Профессиональное выгорание специалистов социальной сферы

Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является профессиональное выгорание — выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное, напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы “человек — человек”, синдром эмоционального выгорания или феномен эмоционального выгорания, он проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванное интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник помимо профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода эмоциональным донором.

При всем многообразии определений выгорания — термина, введенного в 1974 г. американским психиатром X. Дж. Фрей- денбергом, —- выделяют три основных компонента: эмоциональное, а нередко и сопутствующее физическое истощение, которое приводит к невозможности отдаваться работе в прежней мере; деперсонализация, т. е. исполнение своих обязанностей без внутреннего участия или, напротив, с негативной эмоциональной реакцией, или “дегуманизация” общения; и последний, третий, компонент — редукция личных достижений, или, другими словами, угнетающее осознание собственной профессиональной некомпетентности. Как правило, выгорание как психосоматический синдром, состояние внутреннего слома чаще всего сопутствует представителям сферы обслуживания: менеджеры, врачи, учителя в силу своих служебных обязанностей должны находиться в состоянии постоянной мобилизации душевных сил для доброжелательного и отзывчивого общения с клиентами.

В. Е. Орел так описывает стадии эмоционального профессионального выгорания.

Первая стадия эмоционального выгорания — фаза напряжения -— начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.

Вторая стадия характеризуется возникновением недоразумений с теми, для кого работает профессионал. Вначале они скрытые — профессионал начинает с пренебрежением и издевкой рассказывать о тех людях, которым он оказывал помощь. В дальнейшем возросшая неприязнь к пострадавшему проявляется при общении с ним. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая антипатия, но наступает момент, когда сдержаться уже не удается и раздражение выплескивается непосредственно на голову человека, который ждет поддержки и надеется на помощь. Эти же симптомы могут проявиться и в отношениях с членами семьи.

Третья стадия выгорания считается наиболее серьезной, так как в этом случае искажаются представления о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях. В отношениях с коллегами, близкими чувствуется холод и безразличие. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Таким образом, эмоциональное выгорание приобретается в процессе профессиональной деятельности специалиста и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций.

Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же время синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, межличностных отношений, соматического здоровья.

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, что отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Сам феномен выгорания, как правило, рассматривается и как результат, и как процесс. В отличие от протекания процесса профессионального выгорания, описанного В. Е. Орлом, Д. Г. Трунов характеризует его следующим образом.

Начальная стадия характеризуется чрезмерной активностью и отказом от потребностей, не связанных с работой, что постепенно приводит к усталости и истощению. Далее развитие синдрома профессионального выгорания приводит к снижению уровня собственного участия в профессиональной деятельности, нарастающему отчуждению по отношению к коллегам и общей неудовлетворенности работой.

Затем следуют перемежающиеся депрессивная и агрессивная эмоциональные реакции, переходящие в фазу деструктивного поведения, когда заметно понижаются интеллектуальные способности выполнять сложные задания, инициативность замещается полным безразличием к работе. Формальный подход к выполнению требований вместе с предельной самоизоляцией от окружающих достигают апогея.

Психоэмоциональный надлом личности приводит к соматическим расстройствам — постоянному напряжению, неспособности к расслаблению, бессоннице, повышению давления, головным болям, снижению иммунитета, а также прогрессированию различных видов зависимостей (алкогольной, наркотической, игровой, интернет-зависимости и др.).

Дном, на которое опускается окончательно выгоревший, является экзистенциальное отчаяние, всепоглощающее чувство беспомощности и бессмысленности жизни, которое иногда может закончиться суицидом.

Основными причинами выгорания являются следующие:

  • 1. Значительное повышение требований, предъявляемых к специалисту, постоянное расширение круга обязанностей (нелинейное возрастание нагрузок вместе с изменением условий профессиональной деятельности соответственно вызовам времени).
  • 2. Прессинг со стороны работодателя, предполагающий готовность постоянно жертвовать свободным временем, семьей, здоровьем ради блага дела.
  • 3. Пресыщенность работой (привычка).
  • 4. Общая фрагментированность жизни, невозможность уединиться и сосредоточиться по причине необходимости быть постоянно “на связи”, отвечать на звонки и письма электронной переписки.

В своей деятельности специалист социальной сферы помимо профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода эмоциональным донором.

К видам (формам) деформации личности, вызванной преимущественно изменениями эмоционально-волевой сферы и существенно сказывающейся на жизнедеятельности специалиста вследствие его профессиональной деятельности, относятся:

A. Выгорание специалиста — термин, который употребляется в европейских странах и Америке при характеристике профессиональной деформации личности. Оно рассматривается как процесс и как результат. Как процесс —- постепенное охлаждение человека к клиентам, с которыми он работает, их болям и проблемам, своей профессиональной деятельности, превращение его в функционера. Как результат оно доводит специалиста до полного безразличия, конъюнктурности в отношении личности клиента, своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия выгорания сказываются не только на работе, но и дома, на отношении к себе и к своим близким. О таком человеке говорят, что он “перегорел” или “сгорел” и теперь “холоден” не только в работе, но и в жизни.

Б. Перегорание специалиста — характеристика специалиста, который под воздействием негативных факторов профессиональной деятельности оказывается в состоянии, негативно отражающемся на его отношении и качестве профессиональной деятельности. Оно проявляется в безразличии к самой деятельности и ее результатам, черствости в отношении к клиенту, его судьбе. Перегорание является следствием его выгорания, результатом выгорания.

B. Профессиональная усталость — деформация личности, происходящая под длительным воздействием негативных факторов профессиональной деятельности и приводящая к негативному состоянию специалиста на рабочем месте, быстрой усталости, низкой продуктивности труда. Она может быть следствием длительного (повседневного) эмоционального перенапряжения специалиста, переутомления под воздействием профессиональной практики и недостаточности внимания к личному отдыху, восстановлению своих физических и духовных сил и др.

Г. Хроническая усталость — состояние человека под воздействием факторов профессиональной деятельности, характеризующееся постоянным чувством усталости на работе, даже тогда, когда речь заходит о профессиональной деятельности. Она является следствием длительной профессиональной деятельности, разрушения эмоциональной сферы специалиста. Для человека в этом состоянии характерно нежелание работать, безразличие к клиенту, деятельности и ее результату, неумение сосредоточиваться над проблемами профессиональной деятельности, раздражительность, апатия ко всему, что окружает его на рабочем месте, и проч. Хроническая усталость сохраняется не только на работе, но и вне ее, во взаимодействии с другими людьми, дома.

Д. Разрушение личности — это самый опасный вид профессиональной деформации личности. Оно обусловлено комплексом психических нарушений, существенно влияющих на жизнедеятельность специалиста. Разрушению подвергается прежде всего эмоционально-волевая сфера человека как результат его профессиональной деятельности. Типичным его проявлением часто является состояние общей тревожности, возбудимости человека, постоянного раздражительного отношения к клиенту, другим людям, в том числе и близким. Все это негативно сказывается на профессиональной и иной деятельности социального работника. Преодоление подобной деформации требует целенаправленной индивидуальной помощи специалистов (медицинских работников, психологов и психиатров) -— реабилитации.

Личностно-поведенческая деформация личности социального работника — деформация личности, обусловленная взаимодействием внутренних качеств и поведения человека, приводящая к качественным личностно-поведенческим изменениям, — как следствие профессиональной деятельности. В этом случае длительные негативные поведенческие изменения под воздействием профессиональной деятельности приводят к личностным. Проявление подобной деформации характеризуется тем, что разочарование, выгорание, разрушение личности специалиста происходит на нравственно-поведенческом, авторитарноситуативном или вульгарно-бесконтрольном фоне. Формами деформации специалиста могут быть самые разнообразные сочетания всего того негативного в личности во всем ее многообразии вследствие профессиональной деятельности.

Итак, неблагоприятные эмоциональные состояния клиентов (разочарование, отчаяние, апатия, фрустрация, страх, подавленность, тревога, одиночество, безнадежность и др.) пробуждают у специалиста социальной сферы собственные негативные переживания. Общаясь с клиентами, помогая им преодолевать проблемные ситуации, специалисты сами испытывают ряд трудностей. В результате объективно трудная ситуация клиента становится субъективной трудностью специалиста, включенной в его профессиональное самосознание.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >