Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow История педагогики

Педагогическая мысль в России в XIX в.

В начале XIX в. в России распространяются идеи европейского просвещения. Вопросы воспитания поднимались в трудах философов, писателей, историков, в проектах общественного переустройства, предлагаемых декабристами. Получил известность «Трактат о воспитании» (1798) А.Ф. Бестужева, в котором на основе изучения философов античности и Нового времени, а также собственного опыта преподавания в кадетском корпусе раскрывались задачи воспитания и его методика применительно к представителям дворянского сословия.

Общественное внимание к вопросам просвещения усиливается после восстания декабристов. Правительство Николая I осознало необходимость воспитания законопослушных верноподданных. Идет поиск идеологии, теоретических основ воспитания, обоснование его национальной специфики и самобытности. В 1830-1850-х гг. в сфере образования и педагогической мысли оформляются две тенденции: одна отражает официальную политику, другая — демократические настроения общества.

В 40-е гг. XIX в. интеллигенция в русском обществе разделилась на два лагеря — западников и славянофилов, отстаивавших различные пути развития страны. Полемика, развернувшаяся между ними, затронула и вопросы просвещения. Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.Ф. Одоевский. Н.В. Станкевич), выступавшие за развитие России по западной модели, приветствовали западноевропейскую образованность, заимствование зарубежных педагогических идей, форм и методов обучения и воспитания. Славянофилы (И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), считавшие, что России предначертан особый путь развития, полагали, что система просвещения должна строиться с учетом национальной самобытности русского народа, опоры на православные традиции воспитания.

Известный литературный критик, публицист В.Г. Белинский (1811—1848) в многочисленных статьях и рецензиях дал развернутое изложение своих педагогических взглядов. Отстаивал идею создания подлинно национальной системы просвещения, отвечающей интересам государства. Он писал: «Надобно, чтобы у нас было просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве». Ребенок, считал Белинский, «это дерево в зерне, человек в возможности». Воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. С его точки зрения, приступать к обучению детей нужно с 6 лет, следуя принципам систематичности и научности. Высоко оценивал роль отечественной литературы, истории, естественных наук в формировании личности. Особую ценность представляют его взгляды на нравственное воспитание. Нравственные привычки и навыки поведения нужно вырабатывать в младшем возрасте, формировать нравственные понятия — в отрочестве. Здесь не следует ограничиваться наставлениями, главное — убеждающий пример (биографии великих людей, поведение воспитателя и ближайшего окружения). В качестве наказания предлагал использовать суровый взгляд, лишение прогулки, общения, временную холодность [12, с. 76].

Русский публицист, философ и писатель А.И. Герцен (1812— 1870) не оставил специальных работ по воспитанию. Однако на протяжении жизни он живо интересовался педагогическими проблемами. Критикуя современную школьную систему, он выступал против «рабского духа, рабской дисциплины, рабского молчания», царивших в гимназиях. Воспитание в семье, в стенах школы и университета должно быть основано на уважении к личности воспитанника, признании его индивидуальности. Герцен высоко оценивал роль естественных наук в формировании материалистического мировоззрения. Он был автором двух рассчитанных на детей и юношество работ, в которых популяризация естественно-научных знаний тесно увязывалась с формированием мышления. Герцен вместе с тем отдавал отчет в том, что полноценное воспитание немыслимо без гуманитарных знаний. Он отводил приоритетную роль языку и литературе, истории в воспитании нравственных чувств, формировании общественных идеалов.

Со второй половины XIX в. в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение, в котором выделялись три направления:

• буржуазно-либеральное (Н.И. Пирогов, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский);

• буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, А.Я. Герд и др.);

• революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).

Борьба против сословной школы, догматизма, зубрежки и муштры, за автономию высшей школы, за светское образование — таковы были важнейшие проблемы, волновавшие прогрессивную общественность.

В эти годы в России издаются журналы «Русский педагогический вестник», «Воспитание» (с 1857 г.), «Учитель» (1860—1870), «Педагогический сборник» (с 1864 г.), «Ясная Поляна» (1861— 1862), где обсуждались основные вопросы воспитания и обучения. В 1856 г. в журнале «Морской сборник» печатается статья известного русского хирурга Н.И. Пирогова (1810-1881) под названием «Вопросы жизни», всколыхнувшая русское общество.

В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания. Ее решение автор связывал с реорганизацией системы образования, с восстановлением преемственности ее ступеней и с отменой принципа сословности. По убеждению Пирогова, целью воспитания является не ранняя специализация обучения, а подготовка к жизни высоконравственного человека с широким кругозором.

Пирогов разработал проект школьной системы, состоящей из двух ступеней: начальной школы (2 года обучения) и средней школы (7-9 лет) Согласно его проекту, после окончания начальной школы можно было выбрать одно из направлений среднего образования: реальное или классическое.

Назначенный Александром II попечителем Одесского, а затем Киевского учебного округа, Пирогов развернул кипучую деятельность по улучшению работы учебных заведений. Он поощрял методические искания учителей, подготовил открытие университета в Одессе, создал первую в России воскресную школу для взрослых. Пирогов поднял вопрос о запрете телесных наказаний учащихся, рассматривая их как средство, унижающее достоинство ребенка. Поднятая им на страницах печати дискуссия имела положительный результат. Уставом гимназий и прогимназий 1864 г. телесные наказания в школах запрещаются. Либеральные взгляды Пирогова, его деятельность на посту попечителя учебного округа раздражали власти, и вскоре он был отстранен от должности попечителя.

В 1860-е гг. развернулась деятельность основоположника научной педагогики в России К.Д. Ушинского (1824-1870). Будучи блестящим практиком, он интенсивно занимался научной работой в области теории педагогики и методики начального обучения. В педагогической теории Ушинского основополагающая идея — народность воспитания.

Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Им написана серия работ, посвященных этой проблеме: «О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867).

Родной язык должен стать основным предметом преподавания в школе. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. С раннего детства в семье, школе ребенок должен усваивать родной язык, культуру; важно знакомить детей с произведениями устного народного творчества. Такого глубокого обоснования принципа народности воспитания до Ушинского не давал ни один педагог.

По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский назвал «антропологическими», — философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869). Основываясь на антропологическом подходе в осмыслении процессов физического и психического развития, Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В ней раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение принципам наглядности, прочности и основательности обучения. Им разработана методика повторения учебного материала. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию. Большое место в дидактике Ушинского занимают созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861), «Родное слово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, материалы по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного учебного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения. Огромны заслуги Ушинского во внедрении в школу нового аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе. Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению целой плеяды блестящих педагогов и методистов — Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалев- ский и др.

Большую известность и общественный резонанс получила педагогическая деятельность великого русского писателя Л.Н. Толстого (1828—1910). Условно принято выделять несколько периодов его педагогической деятельности.

В первый период (1859-1862), по его собственным словам, он «был страстно увлечен» народной школой и педагогикой. Совершая поездку по Европе, он посещал немецкие, французские, итальянские школы, где знакомился с постановкой учебного процесса, методикой обучения. Знакомство с зарубежным опытом школьного образования укрепило его в мысли, что школьные модели, на которые ориентировались власти при создании русской школы, мало применимы в России. Вернувшись на родину, он создал в своем имении Ясная Поляна народную школу для крестьянских детей, где сам преподавал, одновременно издавал журнал «Ясная Поляна», переписывался с известными методистами, авторами учебников, принимал участие в открытии народных школ.

Следующий период активной педагогической деятельности Толстого — 1870-1876 гг., когда он возобновляет занятия с крестьянскими детьми, пишет и публикует учебники «Азбука» и «Новая Азбука», занимается обеспечением школ своего уезда учебной литературой.

Третий период педагогической деятельности охватывает 1880—90-е гг., когда он встречается с учителями и учениками тульских школ, занимается разработкой вопросов нравственного воспитания. Л.Н. Толстой вошел в историю образования как педагог-организатор и новатор, автор лучших для своего времени книг для начального обучения.

Видным теоретиком и практиком начального обучения был Н.Ф. Бунаков (1837-1904). Он отстаивал идею всеобщего начального обучения, условиями которого считал организацию подготовки народных учителей и привлечение общественности для строительства школ и их оборудования. Разработанная им теория и методика начального обучения получила реализацию в деятельности начальной школы в Воронеже, позже начального народного училища, при котором действовала школа для взрослых и народная библиотека. Бунаковым были подготовлены учебные пособия, охватывающие полный курс начальной школы: азбука, хрестоматия, книги для чтения, методические пособия для учителей. Организовывал земские учительские съезды (1873-1883) и учительские курсы в различных губерниях, на которых читал лекции по методике обучения русскому языку.

Известный земский деятель, педагог и методист Н.А. Корф (1834—1883) применительно к нуждам русского крестьянства создал тип сельской земской школы с трехлетним сроком обучения. Он детально разработал принципы организации народной школы, методику ведения занятий одним учителем, написал книгу «Наш друг» (1871), содержащую практические рекомендации. Занимаясь устройством школ, он выступал в печати в их защиту, оказывал методическую помощь учителям, давал образцовые уроки. Понимая, что успех земских школ зависит прежде всего от учителей, Корф проводил для них съезды-курсы, организовывал библиотеки. Модель народной школы, предложенная Корфом, была принята в нескольких губерниях России.

Со второй половины XIX в. вопросы просвещения, судьбы школы и воспитания выдвигаются в число центральных, по ним велись острые дискуссии. Критикуя недостатки российской школы — низкий уровень обучения, схоластические методы, казарменный дух воспитания, перегрузку учащихся, — демократически настроенная интеллигенция развивала идеи народности, патриотического воспитания, гуманного отношения к детям.

В художественных и публицистических произведениях Н.Г. Чернышевского (1828-1889) проблема формирования личности является одной из центральных. По его мнению, человек — совокупность биологических и социальных факторов. В противовес официальной точке зрения он отрицал ведущую роль наследственности в развитии нравственных качеств личности, которые формируются под влиянием общественных институтов, литературы, семьи и школы. Важнейшими составляющими духовного развития человека считал нравственное, умственное и эстетическое воспитание. Подчеркивал огромное значение естественных наук в формировании материалистического мировоззрения. Среди гуманитарных дисциплин особое место отводил изучению родного языка, отечественной словесности, истории.

Н.А. Добролюбов (1836—1861) в статьях «О значении авторитета в воспитании», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Основные законы воспитания» и др. затрагивал вопросы просвещения. Критикуя современную ему систему воспитания, в качестве ее недостатков указывал на подавление личности и игнорирование детской индивидуальности. Считал, что цель воспитания — сформировать активную личность, способную применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Проблема суверенитета личности предстает как основа всех его взглядов на воспитание. Решительно осуждал применение физических наказаний в школах, критиковал Н.И. Пирогова за непоследовательность в этом вопросе. Большое значение придавал примеру учителя, который должен быть носителем высоких нравственных качеств, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспитания».

Д.И. Писарев (1840-1868) в педагогических статьях «Школа и жизнь», «Наша университетская наука», «Педагогические софизмы» и др. поднимает актуальные вопросы образования и воспитания. Насущной задачей общества считал подготовку образованных людей, свободных от всех видов духовного подавления (государственного деспотизма, религиозных верований и т.п), способных стать проводниками передовой общественной мысли в народные массы. Формирование людей нового типа связывал с перестройкой системы высшего и среднего образования. Писарев был сторонником реальной школы, которую считал перспективным направлением развития гимназического образования. Предлагал сделать основой гимназического курса изучение математики и естественных наук, русского и иностранных языков. Критиковал современное ему университетское образование за отсутствие должной научной подготовки и практической специализации. Как и все представители демократического крыла, уделял большое внимание развитию женского образования, выступая против дискриминации женщин.

Во второй половине XIX в. на фоне широкого демократического движения начался процесс этнокультурной консолидации белорусского народа Восстание под руководством К. Калиновского (1863-1864) свидетельствовало о том, что на территории Беларуси оформляется самостоятельное общественно-политическое освободительное течение, в центре которого находится проблема национального самоопределения белорусов. Представители белорусской интеллигенции выступали за преподавание в школах на родном языке. В 1862 г. был издан первый белорусский букварь.

Организации национальных школ, созданию литературы на белорусском языке большое значение придавал белорусский просветитель, основатель национального театра В.И. Дунин-Мар- тинкевич (1807—1884). Он был убежден, что культурное и духовное возрождение белорусского народа возможно только на национальной основе. Его произведения, изданные на родном языке, вызвали широкий общественный резонанс и дискуссию. Писатель, отважившийся писать на «мужицком языке», будил национальное самосознание народа, в то время как официальная идеология утверждала, что такого народа, как белорусский, не существует, есть только западное ответвление восточнославянского племени. Все другие точки зрения расценивались как польская пропаганда.

Право народа на просвещение, обучение на родном языке, развитие национальной культуры отстаивали белорусские поэты и писатели Ф. Богушевич (1840-1890), Я. Лучина (1851-1897),

А. Гуринович (1869—1894). Просвещение рассматривалось ими как средство пробуждения народа, его национального и революционного самосознания. В своих произведениях белорусские поэты и писатели поднимают проблему национального языка, считая, что без языка нет нации. В предисловии к сборнику «Дудка белорусская» Богушевич призывает белорусов брать пример с других народов (украинцев, болгар), которые имеют книги и газеты на родном языке.

Наиболее значительную прослойку интеллигенции в условиях дореволюционной России составляли учителя. Многие из них параллельно с педагогической деятельностью занимались научными исследованиями, изучали быт и традиции народа, его историю, фольклор. В Северо-Западном крае активную этнографическую деятельность вели А.Е. Богданович, М.Е. Ники- форовский, Е.Р. Романов, И.А. Сербов, Я.Ф. Карский и др.

В середине XIX в. учитель школ Могилевской и Витебской губерний И.И. Носович (1788-1877) опубликовал ряд работ по белорусскому фольклору, в том числе и результат своего 16-лет- него труда — «Словарь белорусского наречия» (1870), который до сегодняшнего времени является уникальным произведением в белорусской лексикографии.

Учитель немецкого и русского языков П.В. Шейн (1826— 1900) для сбора фольклорно-этнографического материала создал на территории края широкую сеть корреспондентов из числа учителей, учащихся, местных чиновников. На основе полученных материалов он опубликовал фундаментальные работы «Белорусские песни» (1873), «Великорос в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п.» (1898—1902). В книге «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края» (1887—1902) поместил описание масленичных, пасхальных, купальских и свадебных обрядов белорусов с песнями, легендами, анекдотами, загадками и пословицами [9, с. 206-207].

Сфера интересов белорусского фольклориста, этнографа и языковеда А.Е. Богдановича (1862—1940) была необычайно широка. В периодической печати публиковались его статьи о белорусском фольклоре и этнографии, археологии, заметки о народном образовании, рецензии на новинки зарубежной литературы, переводы с французского и немецкого языков. В статье «Педагогические воззрения белорусского народа» он проанализировал причины неграмотности широких слоев населения, истоки народной педагогики и ее принципы. Отдельными изданиями выходят его работы «Про панщину» (1894), «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов» (1895).

Просветитель, этнограф-фольклорист Н.Я. Никифоровский (1845—1910), работая учителем в гимназиях Витебска и Витебской губернии, опубликовал около 20 работ по этнографии, фольклору и истории Витебщины. В журнале «Этнографическое обозрение» напечатал серию статей под общим названием «Очерки Витебской Белоруссии», где осветил быт и социльно-эко- номическое положение различных слоев населения. В ряде статей, основываясь на своем личном опыте, Никифоровский описывает положение сельского учителя и анализирует состояние народного просвещения в Северо-Западном крае.

Педагоги-этнографы своими исследованиями культуры, быта, языка и истории значительно обогатили педагогику школы и просвещение второй половины XIX в.

В конце XIX — начале XX в. в России идет интенсивный поиск и разработка педагогической теории, представленной в трудах П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, В.П. Вахте- рова и других педагогов (см. приложение).

Происходит радикальный пересмотр ключевых понятий педагогики — «воспитание», «образование», «обучение». Наряду с дифференциацией педагогической науки, выделением ее самостоятельных отраслей — теории образования (дидактики), теории воспитания, дошкольной педагогики и др., наблюдается обратная тенденция — стремление систематизировать накопленные в педагогике знания.

В дореволюционный период в России издается множество педагогических журналов. Их выпуск инициируется Министерством народного просвещения, церковным ведомством, учительскими союзами, педагогическими обществами, учебными заведениями. Официальным изданием правительства в области образования был «Журнал Министерства народного просвещения» (1834—1917). В нем печатались распоряжения правительства, научные статьи, официальная хроника, критика и библиография. Военное министерство издавало журнал «Педагогический сборник» (1864—1918), который наряду с инструкциями публиковал статьи по военной педагогике, народному образованию, поднимал актуальные вопросы обучения и воспитания. Органами прогрессивной педагогической мысли были журналы «Русская школа» (1890—1917), «Вестник воспитания» (1890—1917), в которых освещался отечественный и зарубежный опыт, история школы и педагогической мысли, хроника народного образования, давались библиография и критические обзоры работ по вопросам педагогики и психологии. На демократических позициях находились журналы «Воспитание и обучение» (1877—1917), «Свободное воспитание» (1907—1918), «Русский начальный учитель» (1880—1911), «Народный учитель», «Образование» (1892—1905). Кроме общепедагогических и методических журналов издавались специальные педагогические издания — «Профессиональное образование», «Коммерческая школа и жизнь» и др. Журналы поднимали злободневные проблемы, содействовали развитию педагогической мысли и практики воспитания, пропагандировали прогрессивные педагогические идеи, стимулировали творческий поиск учителей и деятелей народного образования, способствовали объединению передового учительства, помогали в самообразовании и повышении квалификации.

Вопросы и задания

1. В чем, на ваш взгляд, заключается вклад Я.А. Коменского в развитие дидактики? Аргументируйте свой ответ.

2. Составьте таблицу «Труды Я.А. Коменского» по схеме: название, год издания, краткая аннотация, значение работы.

3. Какое содержание образования предложил Дж. Локк, исходя из разработанной им концепции «воспитания джентльмена»?

4. На основе содержания трактата «Эмиль, или О воспитании» проанализируйте возрастную периодизацию, предложенную Ж.Ж. Руссо.

5. Расскажите о педагогических экспериментах И.Г. Песталоцци. В чем заключалась причина их неудач?

6. Проанализируйте взгляды И.Ф. Гербарта на содержание и методы нравственного воспитания.

7. Какова роль римско-католической и протестантской церкви в развитии начального образования в Западной Европе в XVII—XVIII вв.?

8. Каковы основные тенденции развития школьного образования в Западной Европе в XIX в.?

9. В чем состояли различия между классической и реальной школой?

10. Раскройте сущность школьных преобразований в эпоху Петра I.

11. Охарактеризуйте сословные учебные заведения, созданные в России во второй половине XVIII в.

12. Дайте оценку школьной реформе 1782—1786 гг. Почему не все поставленные задачи удалось решить?

13. Проанализируйте сущность и содержание просветительских реформ Александра I.

14. Охарактеризуйте основные звенья системы народного просвещения в России начала XIX в. (назначение, сроки обучения, программа).

15. Какие новые типы сословной школы были созданы в России в первой четверти XIX в.?

16. Почему неоднократные попытки создания лицеев в Виленском учебном округе оказались безрезультатными?

17. На основе статьи «Вопросы жизни» дайте оценку педагогическим взглядам Н.И. Пирогова.

18. Проанализируйте вклад К.Д. Ушинского в развитие дидактики.

19. Охарактеризуйте систему образования в России по Уставу 1864 г.

20. Проанализируйте вклад российских педагогов (П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, В.П. Вахтеров и др.) в развитие теории и практики образования в конце XIX — начале XX в.

21. Что вы знаете о просветительской деятельности белорусских педаго- гов-этнографов?

Литература

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987.

2. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в. М: Учпедгиз, 1954.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999.

4. История педагогики: Учеб, пособие / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.

5. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб, пособие. М.: Изд-во Вла- дос-Пресс, 2003.

6. Константинов Н.Л., Медынский Е. Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник. М.: Просвещение, 1982.

7. Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.

8. Латышина Д.И. История педагогики: Учеб, пособие. М.: Гардарики, 2002.

9. Нарысы ricTopbii народнай асветы i педагапчнай думю у Беларусь Мн.: Нар. асвета, 1968.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (Конец XIX — начало XX вв.) / Под ред Э.Д. Днепрова М.: Педагогика, 1991.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.

12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская Энциклопедия», 1998. Т. 2.

13. Самуак А.Ф. Праекты аргашзацьп лщэяу на Беларуш у першай пало- ве XIX стагоддзя // Адукацыя i выхаванне. 1996. № 10. С. 26-30.

14. Энцыклапедыя псторьп Беларусь У 6 т. Т. 2. Мн., 1994.

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Популярные страницы