Средства формирования градостроительной композиции

Градостроительный ансамбль — градостроительное образование, облик которого отвечает высоким художественным требованиям. Градостроительный ансамбль должен представлять собой композиционно упорядоченную целостность, визуально согласованную с окружением.

Основными качествами градостроительной композиции, обеспечивающими ансамблевость, являются целостность объемно-пространственной композиции; сомасштабность архитектурных сооружений между собой и по отношению к человеку; композиционное разнообразие.

Целостность объемно-пространственной композиции обеспечивается возможностью одновременного зрительного восприятия всего градостроительного ансамбля (рис. 6.4.1) [116].

Приемы построения градостроительных ансамблей (по В. Шимко)

Рис. 6.4.1. Приемы построения градостроительных ансамблей (по В. Шимко): а — «глубинное» построение композиции — площадь Святого Петра в Риме; б — «фронтальное» построение композиции — площадь Дель Кампо в Сиене; в — «центричное» построение композиции — площадь Вандом в Париже

Большое значение при формировании градостроительной композиции имеет градостроительный масштаб. В современном градостроительстве часто забывают, что «человек — мера всех вещей». Среди высотной и высокоплотной застройки люди давно не ощущают свое «достоинство», о чем всегда помнили классики архитектуры.

Необходимо соизмерять масштабы проектируемой застройки и открытых пространств с масштабом человека. Гармония достигается при их разумном сочетании.

Композиционное разнообразие проявляется в использовании зданий разной величины, высоты, стилистики. Исторические ансамбли, как правило, формировались на протяжении длительного времени, перестраивались по мере необходимости. Как свидетельствует исторический опыт, применение разных архитектурных стилей может не только не разрушить целостность градостроительных комплексов, но и композиционно обогатить их разнообразием архитектурных форм.

В градостроительной композиции используются пространственные, пластические, светоцветовые средства. С их помощью строятся геометрия пространств, пластика застройки и земли, формируются цветовые и светотеневые характеристики среды.

Пространственные средства включают способы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненное™ элементов, из которых формируется градостроительная композиция.

Средствами гармонизации пространственных взаимосвязей и соотношений элементов градостроительной композиции служат ритмические и метрические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения застройки и др.

Ритмические построения создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т. д.) (цв. рис. VI-4-1, а). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метрических рядов.

Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов. В простых ритмических рядах сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда.

Метрические построения основаны на повторении форм и интервалов между ними (цв. рис. VI-4-1, б). Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, называются простыми. В градостроительной практике используются как простые, так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие, в которых чередуются неравные объемные элементы и неравные интервалы между ними.

Сочетания нескольких метрических и ритмических рядов приводят к образованию сложных ритмических рядов.

В зависимости от архитектурно-художественного замысла применяются контрастные и нюансные соотношения элементов пространственной композиции. Контрастные соотношения используются для выделения главного элемента композиции, нюансные — для организации постепенного перехода от одного типа застройки к другому.

В качестве примера, иллюстрирующего возможности чередования пространств, можно привести прием, примененный в планировке Барселоны в конце XIX — начале XX в. На пересечениях улиц у застройки «срезаны» углы, в результате чего на перекрестках образуются небольшие площади — пространство расширяется (рис. 6.4.2).

Фрагмент плана Барселоны. Испания. Конец XIX — начало XX в

Рис. 6.4.2. Фрагмент плана Барселоны. Испания. Конец XIX — начало XX в.

Пластические средства включают способы членения застройки на визуально различимые элементы, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм, образующих пластику застройки.

Светоцветовые средства включают соотношения цветов, света и тени. Применение разных цветов окраски фасадов зданий позволяет менять восприятие пространственных отношений — зрительно увеличивать или сокращать расстояния.

Колористическое решение включает не только цветовое решение застройки, но и малых архитектурных форм, элементов благоустройства, цветочного оформления, наружной рекламы. При разработке цветового решения застройки необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насаждений, динамику изменения цветовой гаммы древесно-кустарниковых насаждений в разные периоды года.

Вечерняя подсветка фасадов зданий позволяет по-новому раскрыть пространственную композицию и расставить композиционные акценты (цв. рис. VI-4-2).

Подсветка архитектурных доминант создает систему пространственных ориентиров в вечернем городе.

Немаловажное значение имеет праздничное светоцветовое оформление с использованием таких приемов, как вывешивание в праздники днем флагов, гирлянд разноцветных флажков, надувных шаров; вечером — цветных ламп освещения, других дополнительных элементов наружного оформления.

Светоцветовое оформление градостроительных объектов должно осуществляться на основании специально разработанных проектов [48, 116].

Контрольные вопросы

  • 1. Что понимается под градостроительной композицией?
  • 2. Из каких элементов состоит композиционная структура плана градостроительного объекта?
  • 3. Каким образом особенности природно-ландшафтных условий влияют на формирование градостроительной композиции?
  • 4. Из каких элементов состоит пространственная композиция градостроительного объекта?
  • 5. Какими композиционными средствами формируется выразительный силуэт города?
  • 6. Какие качества характеризуют градостроительный ансамбль?
  • 7. В чем различия между понятиями «образ» и «облик» градостроительного объекта?
  • 8. Какими композиционными средствами достигается индивидуальность облика градостроительного объекта?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >