Методика описания архитектуры государственного органа
Известно несколько методик, которые специально разрабатывались для использования на макроуровне, прежде всего в контексте реализации инициатив в области электронного правительства. Все они вобрали в себя основные принципы и подходы, которые рассматривались в контексте описания архитектуры организации, но с учетом специфики реализации общегосударственных инициатив и достижения некоторой централизованной координации внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственных органах.
В качестве ориентира разработки такой методики во многих европейских странах, в том числе и в России выступает методика федеральной архитектуры США {Federal Enterprise Architecture Framework — FEAF) [16, c. 452]. В понимании создателей последней федеральная архитектура — это стратегический информационный актив, который определят функции (бизнес) государственных организаций, информацию и технологии, необходимые для их реализации, а также процессы преобразований, сопровождающие внедрение новых информационных технологий в ответ на меняющиеся потребности общества.
Важной особенностью проекта федеральной архитектуры США является функциональный подход. Он проявляется в том, что все архитектурные построения описываются с позиций бизнес-процессов и функций, а не структуры федерального правительства и госорганов. При этом не предполагается переопределение и/или детализация функций отдельных органов и служб. Контекстные функциональные модели служат, по сути дела, определенными руководствами, которые обеспечивают архитектурные принципы при реализации межведомственных проектов, а также предоставляют всем государственным организациям единую методологию при разработке собственных архитектур.
На рис. 3.10 приведен структурный состав методики федеральной архитектуры США. Как видно, она включает семь основных компонентов. Кратко остановимся на содержании каждого из них.
Двигатели архитектуры {Architecture drivers) отражают два главных источника или стимула изменения архитектуры: бизнес-стимулы и технологические стимулы. В качестве бизнес-стимулов могут выступать новые инициативы высших органов власти (президента, правительства, законодательного собрания), новое законодательство, бюджетные вливания для ускорения развития отдельных отраслей либо складывающийся вектор рыночных отношений. К числу технологических стимулов можно причислить новое (улучшенное) программное обеспечение, новые аппаратные средства, а также их всевозможные комбинации. Наиболее наглядным примером технологического стимула является Интернет.
Текущая архитектура {Current architecture) определяет архитектуру «как есть» и состоит из семи частей: архитектуры интерфейса, архитектуры государственных функций, архитектуры информации, архитектуры прикладных систем, архитектуры общих сервисов, архитектуры интеграции и технологической инфраструктуры.

Рис. ЗЛО. Структура методики федеральной архитектуры
В общей сложности отмеченные семь частей можно сегментировать в два больших блока: текущая бизнес-архитектура и текущая архитектура информационных технологий. Текущая бизнес-архитектура фиксирует текущие потребности с точки зрения деятельности государственной организации и отражает, как эти потребности осуществляются информационными системами (в разрезе функций, процессов и ресурсов). Текущая архитектура информационных технологий или совокупная архитектура данных, приложений и технологической инфраструктуры отражает текущее состояние возможностей информационных технологий по обеспечению деятельности организаций и служит объектом для дальнейших изменений.
Целевая архитектура (Target architecture) определяет архитектуру «как должно быть» и также состоит их двух частей, объединенных в два блока: будущей бизнес-архитектуры и будущей архитектуры информационных технологий. Она дает представление о будущих возможностях и технологиях, которые станут результатом очередных изменений.
Переходные процессы (Transitional processes) поддерживают процесс перехода от текущей архитектуры к целевой архитектуре. Для правительственной организации переходные процессы предполагают планирование инвестиций в ИТ, планирование изменений, управление изменениями (конфигурациями) и контроль за расходованием инвестируемых средств. Подразумевается, что все перечисленные здесь процедуры автоматически тиражируются на число проектов, реализация которых должна обеспечить желаемый переход, что, в свою очередь, предполагает надлежащую их координацию и по ресурсам, и по результатам.
Архитектурные сегменты (.Architectural segments) отражают разбиение общей архитектуры на существенные области деятельности, характерные для данной правительственной организации. Как следует из рис. 3.10, в деятельности нашей гипотетической правительственной организации выделены три важных сегмента: общие административные системы, целевые федеральные программы и электронная торговля. Для другой организации эти сегменты могут быть другими.
При сегментировании архитектуры организации необходимо помнить, что каждый архитектурный сегмент должен быть достаточно важным с точки зрения самостоятельного рассмотрения, например по критерию возвратности инвестиций, и должен рассматриваться в рамках общего контекста электронного правительства. За каждым сегментом должны стоять по крайней мере две архитектурные модели (текущая и будущая), которые помещаются в репозиторий электронного правительства. В совокупности архитектурные модели задают функциональную (бизнес) архитектуру и архитектуру информационных технологий.
Стандарты (Standards) включают все стандарты, руководящие принципы и передовой опыт. В США для каждого домена архитектуры электронного правительства ведется разработка и постоянное уточнение так называемых эталонных моделей (reference models). В число последних включают: модель эффективности, модель описания бизнеса правительственной организации, модель сервисных компонентов (описание компонентов прикладных информационных систем, обеспечивающих реализацию государственных функций), модель описания данных и технологическую модель. Отмеченные эталонные модели являются, по сути дела, определенными руководствами, обеспечивающими общие архитектурные принципы при реализации межведомственных проектов и единую методологию при разработке собственных архитектур министерств, ведомств, агентств и служб. Со временем эволюционные модели могут трансформироваться в полноценные стандарты.
Стратегическое направление (Strategic direction) представляет собой руководство для разработки целевой архитектуры. Оно включает в себя видение будущего правительственной организации, сжатое описание стратегических целей развития ее архитектуры на ближайшую перспективу (обычно 5 лет), а также принципы и критерии управления этим развитием.
В заключение заметим, что помимо самой методики архитектуры электронного правительства параллельно разрабатываются подробные методики по ее практическому применению. Можно полагать, что в недалекой перспективе все работы по созданию архитектур государственных, общественных и предпринимательских организаций превратятся в рутинные инженерные процедуры с небольшим налетом творчества. В настоящее время они носят больше творческий, чем инженерный характер.