ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Роль местоположения компаний в глобальной экономике

Большая часть современных компаний представляет собой весьма сложные системы, переживающие фундаментальную трансформацию. Внедрение цифровых технологий, телекоммуникаций и глобализация экономики, непосредственными причинами которой являются пространственная реорганизация производства, международная торговля и интеграция финансовых рынков, приводят к радикальным изменениям не только самой природы каждой организации, но и ее подходов к созданию стоимости. Производственный процесс сегментирован на множество отдельных операций и благодаря удешевлению транспортных систем и систем связи выполняется в разных местах. Задача менеджеров заключается в том, чтобы разделять и перемещать в пространстве стадии производства, постоянно находя наиболее оптимальное месторасположение для все более специализированных фрагментов производственной деятельности, управляя всей цепочкой создания стоимости, даже если не все ее элементы находятся в собственности глобальных компаний. Поэтому в случае, если в отдельных сегментах мирового рынка спрос превышает предложение, то товары быстро будут доставлены туда с других участков рынка. Если же спрос относительно велик и имеет тенденцию к превышению над предложением местных производителей, то в это место поступают не сами товары, а капитал (прямые инвестиции) и технологии. В том случае, если это необходимо, поступает и подготовленная рабочая сила, которая будет на месте производить нужный продукт. Таким образом, решающее влияние на размещение производства за границей оказывают цена рабочей силы и транспортные издержки.

Сокращение времени и цены транспортировки, увеличение скорости передачи информации, возможность получения различных факторов производства с мировых рынков привели к ослаблению роли местоположения. У компаний отпала необходимость располагаться рядом с крупными рынками. И компании воспользовались выгодами глобализации, перемещая чувствительные к издержкам виды деятельности в те места, где их можно осуществлять с меньшими затратами.

Однако не все так однозначно. На практике можно обнаружить две разнонаправленные тенденции: ослабление и усиление роли местоположения (локализации) в связи с глобализацией экономики. Причем концентрация в географическом плане,усиливающая внутреннюю конкуренцию, является общей чертой для всех экономик мира. Выгоды от глобализации в условиях развитой экономики не создают устойчивого конкурентного преимущества, потому что быстро копируются конкурентами. Глобализация привела к тому, что у компаний появилась возможность получать капитал, товары и технологии откуда угодно и вести свою экономическую деятельность в том месте, где это наиболее эффективно с точки зрения затрат. Однако, как подчеркивает М. Портер: «Парадокс в том, что устойчивые конкурентные преимущества в условиях мировой экономики часто оказываются в большей степени локальными, возникающими из концентрации высокоспециализированных профессиональных навыков и знаний, институтов, соперников, связанных друг с другом видов экономической деятельности, а также искушенных потребителей в конкретной стране или регионе. Близость в географическом, культурном и организационном плане обеспечивает возможность специального доступа, особые взаимоотношения, лучшую информированность, возникновение мощных стимулов, а также другие преимущества в производительности и росте производительности, которые сложно получить на расстоянии. Стандартные факторы производства, информация и технологии уже легко доступны при глобализации, в то время как более прогрессивные параметры конкуренции остаются связанными в географическом плане. Географическое положение, пусть и в ином смысле, чем в предыдущие десятилетия, сохраняет свое значение и на рубеже XXI века».

Современные технологии преодолевают различные организационные и политические барьеры, разрушают существующие внутри компаний и между ними границы, полностью изменяют правила конкуренции в бизнесе. Все сложнее сегодня определить, в какой именно сфере работает та или иная компания и кто завтра может стать ее основным конкурентом. Появляются совершенно новые формы организации бизнеса в результате складывания стратегических альянсов и взаимопроникновения фирм, в которых все сложнее становится понять, где компании начинаются и где они заканчиваются. Чем высокоинтеллектуальнее бизнес, тем больше глобальное взаимовлияние. Резкое возрастание скорости, сложности и непредсказуемости происходящих изменений значительно обостряет конкуренцию. И в этом существенное отличие современной экономики от индустриальной эпохи, в которой внешняя среда функционирования компаний была гораздо более стабильной и предсказуемой.

По мере того, как усложняется и усиливается неоднородность конкурентной среды, возрастает потребность в более широком спектре управленческих идей и действий. Такое разнообразие возможно в компаниях, руководители которых способны находить и вознаграждать неортодоксальность[1]. Конкурентное преимущество получают, прежде всего, те из фирм, которым удается идентифицировать новое явление до того, как оно станет общеизвестным. Поэтому системы раннего обнаружения возникающих тенденций и проблем жизненно необходимы для любой организации.

В связи с ускорением темпов рыночных изменений, все более нестабильностью и непредсказуемостью рынков невозможно не только четко спланировать ход рабочего процесса, но и заранее предсказать его результат. Это значит, что на изменчивых рынках аналитический подход к управлению (когда рабочий процесс, например, по разработке нового продукта можно жестко структурировать в аналитическую схему) не работает. Объясняется это тем, что потребитель зачастую сам не может четко сформулировать, чего он хочет, поэтому маркетинговые исследования в этом случае бесполезны. Маркетинговые исследования используются для выявления резервов увеличения прибыли в основном на статичных, сформировавшихся рынках. Но для успеха этого сегодня уже недостаточно. Компании должны быть способны увидеть новые возможности удовлетворения существующих потребностей покупателей, выявлять иные их потребности, создавать свои рынки и своих потребителей. Крупные компании, такие как, Intel, Apple, Samsung, Sony и др., обладающие мощным технологическим потенциалом, не обращают внимание на потребности рынка. Они выводят на рынок товары, о которых мы еще не успели даже подумать. Инновационные компании отслеживают изменение технологий и следуют за технологиями, а не за рынком. Они сами создают рынок, каким он им видится. На это обратил внимание еще Й. Шумпетер. По его мнению, «...новшества в экономике, как правило, внедряются... только тогда, когда само производство привьет потребителям новые потребности...»[2].

Традиционные способы ведения конкурентной борьбы сегодня уже не могут обеспечить требуемый результат. Компания должна быть способна выйти за рамки обычной конкуренции, создать новые правила игры и заставить конкурентов играть по ним. Конкуренция между компаниями все больше превращается в конкуренцию их интеллектуальных моделей. Именно интеллектуальная модель является сегодня основой конкурентного преимущества. И если раньше для создания конкурентных преимуществ важно было точное понимание, каким бизнесом занимается компания, то сегодня на первый план выходит осмысление того, какой модели бизнеса придерживается компания. Практика подтверждает, что в отдельных ситуациях сегодня уже недостаточно просто выявлять, анализировать и решать существующие проблемы. Намного важнее создавать и использовать действительно творческие возможности и альтернативы, которые до сих пор не существовали. То есть или найти иной способ удовлетворения существующих потребностей, или выявить иные потребности, о которых не знает пока покупатель, или открыть новые методы ведения бизнеса в рамках существующих отраслей, или наполнить процесс продажи новым содержанием и добиться резкого разрыва между розничной ценой продукта и его себестоимостью. В современной экономике товар — это прежде всего бренд. К сожалению, осуществить это намного сложнее, чем констатировать. Вот почему большинство компаний всего лишь стремится делать немного лучше то, что делают все остальные. Но в то же время все понимают, что, для того чтобы оставаться в бизнесе, компании следует генерировать новые идеи быстрее, чем конкуренты сумеют повторить ее предыдущие инновации. Поэтому одной из целей разрабатываемой компанией стратегии является создание инфраструктуры, способной обеспечивать стратегические изменения и формирование соответствующей системы обучения. Это связано с тем, что уровень живучести компании в условиях нестабильности внешней среды зависит от ее ранга рефлексивности. Чем он выше, тем лучше компания способна оценивать реальность, отслеживать изменения и разрабатывать упреждающие внутренние изменения. Отсюда и возрастание значимости стратегических решений как основного источника роста стоимости фирмы.

Усиливается в быстроменяющейся среде так называемый эффект «стратегического дрейфа», под которым понимается свойство целей терять свою привлекательность во времени в процессе движения компании к ним в соответствии со стратегическим выбором. Поэтому достижение компанией установленной цели в наименьшие сроки может не привести к успеху. Таким образом, более усложняющаяся действительность требует иного подхода к управлению.

В индустриальной экономике главным достоинством капитала, его конкурентным преимуществом был размер капитала, поэтому компании и стремились к наращиванию производственных мощностей. Размер капитала в индустриальной экономике являлся средством ее экономического роста. Вместе с тем тот производственно-технологический капитал, который накоплен сегодня в обществе, позволяет создавать новые компании не столько путем приобретения и соединения отдельных факторов производства, сколько в результате объединения в определенную систему уже существующих компаний. Поэтому главным достоинством капитала в современной экономике является его способность создавать новую стоимость. Компании должны стремиться к обладанию теми ресурсами, которые обеспечивают создание большей добавленной стоимости. Капитал, способный создать большую стоимость, ценится выше. Это хорошо видно по курсу акций отдельных компаний на фондовом рынке, когда их курс превышает реальную стоимость активов в десятки и более раз. Причиной такого разрыва рыночной и балансовой стоимости как раз и является интеллектуальный капитал — квалификация менеджеров, клиентская база, бренды, каналы распределения, применяемые технологии ведения бизнеса, корпоративная культура и т. д. Именно нематериальные активы в современной экономике становятся наиболее важными ресурсами для развития организации, именно они создают и разрушают стоимость.

Таким образом, устойчивое конкурентное преимущество фирмы в инновационной экономике обеспечивается не традиционными факторами производства, а интеллектуальным капиталом. Особым видом интеллектуального капитала являются знания. Создание интеллектуального капитала связано в географическом плане (локализовано). Именно этим объясняется то внимание, которое М. Портер уделяет кластерам, которые он исследует в контексте теории конкуренции и местоположения фирмы в глобальной экономике. Преобладание в экономике кластеров, а не изолированных фирм и отраслей, обнаруживает важность понимания природы конкуренции и роли географического расположения для конкурентного преимущества. Несмотря на то что существовавшие ранее причины возникновения кластеров в связи с глобализацией сводятся к минимуму, новая роль кластеров в конкурентной борьбе приобретает большее значение применительно к сложным условиям динамичной экономики, основанной на знаниях.

  • [1] Хамел Г., Прахалад Н.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М., 2002. С. 54—55.
  • [2] См.: Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: ЭКСМО, 2008. С. 132.
 
Посмотреть оригинал