Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора
В законе устанавливаются перечень и последовательность рассмотрения вопросов, которые необходимо обсудить и разрешить суду при постановлении приговора. Решением этих вопросов конкретизируется, раскрывается содержание обстоятельств, подлежащих установлению по делу (ст. 73 УПК), применительно к стадии судебного разбирательства. Законодательное закрепление перечня данных вопросов и последовательности их разрешения содействует вынесению законного и обоснованного приговора. Все эти вопросы перечислены в ст. 299 УПК и в силу данного Кодекса могут быть подразделены на группы:
- 1) относящиеся к установлению преступления и доказанности вины подсудимого в его совершении (п. 1—4 ч. 1 ст. 299);
- 2) связанные с назначением наказания (п. 5—9, 14 ч. 1 ст. 299);
- 3) определяющие разрешение гражданского иска и возмещение ущерба (п. 10—11 ч. 1 ст. 299);
- 4) иные (п. 12, 13, 15—17 ч. 1 ст. 299).
Выдержанная в законе логическая последовательность вопросов должна соблюдаться судом при их рассмотрении. Вопросы, содержащиеся в п. 1—5 ч. 1 ст. 299 УПК, сформулированы таким образом, что отрицательный ответ на предыдущий вопрос исключает необходимость рассмотрения последующего.
Закон обязывает судей обсудить и решить следующие вопросы.
- 1. Доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый? Суду важно в первую очередь установить, произошло ли событие, которое было предметом расследования и судебного разбирательства (действительно ли было лишение жизни человека по делу об убийстве, имел ли место факт наезда транспортного средства на потерпевшего и т. п.). При отрицательном ответе на этот вопрос суд в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК выносит оправдательный приговор.
- 2. Доказано ли, что деяние совершил подсудимый? Решение данного вопроса необходимо, чтобы исключить причастность иных лиц к деянию, рассматриваемому судом. Этим, однако, не предрешается вопрос о виновности подсудимого.
- 3. Является ли совершенное деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей УК оно предусмотрено? При рассмотрении данного вопроса суд основывается на понятии преступления, закрепленного в законе. Судьи констатируют отсутствие состава преступления в деянии в следующих случаях: когда ответственность за это деяние была устранена после совершения преступления (ст. 10 УК); деяние является административным, дисциплинарным или иным видом правонарушения; рассматриваемое действие в силу малозначительности не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК); органами расследования не соблюдены особые правила производства по уголовному делу в отношении отдельных категорий лиц, что влечет отсутствие субъекта преступления (ст. 447—452 УПК).
Установив, что в деянии, в совершении которого обвиняется подсудимый, не имеется состава преступления, суд в соответствии с п. 3
ч. 3 ст. 302 УПК выносит оправдательный приговор. Если же суд находит в действиях подсудимого состав преступления, то определяет, какие статью (статьи) УК, ее часть, пункт следует применить в отношении подсудимого.
4. Виновен ли подсудимый в совершении этого преступления? При положительном ответе на данный вопрос суду необходимо определить форму вины подсудимого, мотивы совершения преступления, а также решить вопрос об отсутствии обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. 37—42 УК). Придя к выводу о невиновности подсудимого, суд выносит оправдательный приговор.
При установлении виновности подсудимого закон обязывает суд обратить особое внимание на исследование вопроса о вменяемости (ст. 300 УПК), поскольку в случае подтверждения невменяемости лица судом вместо наказания применяется принудительная мера медицинского характера.
- 5. Подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление? При решении данного вопроса следует иметь в виду, что суд вправе назначить в отдельных предусмотренных законом случаях не уголовное наказание, а иную меру правового воздействия. В таком случае он выносит не приговор, а определение (постановление) о применении в соответствии со ст. 90 и 92 УК принудительной меры воспитательного характера, которую суд вправе назначить вместо наказания в отношении несовершеннолетних, осужденных за преступления небольшой или средней тяжести. В исключительных случаях суд также вправе принять решение и в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК).
- 6. Имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание? В целях назначения справедливого наказания, правильного определения его вида и размера суд должен принять во внимание и обсудить все имеющиеся в деле предусмотренные ст. 61 и 63 УК обстоятельства.
- 7. Имеются ли основания для изменения категории преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, на менее тяжкую в соответствии сч. 6 ст. 15 УК?
- 8. Какое наказание должно быть назначено подсудимому?
- 9. Имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном ст. 531 УК?
Суд должен разрешить и другие вопросы, указанные в ст. 299 УПК.
При вынесении оправдательного приговора судьба гражданского иска решается в зависимости от оснований оправдания. Если суд оправдал подсудимого по основаниям неустановления события преступления или его непричастности к совершению преступления, он отказывает в удовлетворении гражданского иска, так как в первом случае отсутствует само основание, а во втором — гражданский иск предъявлен к ненадлежащему лицу. Оправдание же подсудимого ввиду отсутствия в его действиях состава преступления влечет за собой оставление гражданского иска без рассмотрения, поскольку отсутствие в деянии признаков преступления не исключает возможную гражданско- правовую ответственность подсудимого или гражданского ответчика по уголовному делу. В этом случае закон оставляет за заинтересованными лицами право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 306 УПК).
Если рассматривается дело по обвинению одного подсудимого в совершении ряда преступлений либо по обвинению группы лиц, совершивших одно или несколько преступлений, то вопросы, указанные в п. 1—7 ч. 1 ст. 299 УПК, решаются отдельно: в первом случае применительно к каждому преступлению подсудимого, а во втором — относительно каждого лица, входящего в состав группы.