Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции
Основания и размер ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции определяются гл. 25 и 41 ГК РФ и гл. 3 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Ответственность экспедитора. Глава 25 «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ предусматривает общие основания ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, которые распространяют свое действие и на правоотношения, вытекающие из договора транспортной экспедиции.
Статья 393 ГК РФ устанавливает следующие общие правила: должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было — в день предъявления иска. Однако суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, исходя из обстоятельств и принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. Следовательно, экспедитор обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, в полном размере — реальный ущерб и упущенную выгоду.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В связи с тем, что экспедитор является предпринимателем и занимается предпринимательской деятельностью на свой риск, общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 401 ГК РФ, к нему неприменимо. Основанием освобождения экспедитора от ответственности за нарушение своих обязательств по договору транспортной экспедиции может служить только невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К ним не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пункт 1 ст. 9 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает, что экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Как отмечалось выше, возложение исполнения обязательства на третье лицо также не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за нарушение договора транспортной экспедиции.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции экспедитор возмещает клиенту убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных клиентом затрат (ст. 806 ГК РФ; п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона).
Специальное правило об ответственности экспедитора устанавливают ст. 803 ГК РФ и п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Такое регулирование ответственности экспедитора распространяется на случаи, когда по условиям договора на экспедитора возлагается обязанность заключить договор перевозки от своего имени, и поэтому на перевозчика может быть возложена ответственность перед экспедитором. При заключении экспедитором договора перевозки от имени клиента и по его доверенности правом привлечения перевозчика в указанных случаях к ответственности будет обладать не экспедитор, а клиент, являющийся стороной в договоре перевозки. Между тем если экспедитор сможет доказать, что непосредственной причиной нарушения им своих обязательств по договору транспортной экспедиции явилось нарушение перевозчиком обязательств по договору перевозки, то применение в этом случае правил об ответственности перевозчика может привести к тому, что экспедитор не будет возмещать убытки клиента в полном размере (ст. 393 ГК РФ), а будет привлечен к ограниченной ответственности или даже освобожден от ответственности (ст. 794 ГК РФ).
Возможность ограничения размера ответственности по обязательствам предусмотрена ст. 400 ГК РФ, в соответствии с которой по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Специальное регулирование ответственности экспедитора, ограничивающее пределы его ответственности, предусмотрено в п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.
Пункт 5 ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности экспедитора, установленном названным Федеральным законом. Однако для применения указанных правил ограничения размера ответственности экспедитора при международных перевозках он должен доказать, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Обязанность экспедитора доказывать отсутствие умысла или грубой неосторожности в своих действиях или бездействии основана и на общем правиле, установленном п. 2 ст. 401 ГК РФ: отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза закреплены в ст. 7 указанного Федерального закона. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных указанной статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора. При определении размера ответственности экспедитора следует учитывать и вину клиента, так как согласно общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
В п. 6 ст. 7 указанного Федерального закона установлены правила определения действительной (документально подтвержденной) стоимости груза: она определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавший в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
Пункт 7 ст. 7 указанного Федерального закона содержит правила о том, когда груз считается утраченным. Эти правила зависят от того, определен или нет в договоре транспортной экспедиции срок доставки груза: если в договоре срок доставки груза определен, то груз, который не выдан, считается утраченным по истечении 30 дней со дня истечения этого срока; если же договором транспортной экспедиции срок доставки груза не определен, то груз, который не выдан, считается утраченным по истечении разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.
В изъятие из этих правил не считается утраченным груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Статья 8 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» посвящена значению уведомления об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза. В ней предусмотрено, что в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.
В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных указанным Федеральным законом, ничтожно (ст. 11).
Ответственность клиента. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором определяются гл. 25, ст. 804 и 806 ГК РФ и ст. 10 указанного Федерального закона. Так, клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по представлению информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. В данном случае клиент будет нести ответственность перед кредитором на общих основаниях, определенных ст. 393 ГК РФ.
В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору, помимо указанных расходов, штраф в размере 10% суммы этих расходов.
Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Экспедитор вправе потребовать от клиента проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, а в части, не покрытой процентами, — также возмещения убытков, вызванных просрочкой уплаты денежного долга.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором затрат (ст. 806 ГК РФ; п. 5 ст. 6 указанного Федерального закона).