Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

ВОПРОСЫ ЕДИНСТВА ОБУЧЕНИЯ С ВОСПИТАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Связь обучения, воспитания и развития обучающихся является одной из центральных проблем в истории педагогической науки и практики. Обучение представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие обучающих и обучающихся. Под воспитанием понимается специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной целью формирование личности, нужной и полезной обществу. Развитие человека — объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения его физических и духовных сил.

В различные исторические эпохи проблема единства обучения, воспитания и развития человека решалась с учетом свойственных им ценностей, взглядов, уровня развития науки. Народная педагогика внутренне объединяла обучение, воспитание и развитие, зачастую не разделяя эти процессы в семейном и общинном социуме, в среде обитания людей.

Идеи единства обучения, воспитания и развития обучающихся пронизывают творчество выдающихся мыслителей и педагогов прошлого. Основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский (1592—1670) одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. Не разделяя процессы обучения, воспитания и развития, он придавал большое значение их взаимопроникновению. Я.А. Коменский поставил великую задачу — создать педагогику, дающую гарантию успеха без малейшей возможности провала. Чешский педагог-гуманист был убежден в том, что в области обучения, воспитания и развития действуют законы, общие для природы, и методы школьной работы должны эти законы учитывать, т.е. должны быть природосообразными. Именно принцип природосообразности обеспечивает возможность успешности обучающегося в учении, поскольку при таком подходе учитываются возрастные особенности становящейся личности — физическая и психическая зрелость его организма. Великий чешский педагог выдвинул идею, которая оказалась в дальнейшем одной из основополагающих в педагогике — о необходимости воспитывающего обучения.

В отличие от многих деятелей эпох Возрождения и Просвещения, Я.А. Коменский прямо не противопоставлял знания вере, а науку — религии. В своих основных трудах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» он выдвигал три ступени образования, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание). Он писал о том, что надо сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

Английский философ, просветитель и педагог Джо// Локк (1632— 1704) теоретически обосновал проблему целенаправленной организации воспитания и обучения, их связь с развитием человека. Проблему воспитания человека Дж. Локк трактовал в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия человека и общества, поэтому задача воспитания гражданина, формирования характера, нравственных качеств человека, способного утверждать нравственные идеалы, выдвигалась им на первый план. Его воспитанник должен прежде всего сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен «к добродетельной жизни и практической деятельности», «проявлять интерес к изучению, к тому, чем он может быть полезен своей стране» — только тогда его можно будет назвать «истинным джентльменом». Осмыслив необходимость гуманного отношения к ребенку как принцип, определяющий выбор педагогических средств в воспитании, Дж. Локк решительно отверг догматизм в обучении, подавление личности воспитанника.

Великий французский философ, педагог Жан-Жак Руссо (1712— 1778), подчеркивая единство обучения, воспитания и развития личности ребенка, обучение подчинял воспитанию. В своем романе «Эмиль, или О воспитании» он представил теорию естественного (свободного) воспитания, проникнутую любовью к ребенку, заботой о его естественном росте и развитии, его защите от насилия и произвола. Главным естественным правом человека он провозглашал право на свободу. Особое значение Ж.-Ж. Руссо придавал трудовой деятельности, в которой он видел единственный способ подготовки своего воспитанника к естественному назначению человека, к свободной и независимой жизни.

Понимая под естественным воспитанием природосообразное, Ж.-Ж. Руссо считал, что оно должно быть живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но при этом не упускается из виду необходимость подготовки его к общественным обязанностям. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Гармонизация действия этих трех факторов обеспечивает естественное развитие ребенка и превращает воспитание в активный, полный оптимизма процесс.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Выдвинув тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, с трудовым воспитанием, Руссо указал пути развития человеческой личности.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, рассматривал предметы преподавания больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Он особенно выделял связь умственного образования с нравственным воспитанием.

Обучение, по мнению И.Г. Песталоцци, должно носить развивающий характер и «вырабатывать всего человека», т.е. воздействовать не только на ум, но и на чувства, волю, характер ребенка, вооружать его необходимыми умениями и навыками. Он дифференцировал стихийные воздействия среды на формирование ребенка («жизнь формирует») и сознательное педагогическое воздействие, осуществляемое в семье и в школе. По его мнению, воспитание должно соединять в себе индустриальное элементарное образование с существом нравственного и умственного элементарного образования.

Крупный немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Дистервег (1790—1866) в основном педагогическом труде «Руководство к образованию немецких учителей» сформулировал два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразность и культу- росообразность. Он ставил во главу угла «развивающе-воспитательное и образовательное обучение». К всеобщим воспитательно-образовательным принципам Ф.А. Дистервег относил также побуждение самодеятельности, что соответствует самой природе человека: естественной потребностью ребенка является стремление к познанию; он хочет жить, воспринимать, ощущать, действовать, упражнять свои силы. Соблюдение принципа самодеятельности должно обеспечивать воспитывающий и развивающий характер обучения, в процессе которого укрепляется характер учеников, развиваются их познавательные и нравственные силы, вырабатываются убеждения. Общепедагогические идеи Ф.А. Дистервега стали основой разработанной им дидактики развивающего обучения, изложенной в «Руководстве к образованию немецких учителей», где были сформулированы 33 правила обучения, которые, по его замыслу, должны были служить реализации развивающих задач образования. Исходным пунктом в обучении педагог считал уровень развития ученика.

Один из выдающихся немецких педагогов Иоганн Фридрих Гербарт (1746—1841) определял педагогику как самостоятельную науку, опирающуюся на так называемую практическую философию (этика и психология). С помощью этики намечают педагогические цели, с помощью психологии — способы их осуществления. Центральный тезис рассуждений И.Ф. Гербарта — формирование нравственного человека — это ядро его идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии — управление, обучение и нравственное воспитание.

И.Ф. Гербарт высказывался в пользу объективного единства обучения и воспитания. Педагог отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства.

Он ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение». В соответствии с требованиями многостороннего интереса воспитывающее обучение должно было стимулировать стремление к наблюдению и размышлению, развивать восприятие прекрасного, воспитывать симпатию к людям, чувство общественности и религиозное мировосприятие.

В российской педагогической мысли идеи связи обучения, воспитания и развития активно выдвигались в 1840—1860-е гг. в творчестве революционных демократов В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и др. Государственным установкам в сфере образования они противопоставляли идеи общечеловеческого воспитания, развития личности, полезной обществу. Цель воспитания они видели в подготовке гражданина-патриота с демократическим мировоззрением, широко образованного и трудолюбивого, воспитанного в духе народности.

Критик и публицист В.Г. Белинский (1811—1848) самой большой ошибкой в воспитании детей считал несоответствие предъявляемых к ребенку требований со стороны взрослых и детской природы, дающей ему наклонности и способности. На родителях, и только на них, по мнению В.Г. Белинского, лежит священнейшая обязанность «сделать своих детей человеками»; обязанность же учебных заведений — «сделать детей учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях».

Русский педагог-демократ, детский писатель КД. Ушинский (1824— 1870) стал основоположником научной педагогики в России. Признавая единство процессов обучения и воспитания, он отдавал приоритет последнему, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершенного человека. Воспитание должно ориентироваться на духовное развитие личности, которое является неотъемлемой частью культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера и миропонимания.

К.Д. Ушинский предложил концепцию народности в воспитании как основу построения всей педагогической системы. Эту идею он развивал в статье «О народности в общественном воспитании» и других педагогических сочинениях. Понимая православную духовность как неотъемлемую часть русской народной культуры, педагог выделял три константы, специфичные для русского национального воспитания, — народность, христианскую духовность и науку. Каждый народ создает уникальную, самобытную систему воспитания, которая находит отражение в реальном педагогическом процессе.

Идея взаимосвязи обучения, воспитания и развития была развита К.Д. Ушинским в положениях о целостности педагогического процесса. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании.

Идеи о связи обучения, воспитания и развития нашли отражение в трудах последователей К.Д. Ушинского — Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова и др. Общеобразовательный курс школы, по замыслу П.Ф. Каптерева, был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего развития личности гражданина.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в советский период российской истории внесли Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, 77.77. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

В качестве основной цели воспитательной системы В.А. Сухомлинского (1918-1970) рассматривалось всестороннее развитие личности, индивидуализация и гуманизация обучения, внимание к ребенку в его неповторимой яркости, самобытности. Педагог и публицист, он ставил на первый план науку о воспитании человека. Успешность воспитания, по его мнению, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В.А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху.

Значительный вклад в разработку проблемы единства обучения, воспитания и развития внесла итальянский педагог Мария Монтессори (1870—1952). Одним из свидетельств ее международного признания стало решение ЮНЕСКО (1988 г.), касающееся четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX в.: американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера, Марии Монтессори и советского педагога Антона Семеновича Макаренко. М. Монтессори считала, что взрослые не должны вмешиваться в духовное развитие ребенка. Основная идея педагогики М. Монтессори состояла в том, что педагоги-взрослые обязаны специально создавать пространственно-предметную среду, предоставляя ребенку возможность самостоятельно действовать в ней, чтобы он мог в процессе свободной самостоятельной активности раскрыть и индивидуально развивать свой внутренний мир. Такая специально подготовленная среда, по ее мнению, является лучшим условием социального формирования каждого ребенка.

Современные взгляды ученых на единство обучения, воспитания и развития человека аргументируются единством социальных, психологических и педагогических основ[1]. Социальной основой единства воспитания и обучения является их зависимость от законов социально-экономического развития страны. И обучение, и воспитание обусловлены социальной структурой общества, экономической его организацией, организацией государственного управления, деятельностью институтов гражданского общества. Именно эти факторы определяют социальный заказ для обучения и воспитания в образовательных учреждениях, объединяя их посредством единства требований к обучающемуся. К социальной основе единства обучения и воспитания также относится их обусловленность уровнем развития науки и техники.

Единство обучения, воспитания и развития имеет и психологические основы. Как отмечает С.Л. Рубинштейн в работе «Основы общей психологии», ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь. Под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество, ребенок, подросток, юноша, девушка не развиваются и воспитываются, а развиваются, воспитываясь и обучаясь, т.е. самое их созревание в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. Организм развивается, функционируя; человек (взрослый) развивается, трудясь; ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психического развития ребенка и молодого человека.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает, что эти процессы включаются как взаимозависимые и взаимопроникающие стороны, как звенья в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловлено ими. Обучение не только надстраивается над развитием по мере того как созревание создает готовность для него, но и само обусловливает ход созревания и развития. В ходе обучения способности ребенка не только проявляются, но и формируются; точно так же, как и черты его характера не только проявляются, но и формируются в поведении в воспитывающих условиях. Психические и педагогические свойства и качества ребенка, человека — не только предпосылка, но и результат всего хода его развития, совершающегося в процессе воспитания и обучения.

Психологические основы единства воспитания и обучения также заключаются в механизмах формирования качеств личности. Несмотря на то что именно качество личности признается ведущим результатом процесса воспитания, оно невозможно без реализации процесса обучения. Знания, навыки и умения, выступая результатом процесса обучения, являются при этом обязательным элементом любого воспитательного процесса.

Что касается педагогических основ единства обучения и воспитания, то Закон РФ «Об образовании» объединяет термины «обучение» и «воспитание» в рамках термина «образование» как рядоположные. Само же образование рассматривается как функция государства и общества, обеспечивающая воспроизводство и развитие социума и систем деятельности граждан. Образование человека предполагает соединение функций обучения и воспитания, которые в свою очередь выступают исходными предпосылками развития человека как процесса его умственного и физического совершенствования.

На уровне функций взаимосвязь обучения, воспитания и развития выглядит так: обучению присущи образовательная, воспитательная, развивающая функции; воспитанию — формирующая, аксиологическая, мотивирующая, мобилизующая жизнедеятельность и поведение, самосовершенствование, профилактику деформаций и нецивилизованного поведения; развитию — повышение возможностей человека и создание условий для успеха обучения и воспитания.

Процессу обучения и воспитания присущи те же свойства, что и педагогическому (образовательному) процессу вообще, например, такие как:

  • 1) отношения обучающего и обучающегося имеют двустороннюю направленность;
  • 2) весь процесс имеет в основе своей цель — развитие личности, всестороннее и гармоничное;
  • 3) содержание, формы и методы представляются в единстве и взаимодействии;
  • 4) необходимая связность и единство всех элементов структурной цепи: цель образования — содержание образования — выбор средств, форм и методов решения задач — полученный итог — результат образования;
  • 5) необходимое решение трех задач: обучение, воспитание и развитие обучающегося.

В педагогической теории констатируется единство требований, принципов обучения, воспитания и развития. Среди принципов постоянно присутствуют требования научности, гражданственности, практической направленности, единства теоретической и практической подготовки к жизни, включение в активную деятельность, воспитание в коллективе и через коллектив (группу), индивидуальный и групповой подход, индивидуализация и дифференциация активной деятельности и сознательной позиции обучающегося, воспитывающегося и развивающегося, активного самосовершенствования, систематичности и последовательности и др.

Обучение, воспитание и развитие едины по методам и формам воздействия. К общим методам социального, педагогического и психологического воздействия относятся вербальные методы, когда основным средством выступает речь (устная или письменная); методы практического воздействия, в основе которых — пример, выполнение конкретных обязанностей; методы стимулирования, среди которых выделяются поощрениие, принуждение, упражнение, критика, организация соревнования; методы самостоятельной работы, в том числе самообразование, самовоспитание. К общим для воспитания и обучения формам относятся прямые и косвенные воздействия в рамках взаимодействия педагога и обучающегося, индивидуальные и групповые и др.

При наличии общих педагогических основ обучение, воспитание и развитие имеют и существенные различия, представляют собой относительно самостоятельные процессы. Как отмечается в «Российской педагогической энциклопедии», «обучение приводит к формированию у учащегося определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности, черт характера и качеств личности. Но не всякая обученность влечет за собой воспитанность. Обучение, не учитывающее сознательно поставленных воспитательных целей, может привести учащегося к успеху в учении, но в то же время и к формированию у него негативных черт личности... В этом проявляется относительная автономность, отдифференцированность как воспитания, так и обучения как целостных объектов»[2]. С педагогической точки зрения, развитие есть сложное инволюционноэволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Личностное развитие меняется по направлению, интенсивности, характеру и качеству, исходя из обучения и воспитания. Развитие создает возможности — обучение и воспитание их реализуют, т.е. развитие есть постепенное становление и увеличение сущностных сил обучающегося в процессе взаимодействия воспитания, обучения и в целом — образования.

Современность ставит новые задачи перед образованием, и поэтому оно обязано непрерывно совершенствоваться на основе широкомасштабных, многосторонних и активных теоретических и прикладных исследований и педагогических экспериментов. В них должны участвовать не только сотрудники научных структур, но и все работники высших образовательных учреждений.

  • [1] См.: Липский И.А., Никитина Л.Е., Яшнова О.А. Единство обучения и воспитания в условиях модернизации системы образования: Монография. — М.: Государственный институт семьи и воспитания, 2006. — С. 45—50.
  • [2] Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 172.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы