ВЛИЯНИЕ СМИ (ТВ И ИНТЕРНЕТА) НА МАССОВУЮ И СТУДЕНЧЕСКУЮ АУДИТОРИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОГО СЛОВА

Особенности современного массового адресата. Последствия влияния телевидения

Любой лектор прежде всего должен представлять себе особенности и возможности своих слушателей. Назовем пока тех, кто сидит в аудитории, слушателями лишь условно: многие из них вовсе и не собираются слушать лектора, а намерены провести следующие полтора часа за другими занятиями. Подлинная аудитория — те, кто слушает и обдумывает услышанное, пытается понять его и зафиксировать в памяти, своей или компьютерной, или на бумаге — должна еще быть создана из тех, кто пришел и сел. И это — задача лектора.

Кто же перед Вами сидит? Что он может? На что можете рассчитывать Вы?

Главное — не обольщаться, не отождествлять себя со студентом, а начальных курсов — и подавно.

Исследования особенностей восприятия массовой студенческой аудитории, проведенные за рубежом еще в 80—90-е гг. XX в., отмечают следующие ее основные черты:

• невнимательность, несосредоточенность, «клиповость» сознания. Если во времена Цицерона оратор мог рассчитывать примерно на 45 мин внимания, то сегодня — не более чем на 5—7 мин непроизвольного внимания и еще меньше, да и то не у всех, — произвольного. Одна тема, один говорящий... Вот почему на телевидении избегают так называемых «говорящих голов»: темы и люди должны меняться — и чем чаще, тем лучше. Это основано на механизмах непроизвольного внимания. Вот в поле вашего зрения попадает новый объект, скажем муха. Какое-то время вы непроизвольно провожаете ее взглядом и навсегда о ней забываете. Так и новый преподаватель, возникнув на кафедре или у доски, сам по себе занимает внимание недолго. Конечно, он интересней мухи: крупнее, заметнее, говорит, движется, что-то требует. Ему придется сдавать зачет или экзамен. Присмотримся: что от него ждать? Как правило, ответ получается быстро. Далее вам уготована судьба мухи — нет, не все студенты сразу же займутся телефонной перепиской и прочим, особенно на первой лекции. И все же...

С ходом времени «нарезка» информации в СМИ становится все более мелкой, «клиповость» восприятия повышается, длительность внимания сокращается, возникают все новые темы, никак не связанные друг с другом... Сознание молодых людей и особенности их восприятия меняются соответственно. Они ждут от вас все нового, легко и навсегда забывая о только что услышанном или показанном. «Мы ждем перемен!.. »;

  • • ожидание приятного. Приятное в публичной речи — это несложное для восприятия, специально упрощенное, обработанное. С полуфабрикатами им не справиться — блюдо должно быть насыщено пряностями и хорошо сервировано: каждый информационный кусочек аппетитен и легко глотается. Вот тогда они довольны. Приятное, кроме того, это эмоциональное, выражающее и порождающее эмоции: удивление, смех, страх. К оперированию абстрактными значениями и к серьезной, а тем более сложной аргументации они не готовы. Постепенно развить эти способности — ваша задача, преподаватель. Уровень аргументации, к которому приучена массовая аудитория, соответствует эмоциональной аргументации рекламы: «Ведь мы этого достойны!». Доступна упрощенная понятийная структура рассуждения: простые значения и простые связи. В беспорядке мелькают коротенькие мысли (вспомним Буратино и попытки Мальвины обучить его математике);
  • • ожидание суперстимуляции. Массовая, в том числе студенческая, аудитория для привлечения и поддержания внимания по привычке, выработанной СМИ, нуждается в постоянной суперстимуляции, ожидании шокового эффекта от сообщаемого. СУП — журналистское сокращение названий основных средств привлечения внимания: Смешное, Ужасное, Пикантное. Сравним заголовки только на одной полосе «МК»: «Стакан-убийца», «Служба быта сатаны», «В постели с бомжом». Прибавим к этому четвертую «пряность» — загадки, тайны. Как настоящая женщина, настоящий преподаватель никогда не скажет «да». Он создаст увлекательную, притягивающую атмосферу неизвестного, таинственного. Загадка будет разгадана, но совместно с аудиторией, и не сразу. Постоянное общение в социальных сетях усиливает все перечисленные выше свойства студенческого восприятия. Последние исследования психологии массового участника соцсетей показывают: поскольку в постах отражаются, причем в виде выразительного фото и «прикольного» текста, самые яркие и приятные моменты жизни, самые смешные и красочные, «обычное» течение времени и обычная речь кажутся слишком пресными, серыми, скучными. Это приводит к чувству постоянной неудовлетворенности, комплексам, к фрустрации — ощущению беспомощности и невозможности сделать жизнь такой, какой она представляется в сети;
  • • неспособность к восприятию монологической речи, даже краткой. Эта черта появилась и усилилась прежде всего из-за структуры коммуникативной единицы соцсетей: пост (краткий текст; краткий текст и фото — часто цитирование авторитетного источника или самостоятельная «публицистическая» работа микрожанра; выражение восторга, возмущения, протеста; повышенная эмоциональность обязательны) плюс «лайки», не требующие усилий: пассивное одобрение плюс ряд комментариев — микротекстов, выражающих одобрение или неодобрение, содержащих или не содержащих эмоциональные (очень редко рациональные) аргументы; микротексты комментариев стилистически совершенно свободны, хотя публичны (могут содержать любые языковые единицы — от ненормативной лексики, символов, грубых просторечий до самых высокопарных выражений (реже)).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >