Этапы становления и развития социальной работы в России
Как уже упоминалось, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной, причем последняя значительно преобладает на ранних этапах развития любого общества, в том числе и российского. Из этого можно сделать общий вывод, что началом социальной работы в России следует считать не конец 1990 г., а начало нынешнего тысячелетия.
По мнению ряда специалистов[1], история формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н.э. в Вавилоне, где были созданы коды справедливости, т. е. гражданские акты, призывающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В России историю становления социальной работы связывают с периодом крещения Руси, деятельностью князей, монастырей, церкви, нормативными документами, в которых в той или иной мере определялись принципы оказания помощи, поддержки определенным группам населения. И такой подход оправдан. В то же время надо учитывать, что появление некоторых элементов социальной работы как постепенно складывающегося социального института общества относится к моменту формирования первых человеческих сообществ.
С учетом периодов разных общественно-экономических эпох можно выделить 5 этапов становления и развития социальной работы в стране (на той территории, на которой функционирует российское общество).
Первый этап — функционирование «начальных», просоци- альных элементов социальной защиты людей, условно — до конца X в., периода формирования раннефеодальных отношений.
Второй этап — развитие благотворительности после крещения Руси. Во времена князей Владимира и Ярополка духовенство занималось общественным призрением. Кроме того, князья, знать определяли десятины на содержание монастырей, церквей, богаделен; строили церкви, школы и училища; устраивали пиршества на княжеском дворе, в том числе для бедных людей; раздавали на улицах и дворах нищим и убогим хлеб, мясо, рыбу и овощи. Наблюдалось как бы переплетение государственной и частной благотворительности.
В этот период на Руси формируется правовая основа социальной помощи подрастающему поколению и женщинам. Так, в первом письменном русском своде законов «Русская Правда» решались вопросы о разделе наследства между детьми (в пользу младшего сына) и вдовствующей матерью (ее не могли прогнать со двора или отнять то, что было передано ей супругом). Важно, что 8 из 37 статей «Русской Правды» были посвящены вопросам детской защищенности.
Третий этап (XVII—XVIII вв.) — возникновение и развитие системы общественного призрения — как на личностном, так и на коллективном, групповом, учрежденческом уровне. Особенно преуспели в этом церкви и монастыри, вокруг них складывались целые слободки, население которых жило за счет милостыни. Причем нищие далеко не все были калеками или немощными: выгоднее было просить милостыню, чем трудиться.
Попытка борьбы с попрошайничеством (и просящих, и подающих милостыню наказывали штрафом и кнутом) при Петре I не увенчалась успехом. Но при нем началось создание системы общественного призрения — расширенное строительство больниц, богаделен, сиротских и смирительных домов для призрения незаконнорожденных младенцев и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных».
В начале 20-х гг. XVHI в. были изданы указы о призрении младших офицеров, что можно рассматривать как предтечу российского пенсионного законодательства.
При Екатерине II система общественного призрения в основном сложилась. На открытые ею особые приказы общественного призрения возлагались обязанности по устройству и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо и психически больных, работных и смирительных домов. Система охватывала практически все слои населения, нуждающиеся в социальной защите. Однако эта система была далеко не совершенной.
На социальную защиту всех слоев населения не хватало государственных средств. Возникла идея добровольно-обязательного попечения нуждающихся под присмотром государства, которая воплощалась в жизнь благодаря участию в деле призрения членов императорской семьи. Немалую роль в решении проблем призрения сыграли земства.
Четвертый этап — послереволюционный и советский периоды. В 1918 г. В.И. Ленин поставил перед центральными и местными органами власти задачу: создать государственную систему социального обеспечения обездоленных — инвалидов, стариков, сирот, вдов. Преследовалась цель улучшить снабжение населения продовольственными и промышленными товарами, наладить социальное обеспечение и социальное страхование, организовать жилищное строительство, здравоохранение и курортное обслуживание.
В 1920-х гг. рамки социального обеспечения расширились. В 1936 г. оно приобрело государственный характер и было нацелено на материальное обеспечение и обслуживание всех граждан СССР в старости, в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также обслуживание многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсионному обеспечению по старости и пособиям. Были организованы первые санатории, профилактории и дома отдыха для трудящихся. Большое значение придавалось охране труда.
Конечно, уровень социального обеспечения не был высоким, что обусловливалось внутренними и внешними факторами, но основные социальные права впервые стали реализовываться.
Объективные исследования свидетельствуют о том, что степень социальной защищенности человека в советский период была неизмеримо выше, чем в досоветский и постсоветский периоды, а также по сравнению со многими другими странами. Не случайно поэтому многие беспристрастные исследователи характеризуют советское государство как подлинное социальное государство. Под этим понимают демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, на создание современных систем образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малообеспеченных слоев населения, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов и т. д.
Пятый этап — современный, постсоветский, постсоциалистический период развития страны. Ясно, что формирование социальной работы происходит в разных странах в разные периоды их развития, что обусловлено различием в становлении прежде всего государственных форм жизнедеятельности тех или иных народов.
С учетом мирового (в том числе российского) опыта социальная помощь нуждающимся может быть сведена к нескольким формам филантропии'.
Благотворительность в узком смысле означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, в более широком смысле — безвозмездную деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общности, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Филантропия в разных странах проявляется прежде всего в формах милостыни и общественного призрения. [2]
Милостыня — одна из древнейших форм проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Специфика этой формы благотворительности — ее сугубо индивидуальный характер, что зависит от личностных свойств подающего милостыню. Как первичная форма благотворительности милостыня носит неорганизованный характер и наряду с позитивными характеризуется некоторыми негативными моментами (в частности, постоянные и щедрые подаяния способствуют развитию профессионального нищенства).
В отличие от подаяния (милостыни) призрение осуществляет государство, церковь, общество (общественное призрение), а также частные лица (просто призрение). Оно означает внимание, участие, сочувствие, милосердие и выражается прежде всего в предоставлении приюта и пропитания. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В России и других странах призрение, осуществляемое церковью (конфессиями), со временем становится и функцией государства, его различных структурных образований.
В отличие от милостыни призрение распространяется прежде всего на тех, кто действительно в нем нуждается, и носит организованный характер, поскольку его субъектами являются государство и другие социальные (политические и неполитические) институты общества.
В XX в. призрение в большинстве стран трансформировалось в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительной помощи и поддержки населения. Функционирование этой системы свидетельствовало о повышении уровня заботы о людях, т. е. о наличии социальной работы как феномена современной общественной жизни.
К сожалению, в России в настоящее время благотворительная деятельность не получила такого широкого распространения, как в развитых странах Запада. В США, например, эту деятельность (составляющую «третий сектор экономики») осуществляют более миллиона организаций. Довольно широко развит негосударственный сектор социальной работы и в Западной Европе.
При изучении истории социальной работы последняя рассматривается преимущественно как вид практической деятельности. Естественно, что в течение тысячелетия отдельные составляющие социальной работы являлись элементами как науки, так и учебной дисциплины. Это можно считать обоснованным по двум причинам. Во-первых, ни одна научная (да и учебная) дисциплина не рождается внезапно, на пустом месте. Определенные предпосылки способствуют тому, что усилиями «отцов-основателей» научные начала в той или иной области систематизируются, превращаются в нечто цельное, т. е. в отдельную, относительно самостоятельную науку. Во-вторых, на определенных этапах практика социальной защиты различных групп населения, оказываемой в весьма различных формах, обобщалась, систематизировалась, получала научное обоснование в таких научных дисциплинах, как медицина, психология, педагогика и др.