Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Политология arrow "Цветные революции" и "Арабская весна" в конституционном измерении: политолого-юридическое исследование

Конституционное закрепление некоторых основ общественного и государственного строя

Вторым крупным блоком регулирования общественных отношений в рассматриваемых конституциях являются основы общественного и государственного строя. Несмотря на то что общество и государство — разные явления, в данном исследовании предлагается рассматривать их конституционное регулирование вместе. Нередко положения конституций одновременно относятся к обществу и государству, поскольку современное общество — это государственно-организованное общество. Оно организуется прежде всего государственной властью, хотя есть и самоорганизация общества, различные общественные объединения и иные формы. Государство регулирует экономику, политические отношения (например, выборы или многие вопросы роли и деятельности политических партий), вопросы культуры, даже некоторые личные отношения (существуют кодексы, законы о браке и семье и др.). Положения о демократическом или светском государстве относятся и к обществу.

Обобщая нормы современных конституций с высокой степенью генерализации, можно заключить, что современные конституции, закрепляя основы общественного строя, говорят об устоях его четырех главных сторон: основах экономических отношений, основах социальных отношений, основах политических отношений, основах культурно-духовных отношений. Разумеется, в реальной жизни многие из этих отношений переплетаются, их различное сочетание нередко заметно и в нормах конституций. К тому же в государственно-организованном обществе в большинстве экономических, социальных и даже духовных отношений присутствует политический элемент (он может быть и в культуре, и в спорте, и в науке), но важно учитывать доминанту в этих отношениях, а определенная классификация регулируемых конституциями общественных отношений необходима: она помогает глубже постичь суть явлений. Речь может идти лишь об удачной или неудачной, правильной или неверной классификации.

Правовое закрепление устоев общества предполагает, что для этого используются главным образом не подробные правила, а нормы, отличающиеся высокой степенью генерализации: нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, учредительные нормы. Такие нормы содержат исходные положения о собственности и характере экономики (например, рыночной или огосударствленной), положения о социальных отношениях (например, о социальной солидарности), о политической власти и характере государства (власть народа или диктатура определенных социальных сил), об идеологическом плюрализме или, напротив, монизме единственной разрешенной идеологии.

В конституциях есть особые главы под названием «Государство». Такая глава есть и в Конституции Египта 2014 г., хотя наряду с этим есть и особая глава об обществе — «Основные составляющие общественного строя». В некоторых конституциях (Марокко, Туниса) первые главы называются «Общие положения», «Общие принципы». В Конституции Кыргызстана это раздел первый «Основы конституционного строя». В рассматриваемых конституциях об обществе и государстве сказано также и в преамбулах. Положения об обществе и государстве переплетаются очень тесно, да и не могут не переплетаться, например по вопросам о государственной власти в обществе. Некоторые положения об обществе и государстве, особенно о его органах, есть и в других частях рассматриваемых конституций.

Появление в конституциях целых глав о различных сторонах общественного строя приводит к трем различным последствиям. Во- первых, происходит уже отмеченная «социализация» (от лат. яосш/й — общественный, товарищеский) современных конституций.

Во-вторых, на уровень конституционного регулирования переносятся важнейшие элементы того, что ранее содержалось в обычном законе (например, основы режима различных форм собственности, порядок пенсионного обеспечения, вопросы об отношениях родителей и детей), причем некоторые из таких статей включаются в главы, посвященные основам общественного строя. В тексты конституций вносятся нормы, которые ранее вообще были за пределами их регулирования (экология и природопользование, права политической оппозиции, вопросы градостроительства, технической политики, проблемы идеологии, науки и художественного творчества и др.).

В результате значительная группа отношений в сфере экономики, социальной и духовной сферах общества, которые ранее регулировались «частным» правом и к устоям общества не относились, а то и вовсе правом не регулировались, переходит в сферу «публичного» права, относится или примыкает к устоям общества. Это приводит к тому, что создается основа для широкого вторжения в конституцию способов регулирования, неспецифичных для нее, применяемых в административном, финансовом, уголовном и других отраслях, главным образом «публичного», а иногда и «частного» (гражданского) права.

В-третьих, все большее включение в конституционное регулирование различных отношений, характеризующих устои общества, ведет к возрастанию в конституциях объема правил самого общего характера, часто декларативных. Это, в свою очередь, приводит к тому, что в нормативном регулировании устоев общественного строя появляется больше «слабых точек». Формулировки норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций всегда отличаются высокой степенью абстракции, они нуждаются для их реализации в других правовых актах, в официальных истолкованиях, что снижает непосредственное действие некоторых конституционных норм. Но главное состоит не в этом. Нормы-принципы, нормы-целеполагания и др. нередко рассматриваются лишь как ориентир для деятельности правительства, других органов государства. Нормы таких глав о стремлении обеспечить равный доступ гражданам к средствам существования, о предотвращении концентрации богатств в руках немногих, о ликвидации эксплуатации человека человеком, о равном распределении общественных богатств между различными слоями населения и др. имеют лишь ориентирующий для правительства характер. Нельзя требовать осуществления мер, предусмотренных директивными принципами, в судебном порядке. С другой стороны, и суды не могут оспаривать и под предлогом неконституционное™ отменять (признавать неконституционными) акты, принятые во исполнение руководящих принципов государственной политики. Таким образом, названные конституционные положения дают возможность разным слоям населения бороться за свои права, апеллируя к авторитету основного закона.

Включение в конституции большого количества норм-принципов, норм-программ, норм-целей (а они во многом относятся к устоям общества) усиливает идеологические, воспитательные качества основного закона, но ослабляет его юридические свойства. Такие нормы остаются в ряде случаев пожеланиями, иногда неосуществимыми при данном общественном строе, при современном уровне развития человечества, иногда — просто лозунгами, не имеющими соответствующих юридических механизмов для их осуществления. Программность, дефинитивный или разъяснительный характер ряда норм, регулирующих основы общественного строя, осложняют конституцию, а отнесение к устоям общественного строя некоторых положений, не являющихся таковыми, делают конституцию излишне многословным документом, лишают ее юридической четкости, правовой определенности. Поэтому одна из задач конституционной теории и практики состоит в том, чтобы найти тот оптимальный вариант, который обеспечивал бы сочетание общих, в известной мере «лозунговых» положений об устоях общества с необходимой юридической нормативностью. Включение в конституцию норм-принципов об основах общественного строя и развертывание их в детальные положения, характеризующие некоторые новые стороны общества, приобретающие особое значение в современных условиях, — само по себе явление необходимое. Оно отражает объективные тенденции развития современных конституций, но соответствующие конституционные формулировки требуют вдумчивой предварительной оценки, тщательной отработки норм, их «дозировки» и сопоставления их с другими конституционными положениями.

Рассматривая основы общественного строя, мы, как и ранее, говорим о модели современной конституции в условиях социально ориентированной рыночной экономики, социального партнерства, политического и идеологического плюрализма, демократической организации и осуществления государственной власти, признания и обеспечения прав человека (в том числе права на достойное материальное обеспечение)[1]. Модели конституционного регулирования в условиях тоталитарного строя с его огосударствленной экономикой, противопоставлением классов эксплуататоров и эксплуатируемых, монизмом политической системы (бессменное правление одной партии) и отсутствием соревновательности в ней с одной разрешенной идеологией (не имеет значения — будет это марксизм-ленинизм с идеями чучхе, нкрумаизм в прошлом в Гане или мобутизм в бывшем Заире) рассматриваются нами как не соответствующие понятию современной конституции.

Включение в том или ином объеме положений об обществе во многие современные конституции свидетельствует, что в отличие от прежних основных законов, детально описывающих различные органы государства, их процедуры, именно та часть основного закона, где устанавливаются основы жизни общества, является наиболее важной и для граждан, и для различных коллективов, и для государства. Видимо, эта часть будет расширяться (опыт свидетельствует о такой тенденции) за счет деталей, относящихся к органам государства. Модель современной конституции совсем не та по сравнению с временами, когда короли сражались с парламентами за власть и в конституциях тщательно описывалась структура органов государства, их отношения и функционирование.

Рассмотренные далее конституции «цветных революций» стремятся к идеалам, свойственным моделям современной конституции.

Конституция Кыргызстана 2010 г. (с поправками 2016 г.) в преамбуле подтверждает приверженность цели построения свободного и демократического государства, основанного на уважении и защите прав человека. В ней выражены воля народа развивать и укреплять кыргызскую государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа; стремление утвердить верховенство права, а также обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и духовное развитие народа; жить в мире и согласии, в гармонии с природой[2].

Статья 1 устанавливает, что Кыргызская Республика (Кыргызстан) является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством. Территория Кыргызской Республики в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы. Кыргызская Республика обладает полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике (ст. 2). Он осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части. Никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением (ст. 5).

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

  • 1) верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем (однопалатным парламентом) и президентом;
  • 2) разделения государственной власти;
  • 3) открытости и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа;
  • 4) разграничения функций и полномочий государственных органов и органов местного самоуправления.

Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не вправе выходить за рамки полномочий, определенных Конституцией и законами. Они несут ответственность за свои противоправные действия.

Законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Порядок проведения референдума и перечень вопросов, выносимых на референдум, устанавливаются конституционным законом[3].

Конституция устанавливает, что выборы являются свободными. Выборы депутатов Жогорку Кенеша, президента, депутатов представительных органов местного самоуправления проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.

В Конституцию включена своеобразная норма о представительстве в государственных органах и органах местного самоуправления различных социальных групп, в том числе на уровне принятия решений. Какие это группы, в Конституции не сказано, они должны быть определены законом, но общая формулировка о представительстве различных социальных групп является новеллой для конституционного права.

В настоящее время это предусмотрено только для верхних палат парламентов — Сената Ирландии1 и Государственного совета Словении[4] [5]. Заметим, что в Кыргызстане парламент однопалатный.

В данном случае социальная структура представлена более четко, но и такая классификация несовершенна.

Пока неизвестно, какие социальные группы, слои будут иметь особое представительство в одноплатном парламенте Кыргызстана, но полагаем, что идея особого частичного представительства различных социальных групп в парламенте плодотворна. Будет иметь значение коллегиальный голос различных социальных общностей. Такое представительство не менее важно, чем представительство территориальных регионов, заложенное Конституцией США.

Нормы ст. 4 Конституции Кыргызстана 2010 г. также напрямую относятся к общественному строю. Она устанавливает, что в Республике признается политическое многообразие и многопартийность.

Политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения могут создаваться гражданами на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов.

Политические партии содействуют выражению политического волеизъявления граждан, принимают участие в выборах депутатов Жо- горку Кенеша, президента и органов местного самоуправления.

Вместе с тем в Кыргызской Республике запрещается:

  • 1) слияние государственных, муниципальных и партийных институтов; образование и деятельность партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях; осуществление государственными и муниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;
  • 2) членство военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и судей в политических партиях, их выступления в поддержку какой-либо политической партии;
  • 3) создание политических партий на религиозной, этнической основе, преследование религиозными объединениями политических целей;
  • 4) создание объединениями граждан военизированных формирований;
  • 5) деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, их представительств и филиалов, преследующих политические цели, действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной, межэтнической и религиозной вражды.

Установлено также, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законами (о приоритете международных договоров в Конституции Кыргызстана не сказано). Это отличает подход Кыргызстана от подхода Марокко, где приоритет отдается международному договору.

В отличие от конституций арабских республик ст. 7 Конституции Кыргызской Республики гласит, что никакая религия в ней не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религия и все культы отделены от государства. Запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов.

Социально-экономические положения в Конституции Кыргызстана соответствуют состоянию экономики Республики. В отличие от некоторых арабских стран государство в данном случае не берет на себя неисполнимые на данной стадии развития обязательства. Устанавливается, что Республика разрабатывает социальные программы, направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, содействие занятости.

Кыргызская Республика обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, гарантированный минимальный размер оплаты труда, охрану труда и здоровья (о прожиточном минимуме, как и в Конституции России, не сказано).

Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык. В качестве официального употребляется русский язык. В Кыргызской Республике представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Согласно ст. 12 в Кыргызской Республике признается разнообразие форм собственности и гарантируется равная правовая защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда. Это общее положение известно, но в Конституции Кыргызстана учтены и реалии. Принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом.

Изъятие имущества для общественных нужд, определенных в законе, может быть произведено по решению суда со справедливым и предварительным обеспечением возмещения стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых в результате отчуждения. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), также производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

По вопросу о земле положения Конституции Кыргызстана, как и некоторых других конституций, например Китая и Украины, противоречивы. С одной стороны, земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса являются исключительной собственностью Кыргызской Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства. С другой стороны, земля также может находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности, за исключением пастбищ, которые не могут находиться в частной собственности.

В Конституции Кыргызстана содержатся подробные нормы о государственном бюджете, иных бюджетах, налоговой системе. Порядок формирования, принятия, исполнения республиканского и местных бюджетов, а также аудит их исполнения определяются законом.

На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Ке- нешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Такую отдельную норму можно было бы и не включать в Конституцию, достаточно общего правила.

Заключительные статьи данного раздела Конституции Кыргызской Республики содержат положения международно-правового характера и касаются чрезвычайных ситуаций (ст. 14—15). Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные силы Кыргызской Республики строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.

Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение по каждому случаю перемещения частей вооруженных сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызстана принимается Жогорку Кенешем большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Использование вооруженных сил Кыргызской Республики для достижения внутригосударственных политических целей запрещается.

Чрезвычайное положение и военное положение в Кыргызской Республике могут быть введены в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и конституционными законами.

Таким образом, Конституция Кыргызской Республики 2010 г. излагает основные принципы современного демократического государства, основанного на верховенстве права.

В Конституции Марокко 2011 г. положения об основах общественного и государственного строя содержатся главным образом в преамбуле и главе первой «Общие положения». Марокко — монархия, но в

Конституции этого государства есть новые, в том числе демократические, положения, которых нет в иных конституциях.

В предшествующей Конституции Марокко 1996 г. в первой части «Общие условия: основные принципы» содержалось несколько положений об основах общества и государства. Конституция 1996 г., принятая тоже после выступлений оппозиции, несколько демократизировала политическую систему в обществе. Устанавливалось, что Марокко — монархия демократическая, социальная (это слово использовалось тогда впервые) и конституционная. Говорилось, что верховная власть принадлежит народу, но далее конституционные нормы закрепляли власть короля. Было сказано, что политическая система не может быть однопартийной. Тогда было указано также, что политические партии, союзы, районные советы и торговые палаты принимают участие в организации и представительстве граждан; объявлялось, что мужчины и женщины равны в своих политических правах.

Конституция 2011 г. внесла новые принципиальные положения, относящиеся к обществу и государству. Преамбула подтверждает решимость построить демократическое государство. В ней говорится о принципах плюрализма, задачах создания солидарного общества, где существует социальная справедливость в рамках принципа единства прав и обязанностей граждан. Констатируется национальное единство в стране, сложившееся путем взаимопроникновения арабо-исламских, тамазигских[6], сахаро-хассанских элементов, которое обогащается элементами африканской, андалузской, еврейской и средиземноморской культур, диалогом по установлению взаимопонимания между всеми мировыми культурами и цивилизациями, но при превосходстве мусульманской религии в национальной жизни Марокко.

В преамбуле содержатся также положения международного характера. Королевство Марокко обязуется следовать принципам, правам и обязательствам, закрепленным в соответствующих хартиях и конвенциях, подтверждает свою готовность соблюдать общепризнанные права и свободы человека и прилагать должные усилия для сохранения мира и безопасности, укреплять узы братства, сотрудничества, солидарности и конструктивного партнерства с другими государствами и работать на благо общего прогресса. Государство будет запрещать и бороться с любыми видами дискриминации по расовым, половым, религиозным или национальным признакам, на почве культурных ценностей, социальной или региональной принадлежности, языка, инвалидности и других личных обстоятельств, каковы бы они ни были.

Глава первая «Общие положения» начинается с определения государства, которое впервые появилось в Конституции 1996 г., но теперь добавлено определение «парламентарная»: Марокко — конституционная, демократическая, парламентарная и социальная монархия. Государственный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его непосредственно путем референдума и косвенно посредством своих представителей. Вместе с тем в девизе государства присутствует слово «король» (ст. 4). Нация руководствуется принципами коллективизма на основе союза, придерживается мусульманской религии умеренного толка, национального единства с множеством культурных влияний, конституционной монархии и демократического выбора.

Территория Королевства — децентрализованная; основывается на принципах усовершенствованной регионализации. Конституционный режим Королевства опирается на принципы разделения, равновесия и сотрудничества ветвей власти, демократии, гражданственности и участия граждан в управлении государством, добросовестного управления и соотношения между ответственностью и своей подотчетностью. Публичные власти обязаны соблюдать принципы конституционности, иерархии, а также обнародовать законодательные акты. Слово «обнародовать» в данном тексте не случайно, поскольку монарх вправе издавать акты (дирхамы), имеющие силу закона. Вместе с тем говорится, что закон является высшим выражением воли нации. Физические и юридические лица, а также публичные власти равны перед законом и обязаны ему подчиняться.

Ислам является государственной религией при гарантируемой свободе вероисповедания других культов.

Арабский язык является официальным государственным языком.

Государство обеспечивает защиту и развитие арабского языка и способствует его использованию. Тамазигт (язык амазигов, имеющий несколько диалектов, в том числе и в Марокко) — также официальный язык государства, поскольку «Отечество является общим для всех марокканцев без исключения». Органический закон1 определяет официальный порядок применения этого языка, способы его включения в сферы образования и основные отрасли общественной жизни так, чтобы он выполнял функции официального языка.

Государство обеспечивает сохранность языка хасани[7] [8], который является неотъемлемой частью культурного марокканского единства, а также защищает носителей языковых практик культуры Марокко. Государство заботится о единстве государственной языковой и культурной политики, об изучении и овладении самыми используемыми иностранными языками в мире как средствами для усиления коммуникации, интеграции и взаимодействия с другими обществами в мире и повышении открытости другим современным культурам и цивилизациям.

Создан Национальный совет[9] по марокканским языкам и культурам, в обязанности которого входит, в частности, защита и развитие арабского и амазигского языков, различных марокканских культурных диалектов, которые являются элементами государственной аутентичности.

Конституция закрепляет равноправие женщин и мужчин и устанавливает, что публичные власти работают над созданием условий, обеспечивающих равные права и свободы для гражданок и граждан[10], а также их участие в политической, социальной, культурной и экономической жизни, в выборах[11].

Конституция регулирует роль политических партий в обществе. Она устанавливает, что деятельность политических партий направлена на принятие в свои ряды гражданок и граждан, и политическое формирование партии, способствующее участию в жизни нации и в управлении политическими делами. Партии конкурируют за выражение воли избирателей и участвуют в осуществлении власти на основе плюрализма и чередования путем использования демократических средств и в рамках конституционных институтов. Их создание и деятельность свободны при соблюдении Конституции и законов. Однопартийный режим незаконен.

Политические партии не должны быть основаны на религиозных, лингвистических, этнических или региональных началах или любых других дискриминационных основаниях, противоречащих правам человека. Они не должны посягать на мусульманскую религию, монархический режим, конституционные принципы, демократические основы, национальное единство и территориальную целостность Королевства. Организация и функционирование политических партий должны соответствовать демократическим принципам. Партиям предоставляется финансовая поддержка со стороны государства, закон устанавливает способы контроля за их финансированием (ст. 7).

Согласно ст. 8 профессиональные организации работников, профессиональные палаты и профессиональные организации нанимателей способствуют защите и поддержке прав и социально-экономических интересов представляемых ими категорий. При соблюдении Конституции и законодательства структура и порядок деятельности подобных организаций являются свободными.

Структура и порядок функционирования этих организаций должны соответствовать демократическим принципам. Правила, относящиеся к структуре профсоюзов, их деятельности, критериям предоставления государственного финансирования и порядку контроля за их финансированием устанавливает закон.

Публичные власти должны способствовать коллективным переговорам и поощрять заключение коллективных договоров о труде в соответствии с условиями, предусмотренными законом.

Статья 9 устанавливает, что политические партии и профсоюзные организации могут быть распущены или их деятельность может быть приостановлена публичными властями только по решению суда[12].

Конституция гарантирует парламентской оппозиции статус со всеми правами, позволяющими свободно выполнять функции, касающиеся парламентской работы и участия в политической жизни

(заметим, что речь идет лишь об оппозиции в Парламенте). Конституция, в частности, гарантирует оппозиции следующие права: свободу мнения, выражения своего мнения и собраний; эфирное время в публичных средствах массовой информации пропорционально их представительству в Парламенте;

пользование публичным финансированием на условиях, предусмотренных законодательством;

эффективное участие в законотворческом процессе, в частности внесение законопроектов в повестку дня обеих палат Парламента;

эффективное участие в осуществлении контроля за работой Правительства посредством выражения вотума недоверия и интерпелляций Правительству, устных вопросов Правительству и комиссий по парламентским расследованиям;

право на выдвижение кандидатур и участие в выборах судей Конституционного суда;

необходимое участие во внутренней деятельности двух палат Парламента;

представительство в законодательной комиссии Палаты представителей;

предоставление соответствующих средств (от публичных властей) для выполнения институциональных функций;

активное участие в парламентской дипломатии для защиты основ и жизненных интересов нации;

право на принятие в свой состав мужчин и женщин Марокко, а также их представительство через политические партии, которые формируются в соответствии с положениями ст. 7 Конституции;

осуществление власти на местном, региональном и национальном уровнях через чередование демократии в рамках положений Конституции.

Группировки оппозиции должны принимать активное и конструктивное участие в работе Парламента. Порядок осуществления прав, предусмотренных для оппозиции, определяется органическим законом, законами, внутренним регламентом каждой из палат Парламента.

Положения о правах оппозиции впервые стали закрепляться в конституциях стран Латинской Америки. Они есть в немногих конституциях. В Конституции Марокко они сформулированы наиболее широко.

Статья 11 Конституции Марокко устанавливает требования к выборам. Она гласит, что свободные, честные и прозрачные выборы являются основой легитимности представительных органов власти. При выборах публичные власти должны соблюдать строгий нейтралитет по отношению к кандидатам и обеспечивать отсутствие дискриминации в их отношении.

Закон устанавливает правила, гарантирующие равный доступ к средствам массовой информации и полное использование основных прав и свобод в избирательных кампаниях и подсчете голосов. Власти обязаны организовывать выборы в соответствии с этими правилами. Закон определяет условия и порядок независимого и нейтрального наблюдения за выборами в соответствии с признанными международными нормами.

Любое лицо, нарушающее правила честности, открытости и прозрачности выборов, карается законом.

Государственные власти используют средства, необходимые для поощрения и стимулирования участия гражданок и граждан страны в выборах.

В Конституции Марокко используется термин «гражданское общество». Под ним, видимо, понимается совокупность различных общественных объединений и их деятельность, исключая партии и профсоюзы, деятельность которых регулируется отдельно. Статья 12 устанавливает, что объединения гражданского общества и неправительственные организации формируются и ведут свою деятельность совершенно свободно при соблюдении Конституции и законов. Они могут быть распущены или их деятельность приостановлена публичными властями только по решению суда.

Ассоциации, заинтересованные в общественных делах, и неправительственные организации вносят свой вклад в рамках партиципаторной демократии, путем осуществления и оценки решений и проектов выборных институтов и публичных властей. Такие институты и власти должны действовать в соответствии с условиями и в формах, установленных законом. Организационная структура и порядок функционирования ассоциаций и неправительственных организаций должны соответствовать демократическим принципам.

Интересна ст. 13, которая устанавливает, что публичные власти способствуют созданию различных инстанций для согласования, имея в виду объединение социальных деятелей для разработки, осуществления и оценки публичной политики.

Завершая анализ Конституции Марокко 2011 г., отметим, что неоднократные политические кризисы в стране позволили за несколько десятилетий провести существенные конституционные изменения, демократизировать монархическое государство. И конституционная реформа 2011 г. не стала в этом ряду исключением.

Среди новелл необходимо обозначить положения о культурно-этническом многообразии Марокко, важнейшим компонентом которого являются берберы[13], и провозглашении берберского языка официальным. Это позволило вывести берберов из протестного движения, но влечет огромную работу по реализации конституционных положений на практике.

Конституция Египта 2014 г. в отличие от иных рассматриваемых трех конституций содержит особую главу об обществе — гл. 2 «Основные составляющие общества», включающую три раздела: социальные, экономические и культурные составляющие. Отдельные положения, относящиеся к обществу, содержатся в пространной преамбуле, в краткой (семь статей) гл. 1 «Государство». Как говорилось, именно в положениях Конституции Египта 2014 г. по социально-экономическим вопросам просматривается отдаленное влияние Конституции 1971 г. в ее первоначальном варианте, хотя лозунги о социализме в Конституции 2014 г. отсутствуют.

Статьи о социально-экономических и культурных отношениях в гл. 2 пространны, в них есть повторения, например, о возможных способах конфискации собственности, египетской культурной идентичности с ее разнообразными цивилизационными происхождениями. Государство возлагает на себя много обязанностей, определяет гарантии. Обычно такие положения устанавливают, что они осуществляются или будут осуществляться в рамках закона, который будет издан. О прямом действии Конституции 2014 г. не говорится. Некоторые статьи Конституции имеют значительный социологический или политологический элемент, но их регулятивные качества представлены недостаточно.

Вместе с тем в некоторых статьях содержатся конкретные социальные обязанности государства, например, указаны точные проценты государственных расходов от ВВП, которые государство обязуется выделять на образование или здравоохранение.

В преамбуле Конституции Египта, как уже отмечалось, содержатся несколько отправных положений социально-экономического, политического и социально-культурного характера: в ней говорится о переходе человечества (и египетского народа) от эпохи зрелости к эпохе мудрости, о воле народа, путях создания объединенного сообщества, утверждении социальной справедливости, справедливом государстве, роли египетских революций в этом процессе.

В гл. 1 «Государство» говорится, что Арабская Республика Египет является суверенным государством, объединенным и неделимым, в котором «нет ничего необязательного» и система которого представляет собой демократическую республику, основанную на гражданстве и верховенстве закона. Египет — часть арабской нации, он укрепляет ее интеграцию, гордится азиатскими размерами (Египет занимает 29-е место) и делает вклад в развитие человеческой цивилизации.

Ислам является религией государства, а арабский язык — официальным языком. Принципы шариата — основной источник законодательства, но принципы законов египетских христиан и иудеев — основной источник законов, регулирующих их личный статус, религиозные вопросы и избрание духовных лидеров (ст. 1 и 2).

Народ является источником власти. Он охраняет национальное единство, основанное на принципах равенства, справедливости и равных возможностей граждан. Политическая система основывается на политическом и партийном разнообразии, мирной передаче власти, разделении и балансе власти, подотчетности власти и уважении прав и свобод человека.

Гораздо подробнее, чем в других рассматриваемых конституциях, регулируются Конституцией Египта в гл. 2 основы общественного строя. В ней одновременно много положений, относящихся к государству, к правам различных коллективов, а также к социально-экономическим правам граждан.

В первом разделе гл. 2 о социальных составляющих египетского сообщества повторяется, что египетское общество основывается на социальной солидарности (ст. 8). Государство обязуется достичь социальной справедливости, предоставляя средства для достижения социальной солидарности с целью обеспечения достойной жизни для всех граждан. Государство обеспечивает равные возможности для всех граждан без дискриминации. Как говорилось, хотя эта глава и ее соответствующие три раздела посвящены обществу, именно в ней содержатся многие социально-экономические права человека.

Семья рассматривается как основа общества, она базируется на религии, морали и патриотизме. Государство защищает ее сплоченность и стабильность, а также укрепление ее ценностей.

Статья 11 устанавливает, что государство обязуется достичь равенства (а не равноправия) между женщинами и мужчинами во всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Государство обязуется предпринимать необходимые меры для обеспечения надлежащего представительства женщин в парламенте в порядке, определенном законом. Оно предоставляет женщинам право занимать государственные должности и высшие руководящие должности в государстве, а также право назначения в судебные органы и организации без дискриминации.

Государство обязуется защищать женщин от всех форм насилия и обеспечить расширение прав женщин для совмещения обязанностей женщины в семье и на работе. Государство обеспечивает заботу и защиту материнства и детства, а также зарабатывающих на проживание, пожилых и наиболее нуждающихся женщин.

Статья 12 именуется «Право на труд, принудительный труд». Она устанавливает, что «труд — это право, обязанность и долг, гарантированный государством». Принудительный труд запрещен, кроме случаев, когда он предусмотрен законом и в целях исполнения государственной службы в течение определенного времени и в обмен на справедливое вознаграждение без противоречия основным правам человека.

В связи с этим государство обязуется защищать права рабочих и создавать сбалансированные трудовые отношения между двумя сторонами производственного процесса. Оно обеспечивает средства для коллективных переговоров и работает в направлении защиты работников от рисков работы, обеспечивает соблюдение условий профессиональной безопасности и здоровья и запрещает незаконное увольнение. Все вышеперечисленное регулируется законом.

Государственная служба — особый труд. Государственные должности — это право граждан на основе заслуг, без привилегий или посредничества, назначение на службу народу. Институт гражданских званий запрещен (ст. 26). Государство обеспечивает права и защиту гражданских служащих, а также осуществление ими своих обязанностей в интересах народа. Они не могут сниматься с должности за пределами дисциплинарных мер, кроме случаев, предусмотренных законом.

В ст. 15 сказано о праве «мирных забастовок» в рамках закона.

Включены положения, посвященные «жертвам и пострадавшим от революции». Государство обязуется чтить память погибших за нацию, оказывать помощь пострадавшим от революции, пожилым военным ветеранам, раненым, семьям пропавших во время войны, а также лицам, приравненным к ним и раненным в ходе операций по обеспечению безопасности, их женам, детям и родителям. Оно предоставлляет им возможности трудоустройства. Государство поощряет участие гражданского общества в достижении этих целей (ст. 16).

Согласно ст. 17 государство создает службы социального обеспечения. Все граждане, которые имеют доступ к системе социального обеспечения, имеют право на социальное обеспечение для достойной жизни, если они не способны обеспечивать себя и свои семьи в случае потери трудоспособности, пожилого возраста или безработицы.

Государство работает в направлении достойных пенсий мелким фермерам, сельскохозяйственным рабочим, охотникам и неофициальным сотрудникам в соответствии с законом. В Египте страховые и пенсионные фонды являются частными организациями, но они пользуются всеми формами защиты, которые предоставляются государственным фондам. Вместе с доходами они пользуются правом бенефициаров. Инвестиции в них должны осуществляться добросовестно, они должны управляться независимым органом, государство гарантирует фонды для страхования и пенсий.

Каждый гражданин имеет право на здоровье и всеобщее качественное медицинское обслуживание (ст. 18). Государство гарантирует содержание и поддержку государственных медицинских учреждений, которые предоставляют медицинские услуги людям, а также работает в направлении повышения их эффективности и справедливого географического распределения. Государство обязуется выделять процент правительственных расходов в размере не менее 3% ВВП на здравоохранение, с тем чтобы постепенно повышать его и достигнуть мирового уровня[14].

Государство обязуется создать систему всеобщего медицинского обслуживания для всех египтян, охватывающего все болезни. Взносы граждан в этом отношении или освобождение от них основываются на уровне доходов.

Отказ в любой форме медицинской помощи человеку в чрезвычайной или угрожающей жизни ситуации является преступлением. Государство обязуется улучшить условия работы врачей, сестринского и медицинского персонала и обеспечить справедливость для них. Все медицинские учреждения и связанные со здоровьем товары, материалы и средства рекламы подлежат государственному надзору. Государство поощряет участие частного и государственного сектора в предоставлении услуг медицинского обслуживания согласно закону.

Детально регулируются в разделе 1 гл. 2 вопросы образования и научных исследований (ст. 19—26). Каждый гражданин имеет право на образование в целях построения египетского характера, поддержания национальной идентичности, развития научного мышления, талантов, инноваций и создания гражданских и духовных ценностей, а также концепций гражданства, терпимости и недискриминации. Государство обязуется разработать всеобщий план искоренения алфавитной и цифровой неграмотности среди всех граждан всех групп, механизмы его реализации с участием институтов гражданского общества в соответствии с определенным графиком, реализовывать свои цели в образовательных программах и методах и предоставлять образование в соответствии с общепринятыми стандартами качества.

Образование является обязательным до окончания стадии среднего образования или аналогичной стадии. Государство предоставляет бесплатное образование на различных стадиях в государственных образовательных институтах согласно закону.

Государство обязуется выделять процент правительственных расходов в размере не менее 4% ВВП на образование. Он подлежит постепенному увеличению до достижения мирового уровня[15]. Государство контролирует образование в целях обеспечения соблюдения образовательной политики всеми государственными и частными школами и институтами.

Государство обязуется поощрять и развивать техническое образование и профессиональное обучение, а также распространять все его виды в соответствии с общепринятыми стандартами качества, поддерживая потребности рынка труда.

Гарантируется независимость университетов, научных и лингвистических академий, предоставляется университетское образование в соответствии с общепринятыми стандартами качества, а также развивается бесплатное университетское образование в государственных университетах и институтах согласно закону. Государство работает в направлении поощрения создания неприбыльных государственных университетов, гарантирует качество образования в частных и государственных университетах, их соответствие общепринятым стандартам качества, подготовку их образовательных и научных кадров и выделение достаточного процента доходов на образование и исследовательский процесс.

Учителя, члены преподавательского состава и их помощники являются главной основой образования. Государство гарантирует развитие их научных компетенций и профессиональных навыков, защиту их финансовых и моральных прав с целью обеспечения качества образования и достижения своих целей (ст. 22).

Особая статья посвящена научным исследованиям. Государство предоставляет свободу научным исследованиям и поощряет свои институты в качестве средства достижения национального суверенитета и построения экономики, основанной на знаниях. Государство спонсирует исследователей и изобретателей, выделяет процент правительственных расходов в размере не менее 1% ВВП на научные исследования[16]. Он подлежит постепенному увеличению до достижения мирового уровня. Государство обязуется предоставить эффективные способы пожертвований для частного и государственного сектора и пожертвований проживающих за рубежом египтян на развитие научных исследований.

Арабский язык, религиозное образование и национальная история на всех стадиях являются основными предметами доуниверситетско- го государственного и частного образования (ст. 24). Университеты обязаны обучать правам человека, профессиональным нормам морали и этики, которые связаны с различными научными дисциплинами.

В разделе 2 «Экономические составляющие общества» прежде всего определяется характер и задачи экономической системы Египта. Статья 27 устанавливает, что экономическая система нацелена на достижение процветания в стране путем устойчивого роста и социальной справедливости с целью гарантирования увеличения реальных темпов роста национальной экономики, повышения уровня жизни, увеличения возможностей занятости, снижения уровня безработицы и искоренения бедности. Экономическая система придерживается критерия прозрачности и управления, поддерживает конкуренцию, поощрение инвестиций, сбалансированные темпы роста в отношении географии и окружающей среды; предотвращение монополии с учетом финансового и коммерческого баланса и справедливой налоговой системы; регулирование рыночных механизмов; гарантирование различных видов собственности и достижение баланса между интересами различных сторон для поддержания прав рабочих и защиты потребителей.

Экономическая система несет социальную ответственность за обеспечение равных возможностей и справедливого распределения достижений роста, уменьшение разрыва в доходах путем установления минимальной заработной платы и пенсии для обеспечения достойного уровня жизни, а также минимальной заработной платы в государственных ведомствах согласно закону.

Экономическое производство, основанная на услугах и информации деятельность являются ключевыми составляющими национальной экономики (ст. 28). Государство обязуется защищать их, повышать их конкурентоспособность, создавать инвестиционно привлекательную среду и работать в направлении увеличения производства, поощрения экспорта и регулирования импорта. Государство уделяет особое внимание мелкому и среднему бизнесу во всех сферах. Оно работает в направлении регулирования и обучения этого сектора экономики.

Согласно ст. 29 сельское хозяйство — это тоже основная составляющая национальной экономики. Государство обязуется охранять и увеличивать обрабатываемые земли, защищая их от захвата. Оно работает в направлении развития сельской местности, повышения уровня жизни ее жителей и защиты от сельскохозяйственных рисков, а также в направлении развития сельскохозяйственного производства и поощрения основанных на них отраслях. Государство разрабатывает требования сельскохозяйственного производства и покупки основных сельскохозяйственных культур по соответствующей цене для получения маржи, прибыли для фермеров по согласованию с сельскохозяйственными союзами, синдикатами и сельскохозяйственными ассоциациями. Государство обязуется распределять процент возвращенных земель в пользу мелких фермеров и молодых специалистов, защищать фермеров и сельскохозяйственных работников от эксплуатации.

Государство обязуется также защищать рыболовство, защищать и поддерживать рыбаков, предоставлять им права для выполнения своей работы без нанесения вреда экосистемам.

В ст. 31 говорится о безопасности информационного пространства, что является неотъемлемой частью системы национальной экономики и безопасности. Государство предпринимает необходимые меры для подержания этой безопасности в порядке, определенном законом.

О природных ресурсах Египта говорится во многих статьях. В ст. 32 содержатся общие положения. Она устанавливает, что природные ресурсы принадлежат народу. Государство обязуется охранять такие ресурсы, их обоснованную эксплуатацию, предотвращать их истощение и учитывать права будущих поколений, максимально эффективно использовать возобновляемые источники энергии, поощрять инвестиции и соответствующие научные исследования.

Государство работает в направлении поощрения производства сырья и повышения добавленной стоимости в соответствии с экономическим обоснованием.

Государство защищает собственность, которая бывает трех видов: государственная собственность, частная собственность и кооперативная собственность (ст. 33). Государственная собственность неприкосновенна и не может нарушаться. Обязанность каждого гражданина — защитить ее в соответствии с законом. Распоряжение государственной собственностью запрещено. Предоставление права на эксплуатацию природных ресурсов или концессии коммунальным предприятиям должно регулироваться законом на период не более 30 лет. Предоставление права разработки карьеров, небольших рудников и засоленных почв или предоставление концессии обществу осуществляется на срок не более 30 лет. Из статьи видно, что в египетском праве подобно французскому различают два вида государственной собственности. Одна абсолютная и не подлежит никакому отчуждению. Другая в определенных случаях может отчуждаться.

Частная собственность и право на наследование защищаются. Частная собственность может быть конфискована только в случаях, определенных законом, и на основании судебного приказа. Собственность может быть конфискована только в государственных интересах и с выплатой справедливой компенсации.

Вместе с тем ст. 36 устанавливает социальную ответственность частного сектора. Государство поощряет частный сектор в выполнении своей социальной ответственности служения национальной экономике и обществу.

Кооперативная собственность также защищается. Государство охраняет кооперативы, и закон гарантирует их защиту и поддержку, а также обеспечивает их независимость. Они могут быть распущены только на основании судебного приказа. Конфискация государственной собственности запрещена, а частной — возможна только на основании судебного приговора.

Статья 38 довольно подробно регулирует налогообложение. Система налогообложения и других государственных сборов нацелена на развитие государственных ресурсов, достижение социальной справедливости и экономическое развитие. Государственные налоги могут вводиться, изменяться или отменяться только на основании закона. Исключения могут определяться только законом. Запрещено требовать оплаты дополнительных налогов и сборов, кроме как в рамках закона. При введении налогов необходимо принимать во внимание, что налоговая система имеет несколько источников. Налоги на доходы физических лиц — это прогрессивные многоуровневые налоги, которые зависят от «способности» платить налоги. Налоговая система обеспечивает поддержку тяжелых отраслей промышленности и стимулирование их роли в экономическом, социальном и культурном развитии. Государство обязуется развивать налоговую систему, принимать современные системы для достижения эффективности, простого и точного сбора налогов. Закон определяет методы и инструменты для сбора налогов, сборов и других отдельных поступлений и хранения в государственной казне. Оплата налогов — это обязанность, а уклонение от налогов — это преступление.

Из сказанного видно, что налог на доходы физических лиц в Египте, как и в большинстве стран, исчисляется по прогрессивной шкале. Сказано также, что сбережения — это национальная обязанность, которая защищается и поощряется государством. Государство охраняет сбережения в соответствии с законом.

Статья 41 посвящена жилищным условиям. Государство обязуется реализовывать жилищную программу, нацеленную на достижение баланса между темпом роста населения и доступными ресурсами, максимизацию инвестиций в человеческую энергию и улучшение ее характеристик в рамках достижения устойчивого роста.

Принципиальное значение имеет ст. 42, которая устанавливает, что рабочие имеют долю в управлении проектами и доходами. В свою очередь, они обязуются развивать производство и исполнять план в своих производственных подразделениях. Поддержание средств производства — это национальная обязанность. Представители рабочих в советах подразделений государственного сектора составляют 50% от количества избранных членов. Они имеют также представительство в советах компаний государственного сектора (оно будет определено законом).

Установлено представительство мелких фермеров и ремесленников, которое составляет не менее 80% в советах директоров сельскохозяйственных, промышленных и торговых кооперативов. Эти нормы — повторение времен социалистической ориентации.

В этом разделе сказано также о Суэцком канале, реке Нил, морях, пляжах, озерах, водных путях, минеральной воде и природных резерватах. Государство обязуется защищать, развивать и поддерживать Суэцкий канал в качестве принадлежащего ему международного водного пути, развивать сектор каналов в качестве важной экономической основы.

Государство защищает реку Нил[17], сохраняя исторические права Египта на нее, рационализируя и максимизируя свои выгоды, не загрязняя и не истощая воду (ст. 44). Каждый гражданин имеет право пользоваться рекой Нил. Запрещено посягать на нее или наносить вред природной среде реки. Государство обязуется защищать свои моря, пляжи, озера, водные пути, минеральные воды и природные резерваты. Запрещено посягать на них, загрязнять или использовать их в порядке, который противоречит их природе.

В ст. 46, завершающей раздел 2, говорится, что каждый человек имеет право жить в здоровой, благоприятной и сбалансированной окружающей среде. Ее защита — это национальная обязанность. Государство обязуется обеспечить рациональное использование природных ресурсов с целью устойчивого роста и гарантирования прав будущих поколений.

Раздел 3 гл. 2 Конституции Египта говорит о культурных составляющих египетского общества.

Статья 48 устанавливает, что культура — это право каждого гражданина, которое гарантируется государством. Материальное и моральное цивилизационное и культурное наследие Египта всех видов и всех периодов (включая фараонский, коптский, исламский и современный периоды) является национальным и человеческим наследием, которое государство обязуется защищать и поддерживать. Государство обязуется поддерживать культуру и предоставлять все виды культурных материалов различным группам народа без дискриминации на основании финансовой обеспеченности, географического расположения или других признаков. Государство уделяет особое внимание отдаленным регионам и наиболее нуждающимся слоям населения. Государство поощряет перевод на арабский язык и с арабского языка. Государство обязуется защищать египетскую культурную идентичность с ее разнообразными цивилизационными особенностями, современную архитектурную, литературную и творческую культуру. Статья 50 предусматривает наказания за нарушение этих положений.

Итак, Конституция Египта 2014 г. провозглашает построение современного демократического государства с гражданским правительством, однако ее отличительной чертой является наличие в государственном управлении военных.

Среди нововведений необходимо указать возвращение в конституционный текст положений о шариате как основном источнике законодательства и в целом правовой системы. Конституция при этом гарантирует права и свободы христиан как конфессионального меньшинства.

Конституция Туниса 2014 г. тоже содержит оригинальные положения об основах общественного и государственного строя, хотя их меньше, чем в египетской Конституции. Такие положения сосредоточены в преамбуле и гл. 1 «Основные принципы», хотя некоторые положения такого рода есть и в иных главах.

Поскольку в отличие от других рассматриваемых конституций тунисская принята Национальным учредительным собранием, преамбула Конституции Тунисской Республики 2014 г. констатирует, что она принимается от имени тунисского народа. В ней сказано о построении государства, свободного от тирании, об утверждении воли народа и достижении целей революции, свободы и достоинства, о разрыве с несправедливостью, неравенством и тиранией. Здесь же выражены основные постулаты тунисских революционеров: верность народа учению ислама, целям открытости и терпимости этого учения, человеческим ценностям и высоким принципам общепризнанных прав человека.

Существо системы, которая создается в Тунисе, охарактеризовано как совокупность следующих элементов: доброе управление, свободные выборы с политической конкуренцией, с учетом просвещенных реформистских движений, которые базируются на элементах исламско-арабской идентичности и всеобщих достижениях человеческой цивилизации, а также на национальных достижениях тунисского народа, которые он смог реализовать.

В качестве основной цели ставится построение демократической республиканской, партиципаторной системы в рамках гражданского государства, направляемой правом, в которой суверенитет принадлежит народу, и он осуществляет его на основе мирных альтернатив и через свободные выборы, на основе разделения и равновесия властей, на праве самоорганизации, когда государство гарантирует верховенство закона, уважение прав и свобод человека, независимость судебной власти, равенство прав и обязанностей всех граждан, женщин и мужчин, всех социальных категорий и регионов страны.

В преамбуле говорится о высоком статусе человеческого существа и его достоинстве; национальном единстве на основах гражданственности, братства, солидарности и социальной справедливости. Сказано о поддержке Союза Магриба1 в качестве шага по направлению к арабскому единству, взаимосвязи мусульманских и африканских народов и к сотрудничеству со всеми народами мира ради торжества угнетенных, права народов, которыми они располагают в любом месте; говорится о поддержке движений, которые являются справедливыми, о борьбе со всеми формами колонизации и расизма, за национальное освобождение, о стремлении вносить вклад в развитие цивилизации на основе независимого принятия национальных решений, всеобщего мира и человеческой солидарности.

Статья 1 говорит о суверенитете, религии, языке и «системе правления». Тунис — суверенное государство; его религия — ислам, его язык — арабский, система правления — республиканская. Эта статья не может быть изменена.

Статья 2 устанавливает, что Тунис — гражданское государство[18] [19]. Оно основано на гражданственности, воле народа и верховенстве права. Эта статья Конституции не может быть изменена.

Суверенитет принадлежит народу, народ является источником власти, которая реализуется через его избранных представителей или посредством референдума. Девиз Тунисской Республики: свобода, достоинство, справедливость и порядок.

Положения Конституции о религии стали предметом серьезного анализа Венецианской комиссии1.

Несколько положений Конституции отражают позиции ислама как доминирующей религии. Сам по себе факт того, что государство провозглашает религию в качестве доминирующей, не противоречит международным стандартам. Вместе с тем, как указано в Общем комментарии № 22 Комитета по правам человека по вопросам права на свободу мысли, совести и вероисповедания, гарантированного ст. 18 Международного пакта по гражданским и политическим правам (который был ратифицирован Тунисом), «тот факт, что религия признается государственной или что она установлена в качестве официальной или традиционной, или что ее последователи составляют большинство населения, не приводит к ослаблению каких-либо прав, предоставляемых Конвенцией, включая статьи 18 и 27, ни к какой- либо дискриминации последователей иной религии или неверующих». Необходимо отметить в связи с этим, что несколько стран сумели примирить государственную религию со свободой совести, мысли и вероисповедания.

Вместе с тем в Конституции Туниса существуют некоторые тенденции, отражающие, с одной стороны, доминирующие позиции ислама, а с другой — светский характер тунисского государства и принципы плюрализма, беспристрастности и недискриминации.

Например, в преамбуле установлено, что Конституция основана на «учениях ислама», но также признает «гуманитарные ценности» и «принципы всеобщих прав человека»; преамбула подчеркивает «арабскую и исламскую идентичность», но также признает «всеобщие достижения человеческой цивилизации» и провозглашает принципы плюрализма, управленческого нейтралитета, уважение к правам и свободам человека.

Статья 6 предусматривает, что государство защищает религию, но также гарантирует индивидуальную свободу совести, вероисповедания и отправления религиозных потребностей. Статья 6 предусматривает даже, что государство является «защитником того, что является священным», но также гарантирует нейтралитет храмов и мечетей и мест отправления религиозных потребностей в смысле использования их для политических целей.

В то же время ст. 6 не гарантирует свободу вероисповедания как таковую, но провозглашает роль государства по защите религии; она ограничивается гарантированием свободы совести, вероисповедания и отправления религиозных надобностей, явно не гарантируя, однако, право исповедовать ту или иную религию или убеждения, в том числе нерелигиозные. Учитывая упоминание в преамбуле о том, что Конституция основана и на учении ислама, а также неизменность принципа положения ислама как государственной религии и требование к президенту Республики придерживаться мусульманского вероисповедания, это может привести к выводу о защите Конституцией ислама в ущерб остальным религиям.

Статья 21 устанавливает, что все граждане, как мужчины, так и женщины, имеют равные права и обязанности. Они равны перед законом без дискриминации. Статья 15 выдвигает требования о том, что публичная администрация должна основываться на принципах беспристрастности и равноправия. Однако ст. 74 указывает, что президент должен принадлежать к мусульманскому вероисповеданию. Клятва, которую члены парламента, президент и Правительство должны давать (судьи избавлены от этой обязанности), носит исключительно религиозный характер. Наконец, президент назначает и отправляет в отставку муфтия, который также обеспечивает близкую связь государства и ислама.

Эти тенденции, по мнению Венецианской комиссии, могут привести к бессодержательности текста Конституции или даже к противоречиям и затруднить понимание и интерпретацию положений Конституции как «гармоничного целого», как это установлено в ее ст. 146'.

Статья 7 устанавливает, что семья — это основная ячейка общества, и государство должно обеспечивать ее защиту.

Особая статья, как и в других арабских конституциях, посвящена молодежи. Молодежь представляет собой активную силу создания нации. Государство стремится обеспечить необходимые условия для развития способностей молодежи и реализации ее потенциала, ее укоренение в стране, поддерживает ее в принятии ответственности и борется за расширение ее участия в социальном, экономическом, культурном и политическом развитии.

В этой же главе сказано об обязанностях и содержатся некоторые другие положения об элементах общественного строя.

Государство создает необходимые механизмы для сбора налогов и для борьбы с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством, обеспечивает надлежащее использование государственных средств и предпринимает необходимые меры для их расходования в соответствии с приоритетами национальной экономики, борьбы против предотвращения коррупции и всего, что наносит ущерб национальному суверенитету.

Статья 11 устанавливает, что любое лицо, которое занимает должность президента Республики, главы Правительства, члена Собрания народных представителей или члена любых независимых конституционных органов или какую-либо высокую государственную должность, обязано декларировать все имущество.

Государство должно стремиться к достижению социальной справедливости, устойчивого роста и баланса между регионами, рациональному использованию природных богатств, учитывая показатели развития и базируясь на учете принципа позитивной дискриминации[20]. Государство стремится к максимально эффективному использованию природных ресурсов (ст. 12).

Природные ресурсы принадлежат народу Туниса. Государство реализует суверенитет над ними от имени народа. Контракты, связанные с такими ресурсами, должны представляться в специализированную комиссию Собрания народных представителей. Заключенные соглашения должны передаваться в Собрание для одобрения. Государство обязуется поддерживать децентрализацию и применять ее на всей национальной территории в рамках единства государства.

Статья 15 относится к государственным услугам. Речь идет о публичной службе. Публичная администрация находится на службе граждан и общих интересов. Ее организация и функционирование подчинены принципам беспристрастности, равенства и преемственности публичной службы в соответствии с правилами прозрачности, целостности, эффективности и подотчетности. Государство гарантирует нейтральность образовательных институтов от всех форм институционализированных политических влияний.

Только государство имеет право учреждать вооруженные силы и внутренние силы безопасности в соответствии с законом и общими интересами. Статья 18 определяет характер, положение, полномочия национальной армии. Национальная армия является вооруженными силами, республиканской армией, основанной на дисциплине. Состав и структура армии определяются законом. Она несет ответственность за защиту страны, ее независимости и территориальной целостности. Она должна сохранять полную беспристрастность. Национальная армия поддерживает гражданские органы власти в соответствии с положениями закона.

Национальные силы безопасности являются республиканскими. Они несут ответственность за поддержание безопасности и общественного порядка, обеспечивают защиту лиц, институтов и имущества, а также исполнение закона при уважении прав и свобод с соблюдением полной беспристрастности.

Международные соглашения, одобренные Собранием народных представителей, имеют статус, который выше статуса законов, но ниже статуса Конституции.

«В отличие от новой конституции Египта, закрепившей победу военных над исламистами, новый Основной закон Туниса закрепил итоги национального диалога и тот консенсус, который был достигнут между исламскими и светскими политическими партиями»[21]. Более того, традиционные для Туниса ценности были конкретизированы в Конституции. В целом государство, оставаясь верным религиозному выбору своих граждан, обозначает намерение бороться с экстремистскими явлениями в обществе.

Тунис конституционно подтвердил развитие демократических институтов путем достижения компромисса между различными социальными силами в стране.

«Цветные революции» и «арабская весна» 2010—2013 гг. в некоторых странах не привели к созданию нового общественного и государственного строя. Видимо, целостного представления о таком строе ни у самих протестующих, ни у оппозиции (там, где она возглавляла выступления) не было.

В основе протестов населения были социально-экономические и гуманитарные факторы. Народ выступал против низкого уровня жизни, массовой безработицы, бесперспективности, массового нарушения прав человека, приниженности, привилегий властвующих кругов, авторитаризма и несменяемости власти.

Внешне протесты иногда имели политический характер (за свободу деятельности партий, профсоюзов, права человека, свободные выборы, свободу слова и информации и др.), но в основе этого находились социально-экономические требования — за достойную жизнь, социальную справедливость, право участвовать в решении вопросов своей жизни, социальную и политическую демократию. Положения о социальном и справедливом государстве, коллективистском, солидарном, партиципаторном обществе нашли отражение в преамбулах конституций. Хотя протестующие не создали и вряд ли могли создать какой-то новый общественный строй, они обозначили свои устремления и закрепили их в принятых новых конституциях.

  • [1] См. подробнее: Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Указ. соч.
  • [2] Положение о единстве с природой также отражает менталитет кыргызского народа.
  • [3] Как и в России, в Кыргызстане есть особый вид конституционного закона.
  • [4] В Ирландии ст. 78 Конституции 1937 г. устанавливает, что Сенат должен состоятьиз 60 членов, из которых 11 должны быть назначаемыми членами и 49 избираемымичленами, из которых: три члена должны избираться Государственным университетом Ирландии; три члена должны избираться Университетом Дублина; один — три члена должны избираться другими высшими учебными заведениямигосударства; 43 члена должны избираться из пяти списков кандидатов от различных слоев населения.
  • [5] Государственный совет состоит из 40 членов. В его состав входят: четыре представителя работодателей; четыре представителя наемных работников; четыре представителя крестьян, ремесленников и лиц свободных профессий; шесть представителей работников непроизводственной сферы; 22 представителя местных интересов.
  • [6] Амазиги — обобщенное самоназвание народов, более широко известных в Европе как берберы. В Марокко (в разных частях государства) живут несколько народов(например, амацирги, шиллу и др.), объединяемых обобщенным самоназванием «амазиги». Они говорят на языках, которые объединяются в группу, именуемую носителямиязыков амазигов обощенно «тамазигт». Данные о числе носителей этих языков сильноразличаются, но, видимо, в одном Марокко их более 12 млн.
  • [7] Органические законы принимаются в усложненном порядке по сравнению собыкновенными законами. Такой вид законов позаимствован из французского законодательства.
  • [8] Хасани — язык (диалект), используемый в марокканской Сахаре.
  • [9] Термин «нация» и производные от него используются в Конституции в нескольких значениях: общество, марокканская нация и государство. В данном случае «национальный» — государственный.
  • [10] Обычно говорится нс о женщинах и мужчинах, а о гражданках и гражданах, причем не только в связи с политическими отношениями, что не очень удачно: среди тех идругих есть неграждане, к которым тоже относятся многие положения о правах человека (например, запрет дискриминации).
  • [11] В 2011 г. в голосовании за принятие Конституции участвовали почти все избиратели и 98% проголосовали «за». Это вызвало непонимание журналистов западныхстран. Но надо иметь в виду, что в Марокко участие в голосовании обязательно.
  • [12] Судьи в Марокко, как и во многих странах континентальной Европы, называются магистратами (magistrats), а прокуроры — магистратами прокуратуры (magisrats duparquet).
  • [13] Такого рода положение впервые было внесено в Конституцию Алжира в 1996 г.
  • [14] Государственные расходы на здравоохранение, по данным Всемирного бака за2014 г., по всем странам составили 5,96% ВВП (16,4% — в Тувалу и 0,8% — в Бангладеш; в среднем в арабских странах — 3%, в государствах Северной Америки — 8,2%,в странах Европейского Союза — 7,8%). См.: ЕЖЕ: http://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.PUBL.ZS?end=2014&nanle_desc=false&start=2014&view=map.
  • [15] Государственные расходы на образование, по данным Всемирного бака за 2014 г., повсем странам составили 4,7% ВВП (в Швеции — 7,7%, в Монако — 1%, в странахЕвропейского Союза — 5,3%). См.: иЛЬ: http://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.ТОТЬ.ОО.78?е^=2014&пате desc=false&start=1970&view=chart.
  • [16] Государственные расходы на исследования, по данным Всемирного бака за 2014 г.,по всем странам составили 2,2% ВВП (в Южной Корее — 4,3%, в Мадагаскаре — 0,02%,в странах Европейского Союза — 2,4%). См.: 1ШЕ: http://data.worldbank.org/indica-tor/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?name_desc=false&view=chart.
  • [17] Примерно половина населения Египта сконцентрирована в плодородной дельтеНила, а 97% — на берегах Нила в целом, которые составляют около 4% территориистраны. См.: Билан В. Н. Социальные вызовы в Египте // Институт Ближнего Востока.иКЬ: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/28-07- 10a.htm.
  • [18] «Магриб» в переводе с арабского — «запад». Так традиционно называют частьарабских стран, находящихся к западу от Египта. В Магриб входят Марокко, Алжир иТунис. Есть понятие «Большой Магриб» в политике. Помимо названных стран тудавходят еще Ливия, Мавритания и Западная Сахара (спорная территория, находящаясяпод управлением Марокко).
  • [19] Буквально в тексте: «государство гражданского характера».
  • [20] Речь идет о неодинаковом распределении ресурсов, если это целесообразно дляобщего развития.
  • [21] Сапронова М. А. Особенности конституционного строительства в Тунисе и Египтепосле «арабской весны» // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014.№ 3. С. 35.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы