок одного человека на другого и наоборот, т. е. аналогичное взаимодействие оказывает и другой индивид.

Система социального взаимодействия множества индивидов является исходным в определении социальной системы. При системном анализе социального взаимодействия внимание в первую очередь обращается на те аспекты социальных действий, которые дают возможность интегрировать и координировать действия множества индивидов в единое целое.

Это возможно из-за наличия общеразделяемых символов, ценностных и культурных стандартов, позволяющих индивидам правильно и более или менее единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий. Социальные нормы предписывают людям определенные шаблоны действий.

Интернет как специфическая форма социального взаимодействия

В российском массовом сознании Сеть предстает прежде всего гигантским хранилищем информации. Формирование подобного образа глобальной сети произошло главным образом благодаря СМИ. В большинстве публикаций отношения “человек — Сеть” рассматриваются как утилитарные, потребительские и обезличенные: зашел человек в Сеть, нашел нужную ему информацию, скопировал ее на свой компьютер и вышел из Сети. Причины вполне понятны — огромный объем информации, сосредоточенной в Интернете, ее хаотичность и неструктури- рованность требуют от новичка хотя бы минимальных знаний о доступных информационных ресурсах и стратегиях поиска необходимой информации.

Эти устоявшиеся представления имели своим следствием неадекватность образа Интернета в массовом сознании реальному положению дел. Новички в Сети, как правило, даже имеющие общее представление об информационной составляющей Интернета, часто оказываются абсолютно неготовыми к столкновению с его социальной составляющей. Человек, зашедший на безжизненный склад, неожиданно обнаруживает, что попал в густонаселенную страну, причем о том, что это за страна и как себя в ней вести, он не имеет ни малейшего представления.

Неподготовленность многих пользователей к поведению в Сети понятна — осмысление процессов социального взаимодействия в Сети представителями социальных наук (социологами, философами, психологами) в России находится еще даже не в стадии первичного осмысления, а, пожалуй, в стадии возникновения интереса к этой проблеме.

Средства массовой информации, рассматривая виртуальный социум, чаще ограничиваются наиболее экзотичными формами взаимодействия вроде “виртуального секса”, причем эти формы подаются не как социальное явление, требующее осмысления, а как курьез.

Интернет-пространство населяется людьми, и это пространство невозможно представить без людей. Виртуальный мир создан человеком и для человека, и если в реальном мире человек -— только часть мира, то виртуальность исчезает при отсутствии людей. Люди — главное мерило этого мира и его главное богатство. Не случайно уже практически невозможно представить себе сайт без счетчика посещений. Ценность ресурса в сознании неразрывно связана с его востребованностью людьми.

Деятельность в Сети в значительной степени социальна и часто неразрывно связана с межличностной коммуникацией. Изначальная социальность русского Интернета (в дальнейшем мы будем в основном рассматривать именно русскоязычный Интернет) проявляется, например, в том, что “обезличенность” ресурсов в Интернете —- скорее исключение, чем правило.

Такой вид ресурсов, как “домашние страницы”, представляет собой не что иное, как специфичную сетевую форму самопрезентации человека. Почти на любом сайте есть раздел “Авторы”, призванный “отличить” тот или иной ресурс. И это не просто формальное упоминание о создателях; даже самые востребованные, посещаемые и информационно насыщенные ресурсы в русском Интернете неразрывно связаны с личностью. Существует ассоциативная связь, к примеру, “Библиотеки Мошкова”, которая является своеобразной “Ленинкой русского Интернета”, с ее создателем — Максимом Мошковым.

Однако социальность Интернета не ограничивается персонализацией ресурсов. Почти все ресурсы русского Интернета в той или иной степени коммуникативно насыщены. Пользователям ресурсов практически всегда предоставляется возможность связаться с создателями через e-mail. На обратную связь с пользователями направлены и сопровождающие почти каждый сайт “гостевые книги”, где каждый желающий может оставить свои впечатления о сайте. Причем обычно связь двусторонняя, предусматривающая публичные же ответы создателей сайта.

Популярный ресурс в виде гостевой книги перерастает в так называемый “форум”, т. е. конференцию. На наиболее популярных ресурсах в последнее время создаются чаты. Таким образом, можно констатировать, что даже ресурсы, не имеющие прямого отношения к общению, эволюционируют в сторону все большей коммуникативности.

Интенсивная коммуникация через Интернет очень быстро приобретает своих поклонников. Причины такой популярности интерпретируются по-разному. Например, А. Крокер и М. Вейн- штейн в духе постмодернизма трактуют привлекательность телекоммуникации в виртуальной среде: “Виртуальное сообщество так харизматически привлекательно сейчас, потому что, подобно падающему космическому кораблю, мы вновь возвращаемся в обжигающую атмосферу одинокой (виртуальной) толпы. Технологически сгенерированное сообщество не имеет иного существования, кроме как в качестве перспективного симулякрума, и в интересах медиа-сетевых функций выступает как жестокое, но всегда технически совершенное силовое поле, (отличный звук, больше возможностей памяти) для того, чтобы спрятать в нем свое одиночество”[1].

Виртуальное общение трансформирует проблему одиночества. Общение с помощью компьютерных сетей способно смягчить проблему одиночества. Р. Хамман обращается к проблеме так называемых “третьих мест”, которые являются одной из основ существования традиционных сообществ. В ходе процессов субурбанизации (заселения окраин), как отмечают исследователи в области социологии города, третьи места (публичные места в территориальной общности — кафе, клубы, пивные бары) утратили свое значение, и традиционные сообщества распались. Но потребность в сообществе осталась, и она смогла реализоваться благодаря развитию компьютерных сетей[2].

В работах Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Э. Фромма и других исследователей рассмотрены проблемы эмоциональной нищеты вследствие изменений, произошедших в сфере культуры.

Подавляющая часть социальных контактов утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на эмоциональные привязанности зачастую просто не остается времени. Человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством и обеднением эмоциональной жизни. Как следствие — особую актуальность, особенно в больших городах, приобрела тема одиночества — причем не только для пожилых людей, но и для людей в возрасте максимальной социальной коммуникативности. Общение в виртуальной среде выполняет компенсаторную функцию в этом процессе, возвращает человеческой жизни часть утраченной эмоциональности.

Такие представления о причинах популярности общения с помощью компьютерных сетей, безусловно, имеют под собой определенные основания. Но более вероятно, что общение через компьютерные сети дает не только возможности решения проблемы одиночества. Хотя виртуальное общение в силу своих специфических свойств и затрагивает порой какие-то эмоциональные струны человека, но его популярность в существенной мере обусловлена также и тем, что оно в ряде случаев просто более удобно.

Понятия “общение” и “коммуникация” не равнозначны. Коммуникацию определяют как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других), а под общением понимают социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Средства массовой коммуникации не предоставляют возможности для общения. Коммуникация рассматривается и как процесс передачи и восприятия разного рода информации (в том числе символической и чувственной) в межличностном диа- и полилоговом режиме взаимодействия, когда информация исходит от различных сторон, а также в монологовом режиме, когда информация исходит от различных СМИ, а круг тех, кто ее воспринимает, не вполне определен. А массовая коммуникация является не диалогом, не полилогом, а взаимодействием субъекта коммуникации с массой (аудиторией), которая (одновременно вся) не в состоянии вступить в интерактивную связь с субъектом коммуникации. В таком случае общение — это та часть коммуникации, которая происходит в режиме только межличностного взаимодействия.

Что касается виртуального общения, то терминология относительно всего, что касается коммуникаций и общения в компьютерных сетях, еще не устоялась. А. Ю. Круглов предлагает использовать в качестве стандарта термин “компьютерноопосредованное общение” (computer-mediated communication)[3]. Но более удачным кажется термин “виртуальное общение”, поскольку он не стоит в одном ряду с такими возможными формулировками, как телефоно-опосредованное, факсо-опосредованное общение и т. п., и в нем подчеркивается специфика общения через виртуальную среду.

Виртуальное общение представляет собой:

  • • общение в виртуальной среде с помощью своеобразного дискурса, сформировавшегося в компьютерных сетях (в Интернете существуют свой этикет (нетикет), свои нормы, запреты и своя собственная эмоциональная атмосфера);
  • • общение преимущественно текстовое, которое состоит из пересылаемых сообщений, несущих в себе сведения;
  • • неоднонаправленную передачу сообщения, т. е. круг адресатов и посылающих сообщения известен.

Можно выделить следующие виды виртуального общения:

  • 1) по скорости обмена сообщениями: синхронное (в режиме реального времени — on-line) и асинхронное (off-line);
  • 2) по числу участников: диалоговая (сообщение передается от одного одному или сразу многим, но в режиме диалога: электронная почта, ICQ) и полилоговая (сообщения передаются от многих многим: телеконференции, чаты);
  • 3) по тому, между кем происходит общение:
    • а) люди знакомы в реальной жизни и через виртуальную среду так или иначе продолжают связи, установленные изначально в традиционной телекоммуникации;
    • б) люди в реальной жизни не знают друг друга, и связи, установленные в виртуальной среде, первичны.

У человека, влившегося в виртуальный социум, количество социальных контактов увеличивается на порядок. Его коммуникативные возможности расширяются почти беспредельно, каждый день приносит несколько новых знакомств. В реальной же жизни круг возможных знакомств весьма и весьма ограничен, особенно при устоявшемся стиле жизни.

Анализ результатов обследования аудитории одного из самых популярных в США средств общения в режиме реального времени — “America On-line” (AOL) показал, что только 10% респондентов стремились завязать новые знакомства в виртуальной среде, а первичной целью их пользования услугами AOL было общение с уже существующими членами их социальных сетей.

Виртуальная коммуникация понимается несколько шире, чем виртуальное общение. В нее кроме виртуального общения входит также однонаправленная виртуальная коммуникация, в которой нет межперсонального взаимодействия, а передача информации происходит от Сети к неперсонифицированному пользователю, который выступает как простой потребитель информации.

Подробнее рассмотрим проблему новой идентичности. Относительно того, что побуждает пользователей создавать отличающиеся от их реальных идентичностей сетевые идентичности, существует несколько мнений.

Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного “Я” в реальной телекоммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет1.

Некоторые зарубежные авторы[4] [5] утверждают, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной телекоммуникации отражает множественность идентичности в современном обществе в целом.

По мнению Дж. Сулер, сетевая идентичность — это осуществление мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании[6]. Аналогично Б. Бекер рассматривает создание виртуальных идентичностей как выражение деструктивных желаний “тех людей, которые хотят достичь некоторого контроля над своим “Я” через уничтожение собственного тела, других и мира”[7], т. е., поскольку сетевая идентичность полностью контролируется создавшим ее пользователем, именно желание тотального контроля над всеми своими проявлениями и побуждает к ее созданию.

Сетевая идентичность может создаваться также для испытания нового опыта. Сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное.

Сетевая идентичность может использоваться не только для самовыражения или получения нового опыта, но и в качестве инструмента манипуляции другими людьми, а также и с целью произвести определенное впечатление на других людей.

Одним из видов создания сетевой идентичности является виртуальная “смена пола”, которая проявляется в том, что пользователь создает сетевую идентичность противоположного пола. Виртуальная “смена пола” очень широко распространена в Интернете. Она может быть связана с различными факторами, причем вовсе не обязательно с гомосексуализмом или трансвестизмом. Отмеченный ранее Дж. Сулер приводит следующие возможные причины “смены пола”.

Давление культурных стереотипов, которые мешают мужчинам выражать “женские” стороны своего характера в реальности. “Смена пола” в виртуальности может быть выражением именно этих “женских” черт.

Возможно также, что многие мужчины, взаимодействующие в виртуальной реальности от лица женщины, бессознательно идентифицируют себя с женщинами. “Смена пола” может также отражать транссексуальные тенденции.

Под женским именем значительно легче привлечь к себе внимание в чате или MUD. Кроме того, в MUD игра под женским именем влечет за собой определенные выгоды — женщинам чаще оказывают помощь.

Принятие женской роли может быть отражением желания власти над другими мужчинами.

Некоторые мужчины могут принимать женскую роль, чтобы исследовать отношения между полами.

В некоторых случаях виртуальная “смена пола” может отражать диффузную половую идентичность.

“Смена пола” — это просто некий новый опыт, возможный благодаря анонимности сетевого общения. Если есть возможность приобрести такой опыт, грех его не приобрести.

Изучение коммуникативных процессов в Сети требует интерпретации понятия “сетевые коммуникации”. Вот как определяют этот феномен в своей обзорной работе Е. Белинская и А. Жичкина: “Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat)), MUDs и переписка no e-mail”[8].

Соглашаясь в целом с предложенной классификацией, целесообразно уточнить, что телекоммуникации в режиме offline можно дополнить еще и упоминавшимися уже гостевыми книгами, а в интерактивных формах интернет-коммуникаций развести IRC и веб-чаты (это разные формы, и вторая по предоставляемым возможностям гораздо шире первой). Такие популярные в последнее время формы телекоммуникации, как ICQ, и “Active Worlds”, предоставляют возможность соединить чаты с реальным трехмерным изображением собеседников и окружающего мира.

Отметим, что в русскоязычном формате Интернета такие формы, как MUD и “Active World”, не получили широкого распространения, по крайней мере, их популярность несопоставима с популярностью чатов и ICQ.

Возвращаясь к социальности русскоязычного Интернета, необходимо отметить, что еще в период становления Рунета одновременно с созданием информационных ресурсов, для которых коммуникативность являлась важной, но все-таки второстепенной функцией, появились интернет-ресурсы, ориентированные исключительно на общение, своеобразные “территории чистой телекоммуникации”. Сначала это были многочисленные телеконференции, потом к ним добавились IRC, позже — веб-чаты. Необходимо отметить такую тенденцию, как прогрессирующая универсальность коммуникативных ресурсов. К примеру, для некоторых веб-чатов это название уже весьма условно, так как они предлагают своим пользователям едва ли не все возможные формы общения.

Конференции и чаты

Естественно, “человека в виртуальном социуме” можно характеризовать только применительно к полилогичным формам общения, прежде всего к конференциям и чатам. У этих двух форм общения сложилась своеобразная специализация. Отсутствие режима “реального времени” и ограничений на объем сообщения делает конференции более удобной формой для обсуждения тех или иных проблем, как правило, они представляют собой тематические дискуссии.

При декларировании тематики общения чаты очень редко остаются тематическими, общение в режиме реального времени делает содержательные беседы проблематичными. Обычно общение в чатах производит впечатление фатичного (свободного, бесцельного общения, в котором обмен высказываниями осуществляется единственно для поддержания контакта).

Многочисленные исследователи[9] отмечают, что в виртуальных социумах личностей как таковых нет, скорее следует говорить о виртуальных образах, созданных реальными людьми. В силу изначальной анонимности и невидимости, являющихся следствием отсутствия визуального ряда в сетевых коммуникациях, человек обычно творит свой виртуальный образ в соответствии с желаниями и возможностями.

В полилогичных “онлайновых” коммуникативных ресурсах Сети, отличающихся от реальных коммуникаций, деятельность человека в чатах часто приобретает “бытовой” характер. Виртуальный мир чата становится для пользователя “иначе организованной” реальностью, своеобразным “миром наизнанку”, который, тем не менее, столь же реален, как и мир по другую сторону монитора.

Таким карнавальным стилем общения виртуальные телекоммуникации не исчерпываются. В “карнавальном” мире живут и действуют виртуальные образы, однако за каждым образом стоит реальный человек. Рано или поздно каждый виртуальный коммуникатор старается пробиться к реальному человеку, стоящему за заинтересовавшим его виртуальным персонажем. Подобный стиль общения, характеризующийся как “общение в виртуальной реальности со сброшенными масками”, обозначается как “доверительный”.

“Доверительное” общение не обязательно возникает как следующий за “карнавальным” этап общения. Этот стиль может быть принят собеседниками при общении изначально, минуя “карнавальную” стадию, особенно если знакомство состоялось не в виртуальном социуме. Этот стиль виртуальной телекоммуникации пользуется значительно меньшим вниманием исследователей, нежели “карнавальный”.

Отмеченные выше формы сетевого общения различаются не только по своей интерактивности (on-line и off-line), направленности телекоммуникации (моно- диа- и полилогичные), но и по степени открытости. Условно их можно подразделить на публичные и приватные. Первой особенностью “доверительного” общения является то, что обычно оно не является публичным и протекает в приватных формах телекоммуникации.

“Нетикет” (сетевой этикет) в России находится еще в стадии формирования, однако уже существуют общепринятые нормы поведения в виртуальном социуме. По одной из этих норм, публично задавать вопросы о возрасте, подлинном имени собеседника и т. п. считается как минимум неделикатным — каждый сообщает о себе столько, сколько считает нужным, а подобные вопросы требуют приватности.

При возникновении взаимного желания перевести общение на другой уровень коммуникации, как правило, переходят на общение по электронной почте или через ICQ. Этот процесс настолько распространен в Сети, что часто в виртуальных социумах, специализирующихся на общении, изначально заложена возможность приватной беседы без перехода на другой ресурс. В чатах, к примеру, обычно приняты такие приватные формы телекоммуникации, как “шепот” (возможность при общем разговоре отправлять любому из присутствующих реплики, невидимые для остальных) и “приват” (возможность перейти в диалоговый чат “на двоих”).

Вторая особенность доверительного общения вытекает из противопоставления в сознании “виртуалыциков” карнавального и доверительного общения. Для большинства “виртуалов” переход от публичного общения к приватному накладывает на собеседников определенные обязательства.

Насколько в публичных коммуникациях распространенны мистификации, розыгрыши, провокации и т. п., настолько в приватном общении ложь “вне закона”. Образно говоря, переход к модели “приват”-коммуникации выводит ее из карнавальной зоны в прозрачную зону — зону взаимного доверия. Там позволительно не ответить на вопрос, но нельзя солгать.

Нельзя, однако, абсолютизировать эти два принципа, нужно говорить только об общей тенденции. Иногда переход к доверительному общению случается и в “открытом эфире” (особенно при малом числе участников телекоммуникации), бывает, что собеседники “карнавалят” в “аське” или по электронной почте (особенно, если знакомство состоялось посредством этих форм коммуникаций). Аналогичным образом обязательная правдивость в “привате” нигде не декларирована и не всегда осознана. Начинающие пользователи виртуальных коммуникаций, не усвоившие еще социальные нормы Сети, частенько пытаются продолжить “карнавальное” общение и в “привате”, и только болезненная реакция собеседников проясняет для них нежелательность подобного поведения.

Кроме закрытости пары собеседников от остальных и их открытости друг другу доверительное общение обладает еще одной особенностью — повышенной по сравнению с обычными социальными контактами эмоциональной насыщенностью. Очень часто и очень быстро между собеседниками возникают близкие отношения, часто переходящие во взаимную приязнь, дружбу, если собеседники одного пола, а между мужчиной и женщиной они часто приобретают более интимную форму, которая в Сети именуется “виртуальный роман”. И эти возможности “доверительного” общения прекрасно используются большинством “виртуалов”. Появляется своя терминология обозначения определенных отношений в “виртуальном романе”. Так, термин “сидеть с Имярек в привате” имеет в сознании обитателей виртуальных социумов ярко выраженную эротическую окраску. Готовность перейти на приватную форму общения означает нечто большее, нежели просто согласие пообщаться наедине; по сути, это означает согласие попробовать перевести отношения на качественно иной, более близкий уровень.

“Виртуальная дружба” мало чем отличается от приязненных отношений в реальной жизни. “Виртуальная любовь” -— более самобытное и интересное явление, не случайно “виртуальные романы” вызывают пристальный интерес и у журналистов, и у самих “виртуалов”. Редкая сетевая конференция со свободно задаваемыми темами для обсуждения обходится без дебатов по поводу этого явления.

Одна из причин столь пристального внимания к нашей проблеме — это то, что наряду с интернет-зависимостью “виртуальные романы”, достаточно сильно отличающиеся от реальных, обычно вызывают состояние тревожности — интуитивное понимание “инаковости”, “отличность” переживаемого состояния от знакомых и уже испытанных чувств вызывают непонимание (“что же со мной происходит?”) и, как следствие, тревожность.

Определим некоторые характеристики, демонстрирующие “отличность” виртуальных романов от реальных. Главное отличие — концентрированность, спрессованность во времени этого чувства. Как правило, виртуальный роман развивается очень быстро, то, на что в реальности уходят месяцы, в Сети укладывается в дни. Однако и заканчиваются такие романы весьма скоротечно. В чисто “виртуальном” виде, без встреч в реальности, виртуальный роман редко продолжается более полугода. Концентрированность сказывается не только на динамике романов, но и на характере этого чувства. Чаще всего виртуальный роман — это состояние крайнего эмоционального возбуждения, граничащего с эйфорией.

Виртуальная влюбленность (дальнейшее развитие этого чувства уже индивидуально) — это чрезвычайно распространенное в Сети “заболевание”, нечто вроде “виртуальной кори”, которой в легкой или тяжелой форме переболели практически все, т. е. спецификой виртуальных романов по сравнению с реальными является и их “всеохватность”. Редкий новичок, начавший регулярно общаться в виртуальном социуме, не ловил себя на том, что его интерес к человеку приобретает черты романтической увлеченности.

На многих чатах имеется возможность обсуждения различных тем в режиме конференций. Тема виртуальных романов является одной из самых распространенных. Контент-анализ сообщений в такой дискуссии дает следующие результаты — порядка 60% респондентов прямо признаются, что переживали виртуальные романы, порядка 35%, декларируя свое отношение к этому явлению, умалчивают о своем личном опыте и только порядка 5% утверждают, что понятие виртуального романа им незнакомо.

Уже к концу XIX в. начался процесс трансформации опыта сознания, фундаментальных сдвигов в формах человеческого мышления. Двадцатый век прошел под знаком окончательной секуляризации сознания — вспомним ницшеанское “Бог умер! ” Вера в бога сменилась верой в технический прогресс, однако возрастающая значимость рационального начала в жизни человека имела своим следствием обеднение начала эмоционального.

В конце XX в. изменяются общекультурные доминанты социальной жизни общества. Под общекультурной доминантой понимается социокультурная ситуация, сложившаяся к концу XX в. в результате социальной революции, связанной с колоссальными изменениями форм, способов и в целом образа жизни человека.

Основу мировоззрения составляет наука, а не религия, а это значит, что в интересующем нас аспекте была разорвана одна из нитей, связывавшая человека со сферой эмоционального напряжения человека. За последней чертой ничего нет, на человека повеяло холодом и экзистенциальным одиночеством. То, что впервые было осознано и поставлено как тема кальвинизмом, — одиночество человека перед богом и невозможность коллективного спасения, на новых основаниях было постулировано и в XX в. Человек проходит свой путь один и сам ответственен за него, только теперь не стало той высшей инстанции, которая спасает и наблюдает.

Эмоциональная сфера доиндустриального общества была разрушена, а новая, общая для всех матрица так и не появилась. При отсутствии прежней жесткой детерминированности ее приходится создавать индивидуально, методом проб и ошибок. Проблемы “эмоциональной нищеты” вследствие изменений, произошедших в сфере культуры, рассмотрены в работах Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Э. Фромма и других исследователей.

Одновременно шел распад традиционного общества, в результате которого трансформировались эмоциональные компоненты социальных связей. В результате человек превратился в подобие винтика, вписанного в социальную жизнь, организованную по образу мегамашины (Л. Мэмфорд).

Кроме того, в XX столетии наблюдается рост урбанизации, распад традиционных форм семьи, частая смена работы и места жительства, ставшие нормой. Все это привело к изменению ритма жизни и увеличению числа социальных контактов. Однако количественный рост коммуникативных показателей сказался на качестве — при увеличении числа социальных контактов снизились их глубина, эмоциональная окрашенность. Поскольку подавляющая часть контактов утилитарна, а их возникновение и содержание функционально, то зачатую в ходе этих контактов эмоциональные привязанности просто не возникают. Человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством и обеднением эмоциональной жизни.

Расцвету массовой культуры в современном обществе во многом обязана слабая насыщенность эмоциональной жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т. п. являются не чем иным, как суррогатной компенсацией, основное назначение которой чисто утилитарно — повысить уровень адреналина в крови.

Общение в виртуальном социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого общения), однако в отличие от приведенного примера с массовой культурой чувства, переживаемые в Сети, не являются суррогатом.

В то же время самым распространенным аргументом противников “виртуальных знакомств” является именно сурро- гатность, неполноценность такого рода контактов (настоящие чувства и эмоции переживаются исключительно в реальной жизни, а все, что не реально, неполноценно по определению). И в этом мнении есть определенный резон, действительно, возможна ли полноценная эмоциональная связь или тем более любовь межу людьми, если при их общении задействовано только одно из пяти человеческих чувств — зрение, да и то не по прямому назначению, а опосредованно выполняя функцию слуха?

Истинность возникающих виртуальных чувств не вызывает сомнения, однако показательна отмеченная в нем специфичность виртуального общения.

Например, как объяснить эмоциональную насыщенность “доверительной” формы виртуального общения — пока остается без ответа. В самом деле, общекультурная “эмоциональная бедность” действительно существует, однако что мешает ликвидировать ее в реальной жизни? Почему эмоциональная близость часто возникает именно в “виртуале”, причем не только у одиноких и несчастливых в реальной жизни людей?

Можно выделить несколько факторов, способствующих, а иногда и прямо провоцирующих возникновение эмоциональной близости и привязанности. Существуют две детерминанты, обуславливающие возникновение первоначального влечения к человеку. Первая — это “близость функциональной дистанции”. То есть приязнь возникает между людьми, которые живут, учатся или работают неподалеку и часто сталкиваются в повседневной жизни. Как это ни тривиально, но социологами установлено, что романтические поиски любви на краю света имеют очень мало общего с реальностью.

Виртуальные социумы состоят из людей, разбросанных по всему земному шару. Однако на самом деле обычно “виртуалы” встречаются со своими виртуальными друзьями много чаще, чем с друзьями реальными. Очень часто (особенно в начальный период) эти встречи происходят едва ли не каждый день, и чаще, чем с “виртуальными знакомыми”, общаются только с самыми близкими людьми. Здесь следует сделать очень важное замечание — если виртуальный социум и напоминает коммунальную квартиру, обитатели которой сталкиваются между собой ежедневно, то это очень тесная квартира.

Обязательное условие возникновения расположения и взаимной приязни в реальном мире — это физическая привлекательность. Как показали исследования Элайн Хатфельд, для возникновения влечения между незнакомыми ранее людьми только одна вещь действительно имела значение на начальном этапе — физическая привлекательность. Чем привлекательнее человек, тем больше он вам нравится и тем более вы склонны продолжить знакомство, причем этот принцип характерен как для мужчин, так и для женщин. По сути, физическая привлекательность служит критерием первичного отбора, на подсознательном уровне выбраковывая неинтересные для нас экземпляры еще до знакомства, и впоследствии мы идем на контакт и тем более — закрепляем его только с теми, кто прошел через это “первичное сито”.

В виртуальной реальности первичного отбора по этому критерию просто не существует. Вследствие изначальной невидимости собеседников внешность человека в период знакомства не имеет никакого значения. В виртуальной реальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли знакомство дружбой. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости. Часто

“прилюдное” общение в виртуальном социуме служит возможностью выделить из общей массы интересных (только не внешне, а внутренне) людей и перейти к более близкому знакомству.

В реальности для того, чтобы мы перешли к оценке человека как такового, в целях осуществления выбора, он должен удовлетворять двум условиям — находиться в непосредственной близости от нас и часто с нами контактировать и быть для нас физически привлекательным. Надо ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются вне нашего внимания и насколько увеличивается возможность знакомства с потенциально близким человеком в виртуальной реальности?

Мы рассмотрели условия, создающие предпосылки для появления влечения к человеку, увеличивающие вероятность возникновения близких отношений. Однако и в реальной жизни у людей возникает “предчувствие любви”, зарождения влюбленности, однако оно далеко не всегда реализуется.

Теперь попытаемся выяснить особенности виртуальных коммуникаций, провоцирующие переход от приязни к более близким отношениям.

Для иллюстрации раскроем содержание одного весьма показательного эксперимента, проведенного Кеннетом Джергеном, Мэри Джерген и Уильямом Бартоном еще в 1973 г., когда ни о какой виртуальной реальности человечество и не подозревало. Они пригласили 8 незнакомых человек разного пола провести час в абсолютно темной комнате. Участникам эксперимента было заявлено, что нет никаких правил, регулирующих их поведение по отношению к другим. По истечении часа участников поодиночке выводили из комнаты, и никакой возможности встретиться в будущем у них не было.

Одновременно была набрана еще одна, контрольная группа, участники которой находились не в темной, а в освещенной комнате. Участники контрольной группы просто сидели и беседовали. А в первой, экспериментальной группе у большинства людей возникло стремление к интимности и нежности. Они меньше разговаривали, но больше говорили “о самом главном”. Большинство участников намеренно прикасались к кому-нибудь, 50% обнимали соседей. Не понравилась анонимность очень немногим, большинство было очень довольно и предлагало повторить эксперимент бесплатно. Даже назвавшись в “привате” своим реальным именем, человек остается не более чем образом, “бликами на экране монитора”. От реального человека остаются только мысли, эмоции и т. п., в меру способностей переданные в письменном виде. Причем анонимность не следует понимать исключительно как отсутствие ответственности. В силу того, что человек представлен исключительно через тексты и, по сути, отожествлен с ними, его собеседник не имеет о нем первичной информации, считываемой при визуальном контакте (пол, возраст, социальное положение и т. п.).

При знакомствах в реальности довольно часто определенную информацию о человеке люди получают еще до знакомства. В виртуальном же социуме абсолютное большинство знакомств — это случайные знакомства.

Виртуальным коммуникациям свойственно также отсутствие ответственности. Одна-единственная возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет вести себя несколько иначе, чем в реальности.

Свойство среды позволяет людям в виртуальной реальности быть более откровенными, открытыми, чем в жизни. Возникает эффект “разговора в поезде”, когда перед незнакомыми людьми выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что при малейшем желании возможности встретиться после эксперимента не будет и нет опасения “потерять лицо”, разоткровенничавшись с незнакомым человеком. Следствием подобной откровенности становится атмосфера интимности, возникающая между собеседниками.

Социальные последствия отношений реальной и виртуальной личности уже сейчас значимы, и эта значимость неизбежно будет возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. Как положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других механизмов социальной компенсации “эмоциональной недостаточности” виртуальное общение дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и переживания.

Для некоторой части людей (например, для людей с физическими недостатками и т. п.) виртуальные отношения являются едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный круг общения.

Такую же возможность предоставляет Сеть участникам виртуальных контактов между людьми с разнообразными комплексами. Бесспорно, реализация комплексов в Сети привносит проблемы и неудобства для других “виртуалов”, не имеющих этих комплексов, но включенных в Сеть.

Не менее важными потребностями человека, удовлетворение которых во многом определяется перспективами развития интернет-технологий, являются витальные и информационные потребности. Торговая инфраструктура, созданная с помощью интернет-технологий, получила название “телеторговля ”, или “электронная коммерция ”. Сейчас в Интернете действуют свыше 8 млн торговых сайтов.

Считается, что для торговли через Интернет больше подходят такие категории продукции, которые близки к общеизвестным товарам и могут заказываться в большей степени на основе их описания без необходимости действительно видеть то, что покупается.

В обзоре агентства Multimedia Resources называются следующие компании, наиболее удачно зарабатывающие торговлей через Интернет: NECX Direct, The Netscape store, CD-Now, 1-800-Flowers, Amazon.com и некоторые другие. Отмечается, что, например, одна их них — компания CD-Now (торговля лазерными дисками с аудиозаписями), созданная двадцатилетними братьями, используя возможности Интернета, смогла предложить покупателям лучшие условия по сравнению со своими конкурентами.

Другой пример — компания 1-800-Flowers, которая сделала заказ цветов через Интернет более приятным и простым делом, чем традиционный способ. Внутренняя организация бизнеса была основана на максимально возможной вертикальной интеграции.

Фирма Amazon.com с ее 34% ежемесячного роста объема продаж уже стала эталоном, по сравнению с которым анализируется деятельность других фирм в Интернете. Ее база данных включает 1,1 млн. названий — практически три четверти всех англоязычных книг, находящихся в печати. Эта база данных дает пользователям Интернета удобные возможности поиска и много дополнительной информации (обзоры, критику, литературные новости и т. п.), а покупка и доставка книг занимает достаточно короткое время. При реализации в Интернете данный бизнес получил преимущества в затратах на ведение каталогов и обслуживание заказов. Поддерживаемый фирмой открытый электронный форум в Интернете и возможность клиентов помещать на интернет-страницах фирмы свои комментарии и обзоры по предлагаемым книгам создают обратные связи и неформальные телекоммуникации среди читателей и авторов (в том числе в реальном времени). В результате из читателей и авторов формируются группы по интересам, все участники которых выигрывают от обмена информацией и других контактов. Кроме того, фирма имеет специальный сервис, названный “Глаза” (Eyes), который предупреждает клиентов через электронную почту о появлении новых книг определенного типа или определенных авторов. Несмотря на более высокие, чем в обычных магазинах, затраты на доставку книг, фирма может поддерживать конкурентные цены, так как в ее затратах существенно ниже доля расходов на поддержание торгового зала и недвижимости.

Federal Express (FedEx) — еще один пример фирмы, ориентированной, в отличие от предыдущих случаев в большей части на использование Интернета для обслуживания бизнеса, чем частных потребителей. Интернет-узел FedEx позволяет своим клиентам подготовить авианакладные и отслеживать продвижение груза к пункту назначения. Реализация этого сервиса в Интернете снижает расходы клиентов на использование услуг данной компании.

Компания Nets Inc. образована в середине 1996 г. слиянием Industry.net и AT&T New Media Services. Ее целью было объявлено создание высокоэффективных электронных связей между покупателями и продавцами на рынке продуктов и услуг для бизнеса (рынок средств производства) для уменьшения затрат торгующих партнеров. Деятельность этой компании основана на объединении полностью профилированных покупателей для вертикально интегрированных отраслей; создании достаточно представительного множества поставщиков и интегрированной системы электронной коммерции, основанной на Интернете и делающей возможной полный цикл электронной коммерции.

Перечисленные выше примеры иллюстрируют только одну из сторон извлечения экономических преимуществ из новых интерактивных возможностей. В Интернете активно создается новый сектор услуг, представляющий собой организацию глобальной рыночной среды для различных секторов экономики.

Ключевыми моментами их успеха стали:

  • • самый большой по сравнению с конкурентами каталог продаваемых аудиозаписей;
  • • относительно низкие цены за счет низких затрат на ведение бизнеса через Интернет;
  • • наличие у потенциальных покупателей возможности прослушать несколько сотен записей (используются аудиотехнологии Интернета);
  • • наличие структуры “интеллектуального” поиска нужных записей;
  • • “клубная атмосфера”, которая создается привлечением покупателей к участию в дискуссионных группах и формированием среди них неформальных групп по интересам.

Бизнес средств производства обычно представляет из себя серию коммерческих мероприятий, которые в отличие от других видов бизнеса являются более “долго живущими транзакциями”. Описываемый интернет-сервис сфокусирован на предоставлении системы электронной коммерции, которая может приложить вычислительную мощь компьютеров и глобальные возможности

Интернета к традиционно высокозатратным фазам процесса коммерции (поиску, выбору, транзакциям). По оценкам авторов этой системы, она должна снизить долю такого рода затрат до 1% (в традиционной экономике продавцы тратят на это 35% от общих затрат на маркетинг, а покупатели — 8%). Следовательно, экономическая выгода от этого сервиса должна быть достаточно существенна.

Основными компонентами этого сервиса являются: а) осуществление и поддержка коммерческих операций для широкого спектра транзакций и взаимодействий среди покупателей и продавцов, начиная со службы поддержки клиентов до системы проверки кредитоспособности и подтверждения продаж; б) интерактивные службы для согласования различий в форматах данных клиентов и партнеров путем отделения самих данных от того, как они представляются; в) многофункциональные программные “агенты”, которые должны дать покупателям — членам данной системы самые предпочтительные возможности, а также освободить их от рутинных операций (таких, как проверка веб-узлов в поисках нового контента); г) проводка транзакций, поддерживающая общепринятый сервис типа оформления счетов; аудиторские функции, налоги и отслеживание транзакций для подтверждения каждого шага долгосрочных сделок.

Первичный сервис осуществляется Industry, net, которая многими сейчас считается моделью организации будущего рыночного пространства для бизнеса. Производители и распространители используют этот сервис для представления своей продукции и услуг быстро расширяющемуся множеству покупателей. Среди регулярно пользующихся этим сервисом такие компании, как Hewlett-Packard, Sun Microsystems, Reliance Electric, Allen- Bradley, Honeywell, GE и Westinghouse. Данный сервис предлагает семейство из 17 специализированных по отраслям разделов, 24 онлайновые ассоциации и центры для проведения мероприятий. Все это разбито на пять главных разделов: 1) “Производственные специализации” (Engineering Specialities); 2) “Центр новостей” (I. Net News Center); 3) “События и обсуждения” (Events & Discussions); 4) “Инструменты и ресурсы” (Tools & Resources); 5) “Общества и ассоциации” (Societies & Associations).

Раздел “Производственные специализации” содержит 17 профессиональных компонентов, каждый из которых соответствует определенной инженерной дисциплине (включая контроль продукции, промышленные компьютеры, электронные компоненты, датчики, тесты и измерения, силовую трансмиссию и т. д.). Каждая секция содержит обзоры новых продуктов, новости, дискуссии и события, демонстрационное программное обеспечение и т. д.

“Раздел “Центр новостей” предназначен для отслеживания изменений на рынке промышленных производителей и содержит новости связанного с промышленностью бизнеса, технологий, рыночные и финансовые новости, дополнительную графическую информацию, звуковые записи (RealAudio) интервью и оригинальные репортажи.

В разделе “События и дискуссии” проходят различные обсуждения, например, таких тем, как “Автоматизация производства”, “Контрольные системы”, “Измерительное оборудование и датчики” и т. п. Проводятся специальные мероприятия, посвященные торговым выставкам и конференциям, что позволяет пользователям быть в курсе последних промышленных событий и заочно получать представление о тех выставках, на которых не удалось побывать.

Центры мероприятий часто предлагают новости, анализ публикаций, посвященных новым продуктам и тенденциям; эксклюзивные интервью (в виде текстов и аудиозаписей) со светилами промышленности; интерактивные дискуссии; список выставок и их участников и т. д.

Раздел “Инструменты и ресурсы” предлагает достаточно полную коллекцию методических средств и ресурсов в Интернете для профессионалов промышленного производства. Это включает библиотеку каталогов, в которой пользователи имеют возможность сквозного поиска в электронных каталогах лидеров промышленности и основных дистрибьюторов. В этом разделе находятся демо-версии и бесплатное программное обеспечение, электронная “ярмарка карьеры”, список семинаров и торговых выставок.

Раздел “Общества и ассоциации” предлагает участие через Интернет в работе 24 профессиональных ассоциаций, каждая из которых поддерживается лидирующей ассоциацией в данной отрасли промышленности. Членам ассоциаций предлагаются различные доступные через Интернет профессиональные ресурсы в данной области экспертизы. Кроме того, они получают справочники продукции и список членов, публикации ассоциации, “руководство покупателям”, перечень возможностей для карьеры, справочник по торговым ярмаркам, перечень конференций и мероприятий ассоциации, возможностей для образования и переподготовки”[10].

Уникальный справочник и поисковая система “Руководство покупателям” помогают быстро и просто найти необходимый продукт или поставщика по каталогу компаний или продукции. Это руководство содержит тысячи продуктов и услуг от производителей и распространителей, организованных в виде 4500 бизнес-центров, которые предоставляют широкую информацию о самом продукте, ценах, технических спецификациях, контактах.

Первая Глобальная биржа лицензий и продукции (First Global License and Product Exchange) использует Интернет, чтобы помочь производителям, дизайнерам и изобретателям найти партнеров для распространения и лицензирования их продукции на местных и зарубежных рынках. Лица, подключенные к Интернету, могут зарегистрироваться на веб-узле Биржи самостоятельно. Регистрация пользователей на этом веб-узле — бесплатная. Биржа ведет активный маркетинг не только своей базы данных в целом, но и отдельных продуктов своих клиентов.

Интернет-узел “Мир потребителя” (Consumer World) собрал в единый каталог более 1400 наиболее полезных для потребителя информационных ресурсов Интернета, в том числе:

  • • адреса и “выходы” на контакт с агентствами защиты прав потребителей;
  • • различную справочную информацию (телефонные номера серии 800, мировая карта банкоматов, справочники по книгам, аудиозаписям, производителям и т. п.);
  • • “выходы” на контакт с отделами, работающими с потребителями, наиболее крупных компаний (таких, как AT&Т, FedEx, Frigidaire, MCI, Saturn, TRW и др.);
  • • разнообразные услуги для путешествий (резервирование, справки о текущих ценах, расписание самолетов, поиск отелей, справочники по городам) и развлечений (аннотации на последние фильмы, программы телевидения и т. п.);
  • • финансовый сервис (котировки акций, проценты по кредитам, поиск низкопроцентных кредитных карточек и страховок, изучение “секретов” кредитных карт и другую информацию в помощь по управлению личными финансами и кредитами);
  • • различную информацию для экономии денег на покупке товаров (сведения о распродажах, скидках, купонах, бесплатных предложениях и т. п.);
  • • “выход” на контакт с большим количеством универсамов и специализированных магазинов, работающих в Интернете (музыка, компьютеры, электроника, одежда и т. п.);
  • • исследование Интернета (бесплатный интернет-телефон, изображения со скрытых камер, бесплатное программное обеспечение и компьютерные ресурсы и т. п.).

Организация Global Village Bank открыла в Интернете узел для осуществления бартерных операций с информацией и экспертными услугами, которые используют специальную валюту “nella” как средство обмена. Главной целью этого проекта объявлена организация так называемой “параллельной экономики” в Интернете.

Веб-узел “Nella” осуществляет любые транзакции, связанные с интеллектуальной собственностью, которая может быть обменена с использованием сети Интернет (например, навыки дизайна веб-страниц, переводы с иностранных языков, графика, шрифты, игры, программное обеспечение, советы по самым разным поводам и т. п.). Поставщики такого рода продуктов должны зарегистрироваться как кибербизнес на данном веб-узле и затем открыть счет в Global Village Bank (GVB), на котором автоматически появляются 50 nella для начала деятельности. Весь сервис, предоставляемый этим банком, — бесплатный, и клиентам даже не требуется класть деньги на свой счет. Любой клиент может сохранить определенную анонимность, единственное, что от него требуется, — указать свой адрес электронной почты, который также может храниться администрацией узла в секрете. В процессе расчетов не используются кредитные карточки, что существенно расширяет круг потенциальных пользователей. Для использования этого сервиса не требуется специальное программное обеспечение и не применяются системы шифрования информации. Авторы данной системы утверждают, что владельцы счета в GVB получат доступ к очень большому количеству товаров и услуг, доступным при расчетах с помощью nella, а продавцы будут иметь очень удобный механизм для получения вознаграждений за свои услуги независимо от того, в какой стране они живут[11].

Технологией организации рынка интеллектуальной собственности в Интернете является веб-узел “ideaMarket”!” (www. ideaMarket.com), который основан на расчетах наличностью для продажи товаров. Организаторы обещают, что в отличие от других источников информации в Интернете об интеллектуальных продуктах в данной системе сведения будут более надежны, аккуратны, своевременны и полезны, что достигается за счет усиления внимания к качеству источников информации и квалификации редакции. Фирма “idealab!” развивает систему “ideaMarket” в дополнение к еще 18 другим (CitySearch, SmartGames, PeopleLink, IntraNetics, answers.com и др.), что создает дополнительный комплексный эффект от их совместного использования.

Компания Mining создает новую модель бизнеса на Интернете (The Mining Companywww.miningco.com). В настоящее время компания Mining прилагает существенные усилия для привлечения самых лучших специалистов по всем разделам Интернета. Цель этой акции — создание группы Гидов, одержимых исследованием неограниченных возможностей Интернета, донесением результатов до конкретных пользователей и объединением этих пользователей в новый вид “сетевого” сообщества. Привлекается только один Гид для исследования каждой значительной области интересов в Сети. Гиды получат огромную поддержку от компании Mining. Уникальный дизайн позволит пользователям следовать рекомендациям Гида и путешествовать по всему пространству Сети в течение сеанса работы с веб-узлом Mining. В результате реализации этого проекта пользователи Интернета смогут (скорее всего, бесплатно) знакомиться с возможностями и приложениями Сети при помощи самых квалифицированных (возможно, в мире) специалистов по этой проблеме. Данные специалисты, а также компания Mining будут получать свои вознаграждения от доходов по размещению рекламы на своих веб-страницах.

Существенно более легкое установление контактов и обмена информацией через Интернет поставило под сомнение перспективы бизнеса посредников, существующего в традиционной экономике благодаря достаточно высокому среднему уровню непроизводственных затрат (transaction costs), связанных с организацией и ведением бизнеса.

Поводом начала широкого обсуждения данной темы, которая в наиболее лаконичной форме звучит как “Интернет — смерть посредникам”, послужило позитивное впечатление от работы глобальных саморазвивающихся информационных справочников по Интернету. В настоящее время только наиболее крупных справочных систем для поиска информации в Интернете существует более 10. Бесплатный справочный сервис, предлагаемый такими глобальными службами, как Yahoo, Infoseek, Google, Rambler и т. п., позволяет найти информацию или адреса нужных поставщиков или потенциальных партнеров за минуты. Все это в сочетании со стремительным расширением электронного бизнеса позволяет говорить о возможности радикального изменения структуры непроизводственных издержек предпринимательской деятельности и, как следствие, о возможных серьезных изменениях в секторе бизнеса.

Нужные данные о специализированных бизнес-справочниках в Интернете (таких, как si6. bigyellow. com; superpages, gte. net; www. telephonebook. com, wyp. net) можно найти в обзоре “Желтые страницы Web на вашем ПК”. Одно из исследований, опубликованное “Рейтер” под названием “Умирая за информацию”, показало, что информационная перегрузка действительно влияет на здоровье людей. Из 1200 обследованных менеджеров 40% говорили, что их рабочее окружение является предельно стрессовым, 94 — что оно будет еще хуже благодаря Интернету и Интранету; 44% опрошенных высказали мнение, что стоимость сбора информации превышает ее значимость для бизнеса.

Как ответ на проблему информационного переполнения в Интернете, с одной стороны, начали создаваться средства для персонализации информационного сервиса и фильтрации информационных потоков, с другой — развиваться способы фильтрации контактов и формирования групп по интересам.

Для этого пользователям сети Интернет предоставляются возможности классифицировать свои информационные интересы и таким образом определить, какого рода информация должна им предоставляться. Различные фирмы уже предлагают в Интернете такого рода сервис в различных комбинациях и, как правило, бесплатно.

Компания Netscape объявила о создании персональной ежедневной газеты, которая будет отфильтровывать более 20 тыс. новостей из сотен различных изданий. Заявлено, что такая газета, названная “NewsPage Direct”, будет позволять пользователям выбирать более чем из 2500 информационных каналов, связанных с отдельными отраслями, компаниями и рубриками. В результате пользователь получит на экране своего компьютера только интересующую его деловую информацию, дизайн и оформление которой не будут отличаться от лучших традиционных изданий данного вида.

“My Yahoo” (http://my.yahoo.com) является подсистемой одного из мировых лидеров глобальных справочных систем в Интернете (www. yahoo, com), и ее служба персональных новостей основана на фильтрации потока, пополняющего основную базу данных этой справочной службы. Пользователь может запомнить часто используемый набор своих ключевых слов и на его основе регулярно получать сведения о последних добавлениях в базу данных.

Компания Infoseek (www. infoseek. com или www. backweb. com) предлагает подсистему “Your News”, пользователи которой получают только уведомления о появлении наиболее важных и интересных для них новостей по заданным ими темам. Основная информация хранится на главном сервере компании Infoseek в заранее скомпонованном для данного пользователя виде и может там же, по его желанию, быть просмотрена. Деловая информация отбирается из таких мировых служб новостей, как Reuters, Business Wire, PRNewswire, Quote, com, а также из телеконференций Usenet, посвященных обсуждению проблем, связанных с бизнесом. Пользователи могут отслеживать свои специфические области интересов, включая своих конкурентов по бизнесу, рынок ценных бумаг и даже результаты игр своих любимых спортивных команд.

Аналогичные сервисные услуги оказывают: Excite (http:// live.excite.com), Newspage Direct (http://pnp.individual.com), PointCast (http://www.pointcast.com) и др.

Наиболее перспективным направлением развития данного вида сервиса можно считать службу BackWeb (http://www. backweb.com), которая является прототипом фирменного или корпоративного информационного канала в Интернете, имеющего возможности, близкие к телевизионному вещанию. Считается, что в похожем направлении будет развиваться интернет-телевидение.

В развитии данного вида сервиса отчетливо прослеживаются две главные тенденции: 1) пользователь будет получать только ту информацию, которая его интересует, и прямо из того места, где эта информация рождается; 2) любой человек или компания может с небольшими затратами открыть в Интернете свой собственный канал вещания, что приведет к появлению миллионов независимых информационных каналов. Нетрудно предположить, что данные нововведения существенно изменят ту часть бизнеса, которая занимается сегодня изданием различной периодики и другой информационной продукции. Сегодня практически все наиболее известные в мире издания уже имеют свою версию в Интернете[12].

По мнению специалистов фирмы “Филипс” (www.philips. com), виртуальное пространство создает широкую гамму новых моделей поведения, имеющих следующие свойства:

  • • субъективность (углубление индивидуальных различий во вкусах и поведении);
  • • социальность (усиление коллективности поведения и ослабление психологических барьеров между людьми);
  • • исследование (расширение исследовательской активности людей на самом разном уровне);
  • • коннективность (развитие представления о глобальной связанности всех процессов и доступности всех объектов);
  • • этика (глобальная активизация этической активности людей, поиск новых ценностей и правил игры);
  • • холизм (развитие форм поведения людей, направленных на сохранение глобального баланса и целостности мира).

  • [1] KrokerA., Weinstein М. Data Trash. The Theory of the Virtual Class. —Montreal, 1994.
  • [2] Наттап R. Computer Networks Linking Network Communities:A Study of the Effects of Computer Network Use Upon Pre-existing Communities. 1999. World Wide Web URL
  • [3] Круглов А. Ю. Компьютеро-опосредованное общение как социальное явление: Автореферат дисс... на соискание ученой степени кандидатасоциологических наук. — СПб., 2000.
  • [4] См.: Kelly Р. Human Identity. Part 1: Who are you? 1997.
  • [5] Cm.: Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of Self in VirtualReality: Playing in the MUDs // Culture of the Internet. NY.: LawrenceErlbaum Associates, Inc. 1997. P. 143-155. 18; Balsamo, A. Signal to Noise:On the Meaning of Cyberpunk Subculture // Communication in the Age ofVirtual Reality // LEA’s communication series. NY.: Lawrence Erlbaum Associates, Inc. 1995. P. 347-368.
  • [6] Cm.: SulerJ. The Basic Psychological Features of Cyberspace. 1996.
  • [7] Becker. B. To Be in Touch or Not? Some Remarks on Communicationin Virtual Environments. 1997.
  • [8] Белинская Е., Жичкина А. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью // http://flogiston.ru/projects/articles/stratepy.shtn.; Жичкина А. Социально-психологические аспектыобщения в Интернете // http://flogiston.ru/projects/articles/refins.shtnl.
  • [9] См.: Kelly Р. Human Identity Part 1: Who Are You? // Netropolitanlife: E-lecture from the Univercity Cource about the Net. 1997.; Reid E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities: A Thesis Submitted inFulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Arts. CulturalStudies Program. Department of English. University of Melbourne, 1994.
  • [10] См.: www.industry.net
  • [11] См.: Walker John S. Internet News. Surveys 1996: Another Year ofGrowth // www.nellepages.org
  • [12] “New York Times”, “The Wall Street Journal”, “The Economist”,“USA Today”, “The Los Angeles Times”, “The San Francisco Chronicle andExaminer”, “The Philadelphia Inquirer and News”, “The Times of London”,“Mercury Mail” и мн. др.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >