Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Духовно-нравственные основы и потенциал российского казачества: вера, культура, патриотическое служение

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА. ДУХОВНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ, ВОИНСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МИССИЯ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОИНСТВА: СВЯТЫЕ ФЕОДОР САНАКСАРСКИЙ И АДМИРАЛ ФЕОДОР УШАКОВ

Казаки глубоко почитают и называют своими небесными покровителями русских святых, принесших воинскую славу Отечеству. Среди них — преподобный Феодор Санаксарский, русский офицер, дворянин, принявший монашеский постриг, и его племянник, выдающийся русский воин, флотоводец, адмирал Феодор Ушаков, прославленный в лике святых.

Век Просвещения в отечественной истории и культуре был ознаменован существенными переменами в социальном составе русского подвижничества: многие из первых созидателей и организаторов пустынножительства являлись представителями дворянского сословия. Это были люди творческие, образованные, просвещенные. Путь в монашество стал личным духовным подвигом для тех, кто оставлял карьеру, дом, высокое положение в обществе и подготавливал себя в отшельнической келье трудами строгого поста, молитвы, чтения трудов святых Отцов. Их любовь к культуре, книжному просвещению — одна из характерных особенностей иноческого служения дворянства этого времени[1]. Одним из таких выдающихся представителей стал воссоздатель знаменитого Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря, прославленный в лике святых Феодор Санаксарский. Преподобный Феодор Санаксарский (Иоанн Игнатьевич Ушаков,1718—1791), знаменитый иноческими подвигами и духовным наставничеством братии возрожденного им Санаксарского монастыря, представляет собой одного из наиболее значительных и характерных деятелей нового направления в православной культуре[2]. Его путь к вершинам святости необычаен и поучителен. Родился будущий преподобный Феодор в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых. Когда Иоанну (имя при крещении) было шесть лет, у него умерла мать. Новая супруга отца Прасковья воспитала отрока в вере и благочестии.

После достижения совершеннолетия юношу определили на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие он вскоре был произведен в сержанты. Живя в столице в полном достатке, среди веселых и беззаботных товарищей, молодой Иоанн Ушаков мог со временем утратить свои благочестивые наклонности, ибо, по слову Апостола, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Но в жизни юноши произошло событие, которое в корне изменило его судьбу. Во время обычного шумного собрания гвардейцев — товарищей Иоанна, в самый разгар веселья, один из юношей, бывший до этого совершенно здоровым и радостным, внезапно скончался. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн, словно очнувшись от обаяния мирских соблазнов, внезапно осознал всю непрочность того, что люди в светском обществе называют счастьем. Он принял решение оставить все земные блага и, переодевшись в нищенскую одежду, ушел на берега Двины в поморские леса[3]. Три года, с 1747 по 1750 гг., провел подвижник в пустыннической келье в строгом посте и молитве. Некоторое время Иоанн Ушаков подвизался в Площанской пустыни Орловской губернии, после чего перешел жить в пустынную келью брянского леса. После непродолжительного времени подвижничества, как бывший гвардеец, он был задержан сыскной командой и отправлен в Санкт-Петербург для отчета перед императрицей Елизаветой Петровной. которая, видя искреннее стремление молодого подвижника посвятить себя Богу, повелела ему остаться в стенах Александро-Невской Лавры до принятия монашеского пострига (1748).

Столь незаурядный факт высочайшей императорской милости во многом объясним религиозностью самой государыни, которая была известна своим благочестием. Следует указать на то, что воцарение и правление Елизаветы Петровны (1741 — 1761) было с величайшей радостью воспринято русским обществом, которое возлагало большие надежды на «дшерь Петрову» — весьма религиозную, преданную Церкви и всем ее обрядам, как любая барышня московской Руси[4]. Императрица интересовалась внутренним бытом монастырей, вникала в назначение настоятелей, особенно для хорошо известных ей обителей; любила ходить на богомолье в Троиие-Сериеву обитель: оказывала монастырям поддержку в виде щедрых милостей, удерживая за ними их земли и угодья, а также возвращая земли, отнятые у них в царствование Анны Иоанновны. Часто посещала царица Александровскую слободу, в которой жила монахиней одна из ее тетушек, поэтому иноческое служение было ей знакомо и пользовалось поддержкой государыни.

Именно при императрице Елизавете Петровне знаменитый Троице- Сергиев монастырь, который государыня очень почитала, получил наименование и права Лавры (22 июня 1744); строгости в отношении увеличения численности монахов и монахинь были прекращены. По докладам Святейшего Синода в 1742 и 1745 гг. императрица закрыла Коллегию экономии и предоставила церковные имения снова в управление духовных властей. Присутствуя в 1757 году на конференции Синода и Сената, императрица упомянула о том, что «монастыри, не имея власти употреблять свои доходы инако, как только на положенные штатом расходы, суетное себе делают затруднение управлением вотчин», но дальнейшие распоряжения об этих вотчинах сделать не успела из-за своей кончины[5]. Такое расположение и покровительственное отношение императрицы Елизаветы к духовной устремленности офицера Феодора Ушакова разделял и наследник престола, будущий император Петр Феодорович, любивший при случае повторять, что «в Азександро-Невском монастыре только один монах — Ушаков», уважая его за подлинное благочестие и добродетели[6].В стенах Лавры молодой инок обрел известность как мудрый наставник, к нему стали приходить за духовными советами, появились ученики. Прежде чем принимать людей, прп. Феодор долго молился, прося у Бога просветить его разумением Священного Писания, читал творения Иоанна Златоуста. Поскольку Александро- Невский монастырь в то время был открыт в основном лишь для благородного сословия, Преподобный учил пришедших к нему дворян жить в братской любви, не иметь зависти, раздоров, мести. Наставлял оберегаться духовных страстей, разрушающих душу, терпеть имеющиеся скорби ради Бога с радостью и благодарением; пищу и питие употреблять умеренно, не роскошествовать; учил как быть не строптивыми и развращенными, но жить по святым правилам[7] [8]. Позднее преподобный Феодор пребывал в Саровской пустыни, после чего принял по своей просьбе и благословению Саровского старца о. Ефрема обедневший Санаксарский монастырь. находящийся в трех верстах от уездного города Темникова, на левом берегу Мокши.

Преподобный Феодор с иноками — своими учениками — буквально возродили и восстановили обитель; благодаря стараниями Старца были возвращены некогда принадлежавшие ей лесные угодья, сенные покосы и рыбные ловли. Обладая многогранным творческим потенциалом, административным и хозяйственным талантом, прп. Феодор Ушаков стал настоятелем Санаксарской обители (1762) и духовным наставником многочисленной братии. Монастырская летопись повествует о том, что он, «наблюдая сей высоко священный сан священства, правлением пустыни и всея в ней находящиеся братии достойно соответствовал должности начальника: наставлял истинной вере и благочестию всех приходящих к нему желающих препровождать жизнь богоугодную»12. Большое внимание преподобного уделялось книжному просвещению монахов и чтению святоотеческих трудов. В монастыре постоянно комплектовалась библиотека. В ней были труды Иоанна Златоуста (любимое чтение о. Феодора), Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, прп. Макария Египетского, Кирилла Иерусалимского, прп. Ефрема Сирина, Игнатия Богоносца, блаженного Феофилакта Болгарского, прпп. Иоанна Лест- вичника, Иоанна Дамаскина, блаженного Августина, Дионисия, Арео- пагита, свт. Димитрия Ростовского, свт. Тихона Задонского, митрополитов Стефана Яворского, Платона Левшина и другие. На литургии во время причастия всегда бывало чтение поучений: из сборников поучений Синодских, или преподобных отцов — Феодора Студита, Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, свт. Тихона Задонского. Постоянно за трапезой читались Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского[9]. Именно здесь, в Санаксаре, под руководством великого Старца, положили начало своим подвигом три его духовных ученика: архимандрит Игнатий Симоновский, схиархимандрит Макарий Пешношский и архимандрит Феофан Новоезерский, благодаря которым (а также в последующем и через их учеников) возродилось множество знаменитых обителей, в том числе Оптина Пустынь.

Необходимо сказать о том, что преподобный Феодор Санаксарский был глубоким почитателем и единомышленником святителя Тихона. которого он навещал в Задонском монастыре: так родственны между- собой все святые души. Преподобный Феодор Санаксарский оставил богатое духовное наследие в виде наставлений, поучений, духовных советов, адресованных не только монашествующим, но и светским людям. Святой старец вообще считал, что христианин, живущий в миру, ничем не отличается от монаха, «кроме жены и ядения мяса и разных забот»[10] [11]. «Миром», по мысли преподобного, называется сладострастная, постоянная человеческая любовь (пристрастия) или к богатству, или к человеческой славе, или к роскоши, или ко всякому «прохладному, покойному и плотоугодному житию». Чтобы победить «мир», по мнению Старца, необходимо иметь постоянную память о Боге и непрестанную молитву (особенно умную Иисусову), которая состоит в том, «чтобы всякий человек, а наипаче монах, всегда возводил ум свой к Богу, прося его Божественной помощи на побеждение супостата нашего диавола и душевредных страстей его; добродетелей же исполнение»15. В Санаксарском монастыре прп. Феодор завершил многотрудный, но славный путь своей жизни. В этой же обители, у стен соборного храма, погребен и племянник преподобного Феодора Санаксарского, выдающийся адмирал, верный сын Отечества и Святой Церкви, Герой России Феодор Феодо- рович Ушаков (1745—1817), прославленный в декабре 2000 года в лике Святых.

Будущий адмирал, Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в небольшом селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в семье небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его — глубоко верующих православных христиан — звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична. Семья была большой, благочестивой и в своем укладе соблюдающей православные традиции. Все члены семьи Ушаковых состояли в приходе храма Бо- гоявления-на Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги. В этом храме Феодора крестили и здесь же, при мужском Островском Богоявленском монастыре, находилась школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Родители старались привить своим детям строгую нравственность и доброе религиозное чувство. Детские впечатления от благоговейных праздничных богослужений, от бесед с родным дядей-монахом — вышеупомянутым преподобным Феодором Санаксарским глубоко запечатлелись в сердце будущего великого флотоводца.

Святой праведный воин Феодор Ушаков

Время, когда Федор мечтал о морском училище, было весьма непростым периодом в истории российского флота. Среди дворянских детей более престижной считалась служба в сухопутных войсках. Но, следуя своему призванию, восемнадцатилетний юноша Ф. Ушаков в полной мере реализовал свой талант на военно-морском поприще. Будущий адмирал высоко ценил нравственные устои, сформированные в семье, кроме того, он отличался прекрасной учебой, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории. Через пять лет одним из лучших учащихся он завершил обучение в Морском корпусе, получил чин мичмана и был приведен к присяге, текст которой считаем важным привести:

«Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Государыне императрице Екатерине Алексеевне Самодержице и Ея Императорского Величества любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!».

Вся последующая жизнь Феодора Феодоровича стала подтверждением того, что он ни в чем не изменил данной им присяге. Он обладал внутренней свободой, которая позволяла ему пренебрегать многими условностями ради достижения главной цели. Он не раз доказывал это потом на примере своих морских побед. Великий патриот понимал, что победы православному воинству дарует Господь, и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». Воплощая свои планы в жизнь, Ушаков одерживал блестящие победы и ни разу не был побежденным. Это понимали и чувствовали русские моряки, говоря: «Где Ушаков — там победа!»

Так, к примеру, в 1791 году русско-турецкая война завершилась блистательной победой контр-адмирала Ушакова у мыса Калиакрия. Ни одно сражение не начиналось без молитвы. «Молитесь Богу, — писал Ушакову граф Григорий Потемкин. — Господь нам поможет, положитесь на Него; ободрите команду... Милость Божия с вами!»

Еще в начале войны Ушаков принял начальство над портом и городом Севастополем. приступил к починке кораблей, постройке новых судов, строительству пристаней. Бывали случаи, когда необходимые для нужд флота финансовые средства из казны поступали несвоевременно — тогда Ушаков выдавал из собственных денег значительные суммы в контору Севастопольского порта, чтобы не останавливать процесс работы. При этом «он чрезвычайно дорожил казенным интересом, утверждая, что в собственных деньгах должно быть щедрым, а в казенных скупым, — и правило сие доказывал на деле» (Житие Святого праведного Феодора Ушакова. — Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, 2001. — С. 15). Скромный и уступчивый в обычных условиях, как и подобает православному человеку, Адмирал Ушаков будто перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей в лицо. Первая же битва, в которой участвовал Ушаков, была выиграна благодаря его мудрому руководству несмотря на то, что противник превосходил русских и по числу кораблей, и по огневой мощи. Благодаря таким победам российский флот стал серьезно беспокоить турок. Чтобы не утратить контроль над Черным морем, турецкое правительство решилось на уничтожение флота Ушак-паши (так турки называли Ушакова). Силы были не равными. Турки намного превосходили русских, но неожиданная тактика адмирала, отчаянная смелость его подчиненных настолько ошеломила врагов, что они были не способны оказать серьезное сопротивление. Лишь нескольким быстроходным судам удалось уйти от преследования и доплыть до Босфора. Остатки турецкой эскадры имели ужасающий вид: палубы были завалены трупами и умирающими от ран. «О, великий! Твоего флота больше нет», — доложили турецкому султану. Тот был настолько ошеломлен увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что поспешил заключить мир с Россией на ее условиях. Наиболее же памятным стало сражение и штурм укреплений на острове Корфу, вошедшие во все учебники по военно-морской тактике. По воспоминаниям современника, «взятый в плен французский генерал Пиврон был объят таким ужасом, что за обедом у адмирала Ушакова не мог удержать ложки от дрожания рук...» Услышав рассказ о штурме Корфу, друг Ушакова Александр Васильевич Суворов воскликнул: «Я теперь говорю сам себе: зачем я не был при Корфу хоть мичманом!». Особенностью высокого достоинства и скромности Феодора Ушакова было то, что в донесениях о ходе боевых действий, он никогда не упоминал своих заслуг, отдавая должное мужеству и стремлению к победе своих подчиненных.

Так, в одном из рапортов он писал: «Я сам удивляюсь проворству и мужеству моих людей! Все находящиеся в команде вверенного мне корабля исполняли определенные им должности с таким отменным старанием и храбростью, что почитаю за долг выразить им всякую за то достойную похвалу». Конечно, такая неустрашимость и спокойствие духа, проявленные участниками боя, говорят о примере их командира. В сохранившихся мемуарах французских военачальников много написано о милосердии и великодушии российских солдат и их благородстве по отношению к противнику, чему всегда учил их адмирал Ушаков: «Русские доказали, что истинная храбрость всегда сопряжена с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны». После убийства императора Павла Федор Ушаков был переведен в Петербург. Его бытовое поведение часто входило в противоречие с нормами светской жизни. Ушаков всегда был человеком церковным и вел в миру почти монашескую жизнь, хотя общественные нравы той поры — надо это признать — были весьма далеки от христианских идеалов. Интересы светского общества оставляли прославленного адмирала равнодушным, а его строгая жизнь многими воспринималась как странное чудачество.

Ушаков не долго прожил в Петербурге. Служба в столице не удовлетворяла великого флотоводца. Он подал в отставку и поселился в деревне недалеко от Санаксарского монастыря, настоятелем которого в течение долгого времени был его родной дядя, и чье влияние на прославленного полководца отмечают все биографы Ушакова.

О последних годах жизни легендарного адмирала известно намного меньше, чем о его походах. Настоятель Санаксарского монастыря вспоминал: «Ушаков частенько живал в монастыре, в келье, по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопус- тительно и слушал благоговейно». Для адмирала переход с капитанского мостика в келью Санаксарского монастыря был вполне естественным, да и сами военные походы Федора Федоровича напоминают паломничества по святым местам. Так, изгнав французов из Бари, российские моряки первым делом отслужили молебен у мощей Николая Чудотвориа. На покоренном острове Корфу был проведен грандиозный крестный ход, во время которого прославленный адмирал вместе со своими офицерами нес раку с мощами святого Спиридона Тримифунтского. Скончался Федор Федорович 2 октября 1817 года как настоящий христианин, исповедавшись и причастившись Святых Тайн. Хоронили его всем миром. Когда гроб с телом усопшего адмирала после отпевания был вынесен на руках из собора, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его более пяти верст — до самой Санаксарской обители. Федор Федорович был погребен у стены соборного храма, рядом со своим дядей, преподобным Феодором Санаксарским.

После праведной кончины адмирала Феодора Феодоровича Ушакова прошло немало лет, но его подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, ученики и продолжатели его идей и идеалов, благодаря которым слава русского флота была преумножена. Имя великого флотоводца получил знаменитый русский броненосец береговой обороны «Федор Ушаков». Во время Цусимского сражения он героически сражался, но был атакован превосходящей японской эскадрой, получил тяжелые повреждения и был затоплен экипажем. Из команды погибли 7 офицеров, три кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов воинская слава Ф.Ф. Ушакова была особо почитаема, а его имя, наряду с именами святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, а также великого русского полководца А.В. Суворова, вдохновляло к подвигу защитников Отечества. Были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которые стали высшими наградами для воинов-моряков.

Уже в советское время был построен крейсер «Федор Ушаков». В 1991 году Санаксарский монастырь, где находится могила адмирала Ушакова, был возвращен Русской Православной Церкви. Почитание святого праведника возрастало год от года. На его могиле служились панихиды; многочисленные паломники — духовенство, монашествующие, благочестивые миряне, среди которых можно часто встретить воинов-моряков, — приходили поклониться Ф.Ф. Ушакову, светлый облик которого оказался близок и воинству, и народу, пробуждая к столь же ревностному гражданскому и военному служению, «чтобы увидеть новую славу любезного Отечества».

В декабре 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота в лике праведных местночтимых святых Санаксарской епархии. А в 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику обшеиерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября). В Летописи монастыря сказано, что «когда гроб с телом усопшего адмирала, при большом стечении народа, был вынесен на руках из города (Темникова), его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители. Там встретила благоверного воина Феодора монастырская братия. Феодор Феодорович был погребен у стены соборного храма рядом с родным ему преподобным Старцем, чтобы быть им вместе навеки»16. Такова славная духовная и высококультурная преемственность лучших родов России. Таким образом,

76 Святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал флота Российского, непобедимый. Житие и служба. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь, 2001. С. 34.

в лице святого праведника адмирала Феодора Ушакова Российский флот, боголюбивое Российское воинство обрели небесного покровителя и ходатая перед Престолом Божиим о нашем Отечестве. Святые мощи праведного воина Феодора Ушакова находятся в соборном храме Рождества Богородицы.

Санаксарский монастырь, воссозданный и расцветший благодаря трудам прп. Феодора с братией обители — одно из подлинных сокровищ церковного искусства и духовного наследия отечественной культуры, а также образец того значительного вклада, который был внесен представителями светского общества, высоко чтущими православные традиции истории и государственности России. Об этом красноречиво свидетельствует запись в Летописи обители, относящаяся к 1802 году: «Монастырь сей, как внутренностию украшений церковных, пребогатейшею ризницею своею, вышитою золотом по разным бархатам в крайне редком вкусе, также и многим количеством риз, дорогих парчей и драгоценными Евангелиями и сосудами, не уступает самым лучшим монастырям Российским; все же сие, так же как и монастырь весь, выстроено суммою, подаваемою вне и внутрь монастыря от разных благотворителей, старанием бывших, особливо же нынешнего настоятеля вообще с братиею. К привлечению сердец благодетелей, к снабдению обители таковыми драгоценностями послужило средством строгая в том монастыре монашествующая жизнь, редкий порядок общежития, милостивое к бедным призрение, нелестная к посетителям искренность, добродушное принятие и угощение всех без изъятия монастырским коштом. Ныне в монастыре братии около ста человек, и все они большею частью отставные военнослужащие из дворян. Словом сказать, расположение всех монастырских зданий, с сопряженными приятностями местоположения, приводит всякого в удивление. Симметриальное соответствие оных, новый во всем вкус, чистота и удивительная вообще связь составляют собою крайнюю чрезвычайность, а рассыпанная повсюду правильность, точность и ум в архитектуре и искусстве доставляют зрителю приятное восхищение»[12].

  • [1] Кириченко О.В. Дворянское благочестие XV111 века. М, 2006. С. 339.
  • [2] Кучумов В.А. Русское старчество // Монашество и монастыри в России. XI—XX века: Исторические очерки. Указ. соч. С. 227.
  • [3] Житие и поучения преподобного отца нашего Феодора Санаксарского. Издание Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря, 2000. С. 5—7.
  • [4] Поселянин Е.Н. Указ. соч. С. 76.
  • [5] Знаменский П.В. Указ. соч. С. 444.
  • [6] Санаксарский монастырь. Второе издание, исправл. и дополн. Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, Саранск: Типография «КрасныйОктябрь», 2000. С. 41—42.
  • [7] Там же. С. 44.
  • [8] Жизнеописание Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля Санак-сарского монастыря. Темников, 1992. С. 8.
  • [9] Кириченко О.В. Дворянское благочестие. М.: Паломник, 2002. С. 368.
  • [10] Преподобный Феодор Санаксаркский. Наставления духовным чадам. Указ,соч. С. 79.
  • [11] Санаксарский монастырь. Указ. соч. С. 78.
  • [12] Санаксарский монастырь. Указ. соч. С. 15.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы