ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СПЕЦИФИКИ ФИЛОСОФИИ ЕЕ ДВОЙСТВЕННЫМ ХАРАКТЕРОМ

Проследив пути становления и развития европейской метафизики (особенно онтологических исканий), мы показали, что главной целью философии всегда являлось целостное осмысление мира и человека, где спекулятивная и натурфилософская направленность на поиск первооснов бытия, задающих прочные основания наукам и социальному существованию человека, неотделима от исканий смысла жизни отдельным человеком. Все смысловое пространство философии реализуется в системе «Мир — Человек» и связано как с осмыслением объективных сторон существования бытия и его свойств, так и с переосмыслением этих знаний в сознании человека с точки зрения его чаяний и потребностей. То есть для философии ее характерной особенностью является некая двойственность, реализующаяся в том, что, с одной стороны, она стремится реализовать себя как система объективных знаний, что сближает ее с наукой. А с другой — она выступает формой самопознания и самовыражения человека, где он постигает бытие и самого себя самыми разнообразными средствами, которые не сводятся к научным. Человек живет и переживает мир, выносит оценочные суждения, саморефлексируетнад собственной сущностью. Все это связано с тем, что философия конструирует некое общее воззрение на мир, на взаимоотношение между миром и человеком, выступая особым типом теоретического мировоззрения. В этом смысле философия находится вне крайностей узкого предметного познания науки и религиозной веры, выступая своеобразным интегративным образованием, в котором органично сочетаются рационально-теоретические и ценностно-мировоззренческие компоненты. Философия опирается на все формы сознания от науки до религии, от обыденного до развитого теоретического мышления, когда осуществляет свои обобщения, когда дает универсальную картину бытия. В начале учебника мы привели определение философии как попытку построить цельное мировоззрение. Остановимся на этом более подробно.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >