ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

« XIX век, - считает А.Хаузер, - начинается с 1830 года, после «июльской монархии» закладываются социальные основы «нового порядка». К 1830 году в основном сформировались характерные черты XIX века. Буржуазия полностью овладевает политической властью и осознает это. Аристократия исчезает с исторической сцены и ведет лишь частную жизнь. Победа среднего класса несомненна и бесспорна. Романтизм становится, без сомнения, буржуазным искусством и он не мог бы развиваться без освобождения среднего класса, хотя романтики пытаются вести себя на «аристократический» манер и обращаются к аристократии как к собственной публике. Каждый художник оказывается между двумя рядами, между миром консервативной аристократии и миром прогрессивной буржуазии.

Ничто так не отражает напряженное отношение между производителями и потребителями искусства поколения 1830 года, как герои новелл Стендаля и Бальзака. Трагический героизм, воля к самоутверждению и вера в самоусовершенствование уступают место предрасположенности к компромиссу, тенденции жить без цели, умереть незаметно. Современная новелла первой создала героя с угрызениями совести, с его конфликтом с социальной средой, вынужденного признать нравы и условности общества, по меньшей мере, как правила игры.

С растущей политизацией жизни между 1830 и 1848 годами интенсифицируется также тенденция политизации литературы. В этот период почти нет политически индифферентного произведения, включая умиротворяющее «искусство для искусства», которое тоже имело политический оттенок. Газеты сотрудничают со специалистами, публикуют статьи, вызывающие общий интерес, главным образом, описания путешествий, скандалов, юридическую информацию. Но новеллы, печатающиеся по частям, становятся главным средством привлечения внимания. Их читают все. Литературное произведение превращается в «товар» в полном смысле этого слова, имеет свой тариф цен, пишется по образцу и выходит вовремя. Цены диктуют спрос и не имеют ничего общего с художественной ценностью произведения. Г азетная новелла означает беспрецедентную демократизацию литературы и абсолютную нивелировку читательской публики. Никогда искусство не было так единодушно принято столь социально и культурно различными социальными слоями и воспринималось со столь схожими чувствами (А. Хаузер).

Романтизм продолжает существовать, но трансформируясь и переосмысливаясь. Антиклерикальная и антилегитимистская тенденция превращается в революционную философию. Народ победил и речь идет о том, чтобы и в искусстве дать возможность выразиться революционному порыву (Жорж Санд, Эжен Сю, Ламартин, Гюго, Дюма, Мюссе, Мэриме, Бальзак). «Искусство для искусства», ведущее свое происхождение от романтизма, есть следствие и определенный итог развития романтической эстетической теории. «Искусство для искусства» становится для романтиков «башней из слоновой кости», в которой замыкается их практическая активность. Буржуазия, восприняв «искусство для искусства», превозносит идеальную природу искусства и высокий статус художника, помещая его над политическими партиями, закрывает искусство в некую «золотую клетку». «Искусство для искусства» представляет, несомненно, наиболее эстетически противоречивую проблему. Ничто так остро не выражает двойственную природу эстетического видения. Произведение искусства, как отмечает А.Хаузер, сравнивалось с окном, через посредство которого можно наблюдать жизнь, не принимая в расчет структуру, преломление и цвет стекол окна.

Основные художественные тенденции 1830 года: «социальное искусство», «школа хорошего тона» и «искусство для искусства» - связаны между собой сложным и противоречивым образом.

Натурализм не был единой художественной концепцией, он менялся со временем, устремляясь каждый раз к определенным целям и ограничиваясь в своей интерпретации жизни частными явлениями.

Именно в XIX веке складывается понятие «всемирная культура». Наблюдается единство двух сторон культурного развития: тяготение к универсализации и взаимообогащению с одной стороны, и становление или выявление национального начала, с другой. В живописи и скульптуре, наряду с классицизмом, который все более приобретает черты академической схемы, с 20-х годов XIX столетия рождается сильное романтическое направление; с 40-х годов развивается реализм («натурализм»). С последней трети XIX века в переломное для западноевропейского реализма время, позиции академизма вновь укрепляются, он становится официальным искусством.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >