ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

Общие положения

Общественные центры являются сложными структурными образованиями, где сосредоточены основные общественно-административные, культурно-просветительные здания, торговые комплексы, объединенные в единую ландшафтно-архитектурную и планировочную композицию. При ландшафтной организации территории городских центров необходимо учитывать их типы, плотность застройки и высокую степень концентрации городского населения. Выделяют полифунк- циональные и монофункциональные центры, типы центров районного значения (в жилых районах города) и центров общегородского значения. Полифункциональный общественный центр города, как правило, подразделяется на административную, торговую, культурно-просветительную, рекреационную зоны. Монофункциональный центр может быть чисто административный, торговый, научный, медицинский, культурно-просветительный, спортивный. Пространственная структура общественного центра, определяется общей архитектурно-планировочной задачей. В градостроительстве сложились определенные типы схем пространственных структур:

  • • линейная, развернутая вдоль главного направления движения людей, транспорта, то есть вдоль главной улицы, магистрали;
  • • замкнутая схема, создающая обрамление для концентрации людей и деятельности;
  • • открытая система, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек.

Линейная пространственная структура свойственна центрам современных крупных городов России, таким как Академгородок в Новосибирске, центр Волгограда и др. Исторически тип замкнутой структуры возник при создании форумов в Древнем Риме. Известны площади городов итальянского Ренессанса. Монументы, скульптура, фонтаны, которыми подчеркнут центр Флоренции, придают ощущение замкнутости, объединяя вокруг себя пространство площади. Открытый тип структуры характерен для выдающегося архитектурного сооружения Древней Греции — ансамбля Акрополя в Афинах (V в. до н. э.). Характерны центры исторических европейских городов, где размещались городская ратуша и католический храм. В древнерусских городах посреди центральной городской площади, в «детинце» (кремле), воздвигался храм. Система взаимосвязанных пространств характерна для исторического центра Санкт-Петербурга (рис. 5.1). В современной практике градостроительства мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. При условии вынесения проездов за пределы центра он формируется как «пешеходный остров». Подобный характер имеют площади торговых и культурных центров в исторических городах Западной Европы.

Санкт-Петербург. План общественно-исторических пространств левого берега Невы (середина XIX в.)

Рис. 5.1. Санкт-Петербург. План общественно-исторических пространств левого берега Невы (середина XIX в.): 1 — Марсово поле; 2 — Летний сад; 3 — Михайловский сад; 4 — Инженерный замок и Кленовая аллея; 5 — Михайловский сквер (площадь искусств); 6 — театральная площадь; 7 — Театральная улица (улица Зодчего Росси) и Чернышова площадь (площадь М. Ломоносова)

Ряд архитектурных зданий и сооружений, размещенных вдоль линии движения (главной улицы, магистрали), образует панораму, развертывающуюся перед человеком во времени (перемещение, необходимое для восприятия системы). Классический образец такого размещения зданий — Невский проспект в Санкт-Петербурге, Елисейские Поля в Париже.

Насыщенность площадями главных трасс городов, их архитектурно-художественное оформление в целом характеризуют ландшафтно-архитектурную среду города. Так, например, на части Невского проспекта от площади Восстания до Адмиралтейства (общее расстояние 3260 м) имеются четыре площади с интервалами от 350 до 1030 м. Несмотря на отдельные большие интервалы, путь по Невскому проспекту чрезвычайно разнообразен. Проспект пересекается каналом, реками, эмоционально содержательными объектами архитектуры в виде архитектурных ансамблей, озелененных пространств площадей. По ходу Тверской улицы в Москве от Белорусского вокзала до Охотного Ряда (протяженность 2900 м) с интервалами от 500 до 1050 м располагаются четыре площади с памятниками и скверами. Разработано озелененное пространство центра Москвы вблизи гостиницы «Москва» (рис. 5.2).

План части общественно-исторического центра Москвы (по данным ОАО «Моспро-

Рис. 5.2. План части общественно-исторического центра Москвы (по данным ОАО «Моспро-

ект-2», арх. М. Морина):

1 — сквер вдоль фасада гостиницы «Москва» и въезд в подземный гараж; 2 — вход в Археологический музей; 3 — воссоздаваемый элемент Китайгородской стены со сквером; 4 — Театральная площадь; 5 — станция метро; 6 — здание городской думы; 7 — гостиница «Москва»; 8 — сквер с фонтаном Витали и памятником Марксу

Важную идейно-эстетическую роль играет монументальная скульптура, которая неотделима от среды центра города[1]. Размеры площади и характер ее застройки в значительной мере влияют на его восприятие. Органическая связь монумента с окружающей планировкой и застройкой, правильное установление размеров, обеспечивающих благоприятные условия его рассмотрения, способствуют созданию выразительных образов, определяющих лицо города.

Огромную роль в формировании центров городов, особенно в исторической среде, играют архитектурные ансамбли общественных центров в виде отдельных зданий, сооружений, открытых пространств.

Развитие социальных и экономических функций города приводило к качественным изменениям. Эпоха Средневековья определила замкнутость структуры городов, за городскими стенами которых простирался открытый ландшафт. Формообразование пространств города данной эпохи определялось спонтанно возникшей асимметрией, небольшими асимметричными площадями и соборами, пространствами у городских стен. В эпоху Возрождения в противоположность городам Средневековья вносилась симметрия в композицию городских площадей и улиц. Для городов итальянского Возрождения характерно построение организованного пространства в виде статичных законченных систем, подчиненных простым геометрическим построениям, раскрывающихся при взгляде из одной точки (ансамбли площадей Капитолия в Риме, Святой Апунциаты во Флоренции, эстетические свойства, которых наиболее полно раскрываются в центральной перспективе). Западноевропейский классицизм возрождает статичность, внутреннюю завершенность композиции (прием завершения перспектив улиц монументом на площади). Крупные достижения в области градостроительства XVIII— XIX вв. были связаны с реконструкцией городов Европы, строительством новых городов, с созданием в них общественных центров с развитыми озелененными пространствами. Формирование общественного центра Санкт-Петербурга осуществлялось в виде системы площадей — Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской, где осевые направления были закреплены ориентирами, решенными в объемных формах в связи с озелененными территориями. Ось Дворцовой площади закреплена Александрийской колонной и аркой Главного штаба. У Адмиралтейской башни сходятся оси трех главных магистралей. Ось Сенатской площади ориентирована на Исаакиевский собор, архитектура которого подчеркнута двумя скверами как объектами ландшафтной архитектуры. Площади объединены перпендикулярными осями с рекой Невой. Своеобразием построения площадей центра Петербурга является цепь взаимосвязанных пространств, широкие перспективы раскрытия к Неве. В Париже в масштабе решения и открытости перспектив известна система ландшафтно-архитектурной организации Лувр- Тюильри — площадь Согласия — Елисейские Поля. По мере развития производительных сил возрастают требования к функциональным качествам и благоустройству городов, к развитию общегородских функций и транспортной техники. Во второй половине XX в. начинается творческий поиск решений ландшафтно-архитектурной организации центров городов, увязанных с генеральными планами развития городов. В современном городе общественный центр усложняет свою структуру. В центрах городов проводятся массовые мероприятия, народные празднества, демонстрации и спортивные парады, митинги. Ландшафтная организация многофункциональных общественных центров зависит от величины города и его планировочной структуры, природных условий, вместимости общественных зданий и учреждений и их числа, повседневного, периодического и эпизодического пользования.

Пространственная композиция и функциональное зонирование центра в каждом городе носят индивидуальный характер, но к общим требованиям относятся: доминирующие природные качества и хорошая связь со всеми районами города (рис. 5.3).

Градообразующая база города влияет на характер его центра. Центр малого города организуют главные общественные учреждения общегородского значения: дом связи, торговый центр, гостиница, ресторан. Распространенным приемом композиции является объединение основных зон центра главной городской пешеходной улицей. Крупный научно-исследовательский и учебный центр в Новосибирске определил специфику городского центра, в состав которого вошли здания Дома ученых, комплекс зданий Новосибирского университета.

Рис. 5.3. Схема озелененных пространств многофункциональных центров на юго-западе Москвы:

1 — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2 — Центральный стадион; 3 — новые здания Российской академии наук и Андреевский монастырь; 4 — Новодевичий монастырь; 5 — Нескучный сад; 6 — Первая градская больница (бывшая Го- лицынская) с садами; 7 — многофункциональный городской парк (ЦПКиО им. М. Горького), включающий исторический Нескучный сад. Перед главным корпусом МГУ — партеры и озелененные территории (арх. М. П. Коржев). Воробьевы горы — парк многоцелевого назначения, с заказником, прогулочными зонами и спортивными сооружениями. В пойме р. Москвы — спортивный комплекс Лужники с центральным стадионом (по С. С. Ожегову)

При увеличении размеров города возрастает количество общественных зданий, увеличивается занимаемая центром территория и усложняется его структура. Узловыми пунктами планировочной структуры города являются общегородские и районные площади. С укрупнением масштаба и углублением функционального содержания происходит ослабление связей центра с природным окружением. Поэтому в процессе реконструкции плотно застроенных районов возникает дефицит озелененных пространств.

При проведении реконструктивных работ получили развитие такие объекты ландшафтной архитектуры, как скверы на площадях, бульвары вдоль трасс транспортного и пешеходного движения, озелененные участки с преобладанием элементов информационного, зрелищного и мемориального характера. Основными требованиями при ландшафтной организации городских общественных центров являются:

  • • сложное пространственное решение малых пространств центра;
  • • композиционные приемы, обеспечивающие определенный уровень гигиенического и психологического комфорта на участках, находящихся в гуще городского движения (многоуровневая композиция озелененных пространств с использованием подпорных стенок, переходов, лестниц);
  • • создание на центральных улицах и площадях сооружений с включением природных компонентов в виде растительности, камня, воды в гармоничном сочетании с объемным оборудованием;
  • • эффективное использование в условиях плотной застройки всех свободных участков — повышенное внимание к озеленению фасадов зданий, размещение рядов и одиночных экземпляров деревьев на улицах, цветников, «мобильное» озеленение в виде контейнеров и ваз с цветочными растениями;
  • • декорирование технических сооружений, небольших свободных участков, примыкающих к транспортным эстакадам, отступов застройки, крутых откосов, узких полос вдоль оград, стен в виде вертикального озеленения, плотных кулис из деревьев и кустарников, травянистого покрова (газона) на плоских перекрытиях над уровнем земли (сад на крыше);
  • • композиционная связь архитектурных объемов с озелененными пространствами, максимальное раскрытие интерьеров с помощью стекла и трансформирующихся перегородок;
  • • композиционная связь внутриквартальных озелененных пространств с улицами центра, а в разрывах между домами — с помощью традиционных курдонеров и широких арочных проходов;
  • • включение растительности, водных устройств, естественного камня и других природных материалов в композицию общественных зданий (выставок, кафе и т. д.).

Номенклатура объектов общественного центра представляет собой градостроительные объемно-пространственные единицы, которые должны решаться на высоком архитектурно-художественном уровне. Объекты благоустройства и озеленения формируются в определенную объемно-пространственную систему, должны создавать гармоничную среду общественного центра как главного функционального пространства города.

Номенклатура объектов общественных центров, подлежащих ландшафтной организации, представлена в табл. 5.1.

Номенклатура может быть расширена с учетом конкретной градостроительной ситуации, а также промышленно-хозяйственной и региональной специфики города. К основным объектам ландшафтной архиТаблица 5.1. Номенклатура объектов общественного центра

Объекты общественных центров

Назначение

Площади, центральные улицы, спортивные комплексы

Места проведения массовых мероприятий

Набережные, вокзалы, участки перед театрами, музеями, храмами, памятниками

Трассы пешеходного движения

Площади, пешеходные улицы, спортивные, торговые, ландшафтные, культурно-зрелищные объекты (одно- и многоуровневые)

Трассы транспортного движения — улицы, подъезды к зданиям

Транспортные и пешеходные торговые улицы

Подземные переходы. Остановки общественного транспорта. Автостоянки

Главные улицы, административные, культурно- зрелищные

Участки входов в здания и сооружения, площадки рекламы

Внутриквартальные объекты в зоне площади культурно-зрелищных, спортивных, транспортных объектов

Открытые фойе — «залы ожидания»

Набережные, площади, пешеходные улицы, культурно- зрелищные, транспортные, спортивные, торговые объекты (одно- и многоуровневые)

Площадки отдыха. Летние кафе

Площади, пешеходные улицы, перекрестки, культурно-зрелищные, спортивные, торговые, объекты садово-паркового искусства, исторические зоны городов

Рекламные и экспозиционные площадки

Зоны транспортных, торговых, культурно-зрелищных, административных, спортивных объектов

Участки технических устройств

тектуры общественных центров следует отнести прежде всего скверы на площадях и бульвары на магистралях и улицах, вдоль набережных, рек, озер, морей, озеленение фасадов зданий с помощью вьющихся растений (лиан), откосов и т. п.

При проектировании объектов ландшафтной архитектуры в общественном центре необходимо учитывать три основные группы экологических факторов: природно-климатические, антропогенные и эстетические.

К природно-климатическим факторам относят интенсивность солнечной радиации, температуру и относительную влажность воздуха, его движение (ветровые нагрузки). Указанные параметры среды необходимо учитывать особенно в летнее время. Установлено, что гигиеническими параметрами комфортности среды для человека является температура 16...26 °С при скорости ветра 4,1...6,0 м/с и относительной влажности воздуха 30...70 %; при скорости ветра в 0,2 м/с комфортность среды снижается, возникают явления застоя воздуха.

Нижняя граница световой комфортности находится на уровне 25...30 % от суммарной солнечной радиации; если затененность территории не превышает 30...50 %, а для южных областей — 50...70 % при альбедо поверхностей до 20...25 %, то условия пребывания человека благоприятны. Увеличение степени затененности пространства свыше 60 % в средней полосе и 80 % на юге приводит к нарушениям теплового баланса и нежелательным изменениям в проветриваемости территории[2].

Ландшафтная организация общественного центра и его объектов тесно связана с рельефом, растительностью, водой. Большую роль играет растительность в виде древесных и травянистых растений. Растительность, проектируемая на объектах ландшафтной архитектуры общественного центра, в значительной мере может регулировать поток солнечной радиации. Большое значение имеют состав и прием размещения растительности на объектах, величина и структура крон древесных растений (кроны плотные, ажурные, сквозистые). При размещении растительности, специальных солнцезащитных устройств, экранов, галерей на объектах ландшафтной архитектуры можно существенно ограничить прямую солнечную радиацию на трассах движения пешеходов, в местах отдыха посетителей, особенно в полуденное время.

К антропогенным факторам относятся загазованность и запыленность воздуха, шумы и вибрация, переуплотнение почвы и механические повреждения растений. Установлено, что растительность способна частично уменьшить содержание вредных примесей в воздухе, поглощать часть газов, аккумулировать пылевидные примеси, отфильтровывая их из воздуха, а также отражать и рассеивать в результате циркуляции потоков воздуха. Циркуляция воздуха образуется на участках, где размещены древесные растения, искусственные препятствия-экраны, насыпные валы, стенки из камня в определенных композиционных сочетаниях с травянистым покровом газонов, цветников, а также открытых замощенных участков для движения пешеходов и площадок отдыха. Установлено, что на открытых замощенных участках, лишенных растительности, запыленность пространства повышается в 2...3 раза по сравнению с участками, где пластически обрабатывается микрорельеф, размещаются группировки растений в различных сочетаниях в оптимальном соотношении с открытыми замощенными участками, малыми архитектурными формами, оборудованием. Этими же средствами можно снизить уровень шума от автотранспорта и других источников. В зонах пешеходного движения уровень шума по санитарным нормам должен быть не выше 40...50 дБА, на улицах-бульварах — не более 75 дБА. На транспортных магистралях шум свыше 80 дБА неблагоприятно воздействует на организм человека[3]. В условиях общественных пространств центра большое значение имеет регенерация кислорода растениями в атмосферу. На трассах транспортного и пешеходного движения, на площадях, вблизи магистралей наблюдается снижение уровня кислорода в воздухе. Включение в композицию деревьев и кустарников может заметно обогатить атмосферу ионизированным кислородом, уменьшая количество пыли, что активизирует психофизиологическую деятельность человека. Производительность газообмена зависит от возраста, видового состава растений, их рационального композиционного размещения на объектах ландшафтной архитектуры.

Эстетические факторы существенно влияют на обогащение пространств общественного центра. При этом необходим максимальный учет сложившейся градостроительной ситуации, архитектуры зданий, направления движения пешеходов, назначения объектов ландшафтной архитектуры, использования существующей растительности, например старых ценных деревьев (дуба, липы, клена, березы). Используя различные формы растений, можно создавать художественные композиции в соответствии с поставленными задачами. На объектах ландшафтной архитектуры вблизи архитектурных ансамблей, монументов используют формы растений, создающие соответствующее настроение: колонновидные формы гармонируют с архитектурой общественных зданий (тополь, кипарис), конусовидные {ель, пихта) придают участку торжественность. Шаровидные формы или формируемые кроны растений в форме параллелепипеда, куба создают своеобразное графическое звучание в зимний период времени, когда растения находятся в безлиственном состоянии. При этом необходимо учитывать гармоничное сочетание самих растений с малыми архитектурными формами, оборудованием, их цветовыми характеристиками.

  • [1] Например, Медный всадник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, памятник В. Маяковскому на Триумфальной площади в Москве.
  • [2] Комфортность условий микроклимата изучается с помощью метода эквивалентно-эффективных температур (ЭТТ). Под ЭТТ понимается температура, показывающая эффект теплоощущения, зависящего от одновременного воздействия наорганизм человека температуры, влажности и движения воздуха в определенныхсоотношениях. Исследования гигиенистов показывают, что зона комфорта находится в пределах от 15 до 18 °С. Степень снижения высоких температур воздуха вжаркое время и повышения комфортности среды зависит от сомкнутости насаждений, листового индекса, видового состава, площади объекта. В зимнее время насаждения увеличивают комфортность среды за счет снижения скорости ветра до0,3...0,5 м/с.
  • [3] Уровень силы звука L измеряется в логарифмических единицах — беллах.L = lg 10 S/S?, где S — сила звука, 5” — сила звука при потере слышимости. 0,1 бел-ла = 1 децибеллу (дБА). Измеряется уровень звука с помощью специального прибора — фонометра, где на логарифмической шкале показывается давление шума (Р).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >