Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании

ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Россия, включенная в единое мировое пространство, испытывает на себе особенности и проблемы происходящих в нем процессов. Обстановка осложняется и особенностями развития самой российской цивилизации. Сложившаяся ранее система духовно-нравственных норм и ценностей распадается в связи с изменением определяющих ориентиров развития страны, но на смену ей еще только формируется новое духовно-нравственное поле, соответствующее сегодняшним и завтрашним потребностям российского социума (соблюдение прав человека, развитие демократии, построение правового государства и др.). Проблема обостряется сегодняшней открытостью российского социума различным и нередко противоречивым цивилизационным влияниям (американская цивилизация, западноевропейская цивилизация, ряд восточных цивилизаций).

В итоге — крайняя противоречивость сегодняшней картины духовно-нравственных норм и ценностей в России, осложненная постмодернистскими идеями плюрализма истины, затрудняет личный выбор гражданами духовно-нравственной позиции, личностное самоопределение и самореализацию, особенно молодого человека. В этом контексте перед вузом, если его понимать не как учреждение, оказывающее «образовательные услуги», но как специально организованную педагогическую микросреду, где идет целенаправленный процесс формирования «человека профессионального» и «человека социального», стоят две задачи. Первая — формирование у студента способности к личному выбору, сознательному, самостоятельному и адекватному цивилизованным нормам и ценностям, как важнейшего качества личности в демократическом обществе. Вторая — решение вопроса о профилактике тех воздействий, которые, как показал социальный опыт, имеют негативный характер, в том числе — о формировании личного иммунитета студента к таким воздействиям.

Одна из тревожных глобальных тенденций современной жизни — развитие бездуховности. Она многолика: от сатанизма до бытового мещанства. Одно из системных проявлений бездуховности — формирование ценностей «общества потребления», сущность которых охарактеризовали и против которых выступали и выступают многие известные, но отнюдь не радикально настроенные ученые именно в тех странах, где черты «общества потребления» стали проявляться раньше и сегодня приняли наиболее выраженные формы[1].

Главные постулаты ценностей и норм «общества потребления» кратко можно выразить следующим образом: потребление как преобладающая сущность жизнедеятельности человека и как ведущая сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации личности, реально определяющая ее статус и власть[2]. Соответственно, наличие материальных возможностей для обеспечения потребления вырастает в самостоятельную и доминирующую ценность.

Проникновению ценностей общества потребления в умы и жизнь масс уже недостаточно просто противопоставлять исторически сложившиеся общечеловеческие духовные ценности. Здесь необходима специальная педагогическая контрсистема действий, так как воздействие ценностей «общества потребления» само носит системный характер. Такая педагогическая контрсистема (условно ее можно назвать «контрпедагогика») представляет собой специфическое педагогическое направление и условие утверждения позитивной программы духовно-нравственного развития личности в противоречивых социально-экономических условиях. Целью выступает упреждение, профилактика и преодоление негативных отклонений в развитии личности, вызванных системными или пролонгированными негативными воздействиями.

Контрсистема противодействия бездуховности (в контексте рассмотренных «ценностей общества потребления») важна еще и потому, что сама бездуховность сейчас качественно поменяла свой облик. Бездуховность наступательна, расчетлива, системна и технологична. Она опирается сейчас не только на отдельные группы населения, традиционно считавшиеся носителями бездуховности («мещане», криминальные и асоциальные элементы), но и на объективное существование в экономической и социальной практике противоречий, негативных моментов, нерешенных проблем, способствующих формированию и утверждению ценностей общества потребления. Например, поляризация российского общества по критерию «бедные — богатые» вызывает гипертрофированное отношение к сфере потребления. У первых — в силу невозможности удовлетворить основные потребности, у вторых — в силу гипертрофированных возможностей «потреблять».

Активное, порой агрессивное предложение ценностей «общества потребления» в качестве преобладающих «нормальных человеческих» ценностей объективно присутствует сейчас во многих сферах жизнедеятельности нашего общества, что создает уже определенное информационное и социально-психологическое поле. В средствах массовой информации это реклама, обилие «потребительских» передач и изданий, прямое или косвенное вкрапление потребительских ценностей и стандартов в телефильмы, репортажи, различные тематические и развлекательные передачи. В общественном мнении это так называемое «престижное потребление». В корпоративном групповом мнении примером может служить «дресс-код», который, в отличие от многих западных стран, не является поддержанием определенной традиции (как в Великобритании) или элементом деловой корректности (как в США), а соблюдением определенного «ценового» или «фирменного» стандарта, существующего у определенных групп населения, в определенных организациях и сообществах.

Наличие подобных проблем и противоречий отражается на процессе формирования личного жизненного опыта студента и может придать ему противоречивый характер, так как в молодом возрасте в ряде случаев сложно самостоятельно и правильно осмыслить и социальную, и личную жизненную практику, увидеть не только проблемы и противоречия, но и то положительное, что она содержит, ее позитивную динамику. Здесь работа по профилактике усвоения ценностей «общества потребления» вплотную смыкается с работой по гражданскому, правовому, духовно-нравственному воспитанию студентов.

В логике контрпедагогических воздействий стоят две взаимосвязанные задачи: анализ содержания, форм и механизмов негативных воздействий и определение логики действий по их нейтрализации. Подобная логика может быть применена не только для девальвации ценностей «общества потребления», но для решения комплекса сходных задач, например профилактики правового нигилизма молодежи. В качестве примера можно проследить возможности противодействия ценностям «общества потребления» в их взаимосвязи с правовым нигилизмом, который также можно рассматривать как некую форму проявления бездуховности.

Анализ содержания, форм и механизмов негативных воздействий

позволяет отнести к значимым предпосылкам формирования ценностей «общества потребления» (как и правового нигилизма) то, что негативные воздействия являются сходными по содержанию, но разноплановыми по источникам и характеру (круг знакомых, семья, личный опыт и др.). Именно в силу своей комплексности они могут оказать значительное влияние, особенно если учесть пролонгированный характер таких воздействий, т.е. их повторяемость в течение достаточно длительного времени, и значимость источника воздействия, например родители, родственники, друзья, близкие знакомые.

Существует, однако, и иная субъективная предпосылка формирования ценностей «общества потребления» и правового нигилизма. Она связана с содержанием деятельности некоторых средств массовой информации, в частности — телевидения. Эти воздействия имеют как прямой, так и косвенный характер. Они влияют не только на самих молодых людей, но и на их окружение, на общественное мнение, групповые мнения и настроения, и через них порой еще более сильно воздействуют на конкретного человека, чем непосредственное чтение газет, журналов или просмотр телепередач. Вопрос о воздействии сети Интернет на студентов имеет свою специфику и заслуживает отдельного рассмотрения. При всей кажущейся свободе выбора информации для него свойственны многие особенности воздействия на пользователя, которые рассматриваются ниже.

Конечно, ни один телеканал или «гламурный» журнал не ставит своей целью формирование ценностей «общества потребления» или правового нигилизма у граждан России. СМИ по-своему отражают те сложности, противоречия, острые проблемы, которые свойственны духовной жизни нашего общества. Более того, только воздействие СМИ вряд ли оказывало бы столь заметное влияние, если бы оно не «корреспондировалось» с действительно существующими реальными фактами и явлениями.

Воздействие средств массовой информации имеет ряд следующих специфических проявлений, уводящих сознание людей от правды.

Сочетание прямого и косвенного внушения посредством повторяющихся репортажей, материалов, телефильмов, телепередач, приводящих к мысли о бессилии закона в деле защиты прав человека и восстановления справедливости. Как логическое продолжение — показ того, как некоторые положительные герои фильмов или телесериалов (в том числе — сотрудники правоохранительных органов) побеждают зло, но действуя далеко за пределами «правового поля». Параллельно с этим показом материальных условий жизни отрицательных героев иллюстрируется, что они имеют куда большие возможности для самоутверждения в сфере ценностей «общества потребления», которые то же телевидение порой проповедует.

Для динамичности, опережения негативной информации и ее контрпедагогических воздействий на молодежь необходимо след ующее.

Формирование однолинейного мышления, т.е. акцентирование внимания читателей или зрителей (слушателей) на отдельных чертах сложного, противоречивого явления, сознательная гипертрофия факта или умело подобранного комплекса отдельных фактов в противоположность объективной системе их могут сформировать «однолинейное восприятие» социальной практики как преимущественно деятельности «вне правового поля». Формирование «однолинейного мышления» еще более ярко выражено при демонстрации ценностей «общества потребления». Реклама, ряд телепередач или публикаций формируют представление об определенном образе жизни, где потребление является доминирующим смыслом («это — для настоящих мужчин», «ты этого достойна» и т.д.).

«Подмена смыслов» или «затемнение смыслов» через подмену слов, обозначающих конкретные явления, характеристики личности. Например, обозначение словом «бизнес» не только честной предпринимательской деятельности, но и разного рода мошенничеств, спекуляций, афер. Не менее характерна подмена смыслов в сфере ценностей «общества потребления». Так, набирающее силу в СМИ и, как следствие, в сфере массового сознания понятие «успешность» как доминирующий критерий оценки человека связывается в первую очередь с богатством и статусным положением. Особым случаем «подмены смыслов» является их девальвация, «опускание смыслов». Скажем, весьма сложные и глубокие по своему смыслу понятия «счастье», «мечта» сводятся к пропаганде потребления определенной вещи, продукта, услуги.

Клишированное воздействие, т.е. закрепление «однолинейного мышления» в повторяемых, легко усваиваемых формулировках. Конечно, такие клише могут изначально вызвать отторжение, но они действуют на массовое сознание, а через массовое сознание на самих молодых людей. Примером, связанным с формированием ценностей «общества потребления», является многократно повторяемое клише — «бери от жизни все!» Чаще всего в основе клишированного воздействия — подмена самого факта оценкой факта, хлесткий «слоган».

Опережающее эмоциональное воздействие. Опережающее управляемое апеллирование к эмоциям (чаще — простейшим) как при пропаганде ценностей «общества потребления», так и при формировании правового нигилизма является сейчас одной из наиболее распространенных форм воздействия, включающего нередко и элементы эмоционально-волевого внушения. Подаваемая эмоциональная окраска факта опережает и «забивает» его рациональную оценку, часто придает эмоциональную привлекательность негативным взглядам и поступкам. В частности, в некоторых телесериалах и телепередачах на уровне бытового сознания действия «вне правового поля» выглядят куда более эмоционально привлекательными, чем действия законные. Если учесть, что в наши дни борьба идей и ценностей идет в значительной мере на поле эмоций и чувств, то подобные воздействия на молодежь могут носить весьма разрушительный характер.

Образное воздействие. На образном воздействии (пример — реклама) в значительной мере построена вся пропаганда ценностей «общества потребления». В итоге создается определенная система внушаемых образов и внушаемых образцов поведения (например, образ «крутого» мужчины на «крутом» автомобиле). Внушение через образ, особенно эмоционально насыщенный образ, может оказать воздействие, противоречащее объективной логике окружающей жизни, даже предыдущему жизненному опыту.

Вопрос о реальных возможностях профилактики негативных внешних воздействий, формирующих ценности «общества потребления», правовой нигилизм и прочие негативные черты и качества личности, стоит сегодня особенно остро. Порой высказывается мнение, что здесь какая-либо работа вообще малоперспективна, так как источники этих воздействий не только внутри, но и вне конкретной малой группы, коллектива или организации. Однако если нельзя корректировать сами воздействия, то вполне реально корректировать восприятие и понимание этих воздействий, и здесь намечается следующая логика.

Четкое понимание сущности ценностей «общества потребления» и правового нигилизма и их конкретных проявлений у отдельных лиц и групп лиц, а также предпосылок их появления и механизмов формирования (о чем подробно говорилось ранее).

Осознание личностного смысла принятия (или непринятия) ценностей общества потребления или установок на правовой нигилизм. Принятие или непринятие определенной системы ценностей и норм, как правило, имеет две главные причины: самостоятельный поиск решения какой-то личностно значимой проблемы (например, самоутверждения) или конформное принятие ценностей и норм определенной группы, выступающей в качестве референтной. Иными словами, один из ключевых вопросов контрпедагогики: «А зачем мне (вам) все это надо?»

Демонстрация противоречий, несоответствия логике и здравому смыслу имеющихся искаженных оценок и взглядов. Так, действуя в своих интересах «вне правового поля», человек в то же время чаще всего желает, а нередко — требует, чтобы лично по отношению к нему закон выполнялся неукоснительно. Такой принцип «двойных стандартов» уже в достаточной мере себя дискредитировал.

Переключение мышления молодого человека, имеющего искаженные взгляды и оценки, с восприятия оценок явления на восприятие самого явления. Задействовать интеллект, здравый смысл — важнейшее условие успеха. Так, одно из расхожих клише, лежащих в основе правового нигилизма, — «закон не нарушает только тот, кто боится, или тот, кто не умеет» — оказывается весьма шатким, если обратиться к реальной жизненной практике. Несомненно, в ней могут наблюдаться действия «вне правового поля», но преобладающим все же будут действия в соответствии с законом многих людей, которых нельзя уличить ни в трусости, ни в глупости.

Перевод осмысления социальной практики и личного жизненного опыта последовательно из «однолинейного», фрагментарного в «многомерное» (противоречивое, неоднозначное), а далее — в системное. Так, если молодой человек, склонный к правовому нигилизму, признает хотя бы противоречивый характер его собственного жизненного опыта и получаемой информации, то можно считать решенными две задачи. Первая — признание опыта и информации как противоречивой подразумевает понимание, что в ней есть позитивное начало, а это уже элемент объективной оценки. Вторая — признание существования фактов, отличающихся от навязанной ему ранее оценки действительности, не может не вызвать скепсис по отношению к тем источникам, откуда получена эта оценка.

Формирование у молодых людей системного мышления важно еще и потому, что воспитание уважения к закону сегодня происходит в условиях, когда в самом законе и в правоприменительной практике действительно существуют проблемы, противоречия и т.д., которые необходимо правильно осмыслить, понимая, что даже в этих условиях соблюдение закона не только возможно, но и особо необходимо.

Выстраивание негативной перспективы и дискредитация «псевдопозитива». Клишированные оценки и внушаемая система действий освобождает от необходимости думать самому и искать самостоятельный путь действий. Негативная информация порождает иллюзию свободы от социальных, правовых или моральных норм и обязательств. Однако реализация этой иллюзии одновременно снижает уровень личной безопасности человека, усиливает вероятность срывов, нарушений закона с печальными последствиями, повышает угрозу стать объектом шантажа или манипулирования со стороны криминальных элементов. Поэтому одной из самостоятельных задач является доказательство реальности негативной перспективы правового нигилизма. Несколько сложнее с дискредитацией ценностей «общества потребления». Если правовой нигилизм заслуживает полного отрицания, то вопрос о владении материальными благами имеет более сложный характер. Стремление к материальным благам как средству решения объективных жизненных проблем не имеет отношения к ценностям «общества потребления». Опасно, когда это средство становится самоцелью. Но грань между этими состояниями сознания личности очень тонкая.

Эмоциональная девальвация негативных взглядов и источников, их формирующих. Работа «на эмоциональном фронте» — одна из наиболее сложных психолого-педагогических задач. Борьба идей и ценностей в наше время нередко идет именно на «эмоциональном поле». Позитивные воздействия не должны уступать негативным в эмоциональной насыщенности, образности, привлекательности. Они могут и должны обращаться к более глубоким и сложным чувствам и переживаниям, например к чувству собственного достоинства, самоуважению, совести. Отличными средствами борьбы «на эмоциональном поле» являются сарказм, ирония, юмор, действующие порой сильнее, чем проповеди.

Системность, продолжительность и опережающий характер воздействий. Разовые психолого-педагогические акции являются наименее эффективным путем преодоления правового нигилизма, а тем более — ценностей «общества потребления». С негативными влияниями системного характера можно бороться только с помощью контрсистемы, «вкрапливающей» свои воздействия в основные сферы жизни молодого человека, становящиеся частью его положительного жизненного и социального опыта. Так, чем меньше в его окружении «гламура» — тем более успешной будут профилактика и преодоление ценностей «общества потребления».

Обеспечение позитивного личностного имиджа тех, кто осуществляет контрвоздействия. Эффективность воздействий по развенчанию негативных ценностей и установок находится в прямой зависимости от того, насколько педагог, преподаватель, воспитатель, осуществляющий эти воздействия, является реальной частью позитивного жизненного опыта молодых людей.

Контрпедагогика «контрпедагога». Известно высказывание римского сатирика Ювенала: Quis custodiet ipsos custodies? (Кто будет охранять охранников?). Человек, ведущий работу по развенчанию ценностей «общества потребления», преодолению правового нигилизма среди молодежи, сам находится в переплетении многих влияний, в том числе и негативных. Педагог, преподаватель, руководитель сам должен обладать «профессиональной устойчивостью» к негативным воздействиям и четкой цивилизованной жизненной и профессиональной позицией. Необходима система специальных психологопедагогических акций по поддержанию и развитию у всех категорий сотрудников высшего образовательного учреждения жизненной и профессиональной устойчивости, а каждому работать по выполнению программы «самовоспитание воспитателя».

  • [1] См. например: БеллД. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 2004;Тоффлер Э. Шок будущего. — М.,2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2006.
  • [2] См. подробнее: Тоффлер Э. Шок будущего. — М., 2004.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы