КУЛЬТУРА РОССИИ 2-Й ПОЛ. XVIII - 1-Й ПОЛ. XIX вв

Расцвет абсолютной монархии в России и связанный с ним подъем русского дворянства обусловили развитие общественно-политической мысли и художественной культуры во второй половине XVIII века. Петр III успел издать указ о веротерпимости и указ о вольности дворянства, которые не осмелилась отменить Екатерина II. Взлет русской художественной культуры в этот период сопровождался формированием нового поколения художественной интеллигенции, по преимуществу, дворянской.

А.С.Пушкин позже писал: «Новое поколение, воспитанное под влиянием европейским, час от часу более привыкало к выгодам просвещения... Постепенно вырабатывается тот гуманный, внутренне свободный, интеллигентный слой, которому предстоит играть выдающуюся роль в истории и культуре следующего столетия, в формировании дворянской революции».

В 1757г. была основана Академия художеств, при которой было открыто Воспитательное училище для подготовки архитекторов и художников. Благородные идеалы, патриотические, гражданские идеи, высокие эталоны красоты человека, гармония - нашли благодатную почву в России.

Ведущим художественным направлением Академии стал классицизм. Русский классицизм отличался от европейского, прежде всего, отсутствием идеи жесткого подчинения человека государству, поэтому был ближе к античным истокам логичности и простоты. Несколько этапов: ранний классицизм (60-е - 1-я пол. 80-х годов), строгий, зрелый (2-я пол. 80-х - 90 годы) и поздний (до 30-х годов XIX века). Параллельно развиваются и другие художественные стили: рокайль, псевдоготика, «шинуаэзи» («китайщина»), тюркери («туретчина»). Через сентиментализм рококо оказало влияние на романтизм XIX в. (интерес к внутреннему миру человека).

Пафос познания и государственности определяет всю культуру XVIII в., которая выходит на европейский путь развития.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >