Графическая вариантность в современном английском языке (на примере явления омофонии)

Количественное изучение проблемы графических вариантов омофонов показало, что из 497 омофонов (100%) оппозиции гласных графем наблюдаются в 388 омофонах (78,07%), а оппозиции согласных - в 235 омофонах (47,28%). По цифровым данным можно сразу определить, что в одной омогруппе или одном омокомплекте встречается несколько оппозиций гласных и/или согласных графем.

Описание результатов исследования омофонов по механизму образования мы начали с консонантных различий. Среди них самую большую группу омофонов составляют слова, в которых один и тот же согласный звук на письме передается различными графемами или их сочетаниями. Так, звук /к/ на письме может обозначаться следующим образом: <с, ch, ск, к, q> (таких омофонов - 41, что составляет 8,25% от общего числа омофонов). Например, в начальной, срединной и финальной позиции слова противопоставляются графемы:

<ск>-<с>/<сс> (13 омофонов):

block - bloc, buccal - buckle,

chock - choc, lack - lac, rock - roc,

speck - spec;

омоформы: <к>-<с> (10 омофонов):

ducked - duct, packed - pact и т.д.; Frank - franc, kernel - colonel /'кз:п э1/, karat - carrot, kohl - coal, kop - cop, mark - marc, pyknic - picnic;

- (8 омофонов):

bark - barque, conker - conquer, key - quay, mark - marque, mask - masque, peak - pique, sink - cinque, toke - toque;

- (3 омофона):

clack - claque, check - cheque, checker - chequer;

- (3 омофона):

choler - collar, chorale - corral, chord - cord;

- (1 пара омофонов)

: check-Czech;

- (1 пара омофонов):

sink - synch;

- (1 пара):

cue - queue;

- (1 пара):

choir - quire.

Как видно из примеров, многие фонетические омонимы и омоформы имеют 2-3 графемных противопоставления (buccal - buckle, ducked - duct, packed - pact, kernel - colonel, karat - carrot, kohl - coal, pyknic - picnic, key - quay, peak - pique, sink - cinque, choler - collar, chorale - corral, check - Czech, sink - synch и мн. др.), но для анализа собственного материала мы выбрали упрощенные основания (например, оппозиции отдельно между согласными и отдельно между гласными графемами), поскольку классифицировать и подсчитать все многочисленные случаи, когда в основании различения омофонов лежат сразу несколько графических признаков, не представляется возможным в рамках одного исследования.

Наиболее распространёнными противопоставлениями в парах омофонов являются следующие графемы, проанализированные ниже.

Графемы < c>/< sc>/< z> - < s>/< ss>, служащие для обозначения звука /s/ как в начале, так и в середине или конце корня слова (29 омофонов - 5,84%), например: ascent - assent, cede - seed, cedar - seeder, cell - sell, cellar - seller, cense - sense, censor - sensor, cent - sent - scent, cereal - serial, muscle - mussel, speiss - spice.

Г рафемы < s>-< z> как различные способы передачи на письме звука /г/ (12 омофонов - 2,41%), например: braise - braze, phase - faze, prise - prize, raise - raze; омоформы doughs - doze, furs - furze, pries - prize, sighs - size и т.д.

В омоформах графема < s>, являющаяся окончанием множественного числа существительных, противопоставлена графеме , входящей в корень слова.

Г рафемы -, служащие для обозначения звука Ш в конце слова (эта группа представлена только омоформами - 12 единиц, что составляет 2,41%), например: baste - based, bussed - bust, chaste - chased, ducked - duct, guessed - guest, jessed - jest, mussed - must, packed - pact и т.д. Во всех 12 парах омоформ корневая графема противопоставлена окончанию <(e)d>, служащему для образования форм прошедшего времени глагола и причастия II.

Графема <х> противопоставлена сочетанию графем // при передаче на письме звукосочетания /ks/ (10 омофонов - 2,01%), например: coax - cokes, cocks - сох, flecks - flex, flocks - phlox, pix - picks, sox - socks, tacks - tax, tocsin - toxin, wrecks - rex.

Как видно из примеров, эта группа представлена, в основном, омоформами. В них конечная корневая графема <х> находится в оппозиции с буквосочетанием, первая часть которого // относится к корню, а вторая < s> - к окончанию множественного числа существительного или 3 лица единственного числа настоящего времени глагола.

Графемы -< ph>, передающие звук Ш как в начале, так и в середине корня слова (8 омофонов - 1,61%), например: faro - pharaoh, faze - phase, fizz - phiz, flocks - phlox, frays - phrase, klepht - cleft, philter - filter, profit - prophet).

Менее распространенные различия в передаче на письме корневых согласных звуков представлены единичными случаями (а всего их 22 - 4,43%) и включают:

- для обозначения звука /г/ (4 случая):

ream - rheme, rime - rhyme, roe - rho, rum - rhumb (все эти омофоны одновременно попадают и в другие подгруппы графемных оппозиций);

- для обозначения /jV (3 случая):

cash - cache, shoe - choux, shoot - chute;

/< s>- для передачи на письме звука /JV (3 случая): marshal - martial, intension - intention, intensional - intentional;

- для обозначения звука /h/ (3 случая):

whole - hole, whore - hoar - haw, whored - hoard; -< u> для обозначения звука /w/ (2 случая): sweet - suite, swayed - suede;

  • - для обозначения звука /f/ (2 случая): rough - ruff, tough - tuff;
  • - Для передачи звука /63/ (2 случая): gaol - jail, gibe - jibe;
  • - для передачи звука /63/ (1 случай): verger - verdure;
  • - для передачи звука /tj/ (1 случай): check - Czech;
  • -
для обозначения звука Ш (1 случай): time - thyme.

Суммировав цифровые данные, мы получили следующее: разные способы передачи на письме одних и тех же согласных звуков обнаружены в 134 омофонических рядах, что составляет 26,96%.

Кроме групп, выделенных Р. Венежки, нами обнаружены еще 3 группы омофонов с различиями в области консонантизма. Большое количество омофонов приходится на пары слов, в которых одно из них имеет непроизносимую согласную букву (их 52 единицы, что составляет 10,46%) или непроизносимое буквосочетание (20 пар омофонов - 4,02%). Приведем примеры:

  • - air - heir, climb - clime, coign - coin, core - corps, dam - damn, handsome - hansom, him - hymn, hour - our, knave - nave;
  • - ait - eight, away - aweigh, bight - bite, might - mite, sighed - side и т.д.

Обратим внимание на то, что наличие непроизносимой согласной буквы или непроизносимого буквосочетания является достаточно распространенным графическим средством различения фонетически тождественных омонимов.

Последняя группа представлена омофонами, в которых происходит удвоение согласной буквы в середине или в конце слова (29 случаев - 5,84%). Например: bel - bell, fizz - phiz, in - inn, moose - mousse, shot - shott.

Консонантные графические средства различения омофонов в систематизированном виде представлены на рисунке 8.

Оппозиции согласных графем

Рис. 8. Оппозиции согласных графем.

Соотношение консонантных графических средств различения омофонов (общее число случаев - 235).

Секторы 1-7 - способы передачи на письме одних и тех же согласных звуков (134 случая): 1 - звук /к/ (41); 2 - объединенная группа, включающая разные способы передачи на письме согласных /г/, /|/, /Ь/,

/w/, /63/, /tj/ и др. (22); 3 - звук Ш (8); 4 - звукосочетания /ks/ (10); 5 - звук /t/ (12); 6 - звук /z/ (12); 7 - звук /s/(29).

Секторы 8-10 - другие случаи (101 случай): 8 - наличие непроизносимой согласной буквы (52); 9 - наличие непроизносимого буквосочетания (20); 10-удвоение согласной буквы (29).

В заключение подчеркнем, что самым частотным графическим средством различения омофонов являются разные способы передачи на письме одних и тех же согласных звуков (всего 134 случая, что составляет 26,96%). Менее распространенным графическим средством является наличие одной непроизносимой буквы или непроизносимого сочетания (всего 72 омофона, что составляет 14,48%), и наименее употребительным считается удвоение согласной в середине или в конце корня слова (29 омофонов - 5,84%).

Что касается различных способов передачи одних и тех же гласных звуков в омофонах, то Р. Венежки выделяет 5 групп.

  • 1. Первая группа омофонов, затрагивающих различия гласных, состоит из небольшого количества слов (19 - 3,82%), где графема <е>, стоящая в конце слова, отличает его от другого слова с тем же написанием. Сюда относятся следующие пары: aid-aide, bell-belle, blend - blende, brows - browse, by - bye, cast - caste, cops - copse, form - forme, grill - grille, heroin - heroine и т.д.
  • 2. Количество омофонов, затрагивающих противопоставление графем <Ь-<у>, также незначительно, даже если включить диграфы (21 случай - 4,23%). Например, bite - byte, cygnet - signet, die - dye, lie - lye, pix - pyx, rhyme - rime, ryot - riot, sink - synch, stile - style, thyme - time, tire - tyre и др.
  • 3. Невелика и группа омофонов с противопоставлением графем < u>- (10 случаев - 2,01%). Примерами могут служить такие пары: cause- caws, clause - claws, faun - fawn, Paul - pawl (-) и bough - bow, foul - fowl (-).
  • 4. Относительно большая группа омофонов, включающая как исконно английские слова, так и заимствования, в которых диграф противопоставляется гласной в открытом типе слога с конечной <е>. Эта группа представлена 120 омофонами, что составляет 24,14%. Обнаруживаются следующие противопоставления:

/ - <а...е> (38 случаев):

gait - gate, hail - hale, laid - lade, mail - male, fair - fare, hair - hare, pair - pare, frays - phrase, spayed - spade и т.д.;

- (8 случаев):

break - brake, great - grate, steak - stake;

- (5 случаев):

eaten - Eton, mean - mesne, peak - реке, ream - rheme; - (6 случаев):

meet - mete, seed - cede, seeder - cedar, seen - scene; // - (25 случаев):

coal - cole, coat - cote, coax - cokes, doughs - doze, load - lode, know - no, road - rode, soul - sole; // - (10 случаев):

moor - more, boar - bore, four - fore, hoar - whore, hoard - horde, pour - pore, soar - sore;

- (5 случаев):

droop - drupe, rood - rude, shoot - chute;

- (6 случаев):

crewed - crude, flew - flu, mewl - mule, mews - muse; - (1 случай):

bruit - brute;

///// - / (11 случаев):

aisle - isle, aye - eye -1, speiss - spice, buy - by, rye - wry, wyes - wise;

< i>+/// - < i...e> (5 случаев): climb - clime, indict - indite, mind - mined, sign - sine, wild - wiled.

  • 5. Наконец, пятый класс омофонов (по механизму образования) составляют слова с различным написанием звука /и:/ (23 омофона- 4,63%). Звук /и:/ передаётся на письме такими графемами и их сочетаниями:
    • -/ (7 случаев): blew - blue, clew - clue, hew - hue, brews - bruise, crews - cruise;
    • - (6 случаев): loop - loupe, moo - moue, moose - mousse,

stoop - stoup;

  • -.e> (2 случая): Doomsday - Domesday, too - two;
  • -/ (2 случая): you - ewe - yew, through - threw;
  • - (2 случая): brewed - brood, chews - choose;
  • -/ (2 случая): choux - shoe, roux - rue;
  • - (2 случая): shoo - shoe, snook - snoek.

Кроме 5 классов, выделенных P. Венежки, нами обнаружены и другие группы омофонов по механизму образования (группы расположены по признаку частотности графических средств различения омофонов).

1. Одним из наиболее частотных графических средств различения омофонов является передача разными графемами или их сочетаниями безударного /э/ (в 38 омофонах - 7,65%), например: alter - altar, baron - barren, Briton - Britain, verdure - verger.

К этой группе можно отнести различные способы передачи на письме безударного А/ или [i] как аллофона фонемы N (9 случаев - 1,81%), например: complement - compliment, ileac - iliac.

  • 2. Звук /i:/ обозначается на письме разными диграфами <еа, ее, ie, ei, ео> в 32 парах омофонов (6,44%), например: freeze - frieze, peace - piece, peepul - people, sealing - ceiling.
  • 3. Звук /ei/ может передаваться различными диграфами <ау, ai, еу, ei, ее> в 19 случаях (3,82%), например: away - aweigh, day - dey, nay - nee - neigh.
  • 4. Перестановка гласной и согласной графем наблюдается в 18 омофонах (3,62%), например: axel - axle, dartre - darter.
  • 5. Звук /эи/ передается на письме различными сочетаниями графем в 15 омофонах: boulder - bolder, coaled - cold, dough - doh - doe, hold - holed, holm - home, sold - soled, told - tolled.
  • 6. Звук /з:/ передается гласными <е>, < i>, < u> в сочетании с согласной <г> в третьем типе слога (11 омофонов). Обнаруживаются следующие противопоставления: - - - <еаг>, например: berth - birth, kernel - colonel, herd - heard.
  • 7. Дифтонг /ю/ или Лэ/ может обозначаться сочетаниями графем в 9 случаях, например: beer - bier, cereal - serial, deer - dear, hear - here, peer - pier, sear - sere, tear - tier.
  • 8. Звук /л/ передается графемой < u> в закрытом типе слога, которая противопоставлена сочетанию графемы <о> с конечной <е> или сочетанию гласных графем <ои> перед сочетанием согласных (8 омоформ), например: dun - done, nun - none, Murray - Moray, ruff - rough, truff - trough.
  • 9. Звук Ы или /i:/ на конце слова может обозначаться графемами <Ь/<у> или их сочетаниями (7 омоформ), например: bogie - bogey - bogy, cedi - seedy, key - quay.
  • 10. Звук /е/ передается графемой <е> в закрытом типе слога, которая противопоставлена сочетанию <еа> или графеме <и> (5 случаев), например: berry - bury, bred - bread, lent - leant.
  • 11. Напряженный /а:/ передается графемой <а> в третьем типе слога и различными сочетаниями графем . Таких омофонов - 4 пары: bah - baa, carve - calve, hart - heart, laager - lager.
  • 12. Напряженный /о:/ встречается в противопоставлении графем: <а>+<11> - / (4 пары омофонов), например: all - awl, ball - bawl, call - caul, hall - haul.
  • 13. Звук /о:/ передается диграфами в 3 омофонах: aught - ought, coarse - course, forth - fourth. Последняя пара представлена омоформами.
  • 14. Звук Л/ передается графемой < i> в закрытом типе слога, которая противопоставлена той же графеме < i> в открытом типе слога или сочетанию графем . Обнаружено 3 пары омофонов: chilly - chile, gild - guild, gilt - guilt.
  • 15. Дифтонг /еэ/ обозначается на письме сочетаниями графем - -- в 3 парах омофонов, например: air - heir, ere - air, e’er-air.
  • 16. Звук /о/ обнаруживается в противопоставлении графем <о>-<а> в закрытом типе слога (2 пары омофонов): swop - swap, swot - swat.
  • 17. Непроизносимое сочетание гласных в финальной позиции слова встречается в 2 омофонах: cue - queue, gang - gangue.
  • 18. Дифтонг /э1/ передается на письме сочетаниями <оу>-<иоу> в 1 паре омофонов: boy - buoy.
  • 19. Дифтонг /из/ обозначается - <и> в 1 случае: pleural - plural.
  • 20. Монофтонг /л/ обозначается - <о> в 1 паре: burgh - borough /Ълг э/.

Рисунок 9 отображает соотношение вышеназванных вокалических средств различения омофонов.

Таким образом, в области вокализма самым частотным графическим средством различения омофонов является противопоставление на письме диграфа гласной в открытом типе слога с конечной <е>, вторым по распространенности средством является обозначение разными графемами или их сочетаниями безударного /э/ или N.

Такой детальный количественный анализ омофонов по механизму образования раскрывает особенности регистрации графической вариантности в современных орфоэпических словарях.

Следует остановиться на одной очень существенной особенности английского языка - существовании фонетической вариантности, которая находит отражение в современном орфоэпическом словаре LPD. Во многих случаях наличие нескольких произносительных вариантов демонстрирует реальное разнообразие произношения в современном литературном языке и, что особенно важно для нашего исследования, увеличивает степень совпадения произношения лексических единиц (и, следовательно, возможности омонимического «конфликта»).

Оппозиции гласных графем

Рис. 9. Оппозиции гласных графем.

Соотношение вокалических графических средств различения омофонов (общее число случаев - 388):

  • 1 - диграф противопоставляется гласной в открытом типе слога с конечной <е> (120); 2 - разные способы передачи на письме безударных гласных /з/ и III, [i] (47); 3 - разные способы обозначения звука /к/ (32); 4 - разные способы обозначения дифтонга /ei/ (19); 5 - перестановка гласной и согласной графем (18); 6 - разные способы передачи дифтонга /эи/ (15); 7 - разные способы передачи звука /з:/ (11);
  • 8 - разные способы передачи дифтонга Лэ/, /is/ (9); 9 - объединенная группа, представленная единичными случаями и включающая разные способы передачи звуков /л/, /е/, /а:/, /о:/, III, /и/, /еэ/, /из/, hil и др. (44); 10 - противопоставление графем < u> - (10); 11 - немая <е> в финальной позиции - ее отсутствие (19); 12 - противопоставление графем < i> - <у> (21); 13 - разные способы передачи на письме звука /и:/ (23).

Поле омонимов значительно расширяется, если принимать во внимание не только эталонное британское (RP), но и нормативное американское (GenAm) произношение, учитывать региональные и социальные варианты этих двух основных национальных разновидностей английского языка, а также особенности регистрации фонетикофонологических явлений в полном и разговорном произносительных стилях. В доказательство факта расширения поля омонимов приведем примеры из словаря LPD.

1. Ate past of eat /et/ /eit/ || /eit/ A /et/ In AmE, however, /et/ is considered non-standard.

Eight /eit/ (Совпадение альтернативного британского (BrE) и стандартного американского (GenAm) произношения слова "ate" /eit/ с нормативным британским (RP) произношением слова "eight" /eit/ позволяет отнести данные слова к омофонам).

2. Beth Hebrew letter /bet/ /Ье0/1| /belt/ /bei0/, /beis/

Bait /belt/ (RP "bait" /belt/ = GenAm "beth" /belt/, значит, "bait" и "beth" - омофоны в разных национальных вариантах английского языка)

Base /beis/ (RP "base" /beis/ = альтернативный амер. (AmE) "beth" /beis/, значит, данные слова являются омофонами).

3. Baugh /bo:/1| /bo:/ /ba:/

Bar, Bar /ba:/ || /ba:r/ (RP "bar" /ba:/ = альтернативный амер. "baugh" /ba:/).

4. Carew family name (i) /ko 'ru:/, (ii) /'keor i/ || /'ker i/

Carry, Carry /'kasr i/ || /'ker i/ (альтернативный амер. "carry" = GenAm "Carew").

5. Does n, "female animals"/douz/1| /douz/

Dose /dous/ f /douz/ || /dous/ (RP "does" /douz/ = социальный брит, вариант "dose" f /douz/, т.е. данные слова являются омофонами в разных социальных произносительных вариантах британского английского.

6. Fortes pi of forte /'fo:t eiz/ /-iz/; /fo:ts/ || /fonts/ /fonts/; /'fo:rt iz/,

/'fo:rt eiz/

Forts pi o/fort, Fort /fo:ts/ || /fonts/ /fo:rts/ (совпадают альтернативный брит, вариант слова "fortes" и RP слова "forts", а также нормативные и альтернативные американские варианты произношения обеих форм мн. ч. сущ.).

7. Marry /'masr i/ || /'masr i/, /'mer i/

Merry, Merry /'mer i/ (RP "merry" = альтернативный амер. (AmE) "marry").

8. Moire /mwa:/1| /mwa:r/ /тот/, /тот/

More, More /то:/ || /тот/ /тот/ (омофоны в американских вариантах).

9. Moire /'mwa:r ei/1| /mwa: 'rei/ /'тэт eiA /'mo:r-/

Moray "kind of eel" /'mor ei/ /'тэт ei/: /шэ 'rei/, /mo-/ || /'mo:r ei/ /'тот-Л /шэ 'rei/ (альтернативный американский вариант произношения слова "moire" /'mo:r ei/ совпадает с альтернативным британским и нормативным американским вариантом произношения слова "moray" /'mo:r ei/, а также совпадают альтернативные американские варианты обоих слов /'тот ei/).

10. Pommel п /'pom э1/ /'рлт э1/1| /'рлт э1/ /'ра:т-/

Pummel /'рлт э1/ (слова являются омофонами в разных социальных британских вариантах и разных национальных вариантах английского языка).

11. Poor /рэ:/ /риэ/1| /ри V /рот/, /рот/

Poore /риэ/ /рэ:/1| /ри эг/ /рэт/, /рот/

12. Suit /su:t/ /siu:t/1| /suit/

Suite /swi:t/ (=sweet) - but in AmE sometimes /suit/ in the sense "suite of furniture" (слово "suite" составляет омофоническую пару со словом "suit" только в одном лексическом значении при учете разных национальных произносительных вариантов английского языка).

13. Tarry v "delay"/'tasr i/1| /'tasr i/, /'ter i/

Terry, Terry /'ter M (RP "terry" /'ter M = альтернативный амер. "tarry" /'ter i/).

14. Vale Latin interj, n "farewell" /'vail ei/ /'vasl eiA /'veil-/, /-i/

Valet /'vasl it/ /-ot/, /'vasl ei/ || /vas 'lei/ The traditional form with t is rivalled by an imitated French form in -ei. (совпадение альтернативных брит, вариантов).

15. Auk /э:к/ || /о:к/ /а:к/

Arc /а:к/1| /атк/ (=ark)

Ark, Ark /а:к/ || /атк/ (RP "arc", "ark" /а:к/ = альтернативный амер. "auk" /а:кЛ.

16. Awe, Awe /э:/1| /о:/ /а;/

Are v "be", strong form /ст/ || /атА weak form /э/ || /эг/

Are n "100m2" /еэ/ /а:/ || /еэг/ /as9r/, /ат/ (альтернативный амер. "awe" /а:/ = RP "are" v [oJ = альтернативный брит, "are" и /а:/, следовательно, все три слова можно отнести к омофонам; GenAm "are" v /ал/ = альтерн. амер. "are" п /ал/, к тому же написание последних двух слов одинаково, значит, они являются фонетико-графическими омонимами в полном стиле произношения).

17. Aye "always " /ei/ /ш/

Eye, Eye Ы (=1) (омофоны в разных социальных брит, вариантах).

18. Caught /ko:t/1| /ko:t/ /ka:t/

Cart /ka:t/ || /ka:rt/ (RP "cart" /ka:t/ = альтернативный амер. "caught" tat/).

19. Caw /ко:/ ||/kp://ka:/

Саг /кд:/ || /кал/ (RP "car" /кд:/ = альтернативный амер. (AmE) "caw" taA.

20. Dew /dju:/—> f /ёзи:/1| /du:/ /dju:/

Do v, strong form /du:/, forms /du/, /do/, /d/ (омофоны в полном произносительном стиле в разных национальных вариантах английского языка).

21. Eyrie, еугу /'юг И /'еэг i/. /'ai3r-/1| /'eri/ /'ir-/, /'ai9r-/

Airy, Airy /'еэг i/ || /'er i/ /'ser i/ (RP "airy" /'еэг i/ = альтернативный брит. (BrE) "eyrie" /'еэг i/. а также GenAm "airy" /'er i/ = GenAm "eyrie" /'er i/).

22. Nee, nee /nei/ A /ni:/ (=nay)

Knee /ni:/ (совпадение нормативного британского произношения слова "knee" /ni:/ и недопустимого, но распространенного, социального британского варианта произношения слова "nee" A /ni:/ также приводит к увеличению количества омофонов).

23. Pax /paeks/1| /paeks/, /pa:ks/

Parks pi of park /pa:ks/ || /pa:rks/ (RP "parks" = альтернативный амер. "pax").

24. Paw /рэ:/1| /pp:/ /pa:/

Pa, Pa /pa:/ || /pa:/, /pp:/ (RP "ра" /ра:/ = альтернативный амер. "paw" /ра:/. a также GenAm "paw" /pp:/ = альтерн. амер. "pa" /pp:/).

25. Retch /retjV /ri:t(7

Reach /rirtf/ (омофоны в разных социальных брит, вариантах).

26. Sic /sik/ /silk/

Seek /si:k/ (омофоны в разных социальных брит, вариантах).

27. Taught /tort/ || /tort/ /tart/ (=taut)

Tart /tart/ || /tarrt/ (RP "tart" /tart/ = альтернативный амер. "taught" /tart/).

28. Were strong forms Луз:/ Aves/1| Луз1-:/, weak form /wo/1| /wV

Wear /weo/ || /we3r/ /wae3r/ (данные глаголы являются омофонами в разных социальных вариантах британского английского в полном произносительном стиле) и т.д.

Точные подсчеты количества омонимов с учетом всех регистрируемых в словарях LPD и EPD произносительных вариантов специально не проводились, поскольку это не входило в задачи исследования. Однако, можно с уверенностью сказать, что количественные характеристики графических средств различения омофонов значительно увеличились бы и классификация графических противопоставлений расширилась бы с учетом всех существующих вариантов их произношения (нормативного доминирующего; нормативного, но устаревшего; распространенного, но не рекомендуемого; социально не престижного; британского или американского; профессионального и т.д.).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >