НРАВСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы» древнеримский историк Тацит Публий Корнелий

Актуальность изучения роли нравственных критериев в профессиональной деятельности объясняется исключительно важным значением духовно-нравственного фундамента поведения государственных (муниципальных) служащих в детерминации их правомерного или неправомерного поведения.

Решения, принимаемые на всех уровнях публичного управления в демократическом правовом государстве, должны опираться как на нормы права, так и на нормы морали и нравственности, общепризнанные в данном обществе представления о долге, чести и справедливости. Нравственностью пронизаны цели государственной службы, ее принципы, базовые профессиональные требования к ее кадрам, основные правила деятельности государственного (муниципального) служащего.

Опыт отечественной и зарубежной государственной службы свидетельствует о том, что ее деятельность достигает эффективности тогда, когда она строит свой фундамент не только с помощью административно-правовых регуляторов, но и опирается на нравственные принципы, которые поддерживаются обществом[1]. Примечательна мысль О. Шпенглера о том, что «история без нравственного целепо- лагания это окончательный закат Европы[2]». На наш взгляд, данное замечание применимо ко всем странам, в том числе и к Российской Федерации.

Изменения во всех сферах жизни общества в Российской Федерации акцентировали особое внимание на необходимости переосмысления нравственных критериев в профессиональной деятельности на государственной службе.

В настоящее время ученые и практические деятели сходны во мнении о важности осознания прямой зависимости между нравственным уровнем государственных служащих, антикоррупционной деятельностью и доверием народа[3]. Интересна позиция А. Кузьмичева, который сопоставляет уровень значимости нравственных критериев в профессиональной деятельности государственных служащих с развитием демократического правового и социального государства, а также определяет его целостность и авторитет[4].

Для древнегреческих философов приоритетным являлось соотношение термина «нравственность» с добродетелью и духовным самосовершенствованием личности[5].

В.И. Даль определяет нравственность как «добровольное самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом». Нравственность, присущая индивиду, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует[6].

У С.И. Ожегова «нравственность заключается во внутренних, духовных качествах, которыми руководствуется человек, а также в этических нормах, правилах поведения, которые определяются с помощью этих качеств»[7].

Поиск ответов на вопросы, каким я должен быть, чтобы быть человеком, и что я должен для этого делать, нашел логическое завершение в категорическом императиве, который был сформулирован родоначальником немецкой классической философии И. Кантом[8].

Усматривая сущность нравственности во всеобщей разумной идее добра, которая действует на сознательную волю в форме категорического императива, В.С. Соловьев поясняет: «Необходимо во всем придерживаться кульминационной точки нравственности, которая заключается в стремлении творить добро из одного уважения к долгу и к нравственному закону»[9].

Интересно мнение Дж.С. Маккензи (John Stuart Mackenzie) в своей работе «Этика» (1907 год), который считает, что «нравственность всегда должна сопровождаться правильным направлением воли»[10].

В.В. Сорокин под нравственностью понимает «особое духовное состояние человека или сообщества людей, характеризующееся воздержанием от зла и злых намерений и добровольным деланием добра с чувством любви и уважения к окружающим людям, обществу, природе, Отечеству. Этика же представляет собой область научных знаний, в которой предметно изучается нравственность (мораль)[11]».

В современном мире нравственность является ценностью глобального значения, обуславливающая духовный потенциал личности, общества и государства. Так, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывает на то, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[12].

Отметим, что нравственность является фундаментальной конституционной ценностью[13]. Она закрепляется в Конституции РФ на 2 уровнях: 1). Нравственность находится по значимости в одном ряду с основополагающими и общепризнанными ценностями правового государства (основы конституционного строя, права и свободы, безопасность государства и т.д.); 2). Конституция РФ обозначает нравственные ориентиры, которыми должны руководствоваться в своей деятельности личность (исходя из содержания прав, свобод и обязанностей), общество и государство (отражаются в характере полномочий и соответствующей юридической ответственности).

Развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины — это актуальная приоритетная задача государства в сфере воспитания[14].

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года[14] духовно-нравственными ценностями, сложившимися в процессе культурного развития России следует считать: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» национальными интересами на долгосрочную перспективу являются, в том числе, сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей1.

Под нравственными национальными ценностями следует понимать основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и определяющие единую ценностно-нормативную систему поведения во всех сферах жизнедеятельности2:

Таблица 1

Соборность

Добротолюбие

Стремление к правде

Патриотизм

Духовная общность народа

Единство народа в исполнении долга

Ответственность

Человеколюбие

Милосердие

Бескорыстие

Сопереживание

Открытость

Отзывчивость

Доброжелател ь- ность

Честность

Воля

Личное достоинство

Честь

Совесть

Справедливость

Равноправность

Порядочность

Искренность

Державность

Любовь к Родине

Исполнение нравственного долга перед своей семьей и Отечеством

Защита Отечества

Верность воинскому и служебному долгу

  • 1 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть 11), ст. 212.
  • 2 Москаленко И.В. К проблеме изучения нравственных ценностей: нравственные национальные ценности: нравственные национальные ценности / И.В. Москаленко // Проблемы и перспективы развития образования в XXI: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты): Материалы международной научно-практической конференции. Пенза — Ереван — Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. С. 63—69.

В настоящее время одной из злободневных проблем государственного масштаба является обеспечение нравственности в профессиональной деятельности на государственной службе и заключается, прежде всего, в том, что государственные служащие наделены огромным влиянием практически на все сферы общественных отношений, поэтому их неправомерные действия способны подорвать авторитет всей государственной службы[16].

Многочисленные социологические и научные исследования профессиональной культуры, этики и психологии государственных служащих указывают на обесценивание нравственных норм и правил служебного поведения и превалирование в этой связи частного интереса над служебными интересами[17].

Социологические исследования свидетельствуют о существенных изменениях нравственных ценностей общества:

  • - нивелировалась важность и необходимость таких моральных качеств, как добросовестность, сознание и чувство общественного долга, честность, порядочность, верность, справедливость;
  • - возрастания роли квалифицированного потребителя;
  • - в массовом сознании преобладает культ материальных ценностей, который способствует одному из самых отрицательных аморальных проявлений в обществе — коррупции[18].

Общепризнанным фактором является соотношение нравственной деформации общества и негативных изменений в сфере профессиональной морали на государственной службе. Становление и развитие нравственных критериев в профессиональной деятельности государственных служащих должно основываться, прежде всего, на государственной востребованности данных качеств, поддержку их как со стороны властных структур, так и гражданского общества.

Интересная позиция М. Ван Уарта, который предлагает соотнести группы интересов государственных служащих при принятии решений и нравственными критериями[19] (правовой интерес должен основываться на соблюдении законодательства; личные ценности должны соответствовать основополагающим принципам этического сознания; профессиональный интерес должен, прежде всего, ориентироваться на совершенствование профессиональной компетенции).

Представляется затруднительным установить исчерпывающий список механизмов становления и развития нравственных критериев в профессиональной деятельности государственных служащих, так как значительное влияние оказывают факторы внешней среды. Тем не менее, совершенствование нравственных качеств личности на государственной службе будет только способствовать укреплению авторитета властных структур и эффективности функционирования всего государственного механизма в целом[20].

Стоит подчеркнуть, что в действующем российском законодательстве уже установлены ключевые правила служебного поведения государственных служащих и требования к нему[21].

В целях укрепления авторитета государственных институтов и обеспечения условий для добросовестного исполнения государственными служащими должностных обязанностей Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885[22] введен в действие ряд общих руководящих начал.

Конкретизацию они получили в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[23].

В ст. 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» сформулированы обязательные правила, ряд которых можно отнести к нравственным ориентирам и сгруппировать в следующем виде:

Таблица 2

Добросовест

ность

Беспристрастность

Честь и достоинство

Уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации

исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне (п.1)

обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций (п. 4)

не совершать поступки , порочащие его честь и достоинство (п.8)

проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации (п. 10)

соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации (п. 14)

не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (п. 5)

учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий (п. 11)

соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций (п.7)

способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (п.12)

проявлять корректность в обращении с гражданами (п. 9)

Такой нравственный ориентир как добросовестность находит свое закрепление в п. 1. В свою очередь принцип беспристрастности находит свое отражение в п. 4, в котором указывается на необходимость «обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций». Кроме того, данный принцип обуславливает содержание следующий требований:

  • — не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (п. 5);
  • — соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций (п. 7) и др.

К нравственным ориентирам можно отнести и требование, устанавливающее барьер на деяния, которые могут опорочить его честь и достоинство (п. 8). Так, в процессе принятия решений государственный служащий не в праве допускать превалирование своих частных интересов над служебными обязанностями[24]. Кроме того, предусмотрено требование «проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации» (п. 10). Данное требование предписывает государственным служащим не только блокировать модели служебного поведения, восходящие к традициям сословно-кланового корпоративизма, но и обязывает учитывать нравственные традиции, способствующие укреплению эффективности гражданской службы Российской Федерации[25].

Примечательно, что перечисленные нормы содержат в себе условия предписывающего и рекомендательного характера. Они говорят, как необходимо действовать при разрешении сложных вопросов, где значительную роль призваны сыграть нравственные и этические свойства, отражающие деловые качества государственного гражданского служащего[26].

Так, 23 декабря 2010 г. на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс)[27].

Например, в статье 8 Типового Кодекса указано, что он «служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля»[27].

Интерес представляет глава III Типового Кодекса, в которой указаны предпочтительные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих. Среди них заслуживает внимания статья 21, в которой указывается, что «государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационнораспорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата».

В статье 26 отмечено, что государственный служащий в своем поведении должен воздерживаться от любых проявлений грубости, оскорбительных выражений, действий, провоцирующих противоправное поведение и т.д. В свою очередь, государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Этот подход находит отражение в большинстве этических и моральных кодексов[29], в основе которых стоят профессиональный долг, честь и совесть, где:

Долг — это этическая категория и профессиональная необходимость, выраженная в нравственно-правовых требованиях к личности работника. Быть человеком долга — значит не только понимать нравственные ориентиры при выполнении обязанностей службы, но и следовать этим требованиям к служебному поведению в своей профессиональной деятельности.

Особенностью морального долга заключается в самостоятельном осознании человеком его объективного содержания и способность руководствоваться им, выполнять требования не по принуждению, а по велению совести, выступающей в качестве средства внутреннего самоконтроля[30].

Честь — то, что человек должен завоевать, чего он добивается. Известные ученые сходятся во мнении, что честь является нравственной категорией, которая связывается с оценкой личности в глазах окружающих и отражает конкретное общественное положение человека, род его деятельности и признание его моральных заслуг, определенную меру духовных, социальных качеств гражданина[31].

Совесть — это осознание моральной ответственности работника за свое поведение на службе и в быту, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, начальниками, государством.

Совесть — «этическая категория, существо которой сводится к способности человека осуществлять правовой самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения»[32].

Совесть — это «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом[33]; внутренняя оценка своих поступков и чувство нравственной ответственности за свое поведение»[34].

Таким образом, научные и практические деятели признают необходимость следования общепризнанным нравственными принципам в профессиональной деятельности государственных служащих[35].

Нравственное сознание, моральные ценности и принципы образуют ценностный каркас и социальные критерии в правоприменительной сфере, обусловливая эффективность реализации закона в общественной жизнедеятельности. Именно придав императивный характер нравственным критериям в профессиональной деятельности, возможно, существенно ограничить произвол государственных служащих[36].

Так, отдельные нравственные требования нашли свое отражение при формировании правил поведения судей и сотрудников правоохранительных органов.

Естественно, правила поведения судьи всегда предусматривают наиболее строгий стандарт высоконравственных требований. На протяжении длительного времени поведение судей определялось их собственными нравственными представлениями.

Выдающимся российским юридическим деятелем справедливо признается А.Ф. Кони, который является основателем отечественной судебной этики. Ученый в своих трудах уделял пристальное внимание индивидуальным особенностям личности, подчеркивая высокое значение не только служебного, но и нравственного долга. А.Ф. Кони предписывал государственным деятелям всегда помнить, что зачастую объектом их действий является человек, обладающий неотъемлемыми правами на уважение к своему человеческому достоинству»[37].

Надо отметить, что на законодательном уровне отечественные правила судебной этики впервые были сформулированы и закреплены Законом от 20 мая 1885 года, объявлявшим все предосудительные и безнравственные деяния относить к недостойным звания судьи. При этом в данном Законе устанавливались высокие нравственные требования, необходимые для поступления на судебную службу и исполнения соответствующей должности. Благодаря научным трудам советских[38] и российских[39] ученых был заложен фундамент для понимания оптимальной модели судейского поведения и создан Кодекс судейской этики.

Кодекс судейской этики, являясь актом судейского сообщества, устанавливает обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, основанные на высоких нравственно-этических требованиях, положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах в сфере правосудия и поведения судей[40].

В пункте 1 статьи 6 указано, что «судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи». Уточним, что, по нашему мнению, честь судьи выражается в его добром имени, личном авторитете, проявляется в верности профессиональному и нравственному долгу[41].

Кроме того, в главе III закреплены и раскрыты такие нравственные идеи, как независимость, объективность, беспристрастность, добросовестность, равенство. Более того установлены основополагающие правила профессионального поведения судьи. Так, в п. 6 статьи 12 указано, что Председатель суда должен добросовестно использовать свое право решать кадровые вопросы, избегая необоснованных назначений, покровительства, семейственности. При осуществлении организационно-распорядительных полномочий председатель суда должен быть корректным, сдержанным по отношению к судьям и к иным лицам, находящимся в его подчинении, терпимо относиться к критике своих действий, не допускать прямого или косвенного преследования за критическое отношение к себе. Более того, недопустимы как противоправное покровительство по службе (незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью), так и попустительство по службе (непринятие мер за упущения или нарушения, допущенные в служебной деятельности, не реагирование на неправомерные действия).

Интерес представляет и глава IV «Принципы и правила поведения судьи во внесудебной деятельности». Так, в ст. 14 говорится, что «во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости».

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу о том, что осуществление судебной деятельности является не только профессией, но и соответствующим образом жизни и прочной установкой в необходимости формирования и проявления высоких нравственных качеств.

Требования нравственности являются обязательными, а зачастую и приоритетными принципами функционирования прокуратуры[42]. Этические нормы профессиональной деятельности прокурора находят свое отражение не только на национальном, но и на межгосударственном уровнях, что лишний раз подтверждает их значение для полноценной реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Так, в соответствии со Стандартами профессионального поведения и ответственности прокуроров, принятыми 23 апреля 1999 г. Международной Ассоциацией прокуроров[43], прокуроры:

  • — всегда поддерживают честь и достоинство своей профессии;
  • — ведут себя профессионально, в соответствии с законом, правилами и этикой своей профессии;
  • — применяют высочайшие стандарты честности и внимательного отношения;
  • — стремятся быть стойкими, независимыми, беспристрастными;
  • — служат интересам общества и защищают их.

Прокуроры должны исполнять свои обязанности беспристрастно, без страха, одолжения или предрассудков, не поддаваться влиянию интересов индивидуальных лиц или групп, давлению общества или прессы, всегда стремиться к установлению истины, содействовать в этом суду и обеспечить законное и справедливое решение для пострадавшего, обвиняемого и всего общества в соответствии с законом и велением справедливости. Отмечается, что такая базовая правовая ценность как справедливость является вершиной правового регулирования, но и «своего рода стержнем, скрепляющим всю иерархию социально значимых ценностей от духовно-нравственных глубин до норм публичного права, признается аксиологической моральноправовой категорией»[44].

Интерес представляют Руководящие принципы в сфере этики и Кодекс поведения работников прокуратуры, так называемые Будапештские рекомендации[45].

Данный Кодекс поведения указывает основные обязанности работников прокуратуры, профессиональное поведение в целом и в частной жизни.

Так, в разделе 1 Рекомендаций закрепляется обязанность постоянно и в любых ситуациях осуществлять свои функции честно, справедливо и беспристрастно, уважать, защищать и соблюдать права и достоинство личности.

Раздел 4 устанавливает критерии поведения прокурорских работников в частной жизни (не должны использовать служебную информацию для продвижения своих частных интересов, не должны принимать никаких подарков, премий, льгот от третьих лиц и так далее).

В целях установления правил поведения и норм служебной этики прокурорского работника в профессиональной и во внеслужебной деятельности были приняты Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации[46].

Целью настоящего Кодекса является поддержание статуса и высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Так, прокурорский работник в служебное и во внеслужебное время в своей деятельности обязан, в том числе, стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни.

В свою очередь, Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации закрепляется необходимость «формирования мировоззрения и системы ценностей прокурорских работников, а также социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, необходимых для эффективного труда, готовности к выполнению служебных задач в любой обстановке, способности к преодолению трудностей, безусловному соблюдению ограничений и запретов».

Закон о прокуратуре Российской Федерации также содержит нравственные требования к поведению прокуроров. В частности, ст. 40.1 установлено, что прокурором может быть лицо, которое, наряду с другими необходимыми качествами должны обладать профессиональными и моральными качествами. В соответствии со ст. 40.4 лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, в соответствии с которой обязуется, в частности, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и спра-

2

ведливость при решении судеб людей, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры. Именно поэтому требования нравственности можно считать приоритетными в числе тех, которые могут быть предъявлены не только непосредственно к служебной деятельности прокурора, но и к правильности выстраиваемых им взаимоотношений с подчиненными, посетителями, должностными лицами поднадзорных органов и организаций, а также к его поведению вне службы, в быту.

Служение общественному долгу, честность, справедливость, беспристрастность, добросовестность, профессионализм и иные нравственные качества являются ключевыми критериями оценки профессиональной пригодности государственных служащих.

Необходимо еще раз подчеркнуть ведущую роль государства в формировании нравственных критериев в профессиональной деятельности государственных служащих в системе государственной службы и в социуме, важность ее действенных методов, направленных на установление должных ориентиров поведения1.

Таким образом, перелом в борьбе с коррупцией, как и с другими негативными явлениями в Российской Федерации, наступит тогда, когда высокие морально-нравственные ценности будут определять общественное сознание, поступки и взаимоотношения всех членов общества.

  • [1] См.: Ковальцев Г. И. Борьба с коррупцией в деятельности государственных органов власти и нравственность // Организационно-управленческие механизмыантикоррупционной деятельности (российский и зарубежный опыт): сборниктезисов докладов и статей III Международной научно-практической конференции25 января 2016 года/ отв. ред. Р.А. Абрамов.М., 2016.
  • [2] Шпенглер О. Закат Европы. Всемирно-исторические перспективы. М., 1998.С. 353-354.
  • [3] См.: Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: учеб, пособие /А.И. Ионова; под общ. ред. Г.В. Атаманчука. М., 2003.
  • [4] Кузьмичев А. Проблемы морали или права // Служба кадров. 2001. № 12. С. 40-43.
  • [5] Сулакшин С.С. Фундаментальный контекст концепта нравственного государства.М., 2013.
  • [6] Даль В.И. Словарь живого великорусского языка // http://v-dal.ru/.
  • [7] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // http://www.ozhegov.com/words/19070.shtml.
  • [8] «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей волидолжна стать всеобщим законом природы» // Кант И. Критика практическогоразума // Сочинения в 6 т. Т. 4. Ч. 1.М., 1965. С. 461.
  • [9] Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т.Т.1.М.: Мысль, 1990.
  • [10] Маккензи Дж.С. (John Stuart Mackenzie, A Manual Ethics). Этика. 1907. С. 29.
  • [11] Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России: монография. М., 2007. С. 129.
  • [12] СЗРФ. 2014. №31. Ст. 4398.
  • [13] Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2012.
  • [14] Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» //«Собрание законодательства РФ», 08.06.2015, № 23, ст. 3357.
  • [15] Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» //«Собрание законодательства РФ», 08.06.2015, № 23, ст. 3357.
  • [16] Шободоева А.В. Проблема формирования нравственных основ государственнойгражданской службы Российской Федерации // Известия ИГЭА (БГУЭП): Электронное издание — 2013, № 6.
  • [17] Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие/Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова и др.; отв. ред. А.Ф. Но-здрачев. М, 2016.
  • [18] Соколов В.М. Социология морали — реальная или гипотетическая? / В.М. Соколов// СОЦИС. 2004. № 8. С. 78-87.
  • [19] Van М. Wart. The Sources of Ethical Decision Making ton Individualsin Public Sector //Public Administration. 1996. Vol. 56, № 6. P. 325-333.
  • [20] Курбанов Р. Формирование нравственности и морали государственных служащихв Российской Федерации // Власть. 2008. № 1. С. 31—35.
  • [21] См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Обутверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3196; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ.2004. №31. Ст. 3215; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  • [22] Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утвержденииобщих принципов служебного поведения государственных служащих» // «Собрание законодательства РФ», 19.08.2002, № 33, ст. 3196.
  • [23] Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ»,02.08.2004, № 31, ст. 3215.
  • [24] Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (постатейный) // под ред. А.Ф. Ноздрачева (Подготовлендля системы «КонсультантПлюс», 2005).
  • [25] См.: Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., ЧикановаЛ.А. Кадровику госслужбы. М.:МЦФЭР, 2006. 304 с.
  • [26] Гогин А.А. К вопросу о защите нравственности как фундаментальной социальнойценности // История государства и права. 2015. № 13. С. 14-18.
  • [27] Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиумаСовета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.(протокол № 21)) // «Официальные документы в образовании». № 36. Декабрь,2011.
  • [28] Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиумаСовета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.(протокол № 21)) // «Официальные документы в образовании». № 36. Декабрь,2011.
  • [29] См., например: Приказ Минюста России от 23.03.2011 № 93 (ред. от 03.04.2014)«Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов» // «Бюллетень Минюста РФ». № 2. 2012; Приказ Минобрнауки РФ от22.06.2011 № 2047 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства образованияи науки Российской Федерации» // «Бюллетень Минобрнауки РФ». № 11. 2011;Приказ Росфинмониторинга от 25.03.2011 № 109 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральнойслужбы по финансовому мониторингу» (ред. от 26.02.2016) // 1Щр://уууТе<Мт.ги; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 № 79(ред. от 13.04.2015) «Об утверждении Типового кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управленийСудебного департамента в субъектах Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс»; и т.д.
  • [30] См.: Филатова О.Г. Этика. Конспект лекций. СПб., 2000. С. 43.
  • [31] См.: Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона.М., 2004. С. 1.; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / подред. В.М. Лебедева. 3-е изд. М., 2004. С. 355; Братусь С.Н. Предмет и системасоветского гражданского права. М., 1963. С. 85; Малеина М.Н. Защита личныхнеимущественных прав советских граждан. М., 1995. С. 58; Экштейн И. Честь вфилософии и праве. М., 1997. С. 38.
  • [32] См.: Кобликов А.С. Юридическая этика. М., 2002. С. 18.
  • [33] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953. С. 684.
  • [34] См.: Словарь русского языка: В 4 т. М., 1961. Т. 4. С. 243.
  • [35] Браташова Ю.А. Этика государственной службы на современном этапе развитияРоссии // Российская юстиция. 2016. № 11. С. 6—8.
  • [36] Ковлакас Н.В. Нравственные основания оптимальности и адекватности правоприменительной деятельности // Юристь-Правоведъ. 2009. № 5.
  • [37] Кони А.Ф. Собр. соч. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие чертысудебной этики). М., 1967. Т. 4. С. 33—70.
  • [38] Ароцкер Л.Е. Судебная этика//Социалистическая законность. 1969. № 9. С. 31 —35; Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Воронеж, 1973; Проблемы судебной этики. М., 1974; Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975. С. 49—61;Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Собрание сочинений.М., 1967. Т. 1; Строгович М.С. Судебная этика, ее предмет и сущность // Советское государство и право. 1971. № 12. С. 88—97, и др.
  • [39] См., например: Вель Ги де, Радутная Н.В., Трюш П. и др. Этика судьи: Пособиедля судей. М., 2002; Пашин С. Судейская этика. М., 2001. Горский Г.Ф., КокоревЛ.Д., Котов Д.Н. Судебная этика. Воронеж, 1973; Закомлистов А.Ф. Судебнаяэтика. СПб., 2002; Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы. С. 206—222; Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежный компоненты / под ред. М.М. Славина. М., 2008 (глава 4 — Морально-этический компонент статуса судей); Пашин С. Судейская этика. М., 2001;Северин Ю.Д. Организационные основы правосудия. Проблемы и опыт в канунсудебной реформы. М., 2003; Ярославцев В.Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество. М., 2007; Проблемы судебной этики / Под ред. М.С. Стро-говича. М., 1974, идр.
  • [40] Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред.от 08.12.2016) // «Бюллетень актов по судебной системе», № 2, февраль, 2013.
  • [41] Владыкина Т.А. Кодекс судейской этики: теоретико-правовой аспект // Российский судья. 2010. № 11. С. 34—37.
  • [42] Карпов Н. Нравственные основы прокурорской деятельности // Законность. 2008.№ 12. С. 25-27.
  • [43] Raising standards for Prosecutors worldwide; improving international co-operation tocombat crime // http://www.iap-association.org/
  • [44] Цыбулевская О.И. Методология исследования нравственных оснований права //Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н.И. Матузова иА.В. Малько. Саратов, 2007. С. 449.
  • [45] Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров «Будапештские руководящие принципы». Приняты на 6-й конференции ГенеральныхПрокуроров Европы в Будапеште 31 мая 2005 г.
  • [46] Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 N 114 (ред. от 22.04.2011) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника РоссийскойФедерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» //«Законность», N 6, 2010.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >