ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Понятие государства и его признаки

Государство как важнейшая социально-политическая организация общества было и есть в центре внимания ученых разных эпох и стран, которые на протяжении многих веков старались раскрыть его сущность, сформировать его главные признаки и функции.

Цицерон видел в государстве прежде всего средство для установления общего правопорядка.

Платон определяет государство как органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами, а не конгломерат самостоятельных атомов-индивидов. По определению Аристотеля, государство — это соединение многих родов и деревень ради лучшей, совместной жизни. Ученые средневековья искали сущность государства в божественной воле, людской психике, религии и морали.

Выдвинутое в XIX—XX вв. множество теорий и доктрин о понятии государства сводилось в основном к тому, что государство — прежде всего совокупность трех взаимообусловленных элементов: территории, населения и организованной власти над ними.

Основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, известный правовед Л. Гумплович главной в понятии государства видели его функцию охраны правопорядка. Так, согласно определению Л. Гумпловича, государство — «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка»[1].

Приблизительно аналогичное представление о государстве существовало в дореволюционной российской политико-правовой литературе. Так, Г. Ф. Шершеневич[2] и Ф. Ф. Кокошкин[3] рассматривали государство как общность людей под одной властью в пределах одной территории. Несколько иной позиции придерживался известный русский государствовед Н. М. Кор- кунов. По его мнению, «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[4].

Многократно обращались к проблеме понятия государства классики марксизма, но уже с непримиримых классовых позиций. «Государство — не что иное, — писал Ф. Энгельс, — как машина для подавления одного класса другим»[5].

По другому определению К. Маркса и Ф. Энгельса, «государство есть по самой своей сущности капиталистская машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист»[6].

В. И. Ленин писал, что «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы одному классу удержать в повиновении прочие подчиненные классы»[7].

Весь советский период государственно-правовая наука стояла неизменно на позициях классиков марксизма, рассматривая государство исключительно как продукт и главное орудие классовой борьбы. Эта позиция, сформированная на предыдущем уровне исторических познаний в условиях острой социальной борьбы и нарождающихся капиталистических отношений, не отражала реалий конца XX в. Только в 1990-е гг. отечественное государствоведение обратилось к исследовательским позициям, заложенным великими умами многих народов в течение всей человеческой цивилизации.

Сегодняшнее российское государствоведение проблему понятия государства рассматривает в русле современных мировых подходов, как правило, без идеологических или классовых оценок, одновременно внося в нее свое вйдение и конкретику.

В словарях русского языка слово «государство» обычно имеет два значения. Во-первых, под государством подразумевается определенная форма организации общества, а во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры.

Таким образом, существует два основных подхода к трактовке государства: в широком и узком смысле.

Под государством в широком смысле следует понимать определенным (особым) образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория.

Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (так называют публичную власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть — политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно организованным обществом.

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». При таком подходе под государством обычно понимается совокупность трех главных признаков: а) публичной суверенной власти; б) населения и в) территории.

В этом случае государство можно определить как политическую, территориальную, структурную организацию общественной жизни на основе права.

Политическая организация означает, что деятельность государства носит политический характер, т. е. связана с отношениями между основными социальными группами. Разумеется, государство — не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых связана с политикой. Но государство — это особая политическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций и которые выделяют государство из их среды.

Территориальная организация означает, что государственная власть распространяется в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. В рамках этой территории существует распределение государственной власти по горизонтали. Территориальная организация государства определяет порядок формирования и деятельности центральной и местной власти, подчиненность одного территориального звена другому и, наконец, административно-территориальное устройство данного общества.

Структурная организация означает, что государственная власть распределятся также и по вертикали, образует систему иерархически связанных государственных органов, выполняющих строго определенные функции.

Государство в узком (политическом) смысле — это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию.

В этом случае важной характеристикой государства являются его признаки.

В научной литературе в качестве признаков государства обычно выделяют следующие: наличие публичной власти; суверенитет;

право взимать налоги и проводить займы; территориальная организация населения; связь с правом.

Наличие публичной власти означает, что в государстве существует формируемый на основе права механизм управления общественными делами, который признается населением. Он состоит из двух элементов: аппарата управления; аппарата принуждения.

В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют. Только в отдельных, весьма редко встречающихся случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, в ходе референдума). Процесс возникновения государства органически связан с выделением из общества специального аппарата управления, а также принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.

С помощью публичной власти государство устанавливает общеобязательные нормы поведения для всех своих граждан, общественных и политических организаций, направляет их деятельность в нужное себе русло, прибегает к принуждению по отношению к неподчиняющимся. Эта власть называется публичной, чтобы подчеркнуть свою принадлежность всему обществу, тогда как на самом деле она, в лучшем случае, отражает волю лишь демократического большинства с учетом интересов меньшинства. Воплощенная в государственных органах публичная власть трансформируется в государственную власть и ее реализация обеспечивается всей мощью государственного механизма, включая помимо представительных и исполнительных органов суд, прокуратуру, армию и карательные органы.

Важным признаком государства является его суверенитет.

Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

Верховенство государственной власти состоит в том, что государство — это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится.

Независимость государственной власти выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями. Разумеется, эта независимость не является абсолютной, поскольку в современном мире любое государство должно считаться с интересами других государств и мирового сообщества в целом.

Государственный суверенитет не следует отождествлять с суверенитетом народа и суверенитетом нации. Под суверенитетом народа понимается указание на источник власти в стране, верховенство и самостоятельность народа в решении коренных вопросов организации своей жизни.

Суверенитет же нации означает полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Однако реализовать такое право на практике не только не всегда возможно, но и во многих случаях нецелесообразно. В настоящее время в государственно-правовом развитии мирового сообщества проявились две противоположные тенденции.

Первая заключается в том, что все больше наций и этнических групп образуют свои национальные государства, вследствие чего их число неуклонно растет. За примером не надо далеко ходить. После распада социалистических федеративных государств — СССР, Югославии и Чехословакии — мировое сообщество пополнилось сразу 22 новыми суверенными национальными государствами.

Тем не менее в мире всегда будет гораздо больше национальностей, чем государств, поскольку для образования национальных государств нужно много благоприятствующих факторов, которые в редких случаях оказываются в наличии совместно — это заинтересованность международного сообщества или группы влиятельных государств, историческая территория; экономические, политические, демографические и другие предпосылки и, что немаловажно, уровень демократизма государствообразующей нации, из состава которой выделяется данная нация.

Как правило, люди стремятся к национальной самостоятельности в тех случаях, когда их социально-политические, религиозные или культурные права ущемляются по причине принадлежности к другой нации или этнической группе. Так, например, поступили карабахские армяне в Азербайджане, абхазы в Грузии и т. д. Это неоспоримо. Однако при таком подходе трудно объяснить стремление значительной части канадских французов отделиться и образовать новое государство. Ведь говорить серьезно об ущемлении прав французов в демократической, правовой Канаде вряд ли уместно. Вместе с тем находящиеся в таких же демократических, благоприятных экономических и политических условиях фламандцы добились все-таки преобразования Бельгии в федеративное государство. Значит, привлекательность образования национальной государственности еще осталась и она не всегда связана с ущемлением национальных, экономических, религиозных, культурных и иных прав.

Одновременно следует иметь в виду, что при реализации принципа национального суверенитета, т. е. права на самоопределение, ставится под сомнение другой общепризнанный международный принцип — принцип территориальной целостности государства, из состава которого стремится выйти та или иная нация.

Сегодня принцип самоопределения нации фактически менее приоритетен, нежели принцип территориальной целостности, тем не менее к решению любого конкретного случая международное сообщество должно подходить предельно объективно и всесторонне.

Другая тенденция заключается в том, что происходит глобальная экономическая, политическая и культурная интеграция многих народов и стран, показательным примером которой служит Европейский Союз.

Значит ли это, что объединение народов произойдет через их разъединение, покажет история.

Суверенитет государственной власти неделим, т. е. параллельно, наравне с ней не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т. е. его субъектов при федеративном государственном устройстве), претендующие на верховенство. Любые действия всех общественных, религиозных или политических организаций должны осуществляться в русле предписаний государственной власти, в противном случае они не могут иметь юридическую силу и их деятельность будет считаться противоправной.

Право государства взимать налоги и проводить займы означает, что государство — это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы. Эти средства необходимы как на содержание государственного аппарата, так и на реализацию функций государства в интересах всего общества.

Признак «территориальная организация населения» означает, что территория страны в целях надлежащего управления, как правило, подразделяется на определенные части, административно-территориальные единицы (департаменты, графства, края, области, районы, города и т. д.), в рамках которых создаются и функционируют соответствующие органы государства. Поэтому практически каждое государство имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (например, местные органы).

Если территориальная организация представлена исключительно подчиненными строго по вертикали центральной власти административно-территориальными единицами, то налицо унитарное государство, а если территориальная организация государства означает конгломерат других государственно-правовых образований, образованных на национально-территориальной (как часть субъектов Российской Федерации) или государственно-территориальной основе (как подавляющее большинство сегодняшних федераций), то речь идет о федеральном устройстве государства.

Связь государства с правом означает, что государство имеет законодательную власть, действует на основе права и защищает право.

В учебниках по теории государства и права, а также научных трудах при рассмотрении понятия государства, к сожалению, не всегда учитывается его широкая и узкая трактовки, что ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в широком смысле и государство в узком смысле — это не одно и то же, хотя находятся они друг с другом в определенной связи и зависимости. Но таково уж свойство языка, что одним и тем же словом нередко обозначаются разные явления, подобно тому, как какое-либо одно явление может обозначаться разными терминами.

  • [1] Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 36.
  • [2] См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 1. М., 1910.С. 15-16.
  • [3] См.: Кокошкин Ф. Ф. Указ. соч. С. 27.
  • [4] Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 27.
  • [5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 200—201.
  • [6] Там же. Т. 4. С. 436.
  • [7] Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 75.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >