Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы

ЦЕЛОСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

Инновации в формировании генеалогической культуры студентов на основе ценностно-генеалогического подхода возможны, если воспитательное воздействие семьи и образовательной среды учебного учреждения организовать как системное образование, основанное на совокупности педагогических принципов, в рамках которого определены действия каждого субъекта взаимодействия в достижении поставленной цели.

Одним из направлений разработки ценностно-генеалогических основ формирования генеалогической культуры студентов является установление взаимосвязи генеалогической и нравственной культур личности, которая особенно четко и осознанно проявляется при изучении студентами истории семьи в учебно-воспитательном процессе на основе исследования ими преемственности поколений. Интеграция генеалогической и нравственной культур проявляется в генеалогической идентификации личности, определенной нами как составная часть социальной идентификации. Вовлечение студента в процесс изучения истории семьи вносит существенные изменения в ценностную составляющую личности. Приобщение студента к изучению истории семьи связано, как уже упоминалось, с разработкой программы формирования генеалогической культуры учащихся, конкретизирующей деятельность не только воспитанников, но и преподавателей (педагогический коллектив образовательного учреждения), родителей (старших родственников студента); с обоснованием содержания учебно-воспитательной работы, путей формирования генеалогической культуры и нравственной воспитанности учащихся на основе учета генеалогического фактора.

Проблема формирования генеалогической культуры студентов на основе ценностно-генеалогического подхода непосредственно связана с построением взаимосвязанной (целостной) образовательной среды семьи и образовательного учреждения. Это обосновывается тем, что формирование генеалогических ценностей, генеалогической культуры, развитие нравственных ценностей и нравственных качеств личности, возможно при участии разных структур, но при обязательном взаимодействии среди них двух институтов воспитания: семьи и образовательного учреждения.

Рассмотрение роли образовательного учреждения и социальной среды в педагогической литературе длительное время осуществлялось на основе противопоставления. В настоящее время процесс виртуализации структур образовательных учреждений, делокализации образовательного процесса, дистанционные формы оказания образовательных услуг становятся все заметнее. Поэтому уместнее образовательное учреждение и социальную среду рассматривать не на основе противопоставления, а на основе взаимного дополнения.

В последнее время в научных исследованиях с понятием «образовательная среда» тесным образом связывают понятие «образовательное пространство». Говоря об образовательном пространстве, имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на воспитание учащихся. При этом понятие «образовательное пространство» может существовать и независимо от воспитанника. Образовательное пространство тесным образом связано с активно формирующимся в настоящее время информационным пространством. В случае формирования генеалогической культуры учащейся молодежи информационное пространство дополняется включением двух взаимосвязанных источников информации — семьи и образовательного учреждения.

Вхождение словосочетания «образовательное пространство» в научный лексикон совпадает с переходом общества к информационной стадии развития, формированием информационного пространства, которое, безусловно, осуществляет образовательные функции и оказывает давление на образовательное пространство. Однако популярность данного словосочетания объясняется не только формированием информационного пространств. Ускорение темпов жизни обнажило многие интеграционные и дезинтеграционные процессы в образовании, и на них стали чаще обращать внимание. Единое образовательное пространство — не только генерализирующая идея, вокруг которой можно выстраивать стратегию образования, но и создающаяся реальность, способствующая обновлению всей образовательной системы на различных ее уровнях.

Социальные связи в процессе формирования образовательного пространства дифференцируются, становится возможным выделить связи, в рамках которых четко проявляется взаимная заинтересованность каждого субъекта взаимодействия, произошла регламентация взаимодействия, начал осуществляться контроль над этим взаимодействием. В итоге поведение личности в образовательном процессе стало более предсказуемым, а деятельность института образования — самовозобновляющейся, связанной с другими институтами, каким (в случае формирования генеалогической культуры) выступает институт семьи.

Понятие «образовательная среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование и воспитание человека. В этом случае предполагаются присутствие воспитанника в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения. В условиях становления информационного общества все больше набирает силы интеграция общества и образования, когда целостность образовательной среды возводится в ранг дидактического принципа. Таким образом, один из подходов к выяснению сути образовательной среды основан на принципе целостности образовательного процесса.

В определении целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения мы придерживаемся основных положений синергетики, согласно которым для обеспечения эффективности образовательного процесса необходимо создавать соответствующие неравновесные ситуации для тех, кого надо обучить и воспитать. В естественных условиях человек погружен в среду, которая и осуществляет образовательные функции.

Темпы осуществления образовательных функций в естественных условиях недостаточны. Поэтому естественная среда подвергается изменениям, подвергаются изменениям и взаимоотношения людей для интенсификации образовательного процесса. Совершенно естественным образом возникает потребность в образовательных средах.

Дальнейшая эволюция образовательных сред, их объединение и социализация приводят к формированию образовательного пространства. При этом превращение образования в социальный институт сопровождается приобретением образовательным процессом стабильного, организованного характера, он привносит устойчивость в существование общества, регулярность в удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей.

Констатируем еще раз наличие связи между образовательной средой и образовательным пространством: соответствующим образом организованные, структурированные, социализированные образовательные среды — медии, выполняющие функции трансляции социального и индивидуального опыта, освоения культуры, превращаются в единое образовательное пространство и составляют его суть. В образовательном пространстве учебного учреждения мы выделяем целостную образовательную среду, которая объединяет семью и образовательное учреждение.

Первостепенным условием формирования целостной образовательной среды является ее целенаправленная организация, а основными принципами целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения являются осознанность и обоснованность. Вместе с тем в ней существуют и механизмы самоорганизации, которые, однако, не могут рассматриваться как главные. Достижение цели формирования генеалогической культуры в условиях ценностно-генеалогического подхода предусматривает построение целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения. Целостность образовательной среды семьи и образовательного учреждения потребовала принципиально иной логики — не логики научного генеалогического знания (построения научной теории), объективно отчужденной от обучаемого, а логики вхождения его в мир генеалогического знания, необходимого для построения истории собственной семьи.

Согласуясь с этой логикой, стратегия генеалогического образования включает несколько этапов:

  • • этап общей ориентации в изучаемом явлении, касающемся истории семьи, который предполагает рассмотрение его как целостности с позиций генеалогического знания и выявление описания данного явления в семейном архиве, семейной легенде или в дневнике личности;
  • • этап углубления через анализ данного исторического явления, установления внутренних, сущностных свойств;
  • • этап синтеза наступает с появления в сознании студента нового представления о данном явлении как целостности, более развернутого, чем при первом знакомстве с этим явлением.

На первый взгляд, в этой логике нет ничего принципиально нового, однако традиционный процесс обучения практически сразу переходит к анализу, расчленению явления и изучению его сторон. При этом очень мало внимания уделяется первому этапу, который как раз больше связан с «человеческим» (гуманитарным) видением явления и осознанием его значимости для конкретной личности, истории его семьи. То же можно сказать и о заключительном этапе: он становится более значимым для осознания студентом нового знания из истории своей семьи, поскольку оно обогащено новыми фрагментами, подкреплено сведениями, полученными в результате генеалогических разысканий. Этот этап связан с проникновением в ранее скрытую от учащегося сущность явления из семейного архива, семейной легенды и представления его новой роли в истории семьи.

Целостность, присущая образовательной среде семьи и образовательного учреждения, проявляется на разных уровнях: на уровне организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения в формировании генеалогической культуры студентов; на уровне подготовки родителей (старших в семье), к совместной с учащимися исследовательской деятельности по изучению истории своей семьи; на уровне обобщения и анализа собранного материала из истории семьи.

Помимо целостности образовательной среде семьи и образовательного учреждения присущи и другие характеристики:

  • • интегративность. Именно это свойство, объективно присущее историческим процессам, было определяющим в построении образовательного процесса и исследовательской деятельности, а следовательно, характеризовало образовательную среду;
  • • многоаспектность, являющаяся продолжением (следствием) свойства целостности. Именно целостность предполагает понимание и изучение явления в разных его аспектах, с разных точек зрения. Это свойство в какой-то мере противоречит свойству интегратив- ности, но вместе с тем дополняет его. Очевидно, что интеграция может возникнуть лишь на базе многоаспектного рассмотрения конкретного явления из истории семьи в разные исторические периоды;
  • • обширность (перенасыщенность). Целостная образовательная среда не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения генеалогическим знаниям, исследовательским и поисковым технологиям. Обширность означает влияние внешних и внутренних факторов на процесс и результат исследования истории семьи, оформление родословной таблицы (поколенной росписи), алфавитного списка лиц персоналий семьи, изложение истории семьи в форме исследования (монографии) или художественного произведения.

В рамках целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения определяется конкретное участие каждого субъекта взаимодействия (студент, преподаватель, родители), происходит регламентация их взаимодействия, а в итоге поведение личности в образовательном процессе становится связанным с другим институтом воспитания, каким в нашем случае выступает институт семьи.

Формирование генеалогической культуры студентов в процессе целенаправленного взаимодействия семьи и образовательного учреждения является одним из перспективных направлений развития общества. В национальной доктрине образования Российской Федерации нашли отражение задачи воспитания, выполнение которых призвано обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России, воспитание высокой нравственности и целостности миропонимания. Реализация этих задач в значительной мере возможна в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения. Это выполнимо, как уже было указано, при условии объединения функциональных усилий двух основных институтов воспитания — семьи и образовательного учреждения. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня развития общества.

В настоящее время, как уже упоминалось, социологи и педагоги отмечают глубокий кризис духовности общества в целом, и еще в большей степени — нарастание бездуховности среди молодежи, которая проявляется, в частности, в негативном отношении к культуре и традициям. Особенно тревожно, что для современной молодежи характерна размытость основных жизненных принципов, ориентиров, целей. Это ведет к тому, что молодежь ничего не отвергает, не противостоит ни истинному, ни ложному, ни полезному, ни вредному. Большая часть молодежи, не имея устоявшихся духовных ценностей и нравственных идеалов, ориентирована на потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами [152].

Все это усиливает значимость формирования генеалогической культуры молодого поколения через изучение истории семьи, практическую деятельность по изучению своих корней и показывает, что формирование генеалогической культуры становится эффективным в том случае, если оно является системным в реализации всех функций целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения.

Особую роль в системно-функциональном анализе целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения играет выбор системообразующего фактора, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство, целенаправлять их и стимулировать развитие. При выявлении системообразующего фактора целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения мы учитывали влияние двух стратегий — содержательной и динамической. Содержательная стратегия выявления системообразующего фактора целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения рассматривает цели и задачи формирования генеалогической культуры личности в условиях ценностно-генеалогического подхода как исходные и объективно заданные, влияющие на изменение содержания, форм и методов при подготовке студентов к проведению генеалогических разысканий. Динамическая стратегия выделяет в качестве системообразующего компонента возможности студентов, педагогов и родителей, которые влияют на определение целей, принципов, содержания, методов, средств и форм педагогического процесса.

Поскольку формирование генеалогической культуры студентов является целью ценностно-генеалогического подхода, данная цель может считаться объективно заданной, определяющей содержание, методы, формы и средства. Это обусловливает использование содержательной стратегии при компонентном анализе рассматриваемой целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения.

С другой стороны, процесс формирования генеалогической культуры с позиций ценностно-генеалогического подхода предусматривает учет возможностей и особенностей всех субъектов воспитательного процесса при подготовке студентов к исследованию истории семьи, ознакомлению с особенностями генеалогического поиска. Это позволяет считать, что при компонентном анализе целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения научно обоснованным является применение динамической стратегии.

Для выбора системообразующего фактора целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения с учетом изложенного компонентный анализ предполагал применение в диалектическом единстве и содержательной, и динамической стратегий. Это обусловливается еще и тем, что всякое воздействие наличность всегда имеет содержательную и динамическую стороны. Опора на данные положения, а также применение ценностно-генеалогического подхода, определенного нами как системный и интегративно-деятельностный, позволило выделить в качестве системообразующего фактора целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения многообразную по видам, формам и содержанию, взаимосвязанную деятельность учащихся, педагогов и родителей. Эта деятельность направлена на изучение истории семьи, на развитие генеалогической культуры, формирование генеалогической идентичности студентов с позиций ценностно-генеалогического подхода в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения.

Вычленяя системообразующие функции целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения, мы учитывали особые признаки функции:

  • • функция как роль, которую выполняет элемент в составе целого, которое создается как в целях объединения элементов в целостную структуру системы, так и для успешного функционирования системы;
  • • функция как качественная характеристика объекта направлена на сохранение, поддержание и развитие системы;
  • • функциональные компоненты системы представляют собой базовые связи между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным искомым результатом;
  • • устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой.

В целостном образовательном процессе семьи и образовательного учреждения происходит формирование нового мировоззрения, основанного на осознании практически-преобразовательных и духовных отношений студента к истории семьи, роли семьи в формировании генеалогической культуры студентов через приобщение их к генеалогическим ценностям, которые имеют познавательную и ценностно-ориентационную стороны. Совокупность взглядов на мир и место человека в нем реализуется и проявляется в указанном многообразии его реальных отношений, придавая им целостность, направленность и активность. Очевидно, справедливым будет выделение мировоззренческой функции в качестве определяющей системообразующей функции целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения. Мировоззрение реализуется в многообразии всех отношений человека к миру, поэтому структура мировоззренческой функции определяется структурой целостного отношения человека к действительности. Это дает основание учитывать в универсальной системообразующей мировоззренческой функции гносеологическую, аксиологическую, праксиологическую и другие функции в соответствии с наличием познавательной, практико-преобразовательной, ценностно-ориентационной сторон в отношении человека к миру и месту человека в нем, к самому себе, своей семье, месту семьи в мире.

Для последующего определения системообразующих функций целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения обратимся к характеристике структурных компонентов формирования генеалогической культуры. Анализ педагогической теории и практики позволил выделить следующие структурные компоненты с позиций ценностно-генеалогического подхода: когнитивный, праксиологический, личностный.

Когнитивный компонент направлен на формирование теоретической подготовки студентов в области генеалогии к проведению генеалогических исследований.

Праксиологический компонент способствует формированию у студентов приемов, способов, путей практической деятельности по исследованию истории семьи, составлению ее родословной и других сопутствующих генеалогических материалов.

Личностный компонент обеспечивает формирование нравственнопсихологической готовности студентов к генеалогической деятельности по исследованию истории семьи, ознакомлению с историей жизни и деятельности представителей из поколений предков.

Учитывая изложенное, выделим системообразующие функции целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения, обеспечивающие объединение элементов рассматриваемой системы в единое целое и ее успешное функционирование: трансляционная, аксиологическая, деятельностная, образовательная, воспитательная и развивающая функции. Данные функции отражают не только возможность организации формирования генеалогической культуры студентов в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения в условиях ценностно-генеалогического подхода, но и взаимосвязь и взаимозависимость ее отдельных компонентов.

Трансляционная функция предполагает сохранение исторической памяти, критическое переосмысление опыта предшествующих поколений и выработку на этой основе временных, исторических, поколенческих критериев и социальных ориентиров взаимоотношений субъектов педагогической деятельности в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения. Выделение данной функции обусловлено тем, что процесс формирования генеалогической культуры студентов в контексте ценностно-генеалогического подхода предполагает передачу накопленных многими поколениями семьи нравственных ценностей и традиций, усвоение которых обеспечивает эффективность нравственного становления личности.

Выделение аксиологической функции обусловлено сменой парадигмы современного образования, которая рассматривает образовательный процесс как средство приобщения обучаемых к духовным ценностям, накопленным обществом в процессе развития. В современных исследованиях (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.) аксиологическую функцию образования составляют такие ценностные свойства образования, которые имеют существенное значение для самой образовательной системы, общества, государства, отдельной личности в настоящее время и сохраняют особую актуальность в будущем [162]. Эти свойства рассматриваются как ценностные в силу того, что их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития образования и оказывают существенное влияние на углубление и совершенствование общественных процессов [ 17. С. 137]. С учетом этого реализация аксиологической функции позволяет определить нравственные ценности семьи, родственные межпоколенческие связи, преемственность поколений, семейные традиции в качестве методологической основы системы общечеловеческих и семейных ценностей, отражающих специфику генеалогической культуры личности.

Деятельностная функция целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения обусловлена целью формирования у студентов готовности к поисковой исследовательской деятельности по изучению истории семьи, составлению родословной, обобщению, анализу и систематизации материалов о своих предках. Расширение опыта такой деятельности способствует совершенствованию умений и навыков, необходимых для генеалогических разысканий, развитию потребности в творческом преобразовании полученных материалов, закладывает основы творческой деятельности личности.

Образовательная функция выражает направленность учебно-воспитательного процесса на обеспечение студентов знанием основ генеалогии, формирование у них системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной поисковой и исследовательской деятельности. Эта функция имеет теоретический и практический аспекты, интеграция которых способствует соединению генеалогических знаний с практической поисковой и исследовательской деятельностью. Кроме того, студенты осваивают научные основы работы с архивными и библиотечными источниками, музейными материалами, документами семейных архивов, т.е. овладевают содержательной, процессуальной, организационной, технологической сторонами, что составляет основу их деятельности при составлении научных сочинений, историй, художественных произведений о своей семье и ее персоналиях.

Воспитательная функция заключается в том, что обеспечение студентов необходимыми общими и специальными генеалогическими знаниями, умениями и навыками неразрывно связано с формированием у них нравственных качеств личности. Ознакомление с историей семьи, семейными традициями, деятельностью своих предков способствует формированию у студентов нравственных идеалов, норм, правил поведения, воспитывает интерес студентов к исследовательской деятельности, развивает творческую активность, трудолюбие, самостоятельность и др.

Развивающая функция формирует аналитическое мышление, организаторские способности, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, общительность, деловитость и т.д. Особое значение

имеет развитие в процессе данной деятельности внимания, восприятия, памяти, воображения, речи, потребности общения. Реализация во взаимосвязи и единстве системных функций целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения обеспечивает ее устойчивость и успешное развитие.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 1. Определите роль образовательного учреждения в формировании генеалогической культуры личности.
  • 2. Какую генеалогическую информацию содержит семья и каково значение этой информации для развития генеалогической культуры личности?
  • 3. Почему подход к формированию генеалогической культуры студента называется ценностно-генеалогическим?
  • 4. Почему для формирования генеалогической культуры студента необходимо объединение усилий семьи и образовательного учреждения?
  • 5. Дайте определение целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения.
  • 6. Дайте характеристику возможных путей формирования генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения.
  • 7. Взаимосвязь ценностно-генеалогического подхода и целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения в воспитании и формировании гражданской и профессиональной компетентности специалиста.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы