ФОРМА ПРАВА
Понятие формы (источников) права
«Источник права» — понятие достаточно многозначное. Профессор С. Ф. Кечекьян писал, что оно принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Нет общепризнанного определения самого понятия, и спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» — это только образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. Судите сами, под источником права понимают материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и основы юридической обязательности нормы (источник права в юридическом смысле), и средства познания права (источники познания права)[1].
Ряд авторов для достижения большей четкости предлагают обозначать термином «источники права» источники права в материальном смысле, а юридические источники права (источники права в формальном смысле) определять посредством словосочетания «источники правовых норм»[2].
Однако большинство исследователей под юридическим источником права понимают форму, в которой выражено правило, сообщающее ему качества правовой нормы; тот единственный «резервуар», в котором пребывают юридические нормы[3]; форму установления и выражения правовых норм[4] и т. д. При этом последняя формула толкуется неоднозначно. Так, одни авторы здесь имеют в виду нормотворческую деятельность государства, другие — результат этой деятельности (различные нормативные акты, законы, декреты и т. д.), третьи — и то и другое, объединяемое общим понятием «внешняя форма права»[5].
Наряду с этим отдельные ученые (Н. Г. Александров, Л. Р. Сю- кияйнен) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права. «Проблема источника права, — замечает в этой связи Л. Р. Сюкияйнен, — прежде всего проблема роли государства в образовании юридических норм. Поэтому формальный (юридический) источник права... является по существу формой участия государства (или других институтов) в правообразовании»[6].
Ряд авторов выделяют исторические источники права, характеризующие вклад внутреннего и иностранного права в создание той или иной правовой системы.
В советской юридической науке существовала недооценка важности вопроса об источниках права. И это было не случайно. Социалистическое право рассматривалось в советской юридической науке как высший и последний исторический тип права, а система его источников считалась наиболее совершенной. Изучая право, советские ученые главное внимание уделяли исследованию его социально-классовых аспектов. В этой связи буржуазное право обвинялось в кризисе законности, отступлении от принципа верховенства закона и т. д. В праве развивающихся стран советских ученых интересовала прежде всего политическая ориентация государства — социалистическая или капиталистическая, и оценка права велась на этой основе. Такой подход приводил к абсолютизации классовых аспектов права, вел к игнорированию роли культурно-цивилизационных факторов.
По существу, единственным источником права в советской правовой системе признавался нормативно-правовой акт. Хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития. Неудивительно, что в такой ситуации понятие «система источников права» заменялось понятием «система законодательства». Проблема верховенства закона уходила при этом на второй план, так как происходило стирание различий между законом и подзаконными актами.
В некоторых традиционных правовых системах развивающихся стран понятия «источник права» и «форма права» не совпадают. Скажем, в мусульманском праве формой права является мусульманская доктрина, изложенная в трудах богословов, а источником права — деятельность судов по применению этих трудов. Вместе с тем деятельность соответствующих государственных органов по изданию законов, а также процедуру принятия законов путем референдума в этих странах не принято характеризовать как источник права.
Ряд авторов относят к внешней форме права все то, в чем право проявляет себя вовне как явление. Сюда относятся юридическая техника, юридические понятия, понятие презумпции и т. д.
Чтобы правильно оценить эти точки зрения, обратимся к истории. Право эпохи ранних государств является составной частью единой системы социальных норм — мононорм. Сам термин «право» употребляется здесь в известной мере условно. Право в этих условиях — элемент существующего порядка вещей, продукт божественной воли, и оно освящено религией. Но если право создается богом, а не государством, то акты государства довольно долго играют подчиненную роль по отношению к обычаям или указаниям священных книг. Нормы права обеспечиваются и аппаратом государства, и религиозными санкциями, которые в древних правовых системах играют ведущую роль.
Постепенное становление системы собственно источников права отражает процесс обособления права от религии и обычаев и связан с развитием государства, усложнением его функций. Каждый новый источник права отражал неспособность существовавших правил решать новые общественные задачи и соединял традиционные нормы с потребностями развития общества. С этой целью, например, появляются сунны после Корана и «рукотворных» источников после божественных в мусульманском праве. И вначале этот процесс шел фактически без участия государства. Приведение права в соответствие с требованиями жизни достигалось посредством толкования старых обычаев и норм служителями культа, путем придания древнему обычаю другого смысла или нового значения предписаниям священных книг.
Таким образом, понятие юридического источника права, которое сложилось в отечественной и европейских правовых системах и основано на жесткой связи правовой нормы с государством, не может безоговорочно использоваться в традиционных правовых системах. Если право отличается от других социальных регуляторов своим общеобязательным характером, то источником правовых норм является нечто, придающее ему эту общеобязательность. В этом случае под источником права следует понимать способ признания социальных норм в качестве обязательных. В раннеклассовом обществе обязательность социальных норм обеспечивается религиозной формой их выражения. С развитием государства право выделяется в самостоятельную систему социального регулирования и общеобязательность правовых норм связывается с принудительной силой государства.
- [1] См.: Кечекьян С. Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Вып. 116. М., 1946.
- [2] Зивс С. Л. Источники права. М., 1982; Он же. Источники права.М., 1985.
- [3] См.: Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 315.
- [4] См.: Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 218.
- [5] См.: Чиркин В. Е. Закон как источник права в развивающихсястранах // Источники права. М., 1985. С. 5.
- [6] Сюкияйнен Л. Р. Система, источники и форма права // Право встранах социалистической ориентации. М., 1979. С. 60.