СОЦИЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БЫВШИХ ЕВРОПЕЙСКИХ КОЛОНИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ АФРИКИ
2.1. ПРОНИКНОВЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ НА АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ
Начало проникновения европейских языков на африканский континент связано с колонизацией европейцами африканских стран. Переход европейских государств от феодальных отношений к капиталистическим, проявившийся в росте промышленного производства, развитии науки, расширении торговли, увеличении спроса на рабочую силу, сыграл особенно важную роль в стремлении европейцев в поисках новых земель. Огромный толчок развитию колониализма дали великие географические открытия. Пионерами колониальных захватов выступили не самые развитые в экономическом отношении, но обладавшие наибольшим опытом мореходства и морской торговли страны - Португалия и Испания.
Экспансия в Африку Португалии, Англии, Франции и Бельгии имела экономические, политические и культурные последствия, в том числе и в языковом плане.
Португальский язык первым из европейских языков проник на территорию Африки. Его распространение в XVI-XIX веках связано с работорговлей, процветавшей в те годы. Контакты между местным населением и португальцами в различные периоды колонизации отличались различной степенью интенсивности, но носили устойчивый характер вплоть до деколонизации. Многие бывшие африканские колонии провозгласили португальский официальным языком, и на данный момент он распространен в Анголе, Мозамбике, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде и Принсипи.
Португалоязычные страны Африки составляют часть существующего в мире сообщества, именуемого лузофонией. Как правило (в самом общем смысле), данное определение соотносится с областью использования португальского языка, лузофон подразумевает носителя португальского языка.
В лузофонной Африке португальский язык представлен, с одной стороны, как единый коммуникативный инструмент в его литературной и народно-разговорной формах, а с другой - как система специальных вариантов, характеризующихся определенным социолингвистическим статусом в той или иной стране континента [Молодкин, 2001: 6].
Португальская, а впоследствии британская, французская и другие колониальные системы утверждались в конечном итоге насильственным путем. В Африке европейцы столкнулись с низкими по уровню развития обществами. В силовом отношении эти общества значительно уступали европейцам, превосходство которых росло по мере быстрого развития промышленности, науки и техники в Европе.
Первые попытки Англии создать колонию в Африке восходят к временам английской Семилетней войны в 1642-1649 годах. Одной из главных целей английской экспансии был захват торговых путей, по которым осуществлялись поставки пальмового масла, пальмовых орехов, хлопка и другого растительного сырья. В Британской империи сложилось несколько типов колониальных владений. «Белые» доминионы («доминион» по-английски значит «владение»), в том числе Южно- Африканский Союз, пользовались относительной самостоятельностью.
Протекторатами обычно становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них существовало как бы два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам; они в отличие от губернаторов доминионов, которые скорее представляли интересы британской короны, чем правили от ее имени, были полновластными хозяевами подчиненных стран. Так называемая туземная администрация (местные правители, вожди) пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями, правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Туземная администрация выполняла роль буфера между верховной властью европейцев и угнетаемым местным населением. Такая система управления получила название косвенной, или непрямой. Она была наиболее распространена в британских владениях, и английскую колониальную политику стали называть политикой косвенного (непрямого) управления. Данный тип политики непосредственно затрагивал и язык. Косвенное управление с его курсом на использование наиболее распространенных местных языков в системе администрации поощряло их применение в учебном процессе в начальной школе.
На сегодняшний день АЯ распространен в таких африканских государствах, как Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия, Южно-африканская республика, Судан, Сомали, Либерия, Намибия, Уганда.
Начало проникновения ФЯ в Африку относится к середине XVII века, когда французы вслед за португальцами, первыми открывшими Африканский континент, стали организовывать морские экспедиции к берегам Африки, создавать фактории и заниматься торговлей, включая торговлю рабами. Целенаправленное завоевание Африки французами началось в 1830 году на севере континента. Действия Франции, получившие название «Алжирской экспедиции», положили конец трехсотлетнему господству Османской империи и открыли путь к превращению Алжира в колониальное владение Франции. Французские владения затем распространились и на другие страны Северной и Северозападной Африки, входящие в так называемый Большой Магриб - Тунис, Марокко и Мавританию.
После Берлинской конференции (1884-1885 гг.) за Францией были закреплены владения в бассейне р. Конго, получившие название Французское Конго.
В 1895-1904 гг. образовалась Французская Западная Африка (к 1958 г. в ее состав входили Сенегал, Мавритания, Французский Судан, Французская Гвинея, Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта, Дагомея и Нигер). В 1896 году колонией Франции был объявлен Мадагаскар. В 1910 г. образовалась Французская Экваториальная Африка (к 1958 году в ее состав входили Габон, Среднее Конго, Убанги-Шари, Чад).
Таким образом, к концу XIX - началу XX века сложилась вторая по величине (после английской) французская колониальная империя, в которую вошли обширные территории севера, запада и центра Африканского континента, а также остров Мадагаскар. Формально не все владения Франции оказались в одинаковом положении подчинения. Большая часть их получила статус колоний, другие именовались протекторатами. И наконец, особый статус неотъемлемой части Франции получил Алжир.
При общности целей колониальная политика каждой державы имела свои особенности. Франция использовала главным образом методы прямого правления, с помощью армии и полиции подавляя сопротивление тех, кто не желал мириться с колониальным господством. Но, помимо практиковавшихся всеми колониальными державами методов военно-полицейского подавления и экономической эксплуатации, использовала и другие, достаточно тонкие средства воздействия на подчиненные народы, включая предоставление права ассимилироваться, т.е. уравняться в той или иной мере в правах с европейцами. Правда, для этого надо было доказать свою подготовленность к этому по уровню образования и общественному положению, поэтому преимуществами ассимиляции пользовались немногие: например, в конце XIX - начале XX в. - только жители четырех городов Сенегала, которые имели французское гражданство и могли посылать по одному депутату во французский парламент. Французская колониальная политика прямого правления, предполагавшая ассимиляцию местного населения, строилась на исключительном использовании европейского языка во всех сферах жизни.
Распространение ФЯ в странах Африки имеет свои отличительные черты. Во-первых, оно связано с насильственным подчинением целых стран и народов и их включением в колониальные империи Франции и Бельгии, создание которых было завершено в конце XIX - начале XX века. Во-вторых, можно утверждать, что экспорт французского языка в колонии был направлен на «офранцуживание» или «францизацию» коренного населения нефранцузского происхождения, которое предполагало знание официального языка администрацией, увеличение числа лиц, хорошо владеющих французским языком, употребление французской терминологии. Закрепление этого языка на совершенно иной социально-этнической и языковой почве не могло не предопределить ряд особенностей его дальнейшей эволюции. В-третьих, проникновение ФЯ на африканский континент имело место в эпоху, когда развитие капиталистических отношений уже привело к образованию единого национального литературного языка, значительно потеснившего территориальные диалекты в пределах метрополии. Именно общенародный литературный французский язык, а не какой-либо его диалект стал предметом вывоза в страны Африки. Его основными «экспортерами» были чиновники колониальной администрации, военные, миссионеры [Чередниченко, 1983: 18].
В.Т. Клоков выделяет следующие особенности распространения французского языка в Африке.
Во-первых, внедрение ФЯ осуществлялось в условиях игнорирования местных языков, что непосредственно соответствовало принципу «прямого правления», выбранному французской администрацией, ориентировавшейся в своей деятельности на культурную ассимиляцию местного населения. Право на исключительное использование ФЯ в официальной сфере и системе образования устанавливалось специальными постановлениями от 1924 и 1938 гг. Каких либо мер, способствовавших развитию африканских языков, не предпринималось.
Во-вторых, насаждение ФЯ в Африке носило избирательный характер. Это означало, что к европейскому языку приобщались главным образом дети африканской элиты. Так, в 30-е годы XX столетия во Французской Западной Африке обучалась лишь 1/45 детского населения. В результате этого в Африке сформировались две группы населения: с одной стороны - незначительная часть колонизаторов и африканской элиты, владевшая литературным французским языком, а с другой - массы трудового населения, практически лишенные доступа к официальному языку страны. Тем не менее последние стремились овладеть литературным ФЯ, с которым были связаны экономические, политические и социальные привилегии [Клоков, 1996: 8-9].
Но как в английских, так и во французских колониях в таких областях, как административная сфера, судопроизводство, среднее и высшее образование, современные отрасли хозяйства, а также в официальном общении закрепились и используются в большинстве стран в настоящее время исключительно европейские языки, на которых в основном развивается и современная художественная литература Тропической Африки [«Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе», 1996: 110].