Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Строительство arrow Градостроительство. Теория и практика

Художественный образ градостроительных объектов

Художественный образ города формируется из впечатлений, которые остаются у людей в результате визуального восприятия городской среды. При этом человек корректирует получаемые зрительные образы с помощью логического мышления, имеющихся знаний и опыта, объединяет разрозненные впечатления в целостный образ.

Для каждого отдельного человека город, другой градостроительный объект индивидуален, но при этом существует обобщенный, общественный образ города (градостроительного объекта), в котором выражены наиболее значимые визуально воспринимаемые характерные его черты и особенности.

Основными элементами городского пространства, влияющими на формирование художественного образа города, являются пути движения людей, «узлы» городского пространства, ориентиры, границы, районы.

Большое значение имеет читаемость (legibility) городского ландшафта

(от лат. legibilis — четкий) — качество градостроительной композиции, позволяющее легко распознавать части города и складывать их в упорядоченную картину. Под «читаемостью» города подразумевается, что имеются пространственные ориентиры, форма пространств соответствует их значению, исторические слои города узнаваемы и понятны [50].

Эстетическое представление о городе обычно иерархично: выделяются объекты общегородского значения (как правило, это крупные общественные здания или природные доминанты с выразительным, запоминающимся обликом) и локальные объекты, по которым создается представление о различных районах города.

При формировании художественного образа градостроительного объекта, построении художественной концепции и художественных сюжетов важно установление взаимосвязей между поселением и имевшимися историческими, культурными событиями, происхождением географических названий. Это позволяет обогатить художественный образ поселения, отразить в нем связь времен — прошлого, настоящего и будущего.

Эффект присутствия природы в градостроительной композиции. Для человека, живущего в городе, особенно крупном, немаловажное значение имеет соотношение природных и антропогенных компонентов городской среды. В разные периоды развития цивилизации это соотношение было различным: от почти полного отсутствия озелененных пространств за крепостными стенами средневековых городов до идеи города-сада, будоражащей умы градостроителей со времен социалистов-утопистов до наших дней.

Для современного периода характерна «экологизация» мировоззрения архитекторов и градостроителей. Природные формы стали обязательным элементом архитектурно-градостроительных объектов и комплексов.

Одиночное дерево, помещенное архитектором Марио Ботта на крыше здания банка в г. Лугано, Швейцария, не выполняет никакой функции, но символизирует присутствие природы в городе (цв. рис. VI-3-1).

Из-за высокой ценности земли создаваемые в городах новые озелененные пространства обычно невелики, однако их значение трудно переоценить. Они выполняют больше психологическую, чем экологическую или рекреационную функцию, являясь «оазисами» природы в урбанизированной среде.

Деформация природы — создание подчеркнуто искусственных, рукотворных ландшафтных форм — характерная особенность многих современных архитектурно-ландшафтных композиций, создаваемых в городах (цв. рис. VI-3-2).

Имитация природы с использованием «мертвых» материалов имеет давние традиции, но применяется и в современных архитектурно-градостроительных композициях, например, «облака» колориста Ф. Риети, нарисованные на стенах зданий жилого района «Стержни Дефанса» в Париже (цв. рис. VI-3-3).

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы