Сказания о Гильгамеше - древнейший литературный памятник связей с общественностью

«Эпос о Гильгамеше» — самое древнее из сохранившихся литературное произведение в истории человечества; его герой правил в шумерском городе, государстве Уруке, около 5 тыс. лет назад, когда в Древнем Египте только учились строить пирамиды. Страсти героев, глубина философских размышлений о смысле жизни и преодолении смерти позволяют рассуждать об актуальности древнего памятника культуры. В сказаниях о Гильгамеше уже нашлось место и Великому потопу, и ковчегу, на котором Утнапиштим (прообраз Ноя) спас от гибели человеческий род.

Таблички основного и вариантных текстов сказания о Гильгаме- ше и Are найдены экспедицией Пенсильванского университета в Ниппуре, древнейшем шумерском культовом центре (а в конце V тыс. до н. э. и центре шумерского племенного союза). Они датируются началом II тыс. до н. э. и, возможно, являются копиями более ранних шумерских записей поэмы.

Ага (или Ака) — последний царь I династии Киша, а Гильгамеш — пятый царь I династии города Урука (XXVII в. до н.э., так называемый «II раннединастический период»). Историчность Гильгамеша, легендарного героя пяти известных нам шумерских эпических сказаний, а также знаменитого аккадского эпоса, косвенно подтверждается рядом письменных и археологических памятников. Однако только в «Послах Аги...» он выступает как историческое лицо. Сказание, видимо, отражает важнейшие политические события истории раннединастического Шумера: победу Гильгамеша над Агой, вождем политического объединения северных областей нижнего Двуречья во главе с городом Кишем. Возможно, это произведение явилось непосредственным откликом на события и представляет собой победную песнь, сложенную в честь Гильгамеша и знаменующую освобождение Урука от власти города Киша (в таком случае ее можно датировать XXVI в. до н. э.). Очень условно мы можем определить жанр этого сказания как историко-героический, и это, пожалуй, будет ближе всего к шумерскому определению жанра «за-ми» — хвалебная песнь.

В этой песне мы можем обнаружить элементы связи с общественностью. Герой сказания Гильгамеш с целью убеждения пользовался приемом настойчивых повторов, вынуждая послов поменять свое решение.

«ПОСЛЫ АГИ...»

Послы Аги, сына Эн-Мебарагеси,

Из Киша в Урук к Гильгамешу явились.

Гильгамеш перед старцами своего города Слово говорит, слова их ищет:

«Чтобы нам колодцы вырыть, все колодцы в стране вырыть,

Большие и малые в стране вырыть,

Чтобы работу завершить, ведро веревкой прикрепить,

Перед Кишем главы не склоним, Киш оружием сразим!»

Собрание старцев города Урука Гильгамешу отвечает:

«Чтобы нам колодцы вырыть, все колодцы в стране вырыть,

Большие и малые в стране вырыть,

Чтобы работу завершить, ведро веревкой прикрепить,

Перед Кишем главу склоним, Киш оружием не сразим!»

Гильгамеш, верховный жрец Кулаба,

На Инанну он надеется,

Слова старцев не принял сердцем,

И второй раз Гильгамеш, жрец Кулаба,

Перед мужами города слово говорит, слова их ищет:

«Чтобы нам колодцы вырыть, все колодцы в стране вырыть,

Большие и малые в стране вырыть,

Чтобы работу завершить, ведро веревкой прикрепить,

Перед Кишем главы не клоните, Киш оружием разите!»

Вторичное обращение Гильгамеша к собранию мужей города Урука возымело свое воздействие, народ пошел против врага и одолел его.

Вот какими песнями пелась слава воинам Гильгамеша, и многие годы всесильное слово поэзии призывало следовать героям победителям Аги, их примеру. Это ли не метод современного пиара?

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >