МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Понятие международного экологического права
Международное экологическое право — это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность специальных международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения между субъектами международного права.
Две традиционные предметные области регулирования — отношения по поводу охраны окружающей среды и отношения по поводу рационального природопользования — в конце XX в. дополнились двумя новыми — отношениями по обеспечению экологической безопасности и отношениями по обеспечению соблюдения экологических прав человека.
Впервые идея международной экологической безопасности была предложена Президентом СССР в сентябре 1987 г. в связи с выдвижением концепции Всеобъемлющей системы международной безопасности, где экологической безопасности отводилась подчиненная роль по отношению к экономической безопасности. Однако уже через год вопросы обеспечения экологической безопасности были выделены в самостоятельную предметную область.
В настоящее время экологические права наиболее полно кодифицированы в Конвенции ЕЭК о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. (Россия в ней не участвует).
Самодостаточность экологических прав человека и, как следствие, включение в предмет МЭлП отношений по поводу обеспечения их соблюдения подтверждены сегодня как доктриной, так и практикой международного права.
То, что в МЭлП иногда говорится о правах и интересах лиц, народов, поколений ит. п., далеко не равнозначно их правосубъектности. Традиционные субъекты международного права защищают указанные интересы.
Данное положение приобретает особую важность в связи с встречающимися иногда высказываниями о том, что МЭлП регулирует взаимоотношения человечества с окружающей его природной средой, или международные экологические отношения — это отношения в сфере взаимодействия человечества с природой. При всем понимании причин, порождающих подобные высказывания, нельзя переходить грань теоретически допустимого. Природа как таковая в принципе не в состоянии выступать субъектом правоотношений.