ОРГАНИЗМ - ИНДИВИД - ЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - СУБЪЕКТ

Говоря об основном соотношении понятий практически во всех теориях, касающихся человека, человеческих сходств и отличий, исследующих эффективность проявления так называемых человеческих качеств, свойств, традиционно выделяют следующие понятия: организм — индивид — личность индивидуальность. Два крайних полюса — человек — субъект и человек мир обозначаются, так или иначе, на уровне вполне полного разведения.

Попробуем разобраться.

Организм (позднелат. Organismus, organize устраиваю, сообщаю стройный вид) — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Организмы — главный предмет изучения в биологии. Для удобства рассмотрения все организмы распределяются по разным группам и категориям, что составляет биологическую систему их классификации. Самое общее их деление — на ядерные и безъядерные. По числу составляющих организм клеток их делят на внесистематические категории одно- и многоклеточных.

Организм (organism) — любая биологически целостная структура со взаимоподчиненными, функционирующими как единое целое составляющими частями, отдельная особь, индивидуум. В широком смысле организмом называют организмы, живущие колониями, семьи общественных животных и т.п.

Самое главное отличие живых организмов от элементов неживой природы — постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Вот основные свойства живого:

  • • дыхание — процесс, при котором происходит газообмен между организмом и окружающей средой;
  • • питание — усвоение питательных веществ, пищи живым организмом;
  • • выделение — процесс вывода ненужных или вредных для организмов продуктов жизнедеятельности;
  • • движение — изменение тела или частей тела особи в пространстве;
  • • рост — увеличение массы и размеров особи за счет процессов биосинтеза;
  • • развитие — усовершенствование организма в течение жизни;
  • • раздражимость — способность организма избирательно реагировать на воздействия окружающей среды;
  • • размножение — воспроизведение себе подобных особей;
  • • наследственность — свойство передавать потомкам свои признаки.

Самое главное отличие живых организмов от элементов неживой природы — постоянный обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.

Таким образом, организм — это основная единица жизни, реальный носитель ее свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.

Итак, с организмом теперь все ясно — постарались биологи и химики.

Индивид (от лат. Individuum — неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт фило- и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

А вот другое — единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике индивидом называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем. Логические формальные исчисления, содержащие общие и экзистенциальные рассуждения, обычно предполагают существование непустой области каких-либо индивидуальных предметов — индивидов, к которым относятся утверждения формальной системы. Природа индивида для логики безразлична, требуется только, чтобы они отличались один от другого и чтобы каждый индивид обозначался одним именем!

И наконец — само понятие индивид отвечает, прежде всего, на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть, указывает на объединение данного человека с человеческим видом. Индивидные свойства не являются личностно формируемыми, сами по себе они не характеризуют человека как гражданина или специалиста. Однако индивидные свойства человека не являются нейтральными к личностным и профессиональным качествам, поскольку они составляют природную основу развития человека как личности. Поэтому индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т.д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. Persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. Peesonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

  • • содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
  • • степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;
  • • степенью осознанности человеком своего места в обществе;
  • • содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;
  • • спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате к началу XXI в. сложилось много различных подходов и теорий личности. Если определить количество современных теорий личности формально, то сушествует по меньшей мере около 50 вариантов, и каждый из них может быть, в свою очередь, оценен по нескольким параметрам.

Вообще личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретенные знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности:

  • • темперамент;
  • • характер;
  • • способности;
  • • мотивация.

Итак, личность — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения (рис. 1). Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле личность — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе видимо объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А.Н. Леонтьеву[1], личность — качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому

Отношение к труду, миру, другим людям, к себе

Рис. 1. Структура личности личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — отношения общественные, и эти отношения становятся личностно образующими.

Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой — в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление — столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

  • 1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого — способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно);
  • 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов- целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:
    • • система регуляции;
    • • система стимуляции;
    • • система стабилизации;
    • • система индикации.

Личность — опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью.

Личность характеризуется:

  • 1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
  • 2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
  • 3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л.С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);
  • 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции неких важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности — важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании.

Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

  • 1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидный качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;
  • 2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое — как личностное;
  • 3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно- потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

А теперь поговорим об индивидуальности.

Индивидуальность (от лат. Individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

В психологии этот термин [индивидуальность] употребляется при описании двух явлений:

  • • индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека);
  • • иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному).

Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

Итак, индивидуальность — неповторимое своеобразие какого- либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Идея индивидуальности возникает в античной философии в связи с разработкой древнегреческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида (греч. Atomos, как и лат. Individuum — неделимый) как множества качественно своеобразных элементов бытия, обладающих определенной «формой» и «положением», т.е. выступающих как индивидуальность.

После древнеримского философа Сенеки за индивидуальностью утверждается обозначение отдельного существа, которое не может быть далее разделено, не утрачивая своей специфики.

В средневековой схоластике понятие «индивидуальность» ограничивается человеческой личностью.

Начиная с эпохи Возрождения, акцентирование индивидуальности отдельного человека в противопоставлении традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой различных концепций новоевропейского индивидуализма.

В философии XXVII в. понятие «индивидуальность» получает наиболее полное развитие у немецкого философа Лейбница[2] в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия.

В настоящее время в различных науках и в философии понятие индивидуальность получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации.

В биологии (физиология, зоология, этология, генетика) индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.

В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств мыслей, чувств, воли, стремлений, желаний, потребностей, мотивов, интересов, настроений, переживаний, состояний, действий, поступков, привычек, склонностей, способностей и других особенностей. Их конкретное сочетание образует уникальную целостную структуру переживающего и действующего Я.

В этом плане вопрос об индивидуальности поднимается и при анализе темперамента и характера человека, поиске оснований для выделения типов людей (их классификаций — в характерологии, физиогномике, графологии и т.п.) и ставится как проблема соотношения в человеке типологических свойств и индивидуальных различий, т.е. индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку.

В социальной психологии индивидуальное обычно противопоставляется коллективному (групповому). Индивидуальность рассматривается как основная структура, определяющая целостность и своеобразие отдельного человека. Процесс индивидуализации, т.е. осознания и культивирования человеком своей индивидуальности, рассматривается как вторичный по отношению к социализации — приобщению человека к миру культуры. Индивидуализация представляет собой рефлексивное обособление человеком своего Я от исполняемых им ролей социальных, которые в процессе интериоризации[3] становятся достоянием внутреннего мира человека. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуациях общения, так и через культивирование им различных способностей в актах деятельности.

Таким образом, наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств (рис. 2).

Индивид — это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Соотношение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»

Рис. 2. Соотношение понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека.

Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Если добавить о структуре (материал психологии личности), то различают статистическую и динамическую структуры личности.

Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

  • • всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
  • • социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
  • • индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной и приемлемой нами является предложенная К. К. Платоновым концепция динамической функпио-

1

нальной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл. 3).

Динамическая структура личности по К.К. Платонову

Таблица 3

Название подструктуры

Подструктуры

подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление

личности

Опыт

Особенности

психических

процессов

Биопсихические

свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Привычки, умения, навыки,знания Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического почти нет Значительно больше социального

Чаще больше социального Социального почти нет

Социально-психо-

логический

Психолого-педагогический

Индивидуальнопсихологический

Психо-физиологический

Нейро-психологи-

ческий

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка

Субъект (от лат. Subjectum — буквально «лежащее внизу, подлежащее, подверженное») — то, о чем говорится в предложении; предмет мысли, о котором выносится суждение (в отличие от предиката и связки), а также член предложения, соответствующий этому предмету мысли. В логических теориях значения понимается либо как элемент действительности, о котором идет речь, либо как человеческое представление (или понятие) об этом элементе действительности. Так, в суждении Сократ — грек слово Сократ — субъект, а грек — предикат.

Термин «субъект» возник в античной логике и в течение всего Средневековья означал предмет суждения, то, чему приписывается признак, выражаемый предикатом («логический субъект»); столь же давно термин «субъект» используется грамматистами применительно к языковому воплощению логического субъекта («грамматический субъект»). При этом строго разграничить логический субъект и его языковые корреляты оказалось затруднительно в силу тесной взаимосвязи грамматических категорий с логическими. Заметим, что русские термины подлежащее и сказуемое, обозначающие грамматические (синтаксические) категории, представляют собой поморфемный перевод латинских терминов subjectum и praedicatum.

В результате калькирования в некоторых славянских языках, в том числе в русском, возникли национально-интернациональные терминологические дублеты субъект/подлежащее, где первый термин непосредственно восходит к соответствующему латинскому термину, а второй представляет собой результат калькирования этого же термина (или его греческого прототипа) средствами исконно славянского терминологического словообразования. Поэтому та тонкая смысловая разница между терминами субъект и подлежащее, которая объективно существует в отечественном (в славяноязычном) лингвистическом узусе, оказывается непереводимой на основные западноевропейские языки, так как на эти языки оба члена указанной дублетной пары переводятся совершенно одинаково: нем. Subjekt, франц. Sujet, англ. Subject и т.д.

В XIX в. к паре «грамматический» («синтаксический») vs. «логический» субъект добавилось понятие «психологический субъект».

В середине XX в. появляется еще субъект «понятийный», но примерно с конца 1960-х гг. он переименовывается в «семантический».

Для обозначения психологического субъекта в современной лингвистике обычно употребляют термин «тема» (или, в работах англофильского толка, термин «топик»; иногда употребляются термины «данное», «основа сообщения»).

Итак, логический субъект — это тот предмет, о котором высказывается суждение, а также член суждения, обозначающий этот предмет.

Психологический (коммуникативный) субъект — это то представление («тема»), которое служит отправным пунктом сообщения, а также слово (или группа слов), выражающее это представление. В повествовательных предложениях психологический субъект, выраженный словом или группой слов, сопровождается синтаксической безударностью (если он занимает позицию в начале фразы).

Итак, после мудреных определений скажем:

субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо.

Человеческое общество не есть некий «сверхорганизм» с подвижными микроорганами, функциональными элементами которого являются отдельные люди. Человечество, на какой бы стадии истории мы его ни застали — достаточно богатое многообразие индивидуализированных живых существ.

Это многообразие имеет досоциальные предпосылки и превосходит любое другое внутривидовое многообразие. Такова специфика человеческого бытия, и удивление перед нею всегда было компонентом удивления, порождающего философию. Не только на Западе, но и на Востоке, не только в культуре Нового времени, но и в Античности, и в пору Средневековья мы встречаем мыслителей, которые упрекают существующее общество за то, что оно не ценит неповторимости и уникальности отдельных людей, нивелирует их или неправомерно разделяет на категории.

Отдельные люди (как великие, так и малые) — единственные активные агенты исторического процесса. Сколь ни властно заявляет о себе «общественное целое», его все-таки нельзя мыслить в качестве закулисного кукловода, который движет человеческими марионетками. Каким-то уголком философствующего ума, какой-то способностью духовного усмотрения это постигалось всегда.

И все-таки, как только дело доходило до социальных прогнозов, политических проектов, ученых рекомендаций и оценок, предоставляемых в распоряжение власти, эта извечная очевидность решительно отставлялась в сторону. На первый план выходило подчинение единичного всеобщему через жесткую фиксацию особенного. И не приходится удивляться тому, что, хотя догадка о глубокой и неустранимой персонализированное™ социума стара как мир, нормативное признание последней появляется лишь в Западной Европе Нового времени, да еще и по сей день скорее остается идеальным регулятивом, чем работающим императивом социальной, экономической и политической практики.

Для человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три упомянутых выше термина: индивид, индивидуальность и личность.

Термин «индивид» употребляется, прежде всего, для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Философия XIX столетия часто пользовалась в этих же целях предельно абстрактным выражением «единичный», встречающимся и в современной литературе. В обоих случаях не предполагается различение в человеке «природного» и «общественного», «внешнего» и «внутреннего», тела и духа.

В социальной философии словом «индивид» издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы (исторически определенного сообщества, общины, корпорации).

Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. Индивид экземплярен. Это не просто «один», а всегда «один из...». Различия людей как индивидов — это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью понятия «индивид» подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.) (рис. 3).

От особи до личности

Рис. 3. От особи до личности

Кратко: в психологии выделяются несколько важных понятий, которые характеризуют духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т.д.

Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя биологического класса Homo sapiens. Индивидуальные свойства характеризуют общее, т.е. у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству.

Особенные черты, которые присущи каждому отдельному человеку и отличают его от других, называют индивидуальностью. Индивидуальные особенности не наследуются, они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения. Выделяют два уровня в становлении индивидуальности:

  • • первый уровень связан с особенностями строения и динамики работы нервной системы;
  • • второй — сочетание разнообразных черт обеспечивает своеобразие поведения и познания человека, которое проявляется в индивидуальном стиле жизни человека.

Понятие «субъект» говорит о том, что активность и энергия исходят только от него, а не извне, т.е. субъект сам выбирает объекты своего внимания, общения, дружбы. Из этого следует, что источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире.

Понятие «личность» включает все те качества, которые приобрел человек в процессе жизни под влиянием разных обстоятельств.

Очевидно, разговор об отличиях, дифференциации признаков, свойств, качеств и пр. будет происходить на уровне приведенного выше объяснения.

Следует запомнить:

самоизменение, архетип, комплекс устойчивых компонентов личности, феномен общественного развития, целостное системное образование, А.Н. Леонтьев, глубинные смысловые структуры, интраиндивидные качества, симптомокомплексы, Левкипп, Демокрит, Сенека, Лейбниц, интерио- ризация, типологические свойства и индивидуальные различия, микроорганы, К.К. Платонов, регулятив.

Вопросы и задания по главе 3

  • 1. Что такое организм?
  • 2. Что такое личность?
  • 3. Подготовьте сообщения о теориях личности в отечественной и зарубежной психологии.
  • 4. Охарактеризуйте понятие «индивидуальность» и расскажите о связанных с ним проблемах.
  • 5. Что такое интериоризация?
  • 6. Дайте общее представление о статистической и динамической структурах личности.
  • 7. Подготовьте сообщение о концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова.
  • 8. Расскажите о понимании термина «субъект» в различных отраслях научного знания.

  • [1] Леонтьев Алексей Николаевич (1903, Москва — 21 января 1979, Москва) —советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности.Ученик Л.С. Выготского.
  • [2] Лейбниц Готфрид Вильгельм фон (нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz', 21 июня(1 июля) 1646, Лейпциг, Германия — 14 ноября1716, Ганновер, Германия) —выдающийся немецкий философ, математик, юрист, дипломат.
  • [3] Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешнейсоциальной деятельности. Понятие интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символическогоинтеракционизма. Понятия, сходные с интериоризацией, используются впсихоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >