Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Социальные коммуникации

Игры

На занятиях целесообразно использовать такую форму игры, как разминка. Разминки способствуют поддержанию групповой динамики, сплоченности группы, снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключаться с одной темы на другую, не уставать и поддерживать хорошее рабочее состояние в течение всего занятия, а также не превратить занятие в рутинную учебу. Проводить разминку желательно в начале занятия или в перерыве между рассмотрением различных теоретических вопросов.

Ниже представлено несколько вариантов разминок.

Разминка «Знакомство»

Вариант 1. Преподаватель объясняет правила: «Сейчас мы будем знакомиться, но не обычным способом. Кто-то первый, кто сам захочет, назовет свое имя и два качества — одно качество, которое ему помогает в общении, и другое, которое мешает. Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, должен будет повторить все, что сказал первый, т.е. его имя и два качества, а затем скажет о себе. Третий человек повторит слова первого и второго, а затем сообщит о себе. Далее все повторяют слова только двух предыдущих участников. Кто хочет быть первым?»

У этого варианта знакомства есть много плюсов. Один из них состоит в том, что он дает преподавателю возможность запомнить имена всех участников.

Вариант 2. Участники по очереди говорят после минутной подготовки свой девиз и заканчивают две фразы: «Я живу для...» и «Я учусь для...»

ВариантЗ. Всем по очереди представляются и говорят, о чем мечтали в детстве. Получается очень эмоциональное знакомство, так как у всех есть возможность поговорить о своих детских мечтах, а у многих они могут быть похожи. Это позволит студентам увидеть друг друга с неформальной стороны.

После разминки «Знакомство» можно поговорить об ожиданиях от изучения предстоящего курса.

Разминка «Поздороваться с комплиментом»

Преподаватель объясняет правила участникам: «Сейчас вы все встанете и будете здороваться друг с другом. Каждый должен будет поздороваться со всеми присутствующими. Но здороваться предстоит не просто так, а с комплиментом, а еще лучше — с необычным комплиментом. Но его вы придумываете только для первого человека, который будет с вами здороваться. Дальше вы выслушиваете комплимент, который сказали вам, запоминаете его и, здороваясь со следующим, повторяете ему этот комплимент. Затем выслушиваете комплимент в свой адрес и опять передаете его следующему. И так — пока не поздороваетесь с каждым в группе. Таким образом, к вам может вернуться ваш же комплимент».

Разминка на получение обратной связи — «Конверты с именами»

За день до окончания занятий преподаватель кладет на стол конверты с именами студентов. Каждый из них пишет пожелания остальным (обязательно каждому) и вкладывает в соответствующие конверты. Преподаватель проверяет, чтобы число пожеланий в конвертах совпадало с числом участников, потом запечатывает их и вручает тому, кому они адресованы.

Игра «Овца»

Вариант 1. Крестьянин на рынке купил овцу за 1 тыс. руб. На пути домой он встретил купца, и тот уговорил крестьянина продать ему овцу. Крестьянин продал купцу овцу за 2 тыс. руб. Через какое-то время крестьянин снова пошел на рынок и туже овцу купил за 3 тыс. руб. По дороге домой он продал ее купцу за 4 тыс. руб. Вопрос: получил ли крестьянин прибыль, а если получил, то какую?

Каждый решает задачу самостоятельно и пишет на листке свое имя и ответ. Задачу можно решать письменно или устно.

Вариант 2. Крестьянин купил овцу за 1 тыс. руб. По дороге домой продал ее купцу за 2 тыс. руб. Через какое-то время он пришел на рынок, но овец ни за 1 тыс. руб., ни за 2 тыс. руб. не было. Поэтому он занял 1 тыс. руб. и купил овцу за 3 тыс. руб., а продал ее за 4 тыс. руб. Вопрос, как и в первом варианте: получил ли крестьянин прибыль, а если получил, то какую?

Решение задачи. Первый способ: купил за 1 тыс. руб., продал за 2 тыс. руб. Таким образом, в первом действии прибыль 1 тыс. руб. Купил за 3 тыс. руб., продал за 4тыс. руб. — прибыль еще

1 тыс. руб. В сумме 2 тыс. руб. Не важно, занимал ли он деньги или покупал все время одну и ту же овцу. Как не важно и то, что первую овцу он купил за 6 тыс. руб. и продал за 7 тыс. руб., — прибыль все равно та же.

Второй способ: вначале у него была 1 тыс. руб., а в конце продал за 4 тыс. руб., минус 1 тыс. руб., которую должен, и минус 1 тыс. руб., которая была вначале. Прибыль 2 тыс. руб.

Игра «Конспект лекции»

В игре участвуют два студента.

Инструкция для первого участника: «Вы вместе учитесь, и один из вас писал конспект лекции, а другой — нет. На экзамен преподаватель потребовал конспект. Ты сдаешь экзамен сегодня и поэтому попросил конспект у товарища, так как он сдает завтра. Ты получил на экзамене “пять”, очень обрадовался и, уходя из аудитории, забыл конспект. А когда вспомнил о нем и вернулся, то в аудитории уже никого не было, и конспекта тоже».

Инструкция обоим участникам: «Вы встречаетесь в коридоре и должны вести себя так, как поступили бы в жизни».

После игры проводится классический анализ: сначала высказываются наблюдатели, а затем — участники. В конце обсуждения преподаватель задает вопросы, чтобы прояснить отношения между участниками игры после взаимодействия: «Ты пойдешь к нему в следующий раз просить конспект или нет?»; «А ты дашь ему в следующий раз конспект, если он попросит?» При анализе важно показать, что если кто-то из участников пытался «наезжать» на другого, то в ответ другой может обидеться и просто уйти, сказав, что тот сам виноват. Но важно получить конспект, а не обругать кого-то. И последнее: если ситуация благополучно разрешилась, то потерпевший должен помочь снять чувство вины с ответчика, если оно возникло.

Игра «Дебаты»

Цель игры — закрепить теоретические знания, а также научить студентов грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, избегать ненужных споров. Группа делится на две команды, одна из которых защищает тему игры, другая опровергает ее. Кроме заготовленных в процессе подготовки аргументов команды задают друг другу перекрестные вопросы. Тема в дебатах формулируется в виде утверждения, например: «Переговоры с террористами недопустимы», «Для создания семьи регистрировать отношения в загсе необязательно».

Игра «Испорченный телефон» предназначена для отработки навыков эмпатии через невербальную коммуникацию.

Из группы выбирается пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому дается текст: «У отца было три сына. Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был... не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвертому участнику, тот — третьему, третий — второму, а второй — первому. Для лучшего запоминания первый участник может повторить текст несколько раз. Тренер расспрашивает, о чем был текст истории, начиная с последнего участника.

Наблюдавшая за действием часть группы обсуждает то, какие средства участники использовали для передачи сообщения, на что слушатель обращал внимание в первую очередь, менял ли слушатель коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

Игра «Карусель» предназначена для отработки навыка быстрого реагирования при вступлении в контакт и навыка искусства комплимента.

Члены группы встают по принципу «карусель», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга — внутренний неподвижный и внешний подвижный. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задание: войти в контакт, поддержать разговор и проститься, если перед вами:

О человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

О незнакомец. Познакомьтесь с ним...

О маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте...

О любимый (любимая), которую вы встречаете после длительной разлуки, и очень рады встрече...

О ваш староста, поприветствуйте его и сделайте комплимент...

О сокурсник, который вам несимпатичен. Начните и поддерживайте с ним разговор...

О незнакомая женщина. Познакомьтесь с ней...

О человек, у которого испачкан рукав одежды, но он этого не замечает. Помогите ему выйти из этой неловкой ситуации...

О знакомая вашей семьи с сыном, о котором вы знаете, что он плохо успевает в школе и не блещет примерным поведением. Сделайте ей комплимент при встрече;

О ваша подруга. Сделайте ей комплимент.

Время на установление контакта и проведение беседы 3—4 мин. По сигналу ведущего участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

По окончании упражнения участники игры подводят итоги, обсуждая удачные и неудачные примеры построения коммуникации и комплиментов: что им удалось и что стоило изменить в своих ответах.

Игра «Кораблекрушение». Участникам дается следующая инструкция: «Представьте, что вы совершали кругосветное путешествие на яхте “Победа”, которая потерпела кораблекрушение где-то в Тихом океане в районе экватора. У вас есть большой плот с веслами, который может выдержать всю команду и какую-то часть вещей с яхты. Яхта неотвратимо идет ко дну, поэтому нужно быстро принять решение, какие предметы понадобятся на плоту в первую очередь. Все, что есть на яхте, отражено в списке, который состоит из 15 предметов:

О секстант;

О зеркальце для бритья;

О пятилитровая канистра с водой;

О противомоскитная сетка;

О коробка с армейским рационом;

О карты Тихого океана;

О подушка (плавательное средство);

О двухлитровая канистра нефтегазовой смеси;

О маленький транзисторный радиоприемник;

О средство, отпугивающее акул;

О непрозрачный пластик площадью 20 м2;

  • 0 пять бутылок питьевого спирта;
  • 0 нейлоновый канат длиной 9 м;
  • 0 две коробки шоколада;
  • 0 рыболовная снасть.

Участникам предлагается в течение 15 мин самостоятельно выбрать наиболее важные для выживания и спасения предметы, присвоив наиболее значимому № 1, чуть менее важному — № 2

и т.д.; наименее нужный предмет получает соответственно № 15. Далее команда должна объединиться и прийти к общему решению. Всего на выполнение этого задания дается 45 мин. Ведущий подчеркивает, что группа обязательно должна найти такой вариант, с которым каждый участник будет согласен хотя бы отчасти.

Составленный командой общий список можно сравнить с индивидуальными списками, а также с результатами экспертной оценки, обсудить, насколько выражены и насколько принципиальны различия.

Эксперты считают, что проранжированный по значимости для спасения список вещей выглядит следующим образом:

  • 1) зеркало для бритья — важно для сигнализации воздушным и морским спасателям;
  • 2) двухлитровая канистра нефтегазовой смеси — нужна для сигнализации; нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей;
  • 3) пятилитровая канистра с водой, необходимой для утоления жажды;
  • 4) коробка с армейским рационом — важна для питания;
  • 5) непрозрачный полиэтилен — используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от солнца и стихии;
  • 6) две коробки шоколада — резервный запас пищи;
  • 7) рыболовная снасть — оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу;
  • 8) нейлоновый канат — можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт;
  • 9) плавательная подушка — если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством;
  • 10) средство, отпугивающее акул, — назначение очевидно;
  • 11) пять бутылок питьевого спирта — спирт можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание;
  • 12) маленький транзисторный приемник — имеет незначительную ценность, так как нет передатчика;
  • 13) карты Тихого океана — бесполезны без дополнительных навигационных приборов; для вас важнее знать не то, где вы находитесь, а где находятся спасатели;
  • 14) противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов;
  • 15) секстант — без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Важной составляющей игры является процедура обсуждения следующих основных вопросов:

  • 0 Каково общее впечатление от командной работы?
  • 0 Что помогало и что мешало членам команды прийти к согласию?
  • 0 Возникали ли конфликтные ситуации?

О Чувствует ли кто-то, что остался неуслышанным, непонятым?

0 Выделялся ли явный лидер в процессе принятия решения?

О Были ли члены команды, которые практически не принимали участия в обсуждении, легко соглашались с предлагаемыми вариантами? Если да, то как эти участники игры воспринимали все происходящее? Что побуждало их не высказывать или не настаивать на своем мнении?

О Что следовало сделать, чтобы было легче прийти к общему решению?

Дополнительной информацией для обсуждения может быть видеозапись групповой работы. Кроме того, кто-то из участников может наблюдать за процессом и сможет потом рассказать о замеченных им особенностях поведения как команды в целом, так и отдельных ее членов.

Игра-головоломка «Правда и ложь». В одной стране есть два города. В первом живут только люди, которые всегда говорят правду, в другом — только те, кто всегда лжет. Все они ходят друг к другу в гости, поэтому в любом из этих двух городов можно встретить и честного человека, и лгуна. Предположим, вы оказались в одном из этих городов. Как, задав один-единственный вопрос первому встречному, определить, в какой город вы попали — в город честных или в город лгунов?

Ответ. Надо просто спросить любого: «Вы местный?» В городе правдивых услышишь ответ «Да», в городе лжецов — «Нет».

Игра-головоломка «Загадка Эйнштейна». Альберт Эйнштейн придумал эту загадку в начале XX в. Он полагал, что 98 % людей не смогут решить ее (пропорция 98:2 с тех пор не изменилась).

  • а) есть пять домов разных цветов — красный, зеленый, белый, желтый и синий;
  • б) в каждом доме живет человек определенной национальности — немец, швед, датчанин, норвежец и англичанин;
  • в) каждый из них пьет один вид напитков, курит одну марку сигарет и держит одно домашнее животное;
  • г) каждый из людей уникален в пределах группы (напиток, марка сигарет, животное не повторяются!).

В о п р о с: У кого дома живет рыбка?

Чтобы найти ответ, используйте следующие ключи:

  • 1) Англичанин живет в красном доме.
  • 2) Швед держит собаку.
  • 3) Датчанин пьет чай.
  • 4) Зеленый дом — налево от белого, и
  • 5) Его жилец пьет кофе.
  • 6) Курильщик Pall Mall держит птичку.
  • 7) Жилец дома, находящегося в середине, пьет молоко.
  • 8) Жилец желтого дома курит Dunhill.
  • 9) Норвежец живет в первом доме.
  • 10) Курильщик Marlboro живет рядом с владельцем кота.
  • 11) Владелец лошади живет рядом с курильщиком Dunhill.
  • 12) Курильщик Winfield пьет пиво.
  • 13) Дом норвежца — рядом с синим домом.
  • 14) Немец курит Rothmans.
  • 15) Курильщик Marlboro живет рядом с тем, кто пьет воду.

Ответ. У немца.

Игра «Аплодисменты» проводится с целью эмоциональной разрядки участников занятия. Инструкция преподавателя: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется поблагодарить вас и предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее». Ведущий начинает тихо хлопать в ладоши, медленно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >
 

Популярные страницы