Просвещение и школа в России в XVIII—XIX вв.

XVIII в., вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. В это время предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. Традиционно выделяются четыре этапа развития системы просвещения в России в XVIII столетии:

  • • первая четверть XVIII в. — создание светских школ практической направленности;
  • • 1730-1756 гг. — возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования;
  • • 1766-1782 гг. — развитие просветительских идей, разработка проектов преобразований;
  • • 1782-1786 гг. — школьная реформа, первая попытка создания системы народного просвещения [5, с. 115].

В эпоху Петра I ставка была сделана на создание профессиональных школ, которые готовили к конкретному виду деятельности. В начале XVIII в. в стране появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность: математических и навигационных наук (1701); пушкарская (1701); хирургическая (1707); инженерная (1712); артиллерийская (1712); горные при заводах (1719, 1721).

Помимо общего образования, в них готовили и по конкретным профессиям — моряка, писаря, инженера. Одновременно создаются первые государственные общеобразовательные школы. В 1714 г. принимается указ об открытии цифирных школ для обучения грамоте, письму и арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Указы 1714—1715 гг. предписывали иметь в каждой губернии цифирные школы с записью в них детей в возрасте 10-15 лет. Уже к 1718 г. открыто 42 школы, в которые зачислялись дети всех сословий, за исключением детей крепостных крестьян [5, с. 157].

В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях подготовки ученых при Академии создается два учебных заведения — университет и гимназия.

В 1750-е гг. руководить работой университета и созданной при нем гимназии стал М.В. Ломоносов (1711—1765). Он подготовил устав гимназии, регламентирующий ее внутренний распорядок, правила поведения гимназистов, разработал учебный план, издал ряд учебных пособий по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам: «Риторика» (1748) — первый научный труд по грамматике русского языка, «Российская грамматика» (1755) — первая в России хрестоматия мировой литературы, «Древняя российская история» (1755) и др. Однако деятельность Ломоносова натолкнулась на мощное противодействие иностранных профессоров, засевших в Академии. Возобладала точка зрения, что в Петербурге университет «не надобен», лучше готовить своих студентов и профессоров за рубежом или приглашать иностранных. Ни университет, ни гимназия не стали центрами подготовки кадров. Они не пользовались популярностью в обществе и к середине XVIII в. пришли в упадок.

Несмотря на неудачу, Ломоносов не оставил идею создания российского университета. Заручившись поддержкой графа И.И. Шувалова, Ломоносов составил план создания университета и программу преподавания.

Шувалову не только удалось провести указ об открытии университета через Сенат, но и в течение 42 лет кураторства отстаивать его несословный, демократический характер и академические свободы.

Университет был открыт в Москве в 1755 г. в составе трех факультетов (философский, юридический, медицинский) и 10 кафедр; в него были зачислены 100 студентов. Московский университет отступил от западноевропейской традиции: в его структуре отсутствовал богословский факультет. Согласно программе, разработанной Ломоносовым, общеобразовательная подготовка осуществлялась в первые 3 года обучения, стадия специализации занимала 4 года. При университете функционировали две гимназии — для дворян и разночинцев, в которых Ломоносов ввел классно-урочную систему преподавания, установил принципы и методы обучения, что позволило упорядочить учебный процесс. Университет отличался редким по тому времени демократизмом: правом поступления обладали представители всех сословий (кроме крепостных крестьян), обучение первоначально было бесплатным (позже была введена частичная оплата, однако на неимущих она не распространялась); большинство профессоров не были дворянами; ректор и деканы избирались, книги, одобренные советом профессоров, освобождались от цензуры.

Несмотря на усилия Ломоносова, университет не пользовался популярностью. Отсутствие преподавателей, неопределенность программ обучения, чтение лекций профессорами-ино- странцами на латыни или новых языках привело к тому, что в университет дворянство шло неохотно, предпочитая военную карьеру. Понадобилось 50 лет, чтобы Московский университет встал на ноги. Постепенно он становится общенациональным просветительским центром. В университетской типографии печатаются книги, учебники, словари, сочинения известных педагогов. В 1779 г. открывается учительская семинария, в которой впервые в России преподается педагогика. Университетские профессора экзаменуют иностранных учителей и воспитателей пансионов для выявления их соответствия занимаемой должности [12, с. 595].

Во второй четверти XVIII в. процесс реформирования образования шел крайне противоречиво. Созданные в эпоху Петра I учебные заведения (цифирные, инженерные и артиллерийские школы) приходят в упадок. Открываются новые учебные заведения. Поскольку Россия постоянно вела войны, потребность в подготовке офицеров для армии и флота была велика. Первые военные учебные заведения появляются в стране в первой половине XVIII в.

В 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Ми- ниха создается первый в стране кадетский корпус, больше известный как Сухопутный шляхетский корпус.

В 1752 г. в Санкт-Петербурге открывается Морской кадетский корпус.

Особое место среди военных учебных заведений занимал Пажеский корпус (1759), постепенно превратившийся в элитарное учебное заведение для детей высшей дворянской знати, готовивший придворных пажей и камер-пажей. Создавая кадетские корпуса, правительство шло навстречу дворянству, которое в числе других привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. Поскольку первоначально кадетские корпуса готовили не только военных, но и гражданских чиновников, помимо военных предметов в них изучались политические и юридические науки, языки, риторика, живопись, этикет. Только к первой половине XIX в. они превращаются в военные учебные заведения, где воспитанники получали общее среднее и специальное военное образование.

В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования. План создания в России государственной системы образования Екатерина II поручила И.И. Бецкому (1704-1795) — европейски образованному человеку, хорошо знакомому с идеями французских просветителей. В 1762 г. он был вызван в Петербург из-за границы, где жил долгое время, и назначен президентом Академии художеств. Участвовал в создании системы воспитательно-образовательных учреждений.

Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»

(1764), в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей французских просветителей (Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций).

Суть концепции заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. Носителем этих качеств должен быть воспитатель, к выбору которого следует предъявлять самые суровые требования. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.

И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5-6 до 17-20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются воспитательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве.

При открытии учебных заведений власти строго придерживались сословного принципа. Кадетские корпуса, пансионы предназначались для дворян, воспитательные дома, училища (коммерческие, художественные, театральные и др.) — для лиц третьего сословия.

Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен в 1764 г. Через год по предложению Бецкого было открыто отделение для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на четыре класса (уровня).

В младшем классе (6-9 лет) обучались русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись история и география.

В 3-м классе (12—15 лет) вводилось изучение «словесных наук», подразумевающее чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным образом на французском языке.

В 4-м классе (15-18 лет) предусматривалось обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное воспитание, которое подразумевало «усвоение светских добродетелей, кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия». Важное место занимало физическое воспитание, предусматривавшее привитие навыков гигиены, здорового образа жизни, умеренности во всем. Согласно Уставу, во главе Смольного стояла начальница, назначаемая императрицей. Для проверки успехов учениц устраивались экзамены. Наиболее отличившиеся воспитанницы награждались [6, с. 266].

Создание единичных учебных заведений в целом не изменило ситуацию в просвещении. Практическая реализация теории Бецкого натолкнулась на отсутствие подготовленных учителей, нехватку учебников, недостаточное финансирование.

Неудовлетворенность ходом преобразований вызвала необходимость разработки нового проекта школьной реформы. В целях подготовки реформы по указу императрицы была создана правительственная комиссия во главе с сенатором П.В. Завадов- ским. На замысел и ход проведения реформы большое влияние оказал австрийский опыт. В качестве эксперта из-за рубежа был приглашен Ф.И. Янкович (1741-1814), имевший опыт проведения школьной реформы в Австро-Венгрии. Он стал главным идеологом реформы и разработал документы по ее реализации. В 1782 г. Екатерина II утвердила представленный Янковичем «План к установлению народных училищ в Российской империи», предусматривавший создание в России по образцу Австро-Венгрии школы для третьего сословия — народное училище. Первоначально Ф.И. Янкович предлагал создать три типа народных училищ (малые, средние и главные). Однако от средних типов школ отказались после эксперимента, проведенного в Петербурге и губернии. Принятый комиссией «Устав народным училищам в Российской империи» (1786) утвердил школьную систему в виде главных училищ (в каждом губернском городе) и малых училищ (в уездных городах и селах). Одновременно с учреждением народных училищ планировалось подготовить учителей и издать новую учебную литературу, в создании которой Янкович принял активное участие. Им были изданы «Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Всемирная история», подготовлены географические и исторические карты, атласы, наглядные пособия, он ввел в русской школе активную работу с глобусом, использование доски и мела [12, с. 658].

В этот период российская школа получает первые учебники. Так, в 1786 г. были изданы учебник по естествознанию «Начертания естественной истории», «Краткое руководство к геометрии», «Краткая Российская грамматика» и др.

Основным учебным пособием для российских учебных заведений стала книга «О должностях человека и гражданина...» (1783), в которой была изложена государственная позиция на воспитание учащихся. Во введении к учебнику цель воспитания была определена как достижение человеком благополучия, возможного лишь при верноподданническом отношении к самодержавию, преданности своему сословию, христианской добродетели, телесном здоровье и трудолюбии. Книга имела два варианта: для учителей и учащихся. В первом содержались методические рекомендации учителям по воспитанию, во втором учащимся разъяснялись их обязанности по отношению к самому себе, Богу, ближнему, обществу.

Историки дают неоднозначную оценку училищной реформе Екатерины II. Вместе с тем никто не оспаривает тот факт, что ею была предпринята вторая (после Петра I) попытка создания в стране государственно ориентированной системы обучения и воспитания для широких слоев населения. Курс на создание народной школы был важным инструментом государственной политики России, претендовавшей на ведущее место среди европейских государств. Хотя единая система просвещения в России на протяжении XVIII в. так и не была создана, однако шел интенсивный поиск и адаптация различных типов школ, развивались традиции обучения и воспитания, основанные на сословном принципе, которые в последующем составят фундамент и национальное своеобразие российской образовательной системы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >