Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ: ИНТЕГРАЦИЯ ГЕНЕАЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИЯ В ВОСПИТАНИИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В качестве инновации в формировании генеалогической культуры студентов рассматривается генеалогическое исследование, являющееся составной частью курса «История семьи в истории Отечества». Сам курс и учебная программа к нему (Приложение 1) разработаны как учебное пособие, основанное на междисциплинарной интеграции научных дисциплин исторической генеалогии и педагогики для применения в учебном и воспитательном процессе высшей школы.

В генеалогии человек рассматривается с присущими ему особенностями, через которые преломляется его участие в истории семьи, ветви рода, рода, и на этих исторических фактах, имеющих общественное и личностное значение, обосновывается история общества и государства. В гуманистической педагогике центром воспитания являются индивидуумы с их индивидуальными особенностями, а процесс обучения и воспитания основывается на принципе гуманизации, учитыващим индивидуальность каждой личности. В генеалогии и педагогике человек является истинной ценностью, независимо от его роли в обществе, семье, системе воспитания. Цель и задачи учебно- воспитательного процесса — сформировать подлинные гуманные духовно-нравственные компоненты мировоззрения человека современного гражданского общества через изучение и исследование истории семьи, являющиеся основой для формирования их генеалогической культуры.

Образовательная теория и практика в советской России до конца XX в. в значительной степени базировались на естественнонаучной парадигме, в соответствии с которой истинно научное знание должно носить строго объективный характер, т.е. быть независимым от индивидуального социокультурного опыта личности, во имя которой эта деятельность осуществляется. Такое отношение к личности породило тенденцию отчуждения человека от продуктов его труда, его истории (генеалогии), а это привело к дегуманизации экономики, политики, науки и образования. В педагогике и генеалогии в центре воспитательного, с одной стороны, и исследовательского, с другой стороны, процессов находится человек с присущими ему особенностями, через которые преломляются любые воспитательные влияния и происходит осознание исторических фактов, имеющих общественное или личностное значения. Длительное время даже в самом определении предмета генеалогии не учитывался человеческий фактор; генеалогия определялась как наука, представляющая доказательства родства между людьми, практически без формального учета того, что представляют собой эти люди, каково их место в жизни общества, какое общественное положение они занимают. Исходя из необходимости учета человеческого фактора, особенностей духовно-нравственной жизни отдельных лиц и семейств, известный российский генеалог Л. М. Савелов еще в начале XX в. определил сущность генеалогии: «Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной» [160. С. 21].

Человек — частица непрерывно меняющегося государства (как в прошлом, так и в настоящем). Семья как ячейка государства вносит свой вклад в его развитие, принимает участие в духовной жизни и духовном развитии общества. Отдельная семья, отдельный род в тот или иной исторический период отражают и преумножают нравственные и духовные ценности государства. Задача генеалогии — изучить историю семейств, которые так или иначе участвовали в становлении, развитии государства, защите конкретного региона, города, местности и т.д., и внесли свой вклад в развитие культуры, искусства, политики, экономики, науки, образования, здравоохраненияи т.д.

Многие семьи хранят сведения о своих предках в семейных легендах, домашних архивах, отмечают знаменательные даты в истории семьи, поддерживают родственные кровные и свойственные связи с современниками и потомками, находят примеры их участия в исторических событиях, что вызывает у них чувство гордости и уважения и формирует их сознание. Отмечая важность родовой памяти для воспитания человека, физик, философ и священник П. Флоренский указывал на единство рода и личности, полагая, что история рода должна давать нравственные уроки для личности: «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения, печатные и рукописные, всех тех, кто имел отношение к семье, к роду: знакомых, родных, друзей. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме, и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного» [174].

Как правило, молодежь, проявляя интерес к истории своей семьи, обращается за информацией о предках к родственникам, выступая в роли начинающих исследователей-генеалогов. Такая ситуация чаще всего возникает из-за того, что в годы советской власти и постперестроечный период основам генеалогии и методам сбора генеалогической информации в образовательных учреждениях не уделялось должного внимания. Поэтому большинство ныне живущих граждан и их потомков не знакомы с вопросами практической генеалогии и с ее проблемами.

В XXI в. для россиян практически нет ограничений доступа к историческим документам, материалам архивов, фондам крупных библиотек, музеев, что открывает возможности приобщения к генеалогическим ценностям в духовном плане и создает условия для нравственного самовоспитания. Авторитарная советская власть формировала поколения людей XX в. без духовной памяти о предках, об их историческом вкладе в развитие государства. Революция 1917 г. и гражданская война в России пагубно повлияли, казалось бы, на сформированное духовное единство в сословных семьях Российской империи. Отречение власти большевиков от генеалогической (семейной) культуры, сформированной народами в процессе многовековой истории Российского государства, привело к духовному обнищанию. Следствием этого стали, с одной стороны, эмиграция миллионов россиян и физическое уничтожение русской интеллигенции, священнослужителей и многих представителей из всех сословий России, а с другой стороны — жесточайшая цензура правящей партии во всех областях — просвещении и науке, культуре, искусстве и литературе, промышленности и сельском хозяйстве, военном деле, медицине.

В период становления рабоче-крестьянского государства и строительства социализма в СССР рабочие и служащие обязаны были заполнять анкету, отвечая на вопросы, кем были их родители; служили ли они в войсках и учреждениях белых правительств; к какому сословию принадлежали их предки. Последующая политика репрессий в стране привела к тому, что гражданам СССР стало небезопасно поддерживать кровные узы, да и просто упоминать о нерабоче-крестьянском происхождении. После 1937 г. желание разобраться в семейной истории могло привести к трагическим последствиям. Человек потерял одно из обязательных своих демократических прав — право на родовую память, на родословную.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ в полном объеме реабилитировала генеалогию, провозгласив: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем конституцию Российской Федерации» [99. С. 3-4].

Конституция вернула гражданам право практически осуществлять генеалогическую идентификацию с предками: заниматься разысканием историй семей, выстраивать родословные, прослеживать становление своих фамилий, устанавливать историческую правду о предках и почитать их. Задача состоит в том, чтобы дать знания основ генеалогии, методов генеалогических разысканий тем, кто имеет намерение восстановить историю семьи и тем самым реализовать свое конституционное право.

В исследованиях многих ученых (А.И. Баикина, М.Е. Бычкова,

С. В. Думин, А.В. Краско, С.А. Сапожников, И. В. Сахаров и др.) показано, что восстановление исторической преемственности поколений, формирование общественного сознания на основе приобщения к российским духовным традициям и нравственным ценностям, возрождение величия Отечества возможно при условии изучения жизни и деятельности конкретных семей: «Генеалогия, родословие, геральдика — это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства. И это государственная задача — научить людей ценить цепь поколений, которая была перед ними, и чувствовать себя звеном этой цепи. Это философская основа и жизни, и гражданственности, и патриотизма» [161. С. 20].

Для приобщения молодежи к изучению истории семьи целесообразно ввести основы генеалогии в программы образовательных учреждений России в качестве дисциплины, например изучаемой по выбору учащихся. Отчасти генеалогическая тематика присутствует (как правило, в неявной форме) в практике основного гуманитарного образования образовательных учреждений. В большей мере генеалогической проблеме уделяется внимание в системе дополнительного школьного образования, учреждениях культуры, общественных организациях, где накоплен определенный опыт по родословным разысканиям. Этот опыт отражен в основном в генеалогической литературе [11. С.8-12; 12. С. 71-74; 31. С. 8-9; 54. С. 22-29]. Круг вопросов генеалогической направленности обозначен в рамках и краеведческого движения. Имеются целевые программы в ряде ре емьи», «Литературное краеведение», «Летопись родного края» и др. Этот опыт может быть перенесен не только в общеобразовательную школу и средние образовательные учреждения, но и в высшие учебные заведения.

Нравственное воспитание подрастающего поколения в истории России основывалось на проверенных временем традициях — почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом. Каждый потомок должен гордиться своими истоками, но одновременно и помнить, что лично у него в историческом прошлом нет никаких заслуг или вины. Составление родословия человеком — это не только частное занятие; оно способствует обогащению исторического знания о становлении Отечества, конкретных личностях, участвовавших в развитии страны, науки, культуры, отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, о предках, современниках и подготавливает родовую информацию для передачи потомкам. Только при таком осознании истории семьи (ветви рода, рода) и своего положения в ее структуре у человека формируется идентичность со своими предками, сознательное отношение к своей жизни, созданию собственной семьи, через которую он будет связан с потомками. В конечном итоге это сложный путь формирования генеалогической культуры современника через осознание преемственности поколений, единства семьи, ветвей рода, рода, народа, Отечества.

На Руси всегда считалось правилом помнить и чтить родство свое, знать свою родословную как минимум в поле не менее семи поколений. Такое почитание в народе своего родства русские философы относят к особенностям российской ментальности, порожденным православной культурой [79]. В средние века поколенная роспись рода как генеалогический документ, утвержденный Палатой родословных дел, а в более поздние века — генеалогическое древо рода было показателем достоинства многих российских семей и предметом особой гордости членов семьи, потомков за свой род.

Генеалогические разыскания и составление на их основе родословной (поколенной росписи) семьи современными студентами, как правило, направлены на восстановление или установление не только метрических данных персоналий, но и статуса, места и роли отдельных представителей ветви рода в обществе. В качестве истинной ценности в истории семьи выступает каждый ее конкретный представитель, независимо от того, как велика была его роль в развитии государства, семьи, общества. Он значим для семьи тем, что является ее представителем, имеющим свои особенности, свою неповторимую историю.

Рассматривая именно под таким углом роль конкретной личности в генеалогическом исследовании, определим отношение к данному феномену в педагогике. При определении педагогики как науки о воспитании мы исходим из положения о том, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует. Есть конкретное общество и есть воспитание, направленность и уровень развития которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества [142. С. 11]. Длительное время в российском обществе ценности общественных институтов признавались приоритетными над ценностями личности. В связи с этим советская педагогика строилась с позиций классовости, интересов определенных социальных групп как наука, аппели- ровавшая при разработке своего понятийного аппарата к значениям, а не к личностным смыслам [27. С. 7—8].

С позиций демократического развития общества педагогика исходит из того, что новую парадигму образования должна отличать гуманистическая направленность, основным импульсом и предпосылкой воспитательно-образовательной деятельности которой является уважение к личности и содействие ее развитию. Для современной системы образования гуманизм означает тенденцию развития науки как социального института и личности как субъекта воспитательного воздействия, утверждающего абсолютную ценность и достоинство человека [27. С. 17].

Принцип гуманизации образования обусловлен переходом на гуманистическую личностно-ориентированную парадигму образования, т.е. на организацию учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие личности, формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями [27. С. 319].

Идея удовлетворения базовых потребностей восходит к теориям К. Роджерса и А. Маслоу, который определили наиболее важные потребности: в безопасности, принадлежности какому-нибудь обществу, любви, уважении и в необходимой самооценке; удовлетворение этих потребностей становится условием развития способностей и потенциала личности. Гуманизация образования предусматривает направленность влияния педагога на обучающегося, на его личность, доверие к нему. Гуманистическая парадигма рассматривает каждого учащегося главным субъектом учебно-воспитательного процесса и предполагает его право наличную траекторию образования, неразрывно связанную с нравственным становлением личности. Таким образом, гуманизация отношений субъектов образовательного процесса является ключевым звеном гуманизации учебно-воспитательного процесса в целом.

Для гуманизации образования главенствующим условием является гуманистический подход, предполагающий гуманные отношения между всеми участниками образовательного процесса [23]. Гуманистический подход обращен к учащемуся, к тому, будет ли он в будущем гуманистически ориентированным во взаимодействии с людьми, что будет совершать в практической деятельности (предметная составляющая идеи), как будет решаться практическая проблема (операциональная составляющая), какие цели будут достигнуты с помощью найденного решения (ценностная составляющая).

В. П. Бездухов раскрывает гуманистический подход в образовании через принцип встречного движения от педагога к учащемуся и, наоборот, от учащегося к педагогу: «Встречное движение... становится основой для создания такого пространства, в котором и возникают эффекты со-понимания, со-действия, совместных оценок и отношений (ценностных) к достигнутым результатам. На пересечении действий учителя и ученика в их встречном движении друг к другу осуществляется взаимный переход ценностей “для себя” в ценности “для другого”» [22. С. 60—61].

При этом воспитывающая и развивающая функция педагога являются приоритетными по отношению к обучающей, информационной и контролирующей [73].

Гуманизм является нравственной ценностью, моральной нормой и принципом педагогической деятельности [22]. Гуманизация в данном случае рассматривается с аксиологических позиций. Человек ощущает потребность в ценностях, направляющих его поступки и чувства. Ценным для человека считается все, что содействует более полному развертыванию его способностей и что поддерживает жизнь. Отрицательным является все, что подавляет жизнь и внутреннюю активность человека. Подлинная гуманизация общественных отношений возможна, если реально будут существовать любовь и целостность, если жизнь общества будет определена специфически человеческими ценностями.

Человеческий фактор в генеалогии и педагогике проявляется в подходе к личности как истинной ценности, независимо от ее роли в обществе, семье, в системе воспитания. Воспитание характеризуется приоритетностью развивающей и воспитывающей функций по отношению к обучающей, информационной и контролирующей. История семьи призвана давать нравственные уроки для личности, напоминать о традициях, преемственности поколений, фамильной чести, трудолюбии.

Человек, обращающийся к памяти предков, как правило, начинает осознавать необходимость проведения исследования истории семьи и понимать, что для осуществления исследования необходимы знания в области генеалогии и кропотливая поисковая практическая деятельность. Чаще всего такая деятельность начинается с составления рабочего варианта генеалогического документа — родословной таблицы (поколенной росписи) и написания на ее основе монографии — истории семьи (ветви рода, рода).

В большинстве случаев интерес человека к генеалогическим разысканиям возрастает, у него появляются убежденность в необходимости изучения истории семьи, настойчивость в достижении поставленной цели, целеустремленность в поведении и деятельности, доброжелательность и уважение не только к семье (к родителям, к предкам), но и к своему окружению, т.е. проиходит развитие личности, формирование значимости семейных ценностей, исторической преемственности поколений, нравственных чувств, нравственного поведения, развитие его генеалогической культуры.

В психологии выделяют три стадии становления личности:

  • адаптация — усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности;
  • индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между стремлением индивида между необходимостью «быть таким как все» и его стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;
  • интеграция — детерминируется противоречием между стремлением индивида иметь особенности и отличия от общности, с одной стороны, и потребностью общности принять и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности в группе — с другой стороны.

Эти стадии при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные социальные группы многократно воспроизводится, в том числе, например, к истории семьи, ознакомления с предками, с историей рода личности.

Важнейшей нравственной характеристикой личности является типичный для нее способ отношения к другому человеку [27]. Исходя из этого выделяют несколько уровней нравственного становления личности:

  • эгоцентрический — преимущественно стремление к собственной выгоде и манипулированию другими в соответствии со своими эгоистическими целями. Отношение к другим проявляется как сугубо потребительское; оно проявляется у детей в семье в ситуации, когда родители ставят интересы ребенка превыше всего;
  • группоцентрический — идентификация себя с этнической или социальной группой и отношение к другим людям в соответствии с тем, входят они в эту группу или нет. На наш взгляд, во взаимоотношениях ребенка с семьей также выделяется такой этап, когда он начинает осознавать свою принадлежность не только к родительской семье, но и устанавливать, осознавать и поддерживать родственные связи с другими родственниками;
  • гуманистический — именно его должна формировать высшая школа. Для человека, который достиг этого уровня, другой человек сам по себе имеет ценность. Только достигнув этого уровня, можно вести речь о нравственности, поскольку здесь начинает действовать основное правило гуманистической этики: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой [27.

С. 15—16J. Гуманистический уровень является важной стороной нравственного становления личности и развития ее генеалогической культуры, он содержит потенциальные возможности нравственного, уважительного отношения личности к своим родителям, родственникам, истории своей семьи.

Совместные действия семьи и вуза по сбору информации о предках учащегося и ее систематизация под руководством педагога становятся для студента действенным стимулом восстановления исторической преемственности поколений в семье и, как правило, направлены на укрепление понимания между ними.

Во многом активность взаимодействия семьи и вуза в приобщении студента к генеалогической информации зависит от того, как семья накапливала, хранила и передавала из поколения в поколение информацию о предках. Но иногда происходит стирание (потеря) генеалогической информации. В таких случаях в семьях имеется информация лишь о родителях или о дедушках и бабушках. Теоретически, следуя законам и правилам генеалогии, каждая семья может освоить навыки сбора и сохранения недостающей информации не только для восстановления микроистории семьи, но и для передачи ее своим потомкам.

Проблема поиска и восстановления генеалогической информации о своих предках в России обрела актуальность с незапамятных времен, о чем говорилось в гл. 2. Накопление и хранение генеалогической информации во многом зависело и зависит от семьи, ее достатка, культуры. Формирование документов об истоках семьи во многом определялось и потребностью иметь и сохранять такую информацию. Стремление к накоплению семейной информации во многом зависит от национальности, уклада жизни, вероисповедования, места проживания, образования, семейной культуры и др.

Чем настоятельнее в семье потребность помнить и чтить родство свое, хранить информацию о предках, тем полнее и объемнее должен быть ее домашний архив. Однако, как уже упоминалось, ситуация в России складывалась таким образом, что прошедший XX в. не располагал к организации и ведению таких домашних фамильных архивов в семьях россиян.

Одним из направлений курса «История семьи в истории Отечества» является воссоздание института российской семьи с целью поддержания благоприятного климата в семье, возрождения семейных ценностей и традиций, сохранения и укрепления внутрисемейных и межпоколенческих связей, преемственности поколений, передачи положительного опыта старших младшим. Именно такая работа в сфере высшего образования представляется нам одной из приоритетных в системе нравственного воспитания и подготовки современных специалистов.

Потребность человека воспроизвести и запечатлеть (в устной или письменной форме) фрагменты из жизни предков возникает под воздействием как индивидуального, так и общественного сознания. Издавна человеку было свойственно фиксировать исторические (генеалогические) связи (кровные и свойственные) между людьми, заниматься их накоплением, а в ряде случаев и описанием. В нашем студенческом курсе из многообразного генеалогического понятийного научного аппарата мы выделили такой феномен, как «историческая генеалогия», который позволяет современному человеку выявить свое отношение к миру и самому себе, и направлен на формирование идентичности со своими корнями.

Действительно, социальная память, идентичность, историческая генеалогия — три неразрывно связанных понятия в современной науке об истории семьи. Социальная память как важнейший элемент культуры вообще невозможна без соотнесения личности с историей своей семьи, страны. В то же время «ощущение собственной самости», — что и есть самоидентичность, или эгоидентичность, — невозможно без соотнесения себя с тем, что создавалось предшествующими поколениями семьи, рода, т.е. без соотнесения себя с истоками своего рода. И именно историческая генеалогия дает методологическую основу для воссоединения истории личности с историей семьи, а воссоединение двух начал порождает переживание самоидентичности, чувства ощущения «собственной самости» и сопричастности миру. Именно историческая генеалогия есть один из возможных путей обретения самоидентичности личности взамен внешней идентичности, установленной метанарративом, содержащим в себе готовый «образец» личности и, как следствие, несвободу. Благодаря исторической генеалогии самоощущение собственной жизни человека начинает проецировать на историю своей страны, своего народа. История как путь развития и становления человеческой сущности сегодня воспринимается как индивидуальный жизненный путь конкретного человека, его семьи, его рода.

Человеческая жизнь, в отличие от существования животных и растений, обладает наличием основных ценностных черт: любовь к своему имени, родным, дому, Родине. Ребенок, вступая в социальную жизнь, узнает, что в нем есть нечто, отличающее его от других. Человек, осознав, что имеет присущую только ему фамилию, начинает понимать, что у него есть свой путь в жизни, за который он отвечает перед собой и близкими людьми. Имя — это то уникальное явление, которое позволяет человеку не только определять свое будущее, но и знать, что за ним стоит история судеб его предков, переплетение которых позволило возникнуть и состояться истории его рода, неразрывно связанной с историей Отечества.

Взгляд человека в будущее всегда связан с надеждой и верой. Взгляд в прошлое — это, как правило, благодарность за то, что «Я есть» и ответственность за то, каким быть. Прожить жизнь — это значит продолжить свой род, переданный человеку с именем, вбирая лучшие образцы человеческих поступков и мыслей, принадлежащих этому роду. Но для этого нужно, чтобы человек обрел знание о бытии своего «Я» и об его историческом становлении. Средством приобретения подобного знания является историческая генеалогия. Студент, изучающий историю своего рода, выступает в роли посредника между прошлым, настоящим и будущим, освобождается от чувства метафизического одиночества, отдаленности от исторического процесса.

Как любая наука, историческая генеалогия стремится сместить критерий научности от субъективного к объективному фактору. Поэтому значимость генеалогической работы студентом определяется не столько личностным фактором исследователя, его индивидуальной заинтересованностью, сколько попыткой вынести на общественный уровень проблему забытых сегодня основных человеческих ценностей (память о своих предках, историческое осознание своего рода, ответственность за свое имя), расширив тем самым духовно-нравственный потенциал современной жизни.

Историческая генеалогия содержит информацию, необходимую для современного поколения в его стремлениях найти связь с предшествующими поколениями, воссоединиться со своим родом через трансформируемую временем «социальную память». Чаще употребляются несколько иные понятия из этой сферы: «живая», «действующая» память. Обычно с этими понятиями личность ассоциирует результаты самопознания своих родных истоков. В гуманистической системе образования и воспитания имеются все возможности удовлетворения потребностей личности к восстановлению и систематизации истории собственной семьи с целью осознания и самоидентификации себя в общей генеалогической структуре семьи, рода, социума.

Таким образом, знание студентом событий в истории отдельно взятой семьи непосредственно влияет на социальную память, а накопление генеалогических материалов создает мощный фундамент для уточнения и конкретизации исторических событий, в которых прослеживается участие близких или дальних родственников, предков или представителей рода из отдаленного прошлого. Это позволяет студенту понимать исторические события не абстрактно, а во взаимосвязи с конкретными людьми.

В работе известного в России историка Е.В. Пчелова историческая генеалогия определяется как наука, «которая изучает: генеалогические связи между людьми (родственные и свойственные); те системы, которые вследствие этих связей возникают (роды, семьи и др.); историю самих этих систем (их происхождение, развитие и гибель)» [150. С. 54].

Исторические разыскания ведутся на научной основе, сформированной многовековой генеалогической практикой, учитывающей, что:

  • 1) составление родословных документов, сбор сведений о видах деятельности представителей поколений, изучение семейных особенностей ведется с учетом исторических этапов развития общества;
  • 2) имеется неразрывное единство в генеалогических разысканиях двух задач: а) направленных на решение проблем исторических исследований (теоретические задачи); б) имеющих значение для решения семейных проблем, связанных с составлением родословной росписи семьи (практические задачи).

Ранее мы отмечали, что исследователь-генеалог, приступающий к поиску, должен представлять, что даже если перед ним ставится практическая задача, руководствоваться он должен теоретическими посылами: следовать правилам генеалогии, «отыскивать начало, связи, отслеживать продолжение и распространение родов; начертывать родословные таблицы, рассматривать их, критически оценивать генеалогические документы» [57; 58].

Исследования истории семей в современных условиях осуществляются на основе трех обязательных персональных письменных памятников, выдаваемых государством каждому гражданину: метрическое и брачное свидетельства, а также документ о смерти. Это основные свидетельства, на основе которых составляется генеалогический документ (родословная таблица, поколенная роспись) гражданина. Сама же история личности описывается другими официальными памятниками и документами, которые сопутствуют персоналиям семьи в жизни, деятельности и подтверждают ее достоверность.

Наряду с функциями генеалогии, раскрывающими генеалогический смысл рассматриваемых исторических процессов, необходимо отметить и ряд педагогических функций, которые оказывают воспитывающее влияние на различные качества личности, а в совокупности на формирование ее генеалогической культуры и нравственную воспитанность:

гностическая (обучающая) — проявляется при формировании необходимых знаний у студента для проведения генеалогических

разысканий, построения генеалогических документов;

  • развивающая — проявляется в формировании потребности, мотивов и интереса к проведению генеалогических разысканий, определяющих отношение к их результатам как нравственным ценностям;
  • организационная — проявляется в умении планировать генеалогическое исследование, определять источники сбора генеалогической информации, организовывать процесс генеалогического разыскания;
  • иформационная — проявляется в формировании умений использования различных источников информации для составления родословной таблицы и поколенной росписи (семейного архива, документов, подтверждающих родственные связи, государственных архивов, библиотек, музеев, бесед с родственниками, мемуаров, исторической и справочной литературы, периодических изданий прошлых лет, данных интернет-источников и т.д.);
  • систематизирующая — проявляется в формировании умения анализировать, синтеза, систематизации полученной информации и ее оформления;
  • координирующая — проявляется в формировании умения ранжирования полученной информации по значимости, объективности, достоверности и доказательности;
  • воспитывающая — проявляется в формировании у студентов нравственных качеств при ознакомлении с историей семьи, деятельностью своих предков, семейными традициями.

Эти функции мы рассматриваем как междисциплинарные функции педагогики и генеалогии, которые способствуют раскрытию генеалогического смысла исторических процессов: популяризируют и уточняют исторические сведения через микроисторию конкретных семей; систематизируют сведения о родословной семьи; обосновывают и удостоверяют эти сведения, фиксируют учет исторической информации о гражданах России; соблюдают историческую преемственность поколений.

Овладение основами генеалогических знаний и исследовательской деятельностью в разыскании студентами фрагментов из истории семьи активизируют формирование их генеалогической культуры. Внедрение инновации в учебный процесс требует разработки специальных генеалогических программ. Но эффективность в формировании генеалогической культуры личности может быть значительно увеличена и за счет учебных дисциплин гуманитарного цикла — истории, обществоведения, краеведения, граждановедения. Содержание этих учебных дисциплин дает студентам основы нравственности как своеобразной открытости миру, стремления понимать другого человека, осуществлять деятельность на основе уважения своих и чужих интересов на основе уважения традиций и культуры своей семьи, страны.

Нравственность выступает: во-первых, как некое качество (свойство) человека, формирующее специфическое поведение, которое как никакое другое поведение подвергается оценке социальной средой; во- вторых, как правила поведения, которые тоже подвергаются оценке социальной средой; в-третьих, как номинация анализа поведения и совокупности правил поведения, обеспечивающие спокойную жизнь человека, следующего этим правилам. Нравственность является важным условием регуляции поведения личности для полноценного и гармоничного сосуществования человека и семьи, человека и общества, человека и страны. Выбор поведенческих альтернатив в значительной степени зависит от ценностных ориентаций человека.

Важнейшие для индивида ценности определяют его систему ценностных ориентаций. Ценностные ориентации всегда предполагают наличие общего нравственного идеала, определяющего критерии морального анализа поведения и поступков человек, нравственного сопоставления социальных явлений, с целью определения их положительного или отрицательного значения для человека и общества.

Можно сделать вывод, что формирование генеалогической культуры студентов во многом зависит от социальных ценностей, овладения ими основами генеалогических знаний, умения проводить генеалогические исследования. Большое значение в формировании генеалогической культуры имеет гражданственность; реализация гражданского образования возможна в рамках обществоведческих предметов и курсов.

Актуальность проблем гражданского образования в России «обусловлена такими факторами, как изменение сущности российской государственности, осознание ценности гражданского общества, стремление сформировать российское гражданское общество, поиск национальной идеи, скрепляющей общенациональную идеологию» [127. С. 20].

Развитие гражданского образования достаточно широко освещается в отечественной и зарубежной научной литературе и интерпретируется с разных точек зрения. Например, О.А. Михалина и Н.В. Наливайко отмечают, что «уровень разработанности отдельных философских, методологических, социальных и педагогических аспектов проблемы, необходимость их дальнейшего развития вступают во все более очевидное противоречие: между объективной потребностью в разработке теоретических основ гражданского образования и сложившимися подходами в практике функционирования формирующейся отечественной системы гражданского образования. Множественность интерпретаций и толкований исследуемого феномена, многосторонность его приложения в образовательно-воспитательной сфере обусловливает необходимость обращения к данному вопросу с принципиально новых позиций в контексте проблем философии образования» [133. С. 4].

С учетом изложенного можно констатировать, что важнейшая цель гражданского образования — раскрытие перед студентами перспектив жизни в гражданском обществе, воспитание гражданственности. Система базовых понятий гражданского образования, характеризующих его основные категории, содержит ту систему ценностей, которые относятся к генеалогическим и нравственным ценностям.

Студенты усваивают такие базовые понятия гражданского образования, как гражданин, гражданское общество, демократическое государство, семья как ячейка государства, гуманизм, моральный выбор, любовь к Родине, свобода, ответственность, которые являются нравственными категориями. Кроме обязательных дисциплин Государственного образовательного стандарта возможно изучение предметов по выбору в системе дополнительного образования, прямо или косвенно связанных с генеалогической составляющей нравственного воспитания, раскрывающих перед студентами перспективы жизни в гражданском обществе, воспитание гражданственности на основе ценностных нравственно-генеалогических приоритетов. В качестве инновации в формировании генеалогической культуры студентов рассматривается генеалогическое исследование. Особенностью такого исследования при изучении студентами истории своей семьи является связь между генеалогией и педагогикой.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы