Граждане как субъекты хозяйственной (предпринимательской) деятельности
Возникновение и развитие индивидуального предпринимательства в России
Индивидуальное предпринимательство зародилось в России давно и прошло долгий и трудный путь. Его зачатки можно найти во времена Рюрика, хотя тогда, как известно, господствовало натуральное хозяйство. Зачинателями частной предпринимательской деятельности были купцы. Через Русь пролегали важнейшие торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали с Византией, арабскими и европейскими государствами. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет говорить о существовании купечества, занимавшегося торговлей в условиях господства частной собственности.
Возникновение купечества связано в первую очередь с развитием в крупных городах Киевской Руси торговли и ремесел. Вокруг крупных городов образовывались торговые и промысловые поселения, так называемые погосты, где осуществлялась торговля, заключались договоры. Поэтому исторически предпринимательские правоотношения в России изначально формировались как торговые.
Процесс роста торговой предпринимательской деятельности был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился на Руси только на рубеже XV—XVI вв.
В XVI — первой половине XVII в. в России начинают стремительно развиваться многие ремесла: черная и цветная металлургия, деревообработка, производство машин, механизмов и средств передвижения, строительство, текстильное, кожевенное, гончарное и стекольное производство, обработка кости, химические и художественные промыслы, ювелирное дело.
В это время происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, которое приводит к необходимости обмена между городом и деревней в форме все расширяющейся торговли. На этой базе создаются местные рынки, оживляются и укрепляются экономические связи внутри отдельных русских земель. Постепенно такие связи выходят за локальные рамки, появляются экономические узы в масштабе всей Руси.
Согласно этим нормативным правовым актам с купцов взамен множества существовавших торговых сборов взималась единая, так называемая рублевая, пошлина (по 10 денег от рубля продаваемых товаров). Кроме того, если раньше иностранные купцы пользовались привилегиями и льготами, то теперь они стали облагаться более высокой пошлиной, чем русские купцы, им воспрещалась розничная торговля.
В XVII в. получили довольно широкое распространение промысловые артели, в которых наряду с простым артельщиком участвует вкладчик капитала — наиболее зажиточный из местных крестьян или мещан. Такой вкладчик капитала очень часто участвовал своим трудом в деятельности артели наравне с остальными членами: в этом случае, кроме доли, которую он получал из промысла на свой капитал, он получал долю и на свой труд. Что касается взаимоотношений между членами артели, вносящими в промысловое дело лишь труд, то они определялись, как правило, на началах равенства[1].
Обзор торгового законодательства XVII в. позволяет утверждать, что важной чертой, характеризующей этот период, являлось законодательное оформление отдельных частноправовых положений предпринимательского права.
Периодом становления частного предпринимательства в России можно считать конец XVII — начало XVIII в. (годы правления Петра I). Реформы Петра I были продиктованы стремлением преодолеть отсталость страны и тем самым обеспечить ей национальную независимость, экономическое и культурное развитие, обороноспособность. Петр I способствовал возникновению социального спроса на частную предпринимательскую деятельность в производстве. Именно он предложил государственный заказ на развитие важнейших отраслей российской промышленности, для чего требовались новые люди, обладающие предпринимательскими способностями. В этот период была создана крупная для своего времени промышленность в виде казенных и купеческих мануфактур в металлургическом, полотняном, суконном и шелковом производствах. Значительно выросли мелкотоварное производство, внутренняя и внешняя торговля.
В первой четверти XVIII в. в торгово-промышленной политике государства произошли изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. Получила распространение практика передачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получали у казны различные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров. Государство отказалось от монополии на продажу ряда товаров на внешнем рынке.
Значительные изменения в государственной политике по отношению к частному предпринимательству произошли в период правления Екатерины II. Государство предоставило купцам монополию на производство отдельных товаров. В 1753 г. были отменены пошлины и таможенные заставы внутри страны в целях стимулирования торговли. Занятие промыслами стало доступным для каждого, оно поощрялось и стимулировалось.
Переломным моментом в становлении частного предпринимательства в России считается начало XIX в. Если в XVIII в. во многих случаях развитие предпринимательских отношений инициировали государственные заказы, то в XIX в. появились первые признаки свободы. Политика раскрепощения производительных сил страны, покровительства частнохозяйственной деятельности вызвала бурный рост фабрик, заводов.
В этот период начали активно создаваться объединения предпринимателей, которые участвовали в подготовке проектов законов по вопросам хозяйственной политики и в пропаганде технических новаций, давали консультации и советы по различным аспектам бизнеса и предпринимательства. Продолжается совершенствование и систематизация российского промышленного законодательства в направлении либерализации условий промышленного предпринимательства.
Принятые меры открывали каждому путь к предпринимательской активности в промышленной сфере, имели ощутимое влияние на усиление производственной деятельности. Но правительство, давая возможность всем желающим посвятить себя предпринимательству, наложило и некоторые ограничения на устройство заводов и фабрик.
Так, купцы третьей гильдии могли открывать только такие заводы и фабрики, где не требовалось зданий большой площади и сложных машин. При этом они должны были иметь не более 32 работников. Мещанам дозволено было для своего семейства устраивать станы и иметь 8 работников или 15 мальчиков. Посадским было предоставлено право иметь небольшие домашние заведения, без взятия торговых свидетельств. Им разрешено иметь до четырех работников и двух мальчиков. Крестьянам казенным и удельным позволено иметь фабрики и заводы сообразно получаемым ими свидетельствам, впрочем, это не распространялось на домашние их заведения, которые они могли иметь для выработки крестьянского сукна, холста[2].
Реформаторская деятельность великого преобразователя России императора Александра II и его талантливых сподвижников открыла новый этап в истории развития частного предпринимательства страны. Отмена крепостного права дала возможность более свободно заниматься частной предпринимательской деятельностью. С тем чтобы ускорить устремленность частных капиталов в развитие промышленности, правительство Александра II понизило проценты по вкладам. Это дало толчок промышленному и коммерческому движению. Стали создаваться структуры, которые соответствовали новому типу экономических (рыночных) отношений. Ведущее место среди них заняли акционерные объединения, которые носили разные названия (компании, общества, товарищества и др.). В 60-х гг. XIX в. было учреждено 357 акционерных компаний. В дальнейшем их рост продолжался. По данным исследователя Л. Е. Шепелева, в 1886— 1892 гг. ежегодно открывалось по 24 русских компаний и 4 иностранных, в 1893—1901 гг. — по 92 отечественных и 20 иностранных[3].
В начале XX в. в России стали создаваться новые для нее объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны, финансово-промышленные образования. Частное предпринимательство стало массовым явлением. Однако это развитие было прервано Первой мировой войной.
Война и последовавшие за ней разрушительные политические, экономические и социальные процессы, кардинально изменив государственное и общественное устройство России, приостановили правотворческую и законодательную практику, связанную с предпринимательской деятельностью. В результате остался нереализованным целый ряд законодательных инициатив, которые позволяли надеяться на существенное усовершенствование хозяйственного (предпринимательского) права.
Мобилизация частной промышленности на военные нужды послужила одной из причин товарного голода внутри страны, способствовала росту цен на предметы широкого потребления. Все это создавало нездоровую обстановку вокруг частного предпринимательства. Война привела к полному расстройству финансовой системы страны, подорвала производительные силы в сельском хозяйстве.
Октябрьский переворот 1917 г. разрушил существовавший ранее огромный и сложный аппарат частной торговли и промышленности. Способами этого разрушения служили национализация и конфискация имущества и средств производства, лишившие частных предпринимателей их материальной и хозяйственной базы. Кроме того, для частных предпринимателей был воспрещен наемный труд.
В 1918 г. Россия представляла собой разоренную войнами и революциями страну, в которой промышленность была развита очень слабо, зато мелкое производство обладало довольно высоким удельным весом. Кроме того, большая часть населения находилась в бедственном положении.
Частная торгово-промышленная деятельность прекратилась. С принятием Советом Народных Комиссаров Декрета от 21 ноября 1918 г. «Об организации снабжения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства» произошло окончательное запрещение свободного рынка. Взамен прежнего частноторгового аппарата был создан Народный комиссариат продовольствия (Наркомпрод), на который была возложена «заготовка всех продуктов, служащих для личного потребления и домашнего хозяйства». Существовавшие частные оптовые торговые склады и различные лавки подлежали реквизиции и конфискации. Образованные чрезвычайные комиссии занимались разгрузкой складов, конфискованных у частных предпринимателей, и передачей товаров в распоряжение Наркомпрода. Страна вступила в так называемую эпоху военного коммунизма.
Характерной чертой военного коммунизма стала централизация управления производством, планирования и регулирования экономических процессов. По поводу указанного периода четко высказал свое мнение В. Н. Сарабьянов: «Вместо товара — продукт, вместо магазинов — распределитель, вместо стихийного рыночного снабжения и распределения — централизованное наркомпродовское, вместо вольной «игры» рынка со стихийным спросом и предложением —
Комиссия Использования и Чекволап (Чрезвычайная Комиссия по распределению лаптей)»[4].
Всякое занятие частным бизнесом преследовалось и рассматривалось как спекуляция, которая была поставлена рядом с контрреволюцией и квалифицировалась как тягчайшее преступление.
И все же рынок существовал в виде базаров, толкучек. Активизировалось движение мешочников, которые занимались обменом товаров. И. Г. Мингулин отмечал, что «мешочничество играло весьма крупную роль в деле товарообмена». Мешочник являлся «частным капиталистом», который вел борьбу с социалистической системой хозяйства периода Гражданской войны. Населению городов и рабочих поселков 26 губерний РСФСР было доставлено в 1918—1919 гг. Наркомпродом 40,4 млн пудов хлеба, а мешочниками — 55,9 млн пудов, т. е. 58% потребности этих городов в хлебе удовлетворялось мешочничеством. Удельный вес мешочничества в снабжении сельского населения этих же губерний был еще выше[5].
Частная промышленность в это время была дестабилизирована. С выходом постановления Высшего совета народного хозяйства от 29 ноября 1920 г. «О национализации предприятий (положение)» все промышленные предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих свыше 5 при механическом двигателе или 10 без механического двигателя, объявлялись национализированными. Все их имущество становилось собственностью республики. Все это не могло не отразиться на промышленном производстве в целом по стране.
Экономическая разруха повлекла социальную напряженность. В крупных городах начались антиправительственные волнения рабочих. Причины забастовок типичны — плохое продовольственное снабжение и несвоевременная выплата зарплаты. Кризис военнокоммунистической системы был налицо, что вынудило советское руководство искать выход из сложившейся ситуации. И такой выход был найден.
Страна вступила в новую эпоху экономического развития, которая получила в истории название «новая экономическая политика» (нэп).
Нэп дал возможность возродиться частному предпринимательству как в торговле, так и в промышленности.
Начало свободной торговли было положено постановлением Совета Народных Комиссаров от 24 мая 1921 г. «Об обмене», которое разрешало свободный обмен, покупку и продажу населению продуктов сельского хозяйства, изделий и предметов кустарной и мелкой промышленности, за исключением тех материалов и изделий, в отношении которых имелись специальные постановления центральной власти.
Всем гражданам и их объединениям разрешалась частная торговля в различных видах: оптовая, полуоптовая, мелочная. Разрешалась скупка для перепродажи продуктов сельского хозяйства и прочих товаров, розничная торговля, торговля в магазинах и лавках, подвижных помещениях на базарах, рынках и других местах.
Частная торговля осуществлялась в организационно-правовых формах, существовавших в дореволюционное время. Кроме единоличной формы, действовали различные объединения: товарищества (кооперативные, полные, на вере, с ограниченной ответственностью), акционерные общества (паевые товарищества) и др. В течение 1921—1923 гг. были созданы торговые биржи, восстановлены ярмарки.
Розничная торговля почти целиком перешла к частнику. Так, перепись 1923 г. установила, что в городах и поселениях городского типа было 272 тыс. розничных торговых заведений с 417 тыс. занятых в них лиц с месячным оборотом 136 млн руб., причем частных было 262 тыс. заведений с 340 тыс. занятых в них лиц с месячным оборотом 113 млн руб.[6] Важными особенностями частной торговли являлись ее большая разветвленность и раздробленность. В 1925—1926 гг. число частных торговых заведений достигло наивысшей за весь период нэпа величины — свыше 0,5 млн, что составляло 77% от общего количества. Но больше половины частных заведений приходилось на долю мелких лавок, ларьков, лотков и торговцев-разносчиков[7]. Государство держало под контролем частных торговцев путем регулирования оптовых и розничных цен. Оно устанавливало предельные цены на товары, перечень которых утверждался Советом Труда и Обороны. Частные торговцы обязаны были вывешивать этот список с указанием цен за продаваемые товары.
Однако, несмотря на значительные успехи в экономике государства в период нэпа, его результаты вызывали серьезные разногласия в партийных рядах. Укрепление экономического положения страны в результате деятельности частника вызывало опасения в том, что его дальнейшее развитие перечеркнет социалистические перспективы и приведет к возрождению капитализма.
Ввиду этого началось вытеснение частника из торговли и промышленности. Решающую роль в этом сыграли государственная торговля и кооперация, которые всемерно поддерживало государство, используя при этом налоговую и кредитную системы. К 1930 г. большинство частных торговцев и предпринимателей, особенно крупных и средних, вынуждены были прекратить свою деятельность. Наибольшая их часть разошлись по стране, скрывая свое социальное прошлое, отдельные эмигрировали за границу.
Новая экономическая политика прекратила свое существование, и страна взяла курс на всеобщую индустриализацию и коллективизацию народного хозяйства.
С начала 1930-х гг. в СССР утвердилась модель государственного социализма, которая базировалась на таких принципах, как уничтожение частной собственности, отказ от экономических законов рыночной экономики, милитаризация труда, централизованное командование экономикой, государственная монополия и т. д. Такая система отрицала предпринимательство как способ хозяйствования.
Конституция СССР 1936 г. (ст. 9) допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде, исключающее эксплуатацию чужого труда, но в практической жизни оно рассматривалось как чуждая нашему обществу собственность, которая обречена на полное исчезновение[8].
Рассматривая историко-экономические этапы развития и правовую эволюцию нашей страны начиная от самых истоков, можно с уверенностью сказать, что частное предпринимательство всегда существовало и играло важную роль в развитии Российского государства. Оно развивалось на основе всестороннего учета и широкого использования национального менталитета, т. е. традиций, обычаев, религиозной этики народа. Любые нападки на частника со стороны государства всегда приводили к дестабилизации в стране. Так, политика военного коммунизма, основанная на принципах отмены любых видов частной собственности, жесткой централизации управления экономикой в сочетании с принуждением, уничтожением товарно-денежных отношений, торговли, планового распределения, привела к полной хозяйственной разрухе, массовой безработице, обнищанию народа.
Проводимый большевиками нэп способствовал развитию частного предпринимательства, что благоприятно повлияло на развитие деловой инициативы во всех сферах хозяйственной жизни. Частная торговля во время нэпа достигла больших успехов по сравнению с государственным сектором в основном благодаря запретительным мерам в отношении частного предпринимательства, гибкости ценообразования, возможности быстрого реагирования на спрос на рынке путем маневрирования ассортиментом продукции, а также в связи с удобной для покупателей организацией работы, допускавшей продажу товаров в кредит постоянным покупателям, систему скидок, режим работы.
Исторической заслугой российского частного предпринимательства является прежде всего то, что именно оно обеспечило России материально-финансовую основу для ее перехода к цивилизованной модели экономического развития.
- [1] См.: Дитятин И. Устройство и управление городов России. Т. 1. СПб., 1876.С.277.
- [2] См.: Шубников Ю. Б. Становление и развитие правового обеспечения предпринимательской деятельности в России IX — нач. XX в. (историко-теоретическое исследование): дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. С. 252.
- [3] См.: Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемыторгово-промышленной политики. Л., 1981. С. 191.
- [4] Сарабьянов В. Н. Является ли НЭП отступлением. М.; Л., 1926. С. 6.
- [5] См.: Мингулин И. Г. Пути развития частного капитала. М.; Л., 1927. С. 48.
- [6] См.: Сарабьянов В. Н. Итоги восстановительного периода. М.; Л., 1927.
- [7] См.: Морозов Л. Ф. Решающий этап борьбы с нэпманской буржуазией. Из истории ликвидации капиталистических элементов города (1926—1929 гг.). М., 1960.С. 11, 13.
- [8] См.: Шкредов В. Социализм и собственность// Коммунист. 1988. № 12. С. 36.