ТЕТРАЭДРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ И СРЕДА

Человек познает самого себя, взаимодействуя с другими людьми и природой. Он выступает как исследователь собственного Я с целью его совершенствования, развития и как пользователь собственного Я с целью обеспечения и сохранения желаемых условий своего существования. И то и другое обусловлено процессом самопознания и познания других людей, т.е. рефлексией. И то и другое происходит в непосредственном или опосредованном взаимодействии и взаимном отражении.

В качестве инструмента рефлексии и расширения своего жизненного опыта человек использует модельные представления о Мире, о самом себе, о другом человеке. Эти модели могут быть восприняты извне (воспитание, обучение, образование, социализация) или создаются и развиваются самим человеком. Представление модели во внешней форме для ее применения и критики другими людьми в конечном счете способствует повышению степени адекватности наших знаний, установлению наиболее существенных на данном этапе связей и отношений, определяющих актуальное состояние и перспективы развития.

Исследуя и проектируя взаимодействие со студентами в образовательном процессе, педагог по отношению к студенту является частью среды (рис. 5.1), которая в данном контексте называется образовательной средой. В состав образовательной среды студента, помимо педагогов, входят другие студенты и сотрудники учебного заведения, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.

Модель при исследовании взаимодействий и отношений в системе «Человек-Среда»

Рис. 5.1. Модель при исследовании взаимодействий и отношений в системе «Человек-Среда»

При системном подходе условием существования и развития считается взаимодействие объекта со средой (наряду с взаимодействием внутри самого объекта). Результаты взаимодействия Человек—Среда в виде укрупненных единиц представлены на рис. 5.2. Это — воспроизводство Человека и общества, условий существования и условий потребления. Воспроизводя Человека—продолжателя культуры, общество воспроизводит себя как носителя культуры. Интеллектуальное и духовное воспроизводство Человека является основной целью образования.

Результаты взаимодействия в системе «Человек-Среда»

Рис. 5.2. Результаты взаимодействия в системе «Человек-Среда»

Человек и общество существуют до тех пор, пока есть материальные условия существования (человек как существо, природа, техносфера и информационная сфера). Однако, потребляя, человек и общество могут нарушить динамическое равновесие между воспроизводством и потреблением условий существования, что уже происходило неоднократно. Опасно не только истощение, но и перепроизводство отдельных условий существования (экономические кризисы перепроизводства товаров, потребление природного сырья, информационный бум последних десятилетий и т.п.).

Образовательной среде как части среды существования человека присущи те же последствия и ограничения, вызванные перепроизводством или истощением. Но ей свойственны также специфические внутрисистемные связи, прежде всего обусловленные политикой и идеологией, в значительной степени — интересами бизнеса различного уровня. Результатом такой зависимости, по нашему мнению, является массовое высшее (!) образование. Одна из причин этого — перепроизводство информации (как наименее энергоемкого продукта человеческого труда), побудившее увеличить сроки обучения и образования, а также «перепроизводство» иллюзий постиндустриального информационного общества. Неслучайно высшее образование уже стали делить на традиционное и элитное; на высшее образование, ориентированное на производство, и высшее академическое образование.

Задача любого уровня профессионального образования и каждого педагога — становление качеств личности, свойственных и необходимых профессионалу для выполнения функций в соответствии с разделением общественного труда. Информация нужна профессионалу, а обучающемуся профессии нужны знания. Перепроизводства знаний пока что никто не обнаружил.

Организм и среда

Организм человека как обладатель физических и психических свойств обеспечивает его контакт со средой, ее отражение и действия, направленные на использование и преобразование среды для продолжения своего существования. Взаимосвязь и взаимозависимость среды и человека очевидны. От природы человек наделен инстинктом (совокупностью врожденных компонентов поведения и психики) и задатками (врожденными анатомо-физиологическими особенностями тела и нервной системы, составляющими природную основу развития способностей). В процессе взаимодействия со средой на основе инстинктов и задатков (рис. 5.3) формируются динамические стереотипы (система условно-рефлекторных реакций на внешние воздействия и привычных при этом ответных действий). Инстинкты, задатки и динамические стереотипы являются основой развития способностей (психических особенностей человека, являющихся условием успешного выполнения им продуктивной деятельности).

Модель психической составляющей организма человека

Рис. 5.3. Модель психической составляющей организма человека

По существу предъявление обучающемуся ГКП ООД при выработке динамического стереотипа есть способ сокращения времени обучения, которое потребовалось бы в случае выработки условно- рефлекторных действий на основе случайных проб и ошибок, наказания или вознаграждения за осуществленные действия.

От природы человек получает биологическую основу своего дальнейшего развития. Вследствие различия как этой основы, так и условий дошкольного периода жизни, в общеобразовательную школу поступают учиться дети с существенным различием способности воспринимать информацию, понимать ее и тем более осознавать. В этот период жизни у детей наиболее развиты наглядно-действенное и наглядно-образное мышление — соответственно информация должна предъявляться им через показ и повторение действий, через естественную и искусственную наглядность.

Ощущение (отражение отдельных свойств предметов при непосредственном воздействии) и восприятие (целостное отражение предметов, ситуаций, событий при непосредственном воздействии, наблюдении) обеспечивают человека информацией о свойствах той части среды (рис. 5.4), с которой он непосредственно контактирует.

Составляющие сенсорно-моторного взаимодействия

Рис. 5.4. Составляющие сенсорно-моторного взаимодействия

Спонтанная реакция на то или иное свойство среды может дать результат, соответствующий потребностям человека, или наоборот. Эта связь ощущения, восприятия, действия и результата остается в памяти. Теперь человеку достаточно обнаружить некоторые признаки прежней ситуации при новом восприятии, чтобы предугадать развитие и возможные последствия. Это и есть опережающее отражение. На его основе совершаются действия при недостаточной информации, упреждающие развитие ситуации и потому в среднем повышающие вероятность получения благоприятного результата. Опережающее отражение в онтогенезе предшествует рассудочноразумному мышлению.

На начальном этапе обучения механизм опережающего отражения используется для установления некоторых связей между уже известным и вновь представленным объектом. При этом обучающихся побуждают принимать решения о сходстве и различии объектов, а также о возможном развитии наблюдаемой ситуации. Позитивный опыт принятия решений на основе опережающего отражения способствует в дальнейшем принятию решений при недостатке информации, но уже преимущественно на рассудочно-разумной основе.

Интеллект и среда

Ранее интеллект был определен как системное свойство человека, проявляющееся в успешном решении задач собственного существования и существования сообщества на основе использования и развития знаний. В соответствии с уровнем системности решаемых задач и используемых при этом знаний укажем составляющие интеллекта (рис. 5.5).

Выбор и осуществление решения на основе ГКП ООДП из числа ранее известных человеку соответствует репродуктивной деятельности и воспроизведению хода решения по памяти.

Составляющие интеллекта

Рис. 5.5. Составляющие интеллекта

Выбор и осуществление решения на основе ГОП ООДП из числа ранее известных человеку соответствует адаптивной деятельности на основе осознания. Переход к решению на основе осознания включает в себя анализ условий, указанных в задании, и анализ структуры задачи; выявление существенных связей между компонентами структуры и соответствующих им зависимостей (из числа ранее известных человеку); и, наконец, количественную оценку (рис. 5.6).

Общим для указанных составляющих интеллекта является логическое знание. Воспроизведение по памяти и осознание — процессы в большей степени логико-рассудочные. Им свойственны четкая однозначность и определенность, тенденция к упрощению и схематизации, что позволяет приводить знание в систему и представить деятельность последовательностью операций в форме ГКП или ГОП ООД.

Последовательность логико-рассудочных действий при решении задач на основе осознания

Рис. 5.6. Последовательность логико-рассудочных действий при решении задач на основе осознания

Переосмысление (рис. 5.5) соответствует решению при условии самостоятельно разработанной модели ситуации на основе известных человеку ГОП ООДП и создания нового способа решения на основе уже известного знания, т.е. эвристической деятельности.

По легенде, Архимед вскрикнул: «Эврика!», догадавшись, как определить, из чистого ли золота сделана корона. Он догадался, как применить уже известный ему закон, который носит ныне его имя.

Воспроизведение по памяти или осознание необходимы при решении задач, поставленных другими людьми, например руководителем работ. Это означает, что ими уже смоделирована данная ситуация и качественно определен конечный результат. Эти компоненты интеллекта могут быть сформированы в результате обучения и образования на основе известного знания и моделей типовых ситуаций.

Напротив, переосмысление проявляется и формируется в результате решения задач, непосредственно связанных с восприятием реальных (а не модельных!) ситуаций, событий, явлений, процессов. Таким образом, переосмысление может инициироваться средой, и поэтому необходимым условием переосмысления является включенность в практическую деятельность. Овладение опытом профессионального и социального взаимодействия происходит в процессе социализации.

Переосмысление — процесс в большей степени логико-разумный. Ему присущ выход за пределы известного знания, что является предпосылкой выявления неизвестных отношений, противоречий и противоположностей. Порождение нового происходит в результате оценивания и обобщения данных сенсорно-моторного, ценностносмыслового, рассудочного, собственных мыслей и конструируемых образов. Ход решения не может быть представлен только операциями. И ход решения и его результат неоднозначны.

С помощью простых операций сравнения можно установить пространственное или временное различие объектов, их мерность, т.е. отличить, выделить среди других объектов (рис. 5.7). Сопоставляя на основе мерности значимые для нас явления, можно установить их пространственную или временную последовательность, повторяемость событий. Для этого достаточно применить уже известные способы и средства. Это действия по преимуществу рассудочные.

Закон или закономерность являются следствием абстрагирования, выявления существенных признаков, свойственных последовательности наблюдаемых явлений. Наличие законов природы и упорядоченность явлений побуждает человека разумного (Homo sapiens) искать первопричину этого. Наука называет ее Самоорганизацией, религиозные верования — Творцом. В том случае, когда эти противоположности «сходятся», порождается еще одно имя, а именно — Космический Разум.

Предпосылки и результаты рассудочно-разумного познания

Рис. 5.7. Предпосылки и результаты рассудочно-разумного познания

Для интеллектуального творчества (рис. 5.5) характерно создание нового принципа действия, установление нового закона или правила решения ранее не решаемой задачи. Считается, что творческие решения обычно находят на «стыке» наук. В этом случае основным механизмом создания нового является синтез научных данных и знаний из различных областей науки. При синтезе нового целого происходит преобразование исходных частей известного знания, а не его разрушение, даже временное. Интеллектуальное творчество в своей основе имеет многогранное и системное знание, отдельные компоненты которого как бы взаимно проникают друг в друга. И в конечном счете обнаруживаются новые связи, отношения, законы. Догадка здесь также играет не малую роль, но не решающую. Всем этим, по нашему мнению, интеллектуальное творчество отличается от интуитивного творчества.

Духовность и среда

Только рассудочное знание может быть представлено линейно без существенных нарушений связей и отношений. При попытке описать отдельные отношения и связи системы «Человек — Среда» (см. рис. 5.1) мы сталкиваемся с необходимостью включать в описание одного вида отношений нечто, присущее другим отношениям. Так, рассудочно-разумное во внешнем плане оказывается связанным со средой через восприятия, что в большей степени свойственно сенсорно-моторному отношению. Соответственно во внутрисистемном плане интеллект можно представить состоящим из наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и интуитивного.

На рис. 5.1 показано, что логическое не является единственной связью интеллекта со средой. Интеллект взаимодействует со средой также через духовность. Ценностно-смысловое отношение между средой и человеком представим схемой на рис. 5.8.

Структура ценностно-смыслового отношения

Рис. 5.8. Структура ценностно-смыслового отношения

Первичным в процессе становления духовного является ядро культуры, формируемое в непосредственном взаимодействии ребенка и его окружения. Ядро культуры — это та часть культуры, которая воспринята в раннем детстве, неосознанно, некритично. В нее входят обычаи и предрассудки, регламентирующие отношения людей разного возраста, пола, национальности, отношение людей к природе, животному миру и т.п. Ядро культуры воспринимается человеком на эмоциональной основе (рис. 1.136).

Через понимание, а затем и осознание на основе ядра культуры формируются ценности как должное в данной общности. Человек обретает способность нравственно оценивать поступки и осуществлять самоконтроль жизни и деятельности эмоционально-чувственно (совесть) и на основе осознания причин выбора тех или иных действий и поступков (мотивов).

В соответствии с принятой моделью ценностно-смысловое отношение человека находится под контролем эмоций, интуиции и, в меньшей степени, рассудочного. Среда влияет на духовность, задавая некоторую систему ценностей и представляя ее в эмоциональном и рассудочном планах (см. рис. 5.1). Как правило, более действенным оказывается первый способ — представление ценностей в эмоциональном плане. Вероятно, это обусловлено тем, что рассудочное в большей или меньшей степени связано с разумным, а разумное подвергает критической оценке любое рассудочное.

Внушение основано на частичном или полном исключении рассудочного и тем более разумного при взаимодействии с другими людьми, поэтому оно часто оказывается эффективным способом побудить человека принять предлагаемую ему точку зрения.

Организм и интеллект

Информация о внешней среде и о состоянии самого организма отражается психически в форме образов (рис. 5.9). Для того чтобы осознанно действовать в ответ на эту информацию, интеллект сличает новые образы с образами, извлеченными из памяти (воспоминание).

Структура наглядно-образного мышления

Рис. 5.9. Структура наглядно-образного мышления

В результате воспоминания и сличения образов может быть обнаружено их сходство, подобие, идентичность (узнавание).

При наличии сходства новый образ будет включен в систему ранее известных образов, не вызывая ее качественного изменения (понимание). Осознание же происходит на основе выявления с помощью абстрагирования существенных связей нового образа с известными. Не исключено, что на основе нового образа будет сформировано новое понятие, если в существующей системе нет понятия, адекватного специфике или многообразию связей этого образа с уже известными.

Новые понятия и соотношения между ними (система знаний) могут появиться в результате преобразований, побуждаемых восприятием нового объекта, или в результате развития системы известных понятий логически. Последнее возможно, если система понятий уже сформирована на основе образов реальных объектов.

Духовность и организм

Ощущения и восприятия побуждают ответную эмоциональную реакцию человека, если они резко контрастируют или, наоборот, совпадают с его влечением, обусловленным неосознаваемой или недостаточно осознаваемой потребностью (рис. 5.10).

Сосредоточенность человека в данный момент на каком-либо объекте (внимание), препятствующем или способствующем удовлетворению насущной потребности, усиливает эмоции (отражение в форме ситуативного пристрастного переживания, вызванного соответствием или несоответствием объекта потребностям человека).

В результате развития духовного человек обретает способность переживать свое отношение к объектам на основе устойчивой системы мотивов (чувства).

Структура эмоционально-чувственного отношения

Рис. 5.10. Структура эмоционально-чувственного отношения

Без переживания, без закрепления отношении в чувствах ценности, мотивы, нормы поведения и общения оказываются недейственными.

Позитивная эмоциональность и конструктивное разрешение конфликтов в обучении и образовании — необходимое условие становления и развития личности человека. Эмоционально-чувственное отношение к объектам Мира способствует преодолению неполноты информации, инициирует творчество и составляет одно из жизненно важных условий жизнедеятельности человека.

Интеллект и духовность

Взаимосвязь духовности и интеллекта неоднозначна. Во всяком случае, высокий уровень интеллекта не гарантирует духовности человека. Как ни парадоксально, «пример» здесь подают многие из тех, кто всю свою жизнь отдал научным исследованиям. Достаточно вспомнить аргументы в пользу создания клонов человека и химерических существ с использованием ДНК человека.

«Пересечение» духовного и интеллектуального в человеке является самой большой его загадкой. Тем не менее предпринимались и предпринимаются попытки понять хотя бы ту часть этого «пересечения», которая обусловливает творчество человека. Однако пока что об этом можно судить лишь по некоторым внешним особенностям поведения и по самоанализу человека.

Во-первых, творчество не поддается ни контролю, ни самоконтролю. Это — процесс хотя бы частично неосознаваемый, интуитивный.

Во-вторых, творческие решения находят те люди, которые, как правило, испытывают страстное желание (рис. 5.11) достичь высокой с позиции самого человека цели, причем это желание поддерживается уверенностью (точнее — верой) человека в успех, в свои силы, знания, опыт, в безусловную полезность желаемого для людей, хотя бы только своей общности. В-третьих, желание и уверенность побуждают воображение, инициируют построение облика конечного результата поиска и средств его достижения. Для этого необходимы знание и опыт жизнедеятельности. Необходимы, но недостаточны.

Структура предпосылок интуитивного познания

Рис. 5.11. Структура предпосылок интуитивного познания

Результатом страстного желания, веры и воображения может стать особое психическое состояние внезапного усмотрения, понимание структуры ситуации и существенных отношений между ее компонентами, не выводимое из прошлого опыта, — инсайт (англ. insight — проницательность, понимание, озарение). Природа, механизм инсайта неизвестны. Считается, что инсайту предшествует состояние отказа от рассудочно-логического знания. Возможно, инсайт является следствием психического перенапряжения, частичного разрушения старых структур сознания и спонтанное (без участия сознания) воссоздание новых структур. Это не противоречит представлениям об информационной энтропии и бифуркациях в неравновесных системах. Не исключено также, что чрезвычайное напряжение пробуждает такие способы взаимодействия со средой, которые избыточны в обычном состоянии.

Знание играет двоякую роль в творчестве. Без знания невозможно «реалистичное» воображение и критичность оценивания возможных результатов на стадии поиска. Знание как предшествует, так и следует за внезапным усмотрением результата; ведь путь к этому результату еще предстоит выявить, осознать и «передать» другим. Не исключено, что высокий уровень связности исходного знания и его объем препятствуют образованию новых структур знания и тем самым, возможно, тормозят переход в состояние инсайта.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >