Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Менеджмент arrow Управление изменениями

Философский уровень методологии исследования и проектирования изменений

Философские теории познания, несмотря на разные базовые предпосылки, сводятся к поиску ответа на следующие вопросы:

Какова природа знания?

Какими путями сознание субъекта добывает и проверяет знание об объекте?

Что такое сознание человека, его генезис и структура?

Как могут два разных сознания понимать друг друга или как возможно со-знание?

Как взаимодействуют различные виды знания, в чем причины их дифференциации и есть ли перспектива их синтеза?

Существуют ли границы человеческого познания?

Ответы на эти вопросы, по мнению философов, не абстракция. Они лежат в основе организации не только мировоззренческой, но и практической деятельности человека, определяют его субъектную направленность и установку в решении разнообразных конкретных задач.

Все философские теории познания условно принято делить на пять основных групп:

  • 1) пессимистические (негативистские) теории;
  • 2) оптимистические (конструктивные) теории;
  • 3) платонические теории;
  • 4) имманентистские теории;
  • 5) трансцендентализм.

Краткая характеристика этих теорий приведена в табл. 1.1. Однако поскольку для решения проблем управления изменениями в хозяйствующих организациях наибольшее значение имеют негати- вистские, оптимистические и трансценденталистические теории, рассмотрим их подробнее.

Таблица 1.1. Краткая характеристика основных философских теорий, служащих методологической основой менеджмента

Группы

Наименование

теории

Сущность теории (основные принципы)

Пессимистические (нега-

Теория

скептицизма

Отрицание возможности доказательного и всеобщего знания

тивистские)

теории

Агностицизм

Отрицание возможности познания сущности вещей (бесконечность процесса познания — за познанной сущностью каждый раз открывается новая и более глубокая сущность)

Оптимистические (конструктивные) теории

Теория наивного реализма

Знание есть продукт зеркального отражения внешнего мира; человек познает мир без опосредующего влияния социума, его культуры, практики и языка

Редукционизм

Сведение сложных закономерностей к более простым, апелляция к данным естественных наук, утверждение о возможности решать проблемы; не прибегая к философским методам анализа

Физикализм

Решение проблем переводом их на язык фундаментальных теорий и физические законы (например, физикоэкономика)

Физиологический редукционизм (научный материализм)

Продукты познавательной деятельности объясняются посредством процессов и состояний происходящих в организме человека (тело, психика, мозг, сознание)

Нативизм

Мозг человека от рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки мыслительной деятельности и способности человека являются генетически врожденными

Эволюционная теория познания

Знание выполняет функцию биологической адаптации человека к внешней среде. Не следует стремиться изменить внешнюю

Продолжение табл. 1.1

Группы

Наименование

теории

Сущность теории (основные принципы)

среду — нужно приспосабливаться к ней для достижения своих целей

Генетическая

эпистемология

Знание является следствием активной предметно-практической деятельности человека в окружающем его мире.

Развитие науки и структура научного исследования соответствуют стадиям интеллектуального развития индивида

Прагматическая

гносеологическая

теория

Знание должно рассматриваться с позиций его практической полезности. Источником знаний является преодоление проблемных ситуаций. Истина есть успех, заблуждение — неуспех в их преодолении

Диалектический

материализм

В основе познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика. Практика — главный критерий истинности знаний

Имманен- тистские теории

Субъективный идеализм (имманентный субъективизм); имманентный объективизм; платонический имманен- тизм

Знание является внутренне (имманентно) присущим сознанию человека во всей своей истинной полноте или же, напротив, во всей своей субъективной ненадежности. Любые вещи и любые виды опыта даны человеку через призму его сознания

Платонические теории

Христианская гносеология; теория гносеологического согласования мира вещей и мира идей; философия тождества Шеллинга; гегелевский панлогизм и др.

Все изменения заложены генетикой развития окружающего человека мира. Человек и все, что происходит вокруг него детерминировано извне. Что подразумевает сделать человек — есть результат реализации уже созданной без его участия программы

Трансцендентализм

Феноменология

Знание есть продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания. Задача исследования познания состоит не в обращении к объекту познания и не к знанию как таковому, а к исследованию инвариантных, т.е. одинаковых для всех людей, структур субъективности, благодаря которым

Окончание табл. 1.1

Группы

Наименование

теории

Сущность теории (основные принципы)

они одинаково продуцируют и понимают знание. Любые исследования следует проводить с учетом закономерностей субъективного восприятия их людьми. Адекватность изменений субъективным оценкам есть ожидаемый результат

1. Пессимистические (негативистские) теории. Среди пессимистических теорий одной из самых древних является теория скептицизма. Сущность ее состоит в отрицании возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего знания. Любому знанию или суждению можно найти прямо ему противоположное и не менее обоснованное.

Основы скептицизма были заложены Пирроном на рубеже IV—III вв. до н.э. и развиты в трудах Секста Эмпирика, Д. Юма и Р. Декарта.

Агностицизм — теория, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. В классической форме агностическая методология выражена И. Кантом, утверждавшим, что мы можем познавать лишь феномены вещей, поскольку вещи всегда даны нам в форме нашего человеческого опыта. Каковы же вещи сами по себе — может знать лишь Бог. Это только для него процессы и вещи мира даны абсолютно непосредственно, в своей подлинной сущности.

Скептическая и агностическая установка — это отнюдь не одно и то же. Агностик не говорит о невозможности познания или о равноправии суждения и его отрицания. Он отрицает возможность достижения истинного знания о сущности вещей. Агностическая методология — не произвольная выдумка философов, она основывается на особенностях познавательного процесса:

неустранимости из познавательного процесса субъективной составляющей человека даже в самых абстрактных науках, типа логики и математики;

бесконечности процесса познания, так как за познанной сущностью каждый раз открывается новая и более глубокая сущность.

Основной довод критики агностицизма сводится к тому, что в самом утверждении наличия границы человеческого познания заключено ее решительное отрицание, ибо знание о собственном незнании есть важнейший стимул развития познавательной деятельности человека и преодоления границ существующего знания. В контексте каких-либо изменений, в том числе и организационных, агностики утверждают о невозможности получения истинного знания и, как результат, безошибочного решения организационных задач. Причины, условия и, как следствие, механизмы решения управленческих задач субъективны и не могут быть рассмотрены в качестве достоверных.

Скептицизм и агностицизм являются методологическими основаниями для оппонирования любых научных исследований. Не исключая необходимости и возможности изменений, они отрицают научность их планирования и реализации, ставят под сомнение полученные в исследованиях результаты.

Проявления скептицизма и агностицизма в современных условиях разноплановы. Одним из них является постановка под сомнение достоверности научных исследований. Например, современные исследования греческого эпидемиолога Дж. Иоаннидиса утверждают, что как минимум половина статей, публикуемых в научных журналах мира, содержат неверные сведения. Причиной тому является не только объективность недоступности истинного знания, но и финансовые и клановые интересы, конкуренция и мелкотемье исследований.

В современном менеджменте эту философскую позицию используют не столько для того, чтобы поставить под сомнение планируемое изменение, сколько для того, чтобы оправдать их неудачу.

2. Оптимистические (конструктивные) теории. Эти теории начали формироваться с теории наивного реализма. Эта теория, имевшая большое признание среди ученых в период господства классической европейской науки, и в настоящее время отражает типичную установку исследователей, не склонных к философским рассуждениям.

Теория наивного реализма базируется на следующих утверждениях:

знание есть продукт отражения внешнего мира, подобно тому, как предметы отражаются в зеркале;

познавательный образ в голове человека является более или менее точной копией оригинала, а для обыденного сознания такое разведение копии и оригинала, как правило, не проводится;

источником знания являются чувственные данные, которые затем обобщаются и систематизируются интеллектом человека;

человек познает мир без опосредующего влияния социума, его культуры, практики и языка;

сознание человека напрямую связано с функционированием мозгового субстрата (мысль, как у вульгарных материалистов, рассматривается в качестве выделения мозга, подобно тому, как печень выделяет желчь).

В настоящее время считается, что теория наивного реализма является достоянием истории гносеологии. Почти все ее утверждения опровергнуты результатами экспериментальных исследований в физиологии, психологии и социологии. Однако утверждение о том, что источником знаний является существование объективного мира, продолжает отстаиваться многими направлениями.

В наибольшей мере эту точку зрения отстаивают сторонники теорий научного реализма. По мнению многих ученых, эти теории являются философским отражением и обоснованием стихийной и массовой веры ученых в то, что они познают законы реально существующего мира и их знание вовсе не продукт их субъективного творческого произвола. В составе теорий научного реализма принято выделять две группы теорий: натуралистические и праксеоло- гические теории.

Среди натуралистических теорий наибольшее признание получили теория редукционизма, физикализм, физиологический редукционизм (научный материализм), эмерджентный материализм, нативизм и эволюционная теория познания (эволюционная эпистемология).

В основе редукционизма лежит попытка свести сложные закономерности к более простым, апелляция к данным естественных наук как надежной базе получения истинных суждений и антиме- тафизический пафос, т.е. утверждение о возможности решить фундаментальные проблемы познания, не прибегая к философскому языку и философским методам анализа. Одним из примеров реализации принципов редукционизма в теории и практике менеджмента является общепризнанная концепция процессного управления, а также ее более современные интерпретации в форме инжиниринга, реинжиниринга и биореинжиниринга бизнеспроцессов. Разложение процесса управления на самостоятельные действия: планирование — мотивация — организация — контроль; коммуникации и принятие решений, а также попытка изолированного их исследования являются инструментами этого подхода, приводящего порой руководителей к ошибочным решениям.

Физикализм направлен на решение теоретико-познавательных проблем посредством перевода их на язык фундаментальных физических теорий и физических законов. Оппоненты физикалистов утверждают, что полностью объяснить природу знания и сознания с помощью физических и, даже шире, естественно-научных законов (пусть самых фундаментальных) не удастся никогда, так как знание и сознание имеет сверхфизическое (идеальное) измерение, подчиняющееся своим собственным законам.

Идеи физикализма находят отражение в попытках алгоритмизировать описание явлений хозяйственно-экономической деятельности. Примером могут служить теории количественных методов управления, попытки сформировать теоретические основания фи- зико-экономики, выявить объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения и взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование хозяйственно-экономических процессов.

Физиологический редукционизм (научный материализм) — направление теоретических и экспериментальных исследований, преимущественно концентрирующееся на вопросах соотношения тела и психики, мозга и сознания. Сторонники этого направления считают, что явления психической жизни человека и продукты его познавательной деятельности можно объяснить на основе физиологических процессов и состояний, происходящих в человеческом организме.

Научный материализм основывается на результатах исследований мозга человека, его физико-химических и других структур. Наиболее видными философами-теоретиками этого направления были Д. Армстронг и Г. Фейгль. Физиологический редукционизм служит методологической основой большинства теорий научения. Среда — инстинкт — безусловный рефлекс — нужда являются теми элементами процесса побуждения человека к деятельности, посредством которых осуществляется биологическая мотивация.

В настоящее время большее распространение имеют менее жесткие варианты научного материализма. Одним из них является эмерджентный материализм, соглашающийся с относительной зависимостью психических процессов от мозговых и физиологических. Сознание — это функция особым образом организованной материи в виде мозга, но полностью объяснить психические процессы на языке физиологии невозможно. На Западе наиболее яркими представителями этой теории являются Д. Дэвидсон,

Дж. Фодор, М. Бунге и лауреат Нобелевской премии за открытие межполушарной асимметрии мозга Р. У. Сперри, а в отечественной философской науке — В. С. Тюхтин и Д. И. Дубровский.

Нативизм — теория, ставящая задачу решить проблемы происхождения сознания, опираясь на законы генетической наследственности. Она исходит из утверждений о том, что все компоненты сознания, включая волю, имеют нейрофизиологический базис, подчиненный законам генетической эволюции и естественного отбора; мозг человека от рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки мыслительной деятельности и способности человека являются генетически врожденными. Сторонниками нативизма являются 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Н. Хомский, лауреат Нобелевской премии Е. Уилсон.

Основываясь на этой методологической основе, 3. Фрейд, к примеру, вывел теорию психоанализа и психодинамическую теорию личности, базовыми элементами которых являются:

структура личности: Оно, Я, Сверх-Я, бессознательное, пред- сознательное и сознательное;

динамические аспекты личности основаны на сексуальных и агрессивных инстинктах, тревоги и механизмах защиты;

уникальность роста и развития личности: развитие эрогенных зон, оральная, анальная, фаллическая стадии развития, Эдипов комплекс;

неосознанные бессознательные мотивы в большей степени влияют на поведение человека, чем сознательное мышление; о подсознании человека можно судить по содержанию его снов; человек сам не может полностью объяснить свои поступки, так как они в большей степени бессознательны.

Психодинамическая теория личности и теория психоанализа

3. Фрейда являются одним из теоретических оснований для разработки технологий мотивации при управлении организационным поведением персонала в процессе изменений. В содержательных теориях мотивации они служат исходной базой для выбора механизмов мотивации, направленных на удовлетворение первичных потребностей человека.

Согласно эволюционной теории (эволюционной эпистемологии) — сущность человеческого знания может быть адекватно понята лишь в общем эволюционно-биологическом контексте. Знание выполняет важнейшую функцию биологической адаптации человека к внешней среде. Органы и поведение любого живого существа служат для его взаимодействия с реальным миром. Рост научного знания может быть успешно интерпретирован в терминах эволюционных представлений: адаптации, мутации и естественного отбора научных теорий.

В контексте управления изменениями в организации, согласно этой теории, не следует стремиться изменить внешнюю среду. Необходимо приспосабливаться к ней (адаптироваться в ней) для достижения своих целей.

Жизненный цикл организации имеет биологическую аналогию с жизнью человека и содержит стадии рождения, роста, зрелости и старения. Рождение организации означает создание какой-либо организационной формы. Окружающая среда оказывает влияние на скорость основания организации через систему государственных мер, экономические и технологические факторы, определяющие главные барьеры для получения ресурсов. Родившись, организация начинает развиваться. В этот период наблюдается наибольшая «смертность» организаций. Выживают лишь те, которые сумели адаптироваться к условиям внешней среды.

Адаптивность является важнейшим качеством организаций на всех этапах жизненного цикла. Для обеспечения этого качества следует вовремя проводить адекватные воздействиям внешней среды организационные изменения. Организационные изменения должны быть направлены на обеспечение процесса непрерывного совершенствования управления организацией. То есть организационные изменения выступают обязательным атрибутом жизнедеятельности организации в активной внешней среде.

Эволюционная теория является одним из методологических оснований популяционно-экологической теории и теории поля, разработанной К. Левиным и широко используемой для проектирования технологий мотивации. К примеру, основными утверждениями теории поля являются:

поведение человека является функцией поля;

основными компонентами поля являются сама личность и внешняя среда;

поскольку изменить обстоятельства легче, чем саму личность при формировании нужного поведения человека следует сначала изменить его внешнее окружение, а затем воздействовать на него посредством стимулов.

Иными словами, объективная потребность человека приспосабливаться к окружающей среде может быть успешно использована для мотивации его деятельности.

Ведущими представителями этой философской позиции являются К. Лоренц, К. Поппер, С. Тулмин, Г. Фоллмер.

Эволюционная теория познания служит методологической основой для исследований многих проблем менеджмента. К числу ее сторонников относятся М. Портер, Э. Эдайзес, А. И. Пригожин, М. X. Мес кон и многие другие видные ученые.

К праксеологическим теориям относят теории, которые рассматривают знание как следствие активной предметно-практической деятельности человека в окружающем его мире. Наиболее признанными среди них являются: генетическая эпистемология, прагматическая гносеологическая теория и диалектический материализм.

Генетическая эпистемология — теоретико-познавательное современное направление, образовавшееся на стыке логико-психологических и теоретико-познавательных исследований, основанное видным швейцарским психологом и историком науки Ж. Пиаже. Он открыл инвариантные стадии интеллектуального развития человека, которые возникают последовательно друг за другом, подчиняясь всеобщему закону структурного и функционального усложнения живых систем: стадия сенсорно-моторного интеллекта — стадия конкретных интеллектуальных операций — стадия формальных операций. В основе самоусложнения системы интеллектуальных операций лежит активная предметно-манипулятив- ная деятельность человека. Исторические этапы развития науки и структура научного исследования могут быть представлены в соответствии со стадиями интеллектуального развития индивида. Изменения же, связанные с организационным поведением, определением содержания и характера профессиональной деятельности человека, следует проводить с учетом состояния его интеллектуального развития.

Прагматическая гносеологическая теория (программа) заложена

Ч. А. Пирсом. В ее основе лежит утверждение о том, что знание должно рассматриваться с позиций его практической полезности. В сущности, знание сводится к преодолению проблемных ситуаций, где истина отожествляется с успехом, а заблуждение — с неуспехом в их преодолении. Реальность внешнего мира составляет прагматический фундамент для поступательного развития науки. Отождествление истины с пользой и сугубо утилитарный подход к понятию практики вызывали и вызывают до сих пор серьезную критику прагматизма.

Диалектический материализм — наиболее развитый и систематизированный вариант праксеологической теории. Основным утверждением марксизма в гносеологии является тезис о том, что в фундаменте познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика. Отражение внешнего объективного мира человеком осуществляется не в социальном вакууме, а во взаимодействии с другими людьми и сквозь призму общественно выработанных схем, норм и идеалов познавательной деятельности, которые меняются от эпохи к эпохе. Деятельность человека по преобразованию материального мира и социальных условий является источником и движущей силой развития. Практика — главный критерий истинности знаний. Ведущими теоретиками этой теории были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев.

Сторонниками этой философской позиции являются ученые и практические работники разных отраслей знаний: социологии, психологии, физиологии, кибернетики, истории, техники, физики, математики, химии, менеджмента и др.

Диалектический материализм служит методологической основой многих исследований частнонаучного и методического уровней. Например, он лежит в основе философского уровня для таких теорий, как:

теория психоанализа А. Адлера (поведение личности определяют социальные интересы и стремление лидировать);

теория психоанализа Э. Фромма (поведение личности определяется как прошлыми, так и настоящими социальными условиями и отношениями личности; менеджеру следует принимать во внимание скрытые мотивы поведения личности, зависящие от прошлой социальной жизни);

содержательные теории мотивации А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, К. Альдерфера и др. (формирование поведения личности следует осуществлять с учетом уровня удовлетворенности физиологических, социальных потребностей, потребностей в безопасности, уважении и самоактуализации);

теория смешанной экономики (трансформация капитализма в систему, характерными чертами которой являются: переход руководящей роли от собственников капитала к менеджерам, повышение экономической роли государства; полная занятость и непрерывный рост производства — С. Чейз, А. Хансен, П. Сэмуэльсон и др.).

3. Трансцендентализм. Трансценденталистические теории рассматривают знание как продукт активной конструктивной деятельности человеческого сознания и направлены на выявление всеобщих конструктивных — трансцендентальных — условий любого возможного опыта. Задача исследования познания состоит не в обращении к объекту познания и не к знанию как таковому, а к исследованию инвариантных, т.е. одинаковых для всех людей, структур субъективности, благодаря которым они одинаково продуцируют и понимают знание.

Одним из направлений трансцендентализма является феноменология. Рождение феноменологии связано с именем Э. Гуссерля. Методологическими средствами ее являются:

заключение в скобки метафизических предпосылок о существовании природного мира и вообще какого-либо бытия за пределами сознания;

использование актов эйдетической рациональной интуиции, посредством которых в «очищенном зеркале» сознания усматриваются его конструктивные базовые доопытные смыслы;

выражение усмотренных таким образом сущностей на феноменологическом языке, позволяющем осуществлять интерсубъективную проверку и коррекцию результатов, полученных чужим сознанием.

В контексте частнонаучного уровня познания эта методология раскрывается через утверждение о том, что любые исследования и планируемые изменения следует проводить с учетом закономерностей субъективного восприятия их людьми. Адекватность изменений субъективным оценкам есть ожидаемый результат. К примеру, согласно феноменологической теории личности К. Роджерса, используемой в механизмах мотивации организационного поведения персонала, повышению мотивации способствует конгруэнтность (совпадение) «Я» и опыта личности. Динамические аспекты личности описываются следующей схемой: самоактуализация; конгруэнтность «Я» и опыта; неконгруэнтность и защитное искажение опыта, а также его отрицание. Таким образом, успехи или неудачи в организационных изменениях во многом зависят от адекватности конгруэнтности и самоактуализации работников, участвующих в изменениях.

Феноменология оказала и оказывает существенное влияние на разные научные знания. Под ее влиянием сложилась гештальтпси- хология, исследуются практика йоги и восточная ментальность.

Противоречивость, а порой полная несовместимость представленных теорий ставит перед учеными задачу продолжить поиск ответов на вопросы методологии познания. К числу перспективных направлений этих поисков, по мнению российских философов В. В. Миронова и А. В. Иванова, относятся:

попытка переосмыслить природу человеческого сознания через взгляд на Вселенную не только как на открытую развивающуюся систему, но и как живой и чувствующий организм, тысячами нитей связанный с человеческим телом и духом;

изучение западных и восточных медитативных практик, утверждающих о космически-трансперсональном измерении индивидуального человеческого бытия;

исследование роли подсознательной деятельности человека в получении рационального знания.

В условиях этого философского многоголосья сегодня, по признанию большинства ученых мира, наиболее приемлемой методологией научных исследований философского уровня следует считать диалектику.

Диалектика основана на понимании многообразия мира, на желании выявить закономерности этого многообразия, установить связь разных сторон и явлений. Основной категорией диалектики является движение, которое рассматривается как противоречивый процесс, сочетающий моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненное™, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.

Всякое изменение есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений мира через обмен материей, энергией и информацией. Именно это позволяет исследовать многообразные виды движения через энергетические или информационные проявления. Для любого объекта существовать — означает взаимодействовать с другими объектами. Движение — всеобщая форма существования мира, выражающая его активность, всеобщую связанность и процессуальный характер. Развитие в диалектике представлено упорядоченным и закономерным, необратимым и направленным изменением объекта, связанным с возникновением новых тенденций существования системы.

Среди ученых утвердилось мнение, что разделение диалектики на идеалистическую и материалистическую является весьма условным. И тот, и другой вариант позволяет эффективно объяснить реальное и идеальное бытие. Философский анализ проблем с позиции диалектики оказался наиболее эффективной формой философской рефлексии. Ученые считают, что если отмежеваться в первом случае от абсолютной идеи как первоначала, а во втором — от настойчивых повторов материалистических заклинаний, то выстраивается достаточно стройная система диалектических законов и категорий для анализа и решения вполне конкретных познавательных, социальных и других проблем.

Исходя из классического гегелевского наследия, принято выделять следующие законы диалектики:

закон о всеобщей связи и развитии;

закон отрицания отрицания (закон спиралевидного характера развития);

закон перехода количественных изменений в качественные;

закон единства и борьбы противоположностей (закон взаимодействия противоположностей).

Законы диалектики не существуют оторванно друг от друга. Они представляют собой матрицу любых процессов развития. Эти законы отождествляют с Вселенскими Правилами Игры, по которым живут Космос, земная цивилизация, ее отдельные нации, культуры и т.д. Они описывают:

  • а) источники и движущие силы изменений;
  • б) механизмы изменений;
  • в) общую архитектонику изменений и развития.

В контексте единства указанных законов любой предмет или явление представляет собой некоторое качество, где есть единство противоположных конструктивных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает противоречие. Развитие осуществляется через отрицание данного качества посредством разрешения противоречия, но с сохранением ряда свойств в образовавшемся новом качестве.

Общепризнано, что получить научное знание в области менеджмента можно, опираясь в большинстве своем на законы диалектики. Изменения, в основе которых лежат движение и развитие, могут быть наиболее достоверно исследованы и спроектированы именно с их помощью. Они представляют всеобщие методы познания.

1.2. Общенаучный уровень методологии исследования и проектирования изменений

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы