Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow "Цветные революции" и "Арабская весна" в конституционном измерении: политолого-юридическое исследование

Основы правового статуса личности в конституциях «цветных революций» и «арабской весны»

Предваряя анализ конституционных изменений института прав и свобод личности в рассматриваемых странах, следует остановиться на современных общемировых тенденциях такого регулирования.

Обобщая конституционное законодательство и практику стран мира, в современных условиях можно выделить пять основных подходов к проблеме конституционного статуса личности: либеральноиндивидуалистический, социалистический, мусульманский, существующий в обычном праве отдельных племен и складывающийся либерально-социальный. Эта классификация в известной мере условна, но она дает общее представление о наиболее существенных чертах указанных подходов[1].

По своему происхождению либерально-индивидуалистический подход является западным. Он возник в результате ликвидации феодального строя и абсолютной власти монарха и длительное время был единственным (исключая регулирование в обычном праве племен). Индивидуалистические черты в нем иногда превалируют и теперь (особенно в англосаксонской системе права), хотя принятые во многих странах Запада новые конституции, исходящие из идей социально ориентированной рыночной экономики, поддержки слабых и обездоленных слоев населения, во многом изменяют его первоначальное содержание. Либерально-индивидуалистический подход предполагает приоритет личности перед обществом и государством, личную свободу, подчеркивая естественные, неотчуждаемые права человека. При этом подчеркивается значение «автономии личности», ее независимости от государства в «гражданском обществе». Наряду с естественными (в основном личными) правами большое внимание уделяется политическим правам и свободам, а социально-экономические права в старых конституциях совсем не фигурируют (в новых они представлены, что является одним из показателей преобразования либерально-индивидуалистического подхода в либерально-социальный).

Либерально-индивидуалистическому подходу к правовому статусу личности был противопоставлен социалистически-коллективистский подход, сформулированный марксизмом-ленинизмом. Он делает акцент не на личных правах, правах человека (понятие естественных прав вообще отвергается), а на правах гражданина, трудящегося (а не эксплуататора) и на социально-экономических правах (труд, отдых, пенсии, образование и др.), которые считаются особенно важными для трудящегося человека. Данный подход основан на приоритете коллектива (общества, класса, объединения) и государства («государства трудящихся») по отношению к личности. Считается, что человек может реализовать свои права и выполнить обязанности только в определенном сообществе людей (действительно, это невозможно на необитаемом острове), гарантом такой реализации может быть только государство, в том числе используя угрозу государственного принуждения. В конституциях стран тоталитарного социализма права и обязанности для разных категорий граждан могут быть неодинаковыми (избирательные права могут предоставляться лишь трудящимся, равно как право на отдых, бесплатное государственное образование или медицинское обслуживание, пенсии и т. д.). Установка на превалирование общественных интересов над личными при социалистическом подходе как следствие влечет приоритет не столько прав личности, сколько ее обязанностей перед обществом, государством и коллективом. Главными гарантиями прав считаются материальные, в основе которых «социалистическая экономика», и политические («власть трудящихся»), юридическим гарантиям придается второстепенное значение (иногда они почти не упоминаются в конституциях тоталитарного социализма).

Третий подход к правовому статусу личности связан с мусульманской концепцией права, в которой сильно влияние специфических предписаний Корана, Сунны, стоящих в иерархии правовых источников над законами. Это право религиозного характера и право персонал истское: оно распространяется на исповедующих ислам, хотя некоторые нормы относятся и к находящимся в мусульманской стране иностранцам или приверженцам иных религий. Особенности в регулировании правового статуса личности отчетливо проявляются в тех странах, где применяется традиционное (классическое) мусульманское право (Оман, Саудовская Аравия и др.). Там статус гражданина можно получить только в связи с религиозной принадлежностью: надо родиться мусульманином или принять ислам и соответствующий образ поведения, в том числе в быту. В некоторых других арабских странах существуют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами, например, при назначении на государственные должности.

Даже в тех арабских странах, где классическое мусульманское право государственными органами непосредственно не применяется, высшие государственные должности (например, президента в Сирии) согласно конституциям могут занимать только мусульмане. Мусульманское право устанавливает и иные различия в положении личности. Главное в мусульманском праве не столько права личности, хотя они признаются, сколько ее обязанности перед Аллахом и уммой — общиной правоверных1.

Обычное право (система правовых обычаев племен в Азии, Африке, Океании, в отдельных странах Латинской Америки) создает обычноправовую модель положения индивида. Правовой статус лица в этом случае в определенной мере зависит от его принадлежности к данному племени, но, разумеется, на личность распространяются и правовые нормы.

Складывающийся в современных условиях либерально-социальный подход к правовому статусу личности воспринял, переработав, дополнив, изменив, позитивные стороны разных подходов. Он соединяет индивидуальность и коллективизм, собственную активность, заботу о себе и социальную поддержку со стороны государства, свободу личности и ее социальную ответственность[2] [3].

Перечень конкретных личных прав в современных конституциях, как правило, соответствует установившимся международным стандартам. Обычно говорится о праве на жизнь, на собственность, о свободе, неприкосновенности, достоинстве личности, о праве на неприкосновенность частной жизни, на защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, о неприкосновенности жилища, о праве свободного передвижения и выбора места жительства, о праве свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, использовать родной язык, о праве на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Сказано о свободе выбора профессии, преподавания, свободном использовании своего имущества и способностей для не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно многим основным законам сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Конституции устанавливают свободу совести (вероисповедания), иногда — право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, проповедовать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Гарантируются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируются свобода массовой информации, право на объединение (это и личное, и политическое право).

К числу личных относятся взаимные права (и, следовательно, обязанности) родителей и детей, право на благоприятную окружающую среду и др. Иногда говорится, что дети, рожденные вне брака, имеют равные права с другими детьми, о праве граждан получать от государственных органов информацию, представляющую не только личный, но и общественный интерес.

Некоторые из перечисленных положений имеют комбинированный характер, т. е. относятся одновременно и к личным, и к политическим (например, право на объединение), к личным и экономическим (право каждого на занятие предпринимательской деятельностью) или культурным правам (свобода преподавания). Классификация прав личности по различным группам в определенной степени имеет условный характер.

При анализе в конституциях перечня личных прав и свобод возникают пять проблемных вопросов. Первый: все ли личные права, названные в конституциях, действительно нуждаются в закреплении на конституционном уровне? Иногда основные законы перегружены положениями, которые по своей природе не нуждаются в конституционном закреплении и обычно находят отражение в уголовно-процессуальном законодательстве (положения о подсудности, о праве на суд с участием присяжных заседателей по определенным делам, о возможности бесплатной юридической помощи адвоката, о том, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, о том, как толковать неустранимые сомнения в виновности лица, о допустимости доказательств, о праве не свидетельствовать против супруга, близких родственников и др.).

Несомненно, современная конституция должна содержать некоторые положения подобного рода. Они были справедливо подняты на уровень конституционных в конкретной обстановке борьбы с абсолютизмом, засильем королевских чиновников и пристрастностью королевских судов.

Вторая проблема связана с вопросом о полноте гарантий. В современных конституциях названы многие традиционные гарантии прав человека. Так, оговорены срок задержания до принятия судебного решения об этом (обычно 48 часов); необходимость добровольного согласия человека для проведения в отношении него медицинских, научных или иных опытов; запрет пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения и т. д. Ограничение некоторых прав (тайны переписки, неприкосновенности жилища и др.) возможно только в случае судебного решения или в случаях, установленных законом. Говорится в конституциях о запрещении цензуры и недопустимости ограничения свободы информации под предлогом государственной тайны (устанавливается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется только законом, а не иным документом или усмотрением должностных лиц).

Третья проблема при регулировании личных прав связана с соотношением тезиса о верховенстве конституции и ее непосредственном действии и некоторых норм переходных и заключительных положений, допускающих временное (до принятия необходимого законодательства) действие ряда правовых актов, не соответствующих конституции. Такая ситуация, как вынужденная необходимость, складывается во всех странах при принятии новой конституции. Особенно острой она становится в условиях, когда страна переходит от одной общественной системы к другой. В таких условиях нужно особое внимание уделять формулировке о сроках действия статей заключительных и переходных положений.

Четвертая проблема вытекает из необходимости особого регулирования личной интеллектуальной собственности. В новейших конституциях последних лет положениям об интеллектуальной собственности отводится гораздо больше места. Это естественно: в эпоху научно- технической революции, информационного, постиндустриального общества иного и быть не может.

Пятая проблема связана с развитием науки и техники, с новыми данными. Некоторые положения, вытекающие из этого фактора и касающиеся личных прав человека, иногда находят отражение в конституциях. Новые проблемы связаны с эвтаназией, с генной инженерией, с клонированием человека. Эти вопросы имеют конституционное значение, придают новые аспекты некоторым правам личности. Современные конституции должны учитывать это.

Перечень политических прав, содержащихся в конституциях, является в своей основе традиционным. Обычно к их числу относятся: свобода мысли и слова (иногда говорится о свободе печати); свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования; право на объединение; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к государственной службе (это одновременно и проявление принципа равноправия граждан); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В отличие от личных политические права могут быть не только индивидуальными, но и коллективными. Это обстоятельство не до конца осознано творцами конституций, хотя первое политическое право — право народа на сопротивление угнетению со стороны управляющих было включено в документы важнейшего конституционного значения еще в XVIII в. О нем говорилось в Декларации независимости США 1776 г., во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Однако в тексты конституций оно не вошло, да и французская Декларация была декларацией о правах индивидов. В некоторых новых конституциях стран Африки, принятых после свержения диктаторских режимов, говорится об этом праве народа, правда, с уточнением: сопротивление мирными средствами (например, кампании гражданского неповиновения). В европейских конституциях (Германия, Словакия и др.) это право все-таки толкуется, скорее, как индивидуальное: право человека оказывать сопротивление всякому, кто посягает на демократический строй. Вряд ли этого достаточно. Диктаторские режимы были, есть и могут возникнуть в будущем (например, один из них — режим С. Хуссейна в Ираке пал лишь в 2004 г.). Поэтому принципиальное положение о праве народа и отдельных граждан (именно граждан) на сопротивление угнетению должно присутствовать в современной конституции.

Еще одна проблема в сфере политических прав связана с регулированием коллективного права на организованную парламентскую политическую оппозицию (один человек — это еще не организованная политическая оппозиция). Во многих странах Европы это право сложилось давно, естественным путем, в том числе как конституционный обычай. Теперь оно получило закрепление в некоторых конституциях (Бразилии, Колумбии, Португалии, Перу и др.).

К числу коллективных прав относится право наций (народов, этнических групп) на самоопределение. Оно соответствует общим принципам международного права. Уже давно известно, что право на самоопределение принадлежит только компактно проживающим этносам (разрозненные представители различных наций им практически не могут воспользоваться, они используют другие формы, например национально-культурную автономию1). Право компактно проживающих этносов на территориальное самоопределение может реализоваться в различных формах (территориальная автономия, федерирование и др.). Право народа на самоопределение и целесообразность выбора той или иной формы его осуществления, в том числе целесообразность отделения, — разные вещи (право на самоопределение вовсе не означает обязательного отделения, а иногда не означает и права на отделение).

В классификации политических прав граждан может быть выделена особая группа национальных прав. Субъектом таких прав выступает индивид и коллектив (народ, нация, этническая общность, национальность), что является основанием говорить об индивидуальном и коллективном характере рассматриваемой категории прав в зависимости от их носителя. Национальными правами обладает каждый[4] [5]. Национальные личные права связаны с национальной самоидентификацией человека (выбор национальности, родного языка, образа жизни). Через индивидуальные национальные права реализуется этническая свобода личности. Посредством коллективных национальных прав обеспечиваются специфические интересы народов (этнических общностей). Права национальных общностей представляют собой право этнического коллектива идентифицировать себя как определенный народ, народность, нацию в зависимости от признаков, присущих перечисленным национальным сообществам и конкретному этносу[6].

В современных конституциях содержится полный каталог индивидуальных политических прав (свобода слова, объединения, собраний и т. д.), который включает теперь также право на свободу информации (оно не исчерпывается свободой слова), право «открытых окон»

(возможность получать копии решений органов публичной власти), которое может быть не только личным, но и политическим. Этот каталог обогащен вековым развитием теории и практики, и коренные изменения в нем редки. Одно из последних связано с развитием международного права. Закрепляя политические права (как правило, это права граждан как членов политического сообщества), Международные пакты о правах человека устанавливают, что в силу особой значимости некоторых политических прав они могут быть ограничены законом в определенных целях. Видимо, это положение должно быть воспринято конституциями с указанием исчерпывающего перечня целей: охрана государственной безопасности, целостности государства, государственной тайны, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Наряду с коллективными политическими правами определенных общностей (социальных, национальных и др.) и индивидуальными политическими правами среди политических прав особое значение имеют те, которые используются индивидуально, но имеют своим результатом коллективное выражение воли. Среди них права, связанные с различными формами непосредственной демократии. В современных условиях вряд ли достаточно ограничиться в конституциях указаниями на выборы и референдум, следует назвать и другие институты непосредственной демократии, используя которые граждане (большие группы граждан-избирателей, собравших в определенных случаях необходимое число подписей граждан) реализуют свои права (народная законодательная инициатива, отзыв депутата и выборного должностного лица, народные собрания в муниципальных образованиях, объявленное официально обсуждение важных вопросов общественной и государственной жизни и т. д.).

Во многих конституциях закреплены избирательные права граждан и принципы избирательного права (всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании), хотя в данном случае, видимо, их нужно дополнить свободой выборов (это есть не во всех основных законах) и альтернативностью выборов (положение об альтернативности кандидатов вошло в текущее законодательство постсоциалистических стран (в демократических странах Запада это было как бы само собой разумеющимся, и поэтому не включено в конституции)). Слишком общее положение конституций о прямых выборах требует уточнений: во многих странах верхние палаты парламентов, президенты избираются путем непрямых выборов.

В дополнение к запретам в области свободы слова и информации (запрещение пропаганды насилия, расизма и т. д.) можно было бы добавить слова о запрете пропаганды терроризма и жестокости. При регулировании свободы собраний важно учесть то, что бывают частные собрания (например, вечеринки друзей, к которым конституционное право отношения не имеет), закрытые собрания политического характера (например, закрытые партийные собрания), открытые публичные собрания в закрытом помещении (в них может участвовать каждый) и собрания вне помещения (на открытом воздухе). Что же касается шествий и демонстраций (собрания, митинги в движении), то к ним обычно предъявляются более строгие требования, чем к неподвижным собраниям на открытом воздухе или пикетам.

Какие же изменения были проведены в институте конституционного статуса личности в ходе «цветных революций» на фоне общемировых стандартов?

Основам правового статуса человека и гражданина в кыргызской Конституции 2010 г. посвящен раздел второй (первый — «Основы конституционного строя»), состоящий из трех глав: «Основные права и свободы», «Права и свободы человека», «Гражданство. Права и обязанности гражданина». Как говорилось, поправки 2016 г. вносили в основном изменения в порядок отношений высших органов государства. В раздел второй существенных поправок не вносилось, но некоторые проектируемые положения вызвали озабоченность экспертов Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы). В частности, в Совместном заключении этих организаций отмечается, что «согласно части 2 статьи 16 Конституции права человека и основные свободы “являются высшей ценностью”. Однако согласно новой формулировке, представленной в проекте изменений, права человека и основные свободы “относятся к высшим ценностям”. Это может ослабить значимость и статус таких прав и свобод в правовой системе Кыргызской Республики»[7]. В Кыргызстане прислушались к мнению экспертов и не стали вносить изменения.

Регулирование Конституцией Кыргызстана основ правового статуса человека и гражданина уникально своей детализацией. В конституциях Марокко и Туниса таких подробностей нет. А Конституция

Египта делает акцент на коллективные права различных социальных и профессиональных групп.

Конституция Кыргызстана 2010 г. называет весь перечень личных, политических и социально-экономических прав человека и гражданина, соответствующий международным стандартам. Говорится также, что права и свободы, названные в данном разделе, могут быть распространены на юридические лица, если это возможно по существу последних (например, положения об обыске и выемке). Следует отметить, что такие положения о юридических лицах все чаще входят в конституции.

Структура этого раздела своеобразна. Поскольку права человека и права гражданина как особые состояния неодинаковы, но гражданин имеет и все права человека, было бы достаточно общей главы и главы об особенностях прав гражданина. В трех главах Конституции Кыргызстана содержится много повторений, структура раздела усложнена.

В кыргызской Конституции содержится формулировка о свободе деятельности человека в рамках Конституции, в других главах говорится о предпринимательской деятельности, свободе в области литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и др., праве на участие в культурной жизни и доступе к ценностям культуры, сказано о высшей ценности и неотчуждаемости прав человека (в 2016 г. добавлено, что права действуют непосредственно), есть положения о равенстве прав, гарантиях прав для неграждан.

На конституционном уровне запрещается дискриминация, но в отличие от многих основных законов этот запрет не затрагивает специальных мер, установленных законом и направленных на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп в соответствии с международными обязательствами. На наш взгляд, такая оговорка в конституциях целесообразна, хотя имеется крайне редко и без указания на социальные обстоятельства. Известно, например, что обездоленным группам населения государство справедливо предоставляет некоторые преимущества, отступая от принципа формального равенства. Правда, вряд ли такие специальные меры могут быть обусловлены только международными обязательствами. Государство, учитывая действие принципа социальной справедливости и другие объективные обстоятельства, само может устанавливать меры по уравнивающему осуществлению этого принципа социальной справедливости, иных принципов современного социального государства.

Конституция Кыргызской Республики 2010 г. по примеру Конституции РФ 1993 г. прямо допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Такие ограничения должны быть соразмерными указанным целям. Эти положения соответствуют Международным пактам о правах человека 1966 г., хотя почти не встречаются в других конституциях, принятых позднее.

Конституция различает запреты на ограничения самих прав и запреты нарушать установленные гарантии некоторых прав. Часть 4 ст. 29 Конституции устанавливает, что «не подлежат никаким ограничениям» установленные Конституцией «гарантии запрета»:

  • 1) на применение смертной казни, пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
  • 2) проведение медицинских, биологических, психологических опытов над людьми без их добровольного согласия, выраженного и удостоверенного надлежащим образом;
  • 3) рабство, торговлю людьми;
  • 4) эксплуатацию детского труда;
  • 5) лишение свободы на основании неисполнения гражданско- правового обязательства;
  • 6) уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и достоинство личности;
  • 7) принуждение к выражению мнения, религиозных и иных убеждений или отказу от них;
  • 8) принуждение к участию в мирном собрании;
  • 9) принуждение к определению и указанию своей этнической принадлежности;
  • 10) произвольное лишение жилища.

Не подлежит также никакому ограничению установленное Конституцией право:

  • 1) каждого лишенного свободы на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства;
  • 2) просить о помиловании или смягчении наказания;
  • 3) на повторное рассмотрение дела вышестоящим судом;
  • 4) на свободу мысли и мнения;
  • 5) свободно выбирать и иметь религиозные и иные убеждения;
  • 6) свободно определять и указывать свою этническую принадлежность;
  • 7) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей;
  • 8) на судебную защиту;
  • 9) на бесплатное получение основного общего и среднего общего образования в государственных образовательных организациях;
  • 10) гражданина беспрепятственно возвращаться в Кыргызскую Республику.

В таком подходе и в обоих перечнях есть некоторые новые для конституционного права положения, в том числе отражающие специфику Кыргызстана, например: запрет на лишение гарантии свободы на основании неисполнения гражданско-правового обязательства, запрещение ограничения права свободно определять и указывать свою этническую принадлежность.

Перечень основных прав и свобод человека в кыргызской Конституции не является оригинальным, однако он сопровождается уточнениями. Так, право на жизнь (по тексту 2016 г., ст. 21) обеспечивается запретом смертной казни, за исключением случаев совершения преступления против половой неприкосновенности малолетних детей.

В Конституции Кыргызстана 2010 г. сказано о запрете пыток и других бесчеловечных, жестоких или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказания; закреплены права на свободу и личную неприкосновенность человека, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд за пределы государства, на неприкосновенность частной жизни, на защиту чести и достоинства, на неприкосновенность жилища и иных объектов, на свободу мысли и мнения, свободу получения, использования, распространения информации (при этом никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности), свободу совести и вероисповедания, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. Основной закон провозглашает право на вступление в брак только добровольно с обоюдного согласия и на создание семьи, которая определена как «основа общества».

1

Ограничение личных прав допускается только в соответствии с законом и исключительно на основании судебного акта. Задержание возможно на срок не более 48 часов, существует презумпция невиновности по отношению к задержанному. В этой же части Конституции говорится о праве на юридическую помощь, праве человека обращаться в органы публичной власти, международные органы по правам человека, праве на возмещение материального и морального вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей.

Много статей посвящено вопросам свободы информации. В частности, каждый имеет право на получение информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, гарантируется доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Каждый имеет право на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом, сказано о защите от недобросовестной информации. Каждому гарантируется защита, в том числе судебная, от неправомерного сбора, хранения, распространения конфиденциальной информации и информации о частной жизни человека.

Согласно Конституции Кыргызской Республики запрещается пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде или насилию.

В случаях, предусмотренных законом, обыск, выемка, осмотр и осуществление иных действий, проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускаются без судебного акта. Законность и обоснованность таких действий подлежат рассмотрению судом. Такие положения являются для конституций известной новеллой.

В группу прав человека Конституция 2010 г. включает не только личные, но и политические и социально-экономические права. Кроме политических прав, названных выше, сюда относятся: свобода мирных собраний, свобода объединения, право на забастовку, право на отдых, на образование (основное общее образование обязательно), на охрану здоровья, право на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом, на свободу труда.

О праве на труд в Конституции не упоминается. Устанавливается только, что запрещаются принудительный труд и эксплуатация детского труда. Но отрицать такое конституционное право, которое не всегда может быть персонально осуществлено, как и многие другие конституционные права, неверно.

В Конституции 2010 г. не говорится о праве на частную собственность, каждому предоставлено право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами своей деятельности.

Особые положения содержатся в отношении прав детей и некоторых других групп лиц. Сказано, что ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством. В Кыргызстане создаются условия для обучения каждого государственному, официальному и одному международному языку, для развития государственных, муниципальных и частных учебных заведений, условия для развития физической культуры и спорта. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище. Государство создает условия для медицинского обслуживания, обеспечивает сохранность исторических памятников и иных объектов культурного наследия, содействует повышению профессиональной квалификации граждан.

Обязанность у человека только одна — каждый обязан бережно относиться к окружающей природной среде, растительному и животному миру (ст. 48).

О конституционных обязанностях граждан Конституция говорит более детально, чем об обязанностях человека. Закреплению таких обязанностей предшествуют нормы о гражданстве. Говорится, что ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства[8] и права изменить свое гражданство, возможно одновременное гражданство другого государства. Граждане имеют право покидать и беспрепятственно возвращаться в Кыргызскую Республику.

Что же касается иных прав гражданина, то они в какой-то мере дублируются.

Среди конституционных прав граждан Конституция Кыргызстана называет следующие политические права:

  • 1) участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения;
  • 2) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией и законами;
  • 3) участвовать в референдуме в порядке, предусмотренном конституционным законом.

Граждане вправе проводить народные курултаи по вопросам, имеющим государственное и общественное значение. Решение народного курултая направляется в соответствующие органы в качестве рекомендаций. Порядок проведения народных курултаев определяется законом.

Граждане имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также получать информацию о фактически расходуемых средствах из бюджета; равные права, равные возможности при поступлении на государственную и муниципальную службу, продвижении в должности в порядке, предусмотренном законом.

Вместе с тем установлено, что граждане Кыргызской Республики, имеющие иное гражданство, не вправе занимать политические государственные должности и должности судей. Данное ограничение может быть установлено законом и для других государственных должностей.

Из социально-экономических прав гражданина Конституцией Кыргызстана гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в случаях и порядке, предусмотренных законом. Установлено, что пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями государства обеспечивают уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Однако, как верно сказано, социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи (ст. 63). Такой подход в корне отличается от концепции «государства благоденствия», которая долго была распространена в западной литературе и принижала значение хозяйственной активности человека.

«Государство благоденствия, благосостояния» (welfare state), которое длительное время считалось эффективным, должно было максимально обеспечивать человека социальными услугами. Однако в последние годы идея государства благосостояния пересматривается. Считается, что излишнее возложение социальных обязанностей на государство, льготы, превосходящие возможности общества удовлетворить запросы граждан, ведут к печальным последствиям: бегству капитала из страны, замедлению темпов развития, экономическому отставанию, к иждивенчеству граждан, утрате их активности, деловой инициативы. Поэтому все большее распространение получает идея государства, где блага создаются посредством труда, социальной активности людей (workfare state).

Интересны нормы Конституции Кыргызстана об адвокатуре как самоуправляемого профессионального сообщества адвокатов, о третейских судах и судах аксакалов. Такие институты, по существу, впервые получают закрепление в конституциях.

Общую оценку раздела Конституции Кыргызской Республики 2010 г. о правах и свободах человека можно воспроизвести из Заключения Венецианской комиссии на ее проект: «...заслуживает похвалы ввиду наличия далеко идущих обещаний»[9]. В сравнении с прежней редакцией положения изложены более четко, различные права теперь представлены в отдельных статьях. Список гарантий защиты прав человека полностью соответствует международным стандартам.

Как говорилось, второй по времени среди рассматриваемых четырех конституций была Конституция Марокко 2011 г. Основам правового статуса личности посвящена вторая глава Конституции — «Основные права и свободы» (первая глава называется «Основные положения»), В Конституции Марокко нет внутренних разграничений на «общие права», права человека и права гражданина, как это сделано в кыргызской Конституции. Здесь просматривается несколько иная схема: общий принцип равноправия; личные, политические и социально-экономические права, причем последние представлены очень широко (в прежних конституциях Марокко о них, по существу, не говорилось).

Глава Конституции Марокко, посвященная правам человека, начинается с особенно важного для арабской сраны положения, устанавливающего, что женщины и мужчины в Марокко обладают равными правами и свободами гражданского, политического, экономического, социального, культурного и экологического характера, установленными Конституцией, в ратифицированных государством международных договорах, а также в основах Королевства[10] или законах (ст. 19). Это положение, по сути, противостоит принципу ислама о низшем положении женщин, хотя ислам и признается в Марокко как государственная религия.

Чтобы обеспечить паритет (равенство, равное представительство) между мужчинами и женщинами, государство создает орган по равенству и паритету и для борьбы против всех форм дискриминации (ст. 19).

Особое внимание уделяется также семье и детям. Семья, основанная на связях законного брака, определена как основная ячейка общества. Государство обеспечивает ей защиту и стабильность. Государство также обеспечивает юридическую защиту, равное социальное и моральное отношение ко всем детям, независимо от их положения в семье (поскольку у мужчины может быть до четырех жен, то могут быть градации и между детьми, кроме того, имеются в виду и внебрачные дети, в некоторых других арабских конституциях об их равноправии сказано прямо). Ребенок имеет право на основное образование. Это одновременно обязанность семьи и государства.

Для защиты прав семьи и ребенка, помощи им, совершенствования законодательства в этой сфере создается Консультативный совет по вопросам семьи и детства. Такие советы создаются и в сфере некоторых других важных для жизни человека сферах в Марокко и некоторых других арабских странах. Это одно из последствий «арабской весны».

Особое внимание, как и в новых конституциях других арабских стран, уделяется молодежи (именно молодежь была главной движущей силой «цветных революций» и особенно «арабской весны»).

Конституция устанавливает, что в обязанности публичных властей входит принятие всех необходимых мер, чтобы:

расширить участие молодежи в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии страны;

помогать молодежи включиться в активную и ассоциативную жизнь (общественную жизнь, участие в объединениях), содействовать адаптации в школе, социальной или профессиональной адаптации;

облегчать доступ молодежи к культуре, науке, технологиям, искусству, спорту и досугу, создавая надлежащие условия для полного развертывания ее творческого и инновационного потенциала во всех сферах. Для этого создается Консультативный совет по делам молодежи и ассоциативной деятельности.

В Конституции Марокко 2011 г. положения о социально-экономических правах и обязанностях государства содействовать их осуществлению предшествуют нормам о личных правах. В отличие от прежней Конституции Марокко 1996 г., упоминавшей лишь о возможностях трудоустройства, образования и права на забастовку, Конституция 2011 г. содержит много новых положений о социально-экономических правах. Теперь конституционные положения отражают некоторые новые требования современности к социально-экономическим условиям жизни человека, что и прозвучало во время «арабской весны».

Статья 31 устанавливает, что государство, государственные учреждения и местные органы власти способствуют мобилизации всех доступных ресурсов для обеспечения равного доступа граждан Марокко к условиям, позволяющим им пользоваться следующими правами: на заботу о здоровье, на медицинское обслуживание; социальную защиту, медицинское страхование, взаимную солидарность[11] или государственное страхование;

современное, доступное и качественное образование; образование в марокканском духе и духе нерушимости марокканских основ;

профессиональное, физическое и художественное образование; достойное жилище;

работу и обращение в государственные органы занятости населения по вопросам, связанным с трудоустройством или самостоятельной трудовой деятельностью;

занятие оплачиваемой должности государственного служащего;

чистую воду и здоровую экологию;

постоянное развитие.

Среди социально-экономических прав названо также право собственности. В Конституции 2011 г. отчасти прозвучало новое отношение к ней, складывающееся в конституционном праве. Установлено, что закон может ограничить ее распространение и использование в случае необходимости на основании требований социально-экономического развития страны. Экспроприация собственности возможна, но только в формах и на условиях, предусмотренных законом. Незаконное предоставление привилегий, злоупотребление доминирующим положением и монополией, а также все другие практики, противоречащие принципам свободной и честной конкуренции, караются законом. Для этого создается Национальный комитет по честности, предотвращению и борьбе с коррупцией.

Новый подход к частной собственности, который с 1919 г. (Веймарская конституция в Германии) свойствен для современных конституций (итальянской 1947 г., испанской 1978 г. и др.), воспринят не всеми действующими конституциями. Длительное время, начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в конституциях господствовала идея «священной и неприкосновенной» частной собственности. Этот лозунг был направлен против притязаний абсолютной монархии — не на жизнь и свободу подданных (как некоторые другие естественные права человека), а на их имущество. О государственной собственности речь в конституциях в те времена не шла, а иных форм публичной собственности почти не существовало. С их появлением лозунг о святости и неприкосновенности, относившийся к частной собственности, потерял свою исключительность, да и законодательство в демократических странах развивалось в направлении равной защиты всех форм собственности. Исключение составляли лишь страны тоталитарного социализма, где «общественная социалистическая собственность» и особенно ее государственная форма пользовались преимущественной защитой. Не будем говорить о конституциях стран тоталитарного социализма, которые призывали к уничтожению частной собственности, запрещая ее юридически, а государственная власть ликвидировала ее фактически. Обычно элементы таких идей первоначально включались в конституции, возникшие на волне народных выступлений. В общественной мысли западных демократических стран тоже зрело убеждение о необходимости ограничения частной собственности общественными интересами. В результате в конституции вошло положение о социальных функциях частной собственности, о том, что она должна служить не только собственнику, но и обществу. В упомянутой Веймарской конституции эта идея прозвучала. Обычно элементы таких идей включались в конституции, возникшие на волне народных выступлений. В ирландской Конституции 1937 г. она была выражена уже более четко. В ст. 43 говорилось, что право собственности (речь шла, по существу, о частной собственности) «должно регулироваться в соответствии с принципом социальной справедливости». Положения о социальной функции частной собственности, о служении ее общему благу и даже о национализации (т. е. принудительном отчуждении «священных» объектов) были включены во многие конституции стран Европы, принятые вскоре после Второй мировой войны (конституции Франции 1946 г., Италии 1947 г. и др.). Впоследствии они вошли во многие конституции развивающихся стран, включаются во вновь принимаемые конституции (конституции Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Бразилии 1988 г.). О принудительном отчуждении имущества для государственных нужд говорится в Конституции РФ (ст. 35). Аналогичные положения имеются в конституциях Швеции 1999 г. (ст. 26), Польши 1997 г. (ст. 64), Финляндии 1999 г. (ст. 15) и др. Конституции содержат положения об аграрной реформе, касающиеся отчуждения земель (части земель) у крупных собственников и распределения их между безземельными крестьянами и сельскохозяйственными рабочими. Национализация предприятий и иных объектов, земельные реформы время от времени проводятся в различных странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Частная собственность перестала быть неприкосновенной. Правда, в демократических странах национализация может проводиться лишь на основании закона (а не декретов) и с обязательной (как правило, предварительной) компенсацией. Словом, в мире давно отошли от лозунга XVIII в. о священной и неприкосновенной частной собственности.

В Конституции Марокко 2011 г. предусмотрено право на забастовку, гарантируется свобода предпринимательства и конкуренции. Сказано, что названные выше меры способствуют реализации устойчивого человеческого развития. Это тоже новый аспект подхода к социально-экономическим правам.

Положения о личных правах в Конституции Марокко типичны для современных основных законов, но в их формулировках тоже есть некоторые особенности. Так, каждому гарантируется свобода мысли, взглядов и выражения мнения во всех формах. Жилище, личная корреспонденция неприкосновенны. Доступ к частной корреспонденции может производиться только на условиях и в формах, предусмотренных законом, а доступ к личной корреспонденции — на основе судебного решения. Личная телеграфная, почтовая и электронная корреспонденция, телефонные звонки и другие формы коммуникаций неприкосновенны, их конфиденциальность гарантируется. Они не могут быть конфискованы, подвергаться проверке или наблюдению, кроме как на основании обоснованного судебного решения, в течение ограниченного периода времени и в случаях, указанных законом. Граждане вправе использовать государственные средства коммуникации. Последнее отражает требования митингующих во время «арабской весны».

Кроме случаев угрозы или призыва о помощи жилища могут подвергаться проникновению, обыску или наблюдению только на основании обоснованного судебного ордера. При проникновении или обыске жилища лица, находящиеся в жилище, должны быть проинформированы об ордере, выписанном в этом отношении.

Каждый гражданин обладает правом свободного передвижения по стране, правом выбора места проживания, выезда и въезда в страну на предусмотренных законодательством условиях.

Гарантируется свобода творчества, публикаций, создания литературных и художественных произведений и научно-технических разработок. Государство способствует развитию культуры, научно-технических разработок и спорта.

Каждый имеет право доступа к государственной информации, провозглашается свобода прессы, которая не может быть ограничена в какой-либо форме предварительной цензурой. Право на получение информации может быть ограничено только законом в целях обеспечения защиты всех, кого это касается, национальной обороны, внутренней и внешней безопасности.

Гарантируются право собираться мирно, без оружия, равный доступ женщин и мужчин Марокко к избирательным правам. Конституция (ст. 30) устанавливает, что «право голоса является одновременно персональным правом и государственной обязанностью». Поэтому участие граждан Марокко в выборах и референдумах обязательно, иначе возможно наказание (штраф).

Иностранцы, постоянно проживающие на территории Марокко, имеют право участвовать в местных выборах (имеются в виду выборы в органы местного самоуправления). Согласно Конституции Марокко (ст. 18) государственные власти обязаны обеспечивать участие как можно большего числа проживающих за рубежом граждан Марокко в выборах в представительные органы власти; граждане вправе делать законодательные предложения в соответствии с законом.

В Конституции Марокко названы право на жизнь, личную неприкосновенность, на собственную безопасность и безопасность своих близких, а также право на безопасность своего имущества. Запрещены посягательство на физическую или моральную целостность лица, пытки, жестокое, бесчеловечное обращение, а также обращение, ведущее к умалению или унижению человеческого достоинства.

Как и в других рассматриваемых конституциях, много внимания уделено уголовно-процессуальным вопросам на стадиях задержания и предания суду. Устанавливается, что никто не может быть арестован, задержан, подвергнут преследованию или осужден, кроме как в случаях, предусмотренных законом. Названы гарантии задержанному (презумпция невиновности, немедленная информация о причинах задержания, право хранить молчание, право на юридическую помощь, на общение с родственниками, гуманные условия задержания, возможность участия в программах обучения). Установлены судебные гарантии против незаконного обыска.

Арестованные, задержанные лица или лица, свобода которых ограничена, имеют право на обращение, сохраняющее их достоинство. Запрещено принуждение, нанесение физического или психологического вреда. Любое заявление, сделанное задержанным под давлением вышеуказанных методов или угрозой их применения, не имеет юридической силы. Такие лица должны содержаться в специально предназначенных местах, соответствующих гуманитарным и медицинским стандартам.

Предусматривается особый контроль в отношении тюрем. Устанавливается, что тюрьма — это дом для исправления и реабилитации. Закон должен регулировать положения для исправления и реабилитации осужденных лиц, а также для их возврата к достойной жизни после освобождения. Тюрьмы и центры задержания подлежат судебному надзору. Запрещены любые действия, которые нарушают достоинство заключенного или несут угрозу его здоровью.

Конституция 2011 г. (ст. 34—40) устанавливает обязанности гражданина и связь прав с обязанностями. Общий принцип таков: граждане обязаны осуществлять свои права и свободы в духе ответственности и ответственной гражданской позиции.

Каждый гражданин обязан уважать Конституцию и следовать положениям закона, а также защищать свою родину и ее территориальную целостность, по мере своих возможностей способствовать благу государства, а также создавать и распространять такие блага. Все граждане обязаны солидарно и пропорционально их средствам нести обязанности, которых требует развитие страны, и те, которые являются результатом бедствий или природных катастроф. Конституция впервые устанавливает обязанности государства в отношении равноправия женщин, создания стимулов для молодежи, для поддержки научных исследований и др.

Государство преследует проявления расизма, ненависти и насилия. Геноцид и другие преступления против человечества, военные преступления, а также тяжкие и постоянные нарушения прав человека караются законом.

Таким образом, в соответствии с Конституцией 2011 г. в Королевстве Марокко значительно расширен объем предоставляемых прав, причем сам их перечень можно оценить как прогрессивный для государств Арабского Востока. Так, выделяется гендерное равенство, установлен запрет всех форм дискриминации и практики, унижающей человеческое достоинство, провозглашена свобода вероисповедания и отправления религиозных культов, подчеркивается обеспечение государством условий для справедливого судебного разбирательства и т. д. Новаторскими являются конституционные положения о стратегии государства помогать молодежи. Безусловно, все это требует очень серьезной разработки и детализации в текущем законодательстве и наличия определенных экономических и политических механизмов для своей реализации на практике[12].

Конституция Египта 2014 г., широко описывая в преамбуле историю Египта, его значение для человечества, а также характер различных революций в стране и важную роль последней из них, в общей форме упоминает о ценности прав и свобод человека. Специально эти вопросы регулируются в гл. 3 «Государственные права, свободы и обязанности», хотя в ней упоминается и о «природных правах», а также о возможности распространения отдельных положений в определенных случаях и на юридические лица. Большинство социально- экономических прав в Конституции Египта формулируются как права определенных социальных и профессиональных групп в основном в главе об основах общественного строя, хотя такие положения есть и в других главах.

Многие статьи гл. 3 детализированы, в частности, способами осуществления того или иного права, некоторые положения повторяются.

Слово «государственные» в названии главы тоже вызывает разные соображения. В ней закреплены права, которые принято считать естественными, не зависящими от государства (например, право на жизнь), и те, которые установлены конституциями и законами государства (например, избирательное право определенных лиц).

Глава 3 начинается с нормы, провозглашающей достоинство человека. Согласно ст. 51 достоинство — это право каждого человека, которое не может быть нарушено. Государство обязано уважать, гарантировать и защищать его. Все формы пыток — это преступление, не имеющее срока исковой давности.

Устанавливается равенство в «государственных правах и обязанностях». Граждане равны перед законом, обладают равными правами и государственными обязанностями и не должны подвергаться дискриминации на основании религии, убеждений, пола, происхождения, расы, цвета кожи, языка, неспособности, социального класса, политической или географической принадлежности или по другой причине. Дискриминация и провокация вражды являются преступлениями. Государство обязано предпринимать все необходимые меры для устранения всех форм дискриминации, и закон должен регулировать создание независимой комиссии в этих целях. Любое лицо имеет право на безопасную жизнь. Государство обязано обеспечивать безопасность и уверенность граждан и лиц, проживающих на территории.

Статья 54 определяет личную свободу человека как «природное право», которое охраняется и не может быть нарушено. Рабство, все формы подавления и принудительной эксплуатации людей, незаконная торговля людьми, а также сексуальная эксплуатация и другие формы незаконной торговли наказуемы. Кроме случаев поимки на месте преступления, граждане могут подвергаться задержанию, обыску, аресту или ограничению свобод только на основании обоснованного судебного приказа, принятого в целях расследования.

Все лица, свобода которых ограничивается (это называется «превентивное задержание»), должны быть немедленно проинформированы о причинах задержания, о своих правах в письменной форме, им должна быть предоставлена возможность немедленно связаться со своей семьей и адвокатом, и они должны быть доставлены в следственный орган (не в суд) в течение 24 часов после ограничения их свободы. Допрос лица может осуществляться только в присутствии адвоката.

Если у него нет адвоката, он должен быть назначен. Лицам с ограниченными возможностями должна быть предоставлена вся необходимая помощь в порядке, предусмотренном законом. Лица, свобода которых была ограничена, и другие лица имеют право предъявить регрессный иск в судебный орган. Судебное решение должно быть принято в течение недели после такого регрессного иска; в противном случае истец должен быть немедленно освобожден. В определенных случаях возможна компенсация за незаконное задержание.

Арестованные, задержанные лица или лица, свобода которых ограничена, имеют право на обращение, сохраняющее их достоинство. Они не могут повергаться пыткам, террору или принуждению. Нанесение физического или психологического вреда таким лицам недопустимо, они должны содержаться в специально предназначенных местах, соответствующих гуманитарным и медицинским стандартам. Обвиняемый имеет право сохранять молчание. Любое заявление, сделанное задержанным под давлением вышеуказанных методов или угрозой их применения, не имеет юридической силы.

Как и в Конституции Марокко, в Конституции Египта тюрьма определена как дом для исправления и реабилитации. Тюрьмы и центры задержания подлежат судебному надзору. Запрещены любые действия, которые нарушают достоинство лица или несут угрозу его здоровью. Закон должен регулировать положения для исправления и реабилитации осужденных лиц, а также для их возврата к достойной жизни после освобождения.

Статья 57 содержит положения, относящиеся к частной жизни. Частная жизнь неприкосновенна, охраняется и не может быть нарушена. Телеграфная, почтовая и электронная корреспонденция, телефонные переговоры и другие способы коммуникаций неприкосновенны, их конфиденциальность гарантируется, они могут быть конфискованы, подвергаться проверке или наблюдению только на основании обоснованного судебного приказа, в течение ограниченного периода времени и в случаях, указанных законом.

Государство обязано защищать права граждан на использование всех форм государственных средств коммуникации, доступа к которым граждане не могут быть самовольно лишены. Эта норма имеет принципиальное значение. Как говорилось, она следствие «арабской весны», хотя значение этого права несколько снижается оговоркой о самовольности.

Жилище неприкосновенно. Кроме случаев угрозы или призыва о помощи, жилища могут подвергаться проникновению, обыску или наблюдению только на основании обоснованного судебного ордера, определяющего место, время и цели вышеуказанных действий. Лица, находящиеся в жилище, должны быть проинформированы об ордере, выписанном в этом отношении, после проникновения или обыска. Конституция устанавливает личные права: на интеллектуальную собственность и безопасную жизнь.

Конституция Египта, видимо, первая среди конституций мира содержит положения о неприкосновенности человеческого тела, а также о донорстве органов и тканей. Статья 60 устанавливает: человеческое тело неприкосновенно. Избиение, растление или членовредительство является преступлением, наказуемым законом. Торговля органами запрещена, медицинские или научные эксперименты могут проводиться только при наличии письменного добровольного согласия участника в соответствии с установленными принципами медицинской практики в порядке, определенном законом. Донорство органов и тканей — это подарок жизни. Любой человек имеет право предоставлять свои органы в качестве донора в течение жизни или после смерти на основании письменного согласия или завещания. Государство обязуется создать механизм регулирования правил донорства органов и трансплантации в соответствии с законом.

В Конституции говорится о свободе передвижения, проживания и эмиграции. Гражданин не может быть изгнан с территории государства или лишен возможности вернуться на его территорию. Гражданин может лишаться возможности покинуть территорию государства посредством домашнего ареста или запрета проживания на определенной территории только на основании обоснованного судебного приказа на определенный период времени и в случаях, определенных законом. Все формы самовольной принудительной миграции граждан запрещены. Нарушения данного положения являются преступлением без срока исковой давности.

Статья 64 устанавливает свободу вероисповедания, которая «абсолютна», но уточняет, что это относится к религиозным ритуалам и местам поклонения для последователей «богооткровенных» религий[13].

В Конституции говорится, что свобода мысли и мнения гарантированы. Все граждане имеют право выражать свое мнение в устной, письменной, визуальной или другой форме. Гарантируется свобода научных исследований, художественного и литературного творчества. Государство обязано финансировать исследователей и изобретателей, а также защищать результаты и работать в направлении применения их инноваций, поддерживать искусство и литературу, финансировать авторов и защищать их творения, а также предоставлять необходимые средства для стимулирования.

Возбуждение исков, подача ходатайств о запрете или конфискации любого творческого, литературного или интеллектуального произведения либо исков против авторов возможны только в порядке государственного обвинения. Эти положения похожи на нормы Конституции Марокко. Наказание в виде нарушения свободы недопустимо за преступления, совершенные по причине публичной природы творческого, литературного или интеллектуального продукта. Если же преступления такого рода связаны с побуждением к насилию, дискриминации между гражданами или опорочиванием чести других лиц, то суд может принудить приговоренного к выплате компенсации стороне, пострадавшей в результате преступления. Государство гарантирует гражданам право на достойное, безопасное и не угрожающее здоровью жилье в порядке, который охраняет человеческое достоинство и социальную справедливость. Государство обязано разработать национальный план обеспечения жильем, который сохраняет индивидуальность окружающей среды и гарантирует личные и коллективные инициативы для его исполнения. Государство также должно регулировать использование государственных земель и обеспечивать их основным оборудованием в качестве части всеобщего городского планирования для городов и деревень, а также регулировать стратегию распределения населения. Такие действия должны осуществляться в государственных интересах, улучшать качество жизни граждан и сохранять права будущих поколений.

Государство обязано разработать проект всеобщего национального плана для решения проблемы «неофициальных районов» (самовольные заселения), который предусматривает создание инфраструктуры и помещений, а также улучшение качества жизни и государственное здравоохранение. Государство также должно гарантировать обеспечение необходимых ресурсов и график для исполнения этого плана.

Особая статья посвящена продовольствию. Каждый гражданин имеет право на здоровую в достаточном количестве пищу и чистую воду (ст. 79). Государство обязано обеспечивать продовольственные ресурсы всем гражданам. Оно также обеспечивает продовольственный суверенитет в надлежащем порядке и гарантирует защиту сельскохозяйственного биологического разнообразия и типы местных растений для охраны прав будущих поколений.

Конституция Египта 2014 г. закрепляет права, которые могут иметь непосредственный политический характер или непосредственно используются в политических целях (в принципе почти все права могут в той или иной степени использоваться в политических целях). О некоторых уже говорилось выше (свобода мысли и мнения, право их выражать, вопросы информации и др.). Иногда они получают дальнейшую конкретизацию.

Свобода прессы и печати, а также печатное, видео-, аудио- и цифровое распространение гарантируется. Египтяне — физические или юридические лица, государственные или частные — имеют право владеть газетами и издавать их, а также создавать визуальные, аудио- и цифровые СМИ. Газеты могут выпускаться после уведомления, предоставленного в порядке, предусмотренном законом. Запрещено подвергать цензуре, конфисковывать, отстранять или закрывать египетские СМИ в любой форме. Исключения допустимы для ограниченной цензуры в период войны или общей мобилизации. Закон должен регулировать вопросы собственности и порядок создания станций визуального и радиовещания в дополнение к интернет-газетам.

Установлено, что информация, данные, статистические и официальные документы принадлежат народу. Их раскрытие из различных источников является правом, гарантированным государством всем гражданам. Государство обязано предоставить гражданам их или доступ к ним с надлежащей прозрачностью. Закон должен определять наказание за отзыв информации или намеренное предоставление неправдивой информации.

Государственные институты должны хранить официальные документы в Национальной библиотеке и архивах после прекращения их использования. Они также должны защищать их, охранять от потери или повреждения, восстанавливать и переводить в электронный формат с использованием современных средств и инструментов согласно закону. Государство обязано защищать все виды интеллектуальной собственности во всех сферах, а также обязано создать специальный орган для охраны прав египтян и их правовой защиты по вопросам информации. Наказание в виде лишения свободы не может налагаться за преступления, совершенные посредством публикации или ее публичного характера. Наказания за преступления, связанные с подстрекательством к насилию или дискриминацией между гражданами либо опорочением чести других лиц, определяются законом.

Государство обязано обеспечить независимость всех институтов прессы и СМИ в порядке, который обеспечивает их нейтралитет и выражение всех мнений, политических и интеллектуальных тенденций и социальных интересов, а также гарантирует равенство и равные возможности в выражении общественного мнения.

Граждане Египта имеют право организовывать общественные собрания, марши, демонстрации и все формы мирного протеста без использования оружия любого типа и после уведомления. Уведомление обычно подается в полицию, суды, мэрию. Право на мирные частные собрания гарантируется без необходимости предварительного уведомления. Силы безопасности не имеют права присутствовать, контролировать или подслушивать такие собрания.

Любое лицо имеет право обращаться в государственные органы в письменной форме. При направлении обращений только организации обязаны указывать свой адрес.

Согласно ст. 74 Конституции Египта граждане имеют право создавать политические партии посредством уведомления в порядке, определенном законом. Политическая деятельность не может осуществляться и политические партии не могут создаваться на основе религии или при дискриминации на основании пола, происхождения, вероисповедания или географического расположения, любая деятельность не может осуществляться, если она враждебна по отношению к демократии, имеет секретный характер, военную или квазивоенную природу. Партии могут быть распущены только на основании судебного решения.

Граждане имеют право на демократической основе создавать неправительственные организации и институты, которые приобретают юридическую правоспособность после уведомления. Их члены должны иметь возможность свободно участвовать в их деятельности. Административные органы не должны вмешиваться в дела таких организаций, распускать их, совет директоров или совет поверенных этих организаций, кроме случаев, когда есть судебное решение.

Создание или продолжение деятельности неправительственных организаций и институтов, структура и деятельность которых секретны или которые имеют военный или квазивоенный характер, запрещены.

Особо выделяется в Конституции право на создание профсоюзов, федераций профсоюзов и синдикатов (органов управления профсоюзами)[14]. Создание и управление профессиональными синдикатами осуществляются на демократической основе, гарантируется их независимость. Они вправе определять свои ресурсы, порядок реестра и отчетности членов за свое поведение в ходе профессиональной деятельности в соответствии с этическим кодексом морального и профессионального поведения. Однако синдикаты не могут создаваться в рамках правительственных органов. Для каждой профессии можно создавать не более одного синдиката. Такие федерации и синдикаты обладают юридической правоспособностью, имеют право свободно осуществлять свою деятельность, улучшать навыки своих членов, охранять свои права и защищать свои интересы.

Государство гарантирует независимость всех объединений. Внешнее управление ими и вмешательство административных органов в их дела не допускаются, а их советы директоров могут быть распущены только на основании судебного решения. Все законодательные акты, связанные с соответствующей профессией, должны подаваться в соответствующий синдикат для проведения консультаций.

Многие статьи в гл. 3 Конституции Египта посвящены правам и положению определенных групп населения, в частности детям, подросткам, молодежи, лицам с ограниченными возможностями. Это коллективные права. С ними связаны обязанности, которые принимает на себя государство, и гарантии, которые оно обещает. В данной части Конституции, как и в других, есть новые и своеобразные формулировки.

Статья 80 устанавливает, что ребенком считается лицо в возрасте до 18 лет. Дети имеют право на имя и право иметь удостоверяющие документы, иметь доступ к бесплатной обязательной вакцинации, медицинское и семейное обеспечение или альтернативное обеспечение, основное питание, безопасное пристанище, религиозное образование, эмоциональное и когнитивное (познающее) развитие. Государство гарантирует права детей с ограниченными способностями и обеспечивает их реабилитацию и слияние с обществом.

Государство обязано заботиться о детях и защищать их от любых форм насилия, унижения, ненадлежащего обращения, коммерческой и сексуальной эксплуатации.

Каждый ребенок имеет право на дошкольное образование в детском саду до возраста шести лет. Запрещено принимать детей на работу до достижения ими возраста окончания начального образования, а также запрещено принимать их на работу, которая несет риск для них. Ребенок не может быть привлечен к уголовной ответственности или задержан, кроме отдельных случаев и на ограниченный период, что предусмотрено законом. Детям должна предоставляться правовая помощь, и они должны содержаться в помещениях, отдельных от взрослых центров задержания.

Государство гарантирует заботу о молодежи и подростках, а также помощь в раскрытии их талантов и развитии культурных, научных, психологических, творческих и физических способностей, поощряя их к участию в групповой и волонтерской деятельности и вовлекая их в общественную жизнь (ст. 62).

Согласно Конституции Египта государство обязано гарантировать медицинские, экономические, социальные, культурные, развлекательные, спортивные и образовательные права карликов (лилипутов) и лиц с ограниченными возможностями (ст. 81). Государство обязано обеспечивать возможности занятости для таких лиц и распределять процент таких возможностей между ними. Государство гарантирует им реализацию их политических прав, объединение с другими гражданами в целях соблюдения принципов равенства, справедливости и равных возможностей, а также дополнение для них к изначальной компенсации, подлежащей выплате за нанесенный ущерб.

Государство должно гарантировать медицинские, экономические, социальные, культурные, развлекательные права пожилых людей, предоставить им соответствующие пенсии для обеспечения им достойного уровня жизни и стимулирования их участия в общественной жизни. Государство должно принимать во внимание потребности пожилых людей, планируя муниципальные сооружения. Оно также поощряет участие общественных организаций в заботе о пожилых людях (ст. 83).

Государство гарантирует право любого лица заниматься спортом. Государственные институты и общество должны работать в целях раскрытия и финансирования одаренных атлетов и предпринимать необходимые меры для стимулирования занятий спортом. Закон должен регулировать вопросы спорта и общественных спортивных органов в соответствии с международными стандартами, а также порядок урегулирования спортивных споров.

В рассматриваемой главе Конституции Египта говорится и об обязанностях граждан. Охрана национальной безопасности является обязанностью, а обязательство всех поддерживать ее — национальной ответственностью. Оборона нации и защита ее земли (земли нации) — это честь и священная обязанность. Военная служба обязательна.

Обязанность платить налоги относится к физическим и юридическим лицам. Участие граждан в общественной жизни — это национальная обязанность. Участие в выборах и референдумах рассматривается как право и обязанность. Согласно ст. 87 каждый гражданин имеет право голосовать, выдвигать свою кандидатуру на выборах и выражать мнение на референдумах. Но голосование — обязанность. Такова и многолетняя практика, иногда удивляющая широким участием граждан в выборах и исключительным единодушием результатов референдумов в Египте. Освобождение от выполнения этой обязанности возможно в случаях, предусмотренных законом.

Государство обязано внести имя каждого гражданина в список избирателей без запроса со стороны гражданина, если гражданин соответствует требованиям для участия в голосовании. Государство также должно периодически обновлять такую базу данных в соответствии с законом. Государство гарантирует безопасность, нейтралитет и справедливость порядка проведения референдума и выборов. Использование государственных средств, правительственных ведомств, государственных помещений, храмов, учреждений коммерческого сектора, неправительственных организаций и институтов в политических целях и в целях предвыборной агитации запрещено.

Государство обязано защищать интересы египтян, живущих за границей, гарантировать их права и свободы, позволять им выполнять свои общественные обязанности перед государством и обществом, а также привлекать их к развитию нации. Закон должен регулировать их участие в выборах и референдумах, при подсчете голосов и объявлении результатов.

Согласно ст. 90 государство должно поощрять систему благотворительных пожертвований в целях создания и финансирования научных, культурных, медицинских и социальных институтов, а также обеспечения их независимости. Их деятельность должна регулироваться в соответствии с условиями, определенными лицом, которое сделало пожертвование.

Государство должно предоставлять политическое убежище любому иностранцу, которого преследуют за защиту интересов народов, человеческих прав, мира или справедливости. Экстрадиция политических беженцев запрещена. Все вышеперечисленное регулируется законом.

В заключительной части гл. 3 содержатся важная «ограничительная оговорка», а также положение о соблюдении международных договоров. Оговорка признает существующие реалии: применяемое на деле ограничение некоторых конституционных прав человека, в том числе закрепленных в конституциях естественных — неотчуждаемых и неограничиваемых, и допускает в определенных обстоятельствах и целях их ограничение в общей форме для того, чтобы не повторять это каждый раз при регулировании того или иного права[15].

В некоторых странах избран иной путь: точно указаны номера статей, в которых сформулированы права, которые нельзя ограничивать. Египетская Конституция устанавливает, что Закон, который регулирует реализацию прав и свобод, не может ограничивать их таким образом, который нарушает их сущность и основу. Одновременно указаны условия и цели ограничения, соответствующие названным в Международных пактах о правах человека 1966 г. Государство обязуется соблюдать соглашения, договоры и международные конвенции о правах человека, которые были ратифицированы Египтом. Они имеют силу закона после публикации.

Конституция Египта 2014 г. обозначила очень большой круг прав и свобод граждан. Однако следует подчеркнуть, что фундаментальное право — право на жизнь — не декларируется. Особенностью Конституции Египта, как и Конституции Марокко 2011 г., является включение в ее текст положений о правах детей, подростков и молодежи.

Конституция Туниса 2014 г. была принята почти одновременно с египетской. Она имеет свою специфику. На египетскую Конституцию некоторое влияние оказали прошлые идеи социалистической ориентации. В Тунисе тоже был в свое время провозглашен дустуров- ский социализм, но в отличие от Египта следов его влияния в Конституции Туниса 2014 г. не заметно.

Конституционным правам и свободам человека и гражданина в Конституции Туниса 2014 г. посвящена гл. 2, которая называется «Права и свободы». Как и в египетской Конституции, статьи в Конституции Туниса имеют свои заголовки.

Глава 2 начинается с установления принципа равенства перед законом (ст. 21), причем акцент делается на равноправии женщин и мужчин. В ней говорится, что все граждане, мужчины и женщины, имеют равные права и обязанности, а также равны перед законом без какой-либо дискриминации. Государство гарантирует свободы, личные и коллективные права всем гражданам, предоставляет всем гражданам условия достойной жизни. Положения о коллективных правах и о достойной жизни отражают новые подходы конституционно-правового регулирования в наше время.

Личные, политические, социально-экономические права в Конституции не разделены, не разделены права человека и гражданина (последнее делается только в Конституции Кыргызстана), они даются в тексте вперемешку. Среди личных прав Конституция говорит о праве на жизнь, называет его священным, но допускает, что оно может быть нарушено в исключительных случаях, регулируемых законом (ст. 21). Это тоже отражает существующие реалии.

Названо право на человеческое достоинство. Государство защищает человеческое достоинство и физическую неприкосновенность, а также запрещает психологические и физические пытки. Как и в Конституции Египта, сказано, что преступления, связанные с пытками людей, не имеют срока давности.

Закреплено право на неприкосновенность частной жизни. Государство защищает право на неприкосновенность частной жизни и жилища, а также конфиденциальность корреспонденции, коммуникаций и личной информации.

Каждый гражданин имеет право на проживание в стране, выбор места проживания, свободное передвижение в пределах страны и выезд из страны. Статьей 25 запрещены лишение гражданства, экстрадиция или препятствия возвращению на свою родину. Предусматривается право на политическое убежище, запрещено выдавать лиц, которым предоставлено политическое убежище.

Статья 33 устанавливает академическую свободу, свободу научных исследований. Государство должно предоставить необходимые ресурсы для развития научных и технических исследований.

Как и в других рассматриваемых конституциях, в тунисской многие положения относятся к вопросам уголовной ответственности и уголовного процесса. Закрепляется презумпция невиновности. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в ходе справедливого судебного разбирательства, в процессе которого ему предоставляются все гарантии, необходимые для его защиты на всех стадиях преследования и судебного производства. Необходима должная правовая процедура. Любое лицо может быть арестовано или задержано только в случае его задержания на месте преступления или на основании судебного приказа.

Задержанное лицо должно быть немедленно проинформировано о своих правах и обвинениях, по которым оно было задержано. Задержанное лицо имеет право на адвоката. Сроки ареста и задержания определяются законом.

Особая статья посвящена индивидуализации наказаний. Наказания имеют индивидуальный характер и принимаются на основании закона, принятого до совершения наказуемого деяния, за исключением случаев, когда закон предусматривает более благоприятное наказание для обвиняемого.

Статья 30 предусматривает гуманные условия содержания в заключении. Каждый заключенный имеет право на гуманные условия содержания, которые охраняют его достоинство. В ходе исполнения наказания, связанного с лишением свободы, государство должно принимать во внимание интересы семьи и стремиться к реабилитации и реинтеграции заключенного в обществе.

В Конституции названы политические права или права, которые могут использоваться в политических действиях. Закрепление таких прав сопровождается в Конституции указанием, что государство их гарантирует. К ним относятся свобода мнения, самовыражения, свобода СМИ и публикаций. Использование таких свобод не подлежит предварительному контролю. Эта формулировка имеет общий характер, видимо, она относится ко всем физическим и юридическим лицам.

Статья 32 устанавливает, что государство гарантирует право на информацию и право на доступ к информации и коммуникационным сетям, на проведение собраний и мирных демонстраций, на участие в выборах, выдвижение кандидатов и голосование. Государство также стремится гарантировать представительство женщин в выборных органах.

Несколько последующих статей (35—37) относятся к партиям и профсоюзам. Иные общественные организации не упоминаются, хотя в общей форме сказано о свободе создания ассоциаций. Право на создание политических партий, союзов и ассоциаций гарантируется (ст. 35). В своих внутренних уставах и в деятельности политические партии, союзы и ассоциации должны уважать положения Конституции, соблюдать финансовую прозрачность и отказ от насилия.

Среди социально-экономических прав Конституция называет право на забастовку, но последнее не относится к национальной армии, к силам внутренней безопасности и таможне.

Статья 38 посвящена здравоохранению. Здоровье — это право каждого человека. Государство должно гарантировать профилактическое здравоохранение и заботу для каждого гражданина и предоставить средства, необходимые для обеспечения медицинских услуг и их качества. Государство должно обеспечить бесплатное здравоохранение для лиц, не имеющих поддержки, и лиц с низкими доходами. Оно должно гарантировать право на социальное обеспечение в соответствии с законом.

Согласно ст. 39 образование в Тунисе имеет обязательный характер до 16 лет. Государство гарантирует право на бесплатное государственное образование на всех уровнях и обеспечивает необходимые ресурсы для повышения качества образования, обучения и преподавания. Оно также должно работать для укрепления арабско-мусульманской идентичности и национальной приверженности молодых поколений, а также для поддержания и распространения использования арабского языка и открытости к иностранным языкам, человеческим цивилизациям и распространения культуры прав человека.

Статья 40 провозглашает право на труд. Труд — это право каждого гражданина, женщины и мужчины. Государство обязано принять необходимые меры для гарантирования труда на основе компетенции и справедливости. Все граждане, мужчины и женщины, имеют право на достойные условия труда и справедливую заработную плату. Эту статью Венецианская комиссия рекомендовала дополнить правом свободного выбора профессии и рода занятий, как это реализовано в конституциях ФРГ, Польши, Чехии и Хорватии[16].

0 праве собственности в Конституции Туниса говорится очень кратко. Право собственности и имущества гарантируется, оно не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законом, и обеспечивается гарантиями по закону (ст. 41—42).

Гарантируется право на культуру и свободу творческого самовыражения. Государство поощряет культурное творчество и поддерживает укрепление национальной культуры, ее разнообразия и возобновления, отказ от насилия, открытость различным культурам и диалог между цивилизациями. Государство обязано защищать культурное наследие и гарантировать его для будущих поколений.

Согласно ст. 43 государство обязано поддерживать спорт и создавать необходимые условия для проведения досуга, способствующего физическому развитию.

В этой же главе сказано о водных ресурсах и окружающей среде. В общей форме говорится, что право на водные ресурсы гарантируется, правда, не ясно кому. Сохранение и рациональное использование водных ресурсов является обязанностью государства и общества.

Государство гарантирует также право на здоровую и благоприятную окружающую среду и способствует защите климата. Государство обязано предотвращать возможными способами загрязнение окружающей среды (ст. 45).

Особо оговорены права женщин (ст. 46), детей (ст. 47) и лиц с ограниченными возможностями (ст. 48).

Государство стоит на защите прав женщин. Гарантирует женщинам и мужчинам равный доступ к возможностям во всех сферах, обеспечивает равное число мужчин и женщин в выборных советах. Государство принимает все необходимые меры для искоренения насилия против женщин.

Детям гарантируется право на достойную жизнь, здравоохранение, заботу, воспитание и образование со стороны их родителей и государства. Государство обязуется обеспечить полную защиту всех детей без дискриминации и с соблюдением их интересов.

Государство обязано не допускать дискриминации лиц с ограниченными возможностями. Каждый гражданин с ограниченными возможностями имеет право на льготы в соответствии с природой инвалидности, на меры, которые обеспечат его полную интеграцию в общество. Государство обязывается принять все необходимые меры для достижения этой цели.

Закрепление в Конституции Туниса 2014 г. основных прав и свобод сопровождается, как и в Конституции Египта, единой «ограничительной оговоркой» (ст. 49). В египетской Конституции об этом сказано очень кратко и в общей форме. Тунисская Конституция содержит общее положение в его развитом виде. Статья 49 устанавливает, что ограничения, которые могут относиться к правам и свободам, гарантированным Конституцией, а также к условиям их осуществления, определяются законом без изменения их сути. Любые такие ограничения могут вводиться только в целях, необходимых для сохранения гражданского и демократического государства, защиты прав других лиц либо защиты общественного порядка, национальной обороны, общественного здравоохранения или общественной морали. При этом необходимо сохранять пропорциональность между такими ограничениями и желаемой целью[17]. Судебные органы защищают такие права и свободы от любых нарушений. Недопустимы поправки к Конституции, которые подрывают права и свободы человека, гарантированные Конституцией.

Такой подход тунисской Конституции, видимо, может быть целесообразен. Он позволяет избежать повторений в Конституции, но содержит и некоторые минусы: определенные возможные для ограничений статьи лишаются конкретности. Кроме того, формы и пределы ограничений по отношению к разным основным правам и свободам (например, праву на жизнь и свободу собраний) не совсем одинаковы. Их допустимость вряд ли можно измерить общей формулировкой. Поэтому вопросы ограничений прав нуждаются в дальнейшем изучении.

Среди обязанностей можно отметить священную обязанность всех граждан — защиту единства и целостности Родины (ст. 9). Национальная служба — обязанность граждан. Уплата налогов и сборов для публичных нужд — это обязанности, которые реализуются на справедливой основе.

Итак, в отличие от предыдущей Конституции Туниса новая Конституция 2014 г. содержит главу «Права и свободы». Однако появление специального структурного элемента в Конституции в большей мере носит редакционный характер, является выбором иного построения конституционного текста. Государство продолжает гарантировать гражданам — мужчинам и женщинам — индивидуальные и коллективные права и обеспечивать условия для достойной жизни. Исключается дискриминация, при этом на конституционном уровне еще в большей мере, чем прежде, усиливается защита прав женщин во всех областях. Среди нововведений можно отметить свободу образования политических партий, союзов и ассоциаций, а также право на воду, в соответствии с которым обязанностью как государства, так и общества является сохранение и рациональное использование воды. Последнее расширяет традиционный предмет конституционного регулирования, но вполне понятно, что поднятие этого вопроса на конституционный уровень обусловлено его значимостью для страны.

Из сказанного выше видно, что в регулировании основ правового статуса личности «цветные» и «весенние» конституции существенно отличаются от предшествующих конституций этих стран (а в Египте и от прошлых редакций Конституции 1971 г.). Личные права в основном те же. В большой степени усилены только их процессуальные гарантии. Но конституции содержат многие новые положения, относящиеся к политическим и социально-экономическим правам (иногда социально-экономические права включаются впервые). Они отчетливо закрепляют равноправие женщин (правда, говорится об их семейных обязанностях, что не сказано в отношении мужчин).

Новые конституции возлагают огромные обязанности на государство в отношении обеспечения прав человека, объявляют государство гарантом при осуществлении конкретных прав или при исполнении обязанностей (например, на него иногда возлагается обязанность создавать общественные объединения). В некоторых случаях роль и возможности государства, видимо, несколько преувеличены, однако это соответствует общему, но специфическому подходу развивающихся стран к роли «сильного государства». К тому же права человека нарушаются именно органами государства, т. е. самим государством, поэтому общих положений о том, что оно гарантирует осуществление самых разных конституционных прав человека, видимо, недостаточно. Нужны гарантии и против действий государственных органов, должностных лиц, как те, которые широко представлены в отношении запретов ограничивать свободу человека.

  • [1] См. подробнее: Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Указ. соч.
  • [2] Об основных подходах к проблеме конституционного статуса личности см.:Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 137—141.
  • [3] Там же.
  • [4] См. подробнее: Хабриева Т. Я. Национально-культурная автономия в РоссийскойФедерации.
  • [5] См.: Богданова Н. А. Конституционно-правовое регулирование национальных отношений // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы Россиии опыт зарубежных стран. М., 2001. С. 52—54.
  • [6] См. подробнее: Хабриева Т. Я. Современные проблемы самоопределения этносов:сравнительно-правовое исследование. М., 2010.
  • [7] Кыргызская Республика. Предварительное совместное заключение по проектузакона «О внесении изменений в Конституцию» (СОЬ-Р1(2016)009. С. 10, п. 29).
  • [8] По редакции Конституции Кыргызстана 2016 г. допускается лишение или изменение гражданства «в случаях и порядке, установленных конституционным законом».
  • [9] Заключение Венецианской комиссии по проекту конституции Кыргызской Республики от 8 июня 2010 г. № 582/2010 (CDL-AD(2010)015).
  • [10] Фр. des constantes du Royaume. Разъяснения «основ Королевства» в Конституциинет. Обычно под этим понимаются некоторые устои общества и государства, основныетрадиции.
  • [11] Речь идет о создании общественных касс взаимного страхования.
  • [12] См.: Сапронова М. А. Электоральный процесс после «арабской весны» (модификация государственных институтов в арабских странах на примере Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Сирии, Туниса). М., 2015. С. 143—144.
  • [13] В арабских странах имеются в виду ислам, иудаизм, христианство.
  • [14] На практике профсоюзы в арабских странах — полугосударственные организации, в некоторых арабских странах члены органов профсоюзов (синдикатов) рассматриваются как государственные чиновники.
  • [15] Такого рода общая оговорка есть и в Конституции Туниса 2014 г.
  • [16] См. Заключение Венецианской комиссии по окончательному проекту конституции Туниса (СОЬ-АО(2013)032-е).
  • [17] Такая оговорка была сделана по рекомендации Венецианской комиссии (см. Заключение по окончательному проекту конституции Туниса (СОЬ-АО(2013)032-е)).
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы