ФИЛОСОФИЯ ЭОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Понятие рациональности в экономической теории

Согласно традиционным классическим теориям, все социальные институты и любые социальные события должны проистекать из интенциональных действий и разработанных человеком проектов, так как они являются результатом целевого рационального мышления.

В отличие от положения, сложившегося в естественных и технических науках, в экономической теории, имеющей дело с такими явлениями, как рынок, трудно описать и предсказать обстоятельства, определяющие исход процесса. В теоретической экономике сосуществует несколько парадигм, конкурирующих друг с другом в объяснении экономической деятельности, предсказании ее развития и управления, например классическая модель свободной рыночной экономики, модель частично регулируемой экономики, модель полностью управляемой государством (плановой) экономики, теория социально ориентированной экономики, концепция инновационной экономики и т.д.

Отношения к понятию «рациональность» в классической экономической теории. Понятие организации в классической экономической теории сопряжено с понятием разделения труда, которое характеризуется как форма координации производства. Люди должны знать, чем занимаются их коллеги, и согласовывать с ними свою деятельность. Это положение в XVIII в. сформулировали Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, убежденные в том, что все социальные институты были и будут плодом дедуктивной работы человеческого разума, так как:

О они образованы осознанно и целенаправленно для достижения определенной цели или назначения;

О в них существует продуманно созданный и общеобязательный порядок или структура;

О с их помощью активность членов организации и используемые ими средства должны обеспечить достижение поставленной задачи.

Адам Смит (1723—1790), по мнению большинства исследователей экономической мысли, положил начало формированию экономики как науки. Под предметом экономической науки А. Смит понимал экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Различные аспекты этой проблемы он рассмотрел в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она состоит из пяти книг, в первых двух из них Смит излагает свои теоретические построения, остальные представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и анализ предшествующих экономических исследований. Это были первые работы, в которых даны явные и систематические описания представлений о рациональном поведении в сфере экономики. Вопросы, рассмотренные Смитом, впоследствии стали основой решения следующих основных проблем экономической теории, которые отражали его отношение к рациональности в целом:

  • 0 доминирование собственного интереса в мотивации поведения;
  • 0 компетентность в делах, т.е. обладание большей информацией, знанием о возможностях выбора применительно к конкретным обстоятельствам места и времени;
  • 0 реалистичность, основанная на значимости социального положения человека, а также множественность факторов, которые могут влиять на его поведение.

Теория Смита, по сути глубоко контекстуальная, отличалась такими двумя особенностями, как включенность его исследований в предшествующий научный контекст и глубокая погруженность его исследований в конкретный социальный и исторический материал [3. С. 97].

Концепция Смита построена на реалиях английского капитализма, который отличался независимостью рынка от государства и связью хозяйственной деятельности с нравственным, культурным, историческим и социальным опытом. Недоверие к любому произволу авторитетной власти, индивидуальная свобода были причинами британского экономического процветания и ее принципиальным отличием от континентальной традиции, где «свобода и равенство» понимались несколько иначе.

Давид Рикардо (1772—1823) предложил теорию, которая в отличие от теории Смита была абстрактной и оторванной от контекста. Экономическая теория Д. Рикардо отличалась возрастающей абстрактностью и поэтому приобрела черты универсальности. Рикардо отказывается от социокультурного контекста. Его рациональность основана на неукоснительном соблюдении принципа максимизации, т.е. ориентирована на предельную полезность благ и наиболее эффективные результаты.

В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо отказался от смитовской комбинации дедуктивного, исторического и описательного методов, основывая свои заключения на первом методе и усиливая поиски объективных закономерностей, не ограниченных рамками английского капитализма. Например, созданное Рикардо учение о заработной плате позднее получило в экономической теории название «железный закон заработной платы», который применим к любому обществу.

В отличие от Смита Рикардо видел предмет политэкономии в определении четких законов распределения богатства в обществе и влияния способа распределения на рост производства.

Джон Стюарт Милль (1806—1873) — последний представитель английской политической экономии. Его творческое наследие довольно обширно: им созданы работы по политэкономии, основные из которых «Очерки по некоторым нерешенным проблемам политической экономии», «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии», а также по логике, философии, политологии.

В отличие от Рикардо Милль стремился к эмпирической очевидности. Он признавал значение дедуктивного метода в экономической науке, но считал, что объективными могут быть только законы производства, а законы распределения, по его мнению, зависят от обстоятельств и от людей. Основное теоретико-методо- логическое новшество, внесенное Миллем в экономическую науку, — это разграничение законов производства и законов распределения. По Миллю, законы и условия производства богатств имеют характер истин, свойственный естественным наукам, тогда как распределение богатства, напротив, зависит от законов и обычаев общества. Это разделение привело Милля к выводу о возможности и целесообразности проведения масштабных социально-экономических реформ [2. С. 79].

Представления о природе человека и соотношении человека и общества стали основой взглядов классической школы. Понятие «экономический человек» появилось несколько позднее, однако именно А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль впервые заявили, что выбор «экономического человека» всегда является рациональным. Из известных ему вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению и ожиданиям, в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям, т.е. максимизировать его целевую функцию. Это главное свойство можно назвать экономической рациональностью.

Таким образом, принципы классического рационализма основывались на следующих выводах:

О допускалось существование строгих однозначных законов развития экономики как целостной системы;

0 считалось, что законы экономики должны быть выведены из каких-либо аксиом (как полагали рационалисты) или точно установленных базовых фундаментальных фактов (как полагали эмпирики) и в соответствии с этими законами можно сконструировать реальность.

Рационализм в экономической теории Карла Маркса (1818—1883). К. Маркс подходил к изучению общества как системы. В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с тем он рассматривал экономику как подсистему социальной системы (общественной формации) и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими. Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов. По его мнению, главную роль в этих взаимодействиях играли экономика и политика.

Маркс считал, что существуют универсальные и неизменные исторические законы, знание которых дает возможность не только понимать настоящее, но и предсказывать будущее. Это стало основанием для вовлечения в экономическую науку различных контекстов, связанных с политикой, философией, историей.

Марксизм приписывает иррациональность индивидуальному началу, так как человек повинуется голосу страсти или нравственного чувства гораздо чаще, чем голосу разума. Даже в тех случаях, когда человеку известен быстрый и эффективный путь достижения цели, он далеко не всегда следует этим путем. Поэтому развитие экономики не может зависеть от индивида. Рыночная экономика отвергается марксизмом, так как она ведет к «анархии капиталистического производства» и «периодическим кризисам». Уберечь общество от этих катаклизмов может только государственная система, назначение которой — преодолевать анархию общественной и личной жизни, подчинив их вездесущему рациональному планированию (плановая экономика). Главный принцип марксизма — принцип рациональной организации народного хозяйства. В работе «Немецкая идеология» отмечается: «Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов» [4. С. 70—71].

Конструирование будущего исходило из научного расчета, учета и представления об однозначности связи принятых управленческих решений и полученного результата. В СССР эта идея трансформировалась в идею тотального планирования, способного учесть все аспекты экономической деятельности.

Впоследствии идеи марксизма были подвергнуты резкой критике представителями неолиберализма — экономического течения, возникшего в 1930-х гг.

Фридрих Август фон Хайек (1899—1992) назвал рационализм Маркса конструктивистским. Рационалистский конструктивизм, по Хайеку, есть теория, согласно которой «коллективистским понятиям соответствует некая определенная реальность, автономная и независимая от людей. Общество, партии, классы в качестве реальных образований лепят индивидов, а ученый обязан искать и описывать законы развития этих субстанций» [6. С. 23].

Хайек отрицал возможность конструирования будущего, полагая, что в исследовании экономических проблем объект нельзя отделить от субъекта и поэтому задачей науки не может быть познание объективных законов развития. Экономика постоянно развивается, вследствие чего человек не может учесть весь объем необходимой информации. Хайек отмечал: «Атакуя самонадеянность разума, типичную для социалистов, я признаю законность требований корректно используемого разума. Корректный разум признает свою ограниченность, ему понятен тот удивительный факт, установленный биологией и экономикой, что никем не спланированный порядок чаще превосходит сознательно созданные людьми планы» [6. С. 114]. Традиционно человек следует спонтанно складывающемуся рыночному порядку конкуренции. Этот порядок, по мнению Хайека, никак не отвечает социалистическим претензиям сконструировать рациональные каноны экономики. Хайек в отличие от Маркса считает, что планирование возможно только на индивидуальном уровне, а задачей государства должно быть лишь обеспечение общих предпосылок для функционирования рынка.

По словам Хайека, сегодня «мы поддаемся влиянию идей столетней давности так же, как люди XIX века в основном руководствовались идеями XVIII века. Идеи Юма, Вольтера, Адама Смита и Канта породили либерализм XIX века, а идеи Гегеля, Конта, Фейербаха и Маркса породили тоталитаризм XX века» [6. С. 142].

Таким образом, обращаясь непосредственно к экономической рациональности XIX—XX вв., можно обнаружить проявление особенного в двух впоследствии конкурирующих моделях экономики — рыночной и плановой.

Неоклассическая экономическая теория. Конец XIX в. начиная с 1870-х гг. вошел в историю экономической мысли как «маржинальная революция» (от фр. marginal — предельный, дополнительный). Представители этого направления К. Менгер, У.С. Джевонс, Л. Вальрас, А. Маршалл, Дж.Б. Кларк, В. Парето считали, что главным мотивом поведения человека является стремление к максимизации полезности. Полезность товара признавалась понятием сугубо индивидуальным, связанным с психологией человека.

В соответствии с концепцией рационального поведения потребителя рациональный человек рыночной экономики является максимизатором, который ориентируется на свои ценности и не хочет ничего другого, кроме самого лучшего. «Ни один предмет не может иметь стоимость, если он не обладает полезностью. Никто не отдаст ничего за предмет, который не доставляет ему удовольствия» [5. Кн. 2. С. 394].

Альфред Маршалл (1842— 1924), с именем которого связано становление неоклассической экономической теории, в своей работе «Принципы экономической науки» разработал новые экономические категории, разделил экономическую теорию на микро- и макроэкономику, дал новое толкование экономическим законам. Он считал, что экономические законы или обобщения экономических тенденций — это общественные законы, относящиеся к тем областям поведения человека, в которых силу действующих в них побудительных мотивов можно измерить денежной массой.

Вильфредо Парето (1848—1923), итальянский экономист, автор «Курса политической экономии», предложил ввести в научный оборот «принцип оптимальности», согласно которому оптимальным является такое состояние экономики, когда при данных ресурсах, системе распределения, запросах потребителей и уровне цен нельзя улучшить благосостояние одного экономического субъекта, не ухудшив состояние других экономических субъектов.

В деятельности, в том числе экономической, человек совершает, по Парето, логические и нелогические поступки. В противовес строго рационалистическому поведению человека Парето отстаивает идею многофакторности. «Интуиция», «интересы», «вкусы» составляют глубинную основу человеческих действий. Процессы действий и противодействий в обществе взаимно нейтрализуются, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия. Так как экономика постоянно эволюционирует, то равновесие системы является преимущественно динамическим. Парето стремился исключительно рационально объяснить иррациональные основания человеческого поведения. Считая, что экономическая наука должна быть точной, он и многие представители англо-американской школы стали широко применять математические методы.

Представители неоклассики выявили, что в зависимости от наличия или отсутствия полной информации понятие экономической рациональности раздваивается. При полной информации рациональным можно считать выбор, сделанный на основе всеохватывающего и непротиворечивого набора предпочтений. Если информация неполная, то рациональным является выбор варианта с максимальной ожидаемой полезностью. Хотя в экономической теории требование осознанности поведения открыто не содержится, экономическая рациональность, в основе которой лежит всеохватывающая и упорядоченная система предпочтений, предлагает в когнитивном аспекте нечто большее, чем рациональность функциональная (так можно назвать поведение, способствующее сохранению и выживанию, даже если цель сознательно не ставится).

Представить себе строгую максимизацию целевой функции неумышленной и неосознанной гораздо труднее, чем просто «адекватное» поведение. Рациональность экономического человека тесно связана с принципом методологического индивидуализма экономической теории, согласно которому, все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивида [1. С. 79].

Несмотря на различные концепции неоклассических школ, можно выделить общие подходы:

О сведение предмета экономической науки к изучению рационального распределения ресурсов;

О зависимость ценности товара от его полезности;

О приоритет субъективного подхода к исследованиям;

О применение математического инструментария (предельные величины, дифференциальный анализ, поиск оптимальных решений, графические построения);

О решение статических задач, ограниченных кратким интервалом времени.

Современная экономическая мысль и новая экономическая рациональность. Начиная с XIX в. в экономической теории развивается новое направление — институционализм (от лат. institution — обычай, наставление, указание), которое пытается дать ответ на нерешенные проблемы экономической теории. Сторонники институционализма высказывались за изучение реального человека, действующего иррационально и вне экономических факторов, обращая особое внимание на анализ коллективных действий и всевозможных институтов — от семьи до корпоративных, профсоюзных и политических объединений. Стремясь к адекватному отражению реальности, институционалисты выступали против статического подхода, считая необходимым изучение явлений в динамике и их исторической последовательности (Дж. Гэлбрейт,

Д. Белл, Э. Гоформер, Ф. Перу). Для анализа явлений в сфере экономики стали привлекаться представители различных наук — социологи, историки, психологи, математики, логики.

Главная характеристика современного экономического человека заключается в максимизации целевой функции, когда поведение человека мотивируется желанием максимизировать чистый выигрыш, получаемый при осуществлении операций. Это свойство проявляется в различных видах деятельности и соответствующих им формах экономической рациональности.

О строгая рациональность основана на неукоснительном соблюдении принципа максимизации, т.е. ориентирована на предельную полезность благ и наиболее эффективные результаты. От перфекционизма (стремления к совершенству в труде) этот тип активности отличает реалистическое рассмотрение соотношения затраты-результат;

О «полусильная» форма рациональности фиксирует стремление действовать рационально, но одновременно указывает на ограничения, которые могут возникнуть в результате данной деятельности, так как индивиды не всегда отдают отчет в личных предпочтениях и иррациональных мотивах, поэтому их поведение не всегда направлено на максимизацию благ;

О слабая форма рациональности означает, что индивиды в действительности и не стремятся к максимизации благ, но их взаимодействие рационализирует институциональная среда, или экономические системы, в рамках которых они действуют [7. С. 104].

В последнее время проблема рациональности обсуждается в значительной степени благодаря кризису сциентистской модели миропонимания. Развитие экономической науки стимулировало развитие и распространение математических методов в экономике, особенно оптимизационных методов в управлении экономикой на всех уровнях. В частности, была разработана система вероятностных методов верификации моделей, построенных с использованием математических теорем. Однако, как отмечал лауреат Нобелевской премии 1975 г. Леонид Канторович, «не все области экономической системы в равной мере поддаются математическому описанию и имеют хорошие количественные характеристики. Лучше описывается производство, хуже характеризуются потребности и предпочтения» [5. Кн. 1. С. 232].

В экономической теории появились понятия «ограниченная рациональность» (концепции Г. Саймона, Р. Хайнера, Р. Зельте- на), «переменная рациональность» (концепция X. Лейбенстайна и П.Л. Рейно).

Герберт Саймон в работе «Административное поведение» выдвигает гипотезу «ограниченной рациональности», когда организации в своей практической деятельности заменяют задачу оптимизации рациональных средств задачей проактивного управления — нового вида экономической деятельности, выражающейся в способности порождать такие новшества, которые пока не известны потребителю и на которые нет фактического спроса. Но этот спрос может быть инициирован неожиданными для рынка изделиями и услугами, если они соответствуют не проявленным до этого времени потребностям. Именно проактивное управление в технической, экономической, социальной деятельности рождает радикальные нововведения [5. Кн. 2. С. 320—357].

Ограниченная рациональность отличается от экономической рациональности тем, что включает в себя моральный принцип. В выборе решений учитывается не только эффективность, но и желание индивида. Для получения более точных формальных описаний механизмов выбора в условиях ограниченной рациональности большую роль стали играть разработки таких понятий, как «риск», «поиск, «целенаправленность», «разумная достаточность», «проактивное управление» и др.

Риск — затрата усилий, средств при неопределенном соотношении выигрыша и потерь, шанса на удачу и краха. Здесь интуиция и воля надежнее рациональных расчетов. С одной стороны, степень риска — величина управляемая, но с другой — только в известных пределах.

Экономическая целенаправленность в данном контексте — это способность гибко и быстро реагировать на изменения рынка, умело приспосабливаться к нему через соответствующие изменения в своей организации. В обществе, которое действует в режиме реального времени, исключительно важна способность работать на опережение.

Ответить на этот вызов времени могут не просто интеллектуально развитые личности, но те, кто способен свой интеллект, являющийся их внутренней личной собственностью, преобразовывать в социально значимые конкурентоспособные экономические результаты.

Таким образом, деятельность в сфере экономики — это сфера социально-экономической активности, личностных интересов и качеств, успешно воспроизводящая себя в информационном пространстве благодаря открытому типу рациональности. Ее важнейшими компонентами являются свобода самореализации, моральная ответственность, идеи оптимальности, риск и волатильность (от англ, volatile — непостоянный, изменчивый), уважение к другим национальным рынкам и интернационализация корпоративных стратегий.

По мере роста открытости экономических систем наблюдается рост иррационального компонента. Экономическая наука стремится уменьшить объем иррационального, например упорядочить цели развития и повысить устойчивость, что приводит к появлению новых разделов знания. Однако по мере совершенствования методов экономического анализа и прояснения следствий управленческих решений становится очевидной ограниченная рациональность процессов. С одной стороны, то, что в начале казалось иррациональным, позднее получает рациональное объяснение, а с другой — полная рационализация технически невозможна. В этих условиях рациональность входит в познавательный идеал, позволяя максимально мобилизовать все конструктивные усилия личности.

Итак, в экономике наблюдается движение от закрытых систем к открытым. Многообразие точек зрения на одни и те же проблемы можно объяснить методологической незавершенностью экономического исследования, поиска новых парадигм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. Автономов В. С. Экономический человек: методология исследования // Теоретическая экономика. 2008. № 1.
  • 2. История экономической мысли; под. ред. В.В. Круглова, Е.В. Балахоновой. СПб., 2008.
  • 3. Колпаков В.А. Социально-эпистемологические проблемы современного экономического знания (Экономическая наука эпохи перемен). М., 2008.
  • 4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Соч. 2-е изд. Т. 3. М., 1955.
  • 5. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Т. V. В 2 кн. Всемирное признание: Лекции нобелевских лауреатов ; отв. ред. Г.Г. Фетисов. Кн. 1. М., 2004; Кн. 2. М., 2005
  • 6. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. СПб., 1999.
  • 7. Шклярик Е.Н. Предпринимательство как тип рациональности в информационном обществе // Предпринимательство. Этика. Техника. 2004. № 1-2.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >