Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Основы философии

ВВЕДЕНИЕ Философия, ее предмет и роль в обществе

Я хотел бы призвать всех к тому, чтобы помнили истинные цели философии. Чтобы занимались ею ни ради корысти и славы, ни для иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь.

Ф. Бэкон

Мировоззрение и его исторические типы. Формы духовного освоения мира и самовыражения человека: миф, религия, жизненная мудрость, наука, философия. Специфика философского мировоззрения. Смысл философских проблем. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализмосновные направления философии. Основные этапы генезиса философии. Функции философии. Методы философии. Роль философии в жизни человека и общества.

Нам предстоит совершить длительное путешествие в то исключительно многообразное целое, имя которому философия, огромный пласт культуры человечества, охватывающий почти тридцать веков. Хочешь познать философию — иди в философское поле и будь готов к самым неожиданным встречам.

Это можно сравнить с игрой в теннис. Только тот, кто выходит на корт и рискует выглядеть глупо, промахиваясь по мячу, может достичь успеха. Сидение за пределами корта в великолепном теннисном наряде ничего вам не даст, если вы не попытаетесь играть.

Начиная с античных времен, философия является одним из видов профессиональной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь и творчество — философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в своей душе «немножко философ» (даже, если он никогда не слышал этого слова).

Дело в том, что вольно или невольно каждый человек сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? По каким законам он развивается? Существует ли мир вечно или он был когда-то сотворен? Что в нем закономерно, а что случайно?

б

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен или бессмертен человек? В чем его предназначение в этом мире? Есть ли истина и, чем она отличается от заблуждения и лжи? На что я могу надеяться? Полностью ли я волен в своих поступках и решениях?

Каждого человека волнуют, несомненно, и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможна ли «эпоха вселенской любви и согласия»?

Это и есть вопросы философии! Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем; во- вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от научных) имеют особую ценностную, смысложизненную окраску, все они ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес.

Однако еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на эти важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философов есть свой, специфический подход к решению этих проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас попробуем разобраться в том, что такое мировоззрение.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих самое общее понимание мира и места в нем человека. Вместе с тем, мировоззрение определяет жизненные позиции, поведение и действия людей и общества в целом в различные исторические эпохи.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие компоненты:

  • 1) познавательный компонент, который базируется на обобщенных знаниях (повседневных, профессиональных, научных);
  • 2) ценностный компонент включает в себя ценности, идеалы, верования и т.д. В ценностном сознании формируются нравственные и эстетические идеалы, т. е. понятия о добре и зле, о красивом и безобразном;
  • 3) эмоционально-волевой компонент предполагает, что знания и ценности должны стать личными взглядами и убеждениями человека и выработать у него психологическую установку на готовность действовать;
  • 4) практический компонент означает определенный тип поведения человека в конкретных обстоятельствах. Без этого мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Действительно, в различных формах поведения человека представлены два вида опыта, во многом противоположных друг другу: интеллектуальный (знания) и эмоциональный (ценности). Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира.

Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения состоит из мироощущения и мировосприятия. Мироощущение формируется на уровне настроений, чувств, эмоций. Мировосприятие формируется на уровне образов мира и наглядных представлений.

Мировоззрение — это убеждение, важным фактором которого, вместе с тем, является сомнение, готовность к здоровому скепсису. Противоположностью сомнения является догматизм — фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине, без критики и собственного анализа, принятие на веру раз и навсегда какой-либо идеологии (социальной установки, религиозной идеи или научной концепции). Избежать догматизма помогает критичность, сомнение, творческая мысль.

Исторически различают три типа мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифологический взгляд на мир явился исторически первой формой мировоззрения.

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos — слово, учение) — это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранней стадии общественного развития.

Миф — это не первоначальная форма знания, а специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Для первобытного человека было невозможно как зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Б.Малиновский: «Миф в его живой первозданной формеэто не

история, которую рассказывают, а реальность, которой живут».

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, например, в самом полном собрании древнегреческих мифов «Одиссее» Гомера процесс творения мира представлялся следующим образом.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Из Хаоса произошла богиня Земля - Гея, из Хаоса поднялась и все оживляющая любовь - Эрос. Могучая Земля породила беспредельное Небо — Урана. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана.

Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Вспомните представления древних евреев по Библии — Книга Бытия.

Итак, в целом для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

  • — эмоционально-образная форма;
  • — очеловечивание природы;
  • — отсутствие рефлексии (рефлексия — это работа мысли человека над собственным сознанием, размышление над своими взглядами, их оценка);
  • — утилитарная направленность, т.е. тесная связь с практическими задачами: на удачу, защиту от голода, болезней и т.д.

Миф умер как форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. Однако мифы продолжают сопровождать человека. Это ярко показало тоталитарное советское общество, жившее в мифах утопий и идолопоклонства перед вождями.

Религия (от лат religio — святость, благочестие) — это форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Важными атрибутами религии являются вера и культ. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием. В культе, системе ритуалов и догматов, проявляется внешняя сторона веры. Религиозных течений много. Существует три основных мировых религии - христианство (православие, католицизм и протестантизм), ислам, буддизм, а также различные национальные религиозные системы (индуизм, иудаизм и т.д.).

Все вероучения нуждаются в авторитете церкви, апеллируют к интуиции. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа, достойного поклонения.

Г.Гегель: «Религиозная вера есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души. В нем заинтересовано сердце».

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования аппарата познания появилась новая форма постижения мировоззренческих проблем. Эта форма носит уже не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос — разум.

Философия зарождается как попытка решить мировоззренческие проблемы с помощью разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, на законы логики.

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, буквально означает «любовь к мудрости») — это тип рационально-теоретического мировоззрения, фундаментом которого является разум, интеллект, свобода мысли, не скованная какими-либо авторитетами.

Слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (500 г. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. В качестве же особой науки философию впервые выделил Платон (428 — 348 г. до н.э.), а на вопросы из чего и как «рождается» философия ответил Аристотель (384 — 322 г. до н.э.)

Источников становления философии два. Первый — это счастливая способность человека удивляться (любознательность), наполняющая его жизнь высоким смыслом благодаря свободной игре ума, постижимость загадок мира разумом, познаваемость мира.

И. Кант: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Второй — то, что человек не только познает мир, но и живет в нем, и что человеческое отношение к миру и к самому себе есть переживание, а самым глубоким и сильным является переживание времени, т. е. конечности собственного бытия. И это знание заставляет человека думать о смысле жизни, а это и есть философствование.

А. Шопенгауэр: «Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти».

Становление философского знания идет вместе с формированием человека разумного (Homo sapiens). Основным типом предыдущих тысячелетий варварства был человек-хищник, внутривидовой агрессор, испытывающий постоянную потребность в насилии. Однако за тысячелетие до нашей эры, т. е. до рождества Христова начался духовный процесс появления человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой, а мудростью, моралью. Это время (800 — 200 гг. до н.э.) немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем». В это время происходит много необычайного.

В Китае жили Конфуций и Лао-Цзы; в Индии возникли Упанишады и жил Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где добро борется со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции — это время Гомера, Парменида, Платона, Софокла и Архимеда. Все это возникло почти одновременно, в течение нескольких столетий, независимо друг от друга.

Человек осознал себя как личность, перед ним открылась глубина мира и собственная значимость. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

Развитие философии означало отмежевание от всех других форм освоения мира и самовыражения человека, таких, как миф, религия, жизненная мудрость и, как ни парадоксально, даже науки.

Жизненная мудрость — это мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном опыте. «Житейская философия», или иначе реальная философия, складывается стихийно и заключает в себе мироощущение и умонастроение широких слоев общества.

Обыденное сознание является массовым и всегда неоднородно — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В уездном городе Скотопригонске Федор Павлович Карамазов разговаривает со своими сыновьями о Боге и бессмертии. Это образец бытового философствования. Карамазовы задумываются над вечным вопросом, на который нет ответа. Каждый сам для себя решает, есть Бог или нет. Люди, для того чтобы оставаться людьми, должны философствовать.

Существует еще и теоретическая философия, с помощью которой человек может закрепить в себе свои самые глубокие переживания и мысли, закрепить в специфическом философском языке, читая философские тексты и постигая идеи, над которыми веками размышляли философы.

В отличие от науки, которая имеет дело с проблемами, философия имеет дело с тайнами.

Наука — это форма духовной теоретической деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, о самом познании, имеющая своей целью достижение истины и открытие объективных законов. Чаще наука — это достояние немногих, интеллектуальной элиты.

Чем тайна отличается от проблемы? Проблема — это то, что рано или поздно можно решить. Например, сейчас для науки является проблемой управляемая термоядерная реакция. Но есть такие вещи как смерть, как любовь. Это не проблемы, а тайна, и никакие наши знания о ней нам не помогают. Тайной в отличие от проблемы является то, что нужно не знать, а прожить.

Научное знание безразлично к смыслам, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание — это и есть знание о месте и роле человека в мире. Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно «вписывает» туда человека.

Английский философ Б. Рассел определил место философии в духовной жизни человека как «ничейную землю» между наукой и религией. Подобно науке философия полагается на разум, но в то же время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно, их нельзя разрешить исчерпывающе, раз и навсегда. Поэтому безостановочная работа философской мысли находится в несколько иной плоскости, нежели мысль ученого.

С религией философию роднит сокровенная цель — вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл. Но если религия — это массовое сознание, то философия — сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.

Философия возникла раньше науки, это донаучная форма сознания. В самой философии выявились два подхода, две тенденции, два взгляда на характер взаимоотношений философии и науки. Первое направление придает философии все признаки строго и точно научного знания: доказательность, обязательность выводов, принципиальную возможность их проверки (верифицируемость).

Второе течение стремится, как можно дальше, отдалить философию от науки или даже противопоставить эти две формы духа. На этом особенно настаивали философы XIX в. А.Шопенгауэр и Ф. Ницше, для которых наука была скорее признаком упадка культуры, нежели выражением ее прогресса.

Русский философ второй половины XIX в. Вл. Соловьев в концепции всеединства попытался уйти от этих двух подходов, соединив веру и знание — опытную науку, умозрительную философию и религиозную веру.

Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия выступает как теоретическое знание, но наука — только часть такого опыта. Научное освоение мира идет от низших, простых форм к более сложным и высшим (от неживой природы - к живой и от нее - к человеку). Пути философии противоположны. Человек всегда стоял в центре философских проблем.

Сократ: «Человек, познай самого себя».

Протагор: «Человекмера всех вещей».

Антропоцентричность философии — это не недостаток, а естественное состояние философии, позволяющее перенести проекцию человеческих отношений на весь окружающий мир.

Философские вопросы - это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка философского сознания. Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?

Именно в этих вопросах заключены, по И.Канту, высшие интересы человеческого разума. Философские вопросы — это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Как вы понимаете, не философы придумывают и ставят эти вопросы. Их ставит сама жизнь, а философы, в меру своих сил и способностей, решают эти вечные, смысложизненные вопросы.

Начиная с Сократа, философия формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Основным этот вопрос назвал Ф. Энгельс, имея в виду, что от ответа на него будет зависеть и решение всех других философских вопросов.

Ф. Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей

философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Анализируя историю западной философии, он обратил внимание на тот факт, что мыслители, независимо от того, что они изучали — природу, общество, культуру, человека, брали за основу нечто исходное, что, по их мнению, можно назвать первичным.

В основном вопросе философии Ф.Энгельс выделяет две тесным образом взаимосвязанные стороны. Первая сторона — это ответ философов на вопрос, что первично, а что вторично: бытие или мышление, природа или дух? В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов.

Материализм — это философская концепция, утверждающая первичность материи и объясняющая мир как продукт саморазвития материи. Материализм корнями уходит в материальную и социальную практику человека, которая не сотворена кем-то выше человека.

Это убежденность познающего сознания в его производности от природной и социальной реальности, которая для материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена и существует вечно. Это могут быть натурально-вещественные предметы — дерево, земля, вода, огонь или абстракция атома, мельчайшей неделимой клеточки мироздания, или абстрактная материя.

Среди разновидностей материализма - метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм.

Метафизический материализм рассматривает мир как состоящий из некой праматери (огонь, вода, воздух, корпускула, атом), из которой возникают и в которой исчезают все вещи.

Диалектический материализм рассматривает мир как бесконечно развивающуюся неисчерпаемую материю, а сознание как свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Вульгарный материализм — название, под которым известно философское течение в рамках материализма XIX в. Ф.Энгельс называл его вульгарным материализмом, так как его представители упрощали, с его точки зрения, материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей («мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь»; «нет мысли без фосфора»), отвергали необходимость разработки философии как науки.

Идеализм — философская концепция, которая рассматривает материю как низший род бытия, как вторичное, сотворенное начало, признавая лишь за сознанием, духовным началом (личностным или безличностным) способность к саморазвитию.

Те из идеалистов, кто в качестве первичного начала называют индивидуальное сознание, полагают, что действительность — творение человеческой психики, духовности именуются субъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное, существующее вне и независимо от природы и сознания человека — объективными идеалистами.

Вторая сторона основного вопроса философии формулируется Энгельсом как вопрос о познаваемости мира, т. е. может ли мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия? Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, стоят на позиции познавательного оптимизма.

Тех же философов, которые отрицают принципиальную познаваемость мира, называют агностиками (от греч. а — отрицание, gnosis — знание: недоступный познанию). Скептики не отрицают принципиальную познаваемость мира, но сомневаются в достоверности результатов познания.

Протагор: «О всякой вещи есть два мнения, противоположных

друг другу».

Материализм и идеализм — противоположные философские учения. На протяжении всей истории философии они вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом, находя все новые и новые аргументы для укрепления и защиты своих позиций.

Существуют и иные подходы к выделению основного вопроса философии. Например, позиция французского мыслителя А.Камю, который сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить?

А. Камю: «Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из

всех вопросов».

Однако проблематика философии не исчерпывается только основным вопросом философии. Существуют различные классификации многообразных проблем философии, которые определяют сложившуюся на сегодня структуру современной философии:

  • — история философии;
  • — онтология (от греч. ontos — бытие, logos — учение) — философское учение о мире и бытии;
  • — гносеология (от греч. gnoses — познание) — философское учение о познании мира, его возможностях и цели;
  • — аксиология (от греч. axios — ценный) — философское учение о ценностях, их природе и связи с реальностью;
  • — праксиология — философское учение о преобразовательной деятельности человека;
  • — антропология (от греч. anthropos - человек) - философское учение о происхождении, сущности и предназначении человека;
  • — социальная философия;
  • — философия истории.

Говоря о генезисе (от греч. genesis — происхождение, возникновение) философии, следует напомнить, что философия формируется в тот период, когда традиционно-мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы.

Каковы же основные вехи на пути развития философской мысли?

Античная философия

Философия Средневековья

Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения. Европейская философия XIX в. (немецкая классическая философия). Современная философия XX в.

Каждый из этапов философии отличался рядом особенностей:

Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны мифологии, с другой — формирующейся в Древней Греции науки.

Средневековая философия находилась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствовавшей в тот исторический период.

Философия эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) развивалась под мощным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы, большую роль в формировании взглядов гуманистов играет эстетический подход.

Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась на науку. Причем под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента.

Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) основывалась на критике религии, теологии, решающее значение придавая разуму как двигателю общественного прогресса.

Европейская философия XIX в. выступила в качестве «критической совести культуры», а ее ведущие представители не просто сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, но и встали на их защиту, включились в борьбу за решение серьезных исторических задач.

Современная философия XXв. характеризуется новым этапом развития западноевропейской и русской философии. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями в полной мере отразилась в новых философских учениях.

Менялись социально-экономические условия, они требовали от человека выработки новой жизненной позиции. Философия и стала одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку? Во-первых, новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум. Во-вторых, на место обычая пришло образование, философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам.

Философия — именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме кризисность эпохи и рождение новой культуры.

Функции философии

1. Познавательная функция. Философия дает понимание целого, выявляет наиболее общие идеи, представления, категории: бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, развитие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, структура и т.д.).

В своей совокупности философские категории составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям природы, общества и мышления. Например, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности.

  • 2. Мировоззренческая функция. Философия формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая цели и ценности человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром.
  • 3. Методологическая функция. Методология, учение о методах, понимается как определение способов достижения какой-либо цели (научного познания, творчества или социальной практики). Философия дает такие методы, принципы действия, которые обладают фундаментальным значением, имеют общенаучный характер.
  • 4. Гуманистическая функция. Философия помогает людям обрести человеческое достоинство, часто растоптанное в периоды тоталитаризма и фетишизма.
  • 5. Функция рационализации и систематизации. Философия осуществляет перевод результатов наблюдений и размышлений в логическую форму понятий, а также систематизирует результаты человеческого опыта. Так, простой, обыденный опыт, повседневные наблюдения и их обобщения служат толчком к открытию закономерностей.
  • 6. Критическая функция. Философия всегда ориентирована на рациональность мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности.
  • 7. Интегративная функция. Философия соединяет все формы человеческого опыта — практического, познавательного, ценностного. По отношению к науке эта функция выражается в синтезе знания, по отношению к человеку — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе - в создании социальной и космической гармонии.
  • 8. Обращенность к будущему. Философия, опирающаяся на теоретическое осмысление жизни, формирует новые взгляды и идеи, закладывает фундамент нового миропонимания для будущего. Она выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели.

Методы философии

Р. Декарт: «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких

бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода».

М.В. Ломоносов: «Неверно рассуждает математик, если хочет

циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии или химии».

Метод любой науки — это совокупность приемов и способов, с помощью которых наука познает свой предмет.

Важнейшим методом философского познания мира является диалектика.

Диалектика — взгляд на мир и способ мышления, предполагающий, что различные явления рассматриваются во взаимодействии и развитии.

В первоначальном значении диалектика понималась как искусство вести беседу с целью опровержения доводов противника и выяснения содержания понятий.

Впервые слово «диалектика» применил в таком значении Сократ, который любил сравнивать ее с майевтикой (букв. — повивальное искусство), имея ввиду, что таким образом осуществляется «родовспоможение» или помощь рождению истины. Сократ полагал, что пробуждая в других стремление к истине, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты.

Диалектика как метод творческого познания прошла путь от стихийной диалектики Античности и Средневековья до диалектики как общей теории развития — взлет гегелевского теоретического мышления. Гегель полагал, что философия не может быть наукой, если она не предъявит обоснования своего особенного, только ей принадлежащего метода.

Диалектика была применена К. Марксом к анализу экономических отношений капитализма, а В.Ленин соединил философскую диалектику с политической практикой. Анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование — это все приемы диалектического метода.

Однако диалектика никогда не была единственным и всеми признанным методом. Наряду с диалектикой всегда существовали, и будут существовать и иные методы мышления, стили познания. К их числу относятся софистика, эклектика, метафизика, герменевтика.

Софистика — это совокупность видов аргументации, основанных на субъективном использовании правил логики ради сохранения наличных положений и теорий. Софизм —произвольно выбранное рассуждение, заведомо выгодное софисту, правильное по форме, но неистинное по содержанию, с помощью которого можно доказать все, что угодно.

Представителями софистов были Протагор, Горгий, Продик и др. В просторечии софисты — это люди, которые могут доказать любое положение. Бесплодная с точки зрения научного продукта в обычном его понимании софистика в общем движении познания занимает законное место, делая доступным для осознания то, что никогда не было бы замечено как проблема.

Софистика способствует выявлению логического противоречия системы знаний, ее аргументация легла в основу европейского способа мышления, через критику софистики античность вышла к новой концепции мира, основанной на тождестве мысли и бытия, который был закреплен в христианстве. Подробнее о софистике как направлении в философии и общественно-политической практике Греции мы поговорим в следующей теме.

Эклектика — методологический прием, основанный на механическом соединении фактов и формулировок, которые не имеют единого теоретического основания и относятся к различным, иногда противоречивым аспектам рассмотрения объекта.

Как осознанный методологический прием эклектика появилась в позднегреческой философии, широко применялась в Средневековье в ходе схоластических диспутов, опиравшихся на цитаты, и в спорах Нового времени. Применяется и в настоящее время в рекламе, пропаганде, средствах массовой информации, находя основу в моде, привычках, традициях, в ряде свойств человеческой психики.

Метафизика — это способ мышления, противоположный диалектическому, в котором истина понимается как нечто конечное, предметы и явления рассматриваются вне их взаимосвязи и развития, изменения признаются количественные, а не качественные.

Термин «метафизика» относится к I в. до н.э. Комментатор Аристотеля А. Родосский обозначил им ту часть философского наследия философа, которая шла после физики. Термин «метафизика» в значении антидиалектика впервые употребил Г. Гегель.

Герменевтика — метод прочтения и истолкования смысла текстов. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл. Гермес в греческой мифологии был посредником между людьми и богами.

Положение философии в обществе, в том числе и современном, всегда трактовалось неоднозначно.

М. Монтень: «Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое в сущности ничего не означает; она не находит в себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле».

Эти слова принадлежат мыслителю эпохи Возрождения Мишелю Монтеню, однако, похоже, будто сказано это в наши дни, когда мир перебрался в новое тысячелетие, оставив любомудрие за бортом.

Публицистов волнуют политические распри, бюджетные хитрости. Политики опираются не на мудрые максимы, а на популистские лозунги. Общественное сознание утрачивает глубину и культурные корни. В годы тоталитаризма партийные лидеры, издав очередное постановление, говорили: только время способно выявить непреходящий смысл принимаемого решения.

Пустота набрасывала на себя философский убор. Власть имущие и сегодня убеждены, что назначение философии именно в обслуживании каждого изгиба конъюнктурной политики. Интеллектуальная честность и независимость редко привлекают сторонников.

Философию теснят отовсюду. Представители естественных наук, завороженные грандиозными открытиями последнего десятилетия, полагают, что проникновение в гены важнее отвлеченных размышлений. Однако разумно ли, не сдерживая себя философской осторожностью, извлекать из открытия огромные фантастические перспективы, не имея развернутой картины мира? К чему может привести бесконтрольное баловство с генами? Не станет ли человек жертвой собственных экспериментов?

В арсенале философов огромный интеллектуальный материал, накопленный за тысячелетия, наработаны различные навыки мышления, представлены разнообразные интеллектуальные традиции, трезвая экспертиза науки возможна только в философии.

Русский философ Николай Бердяев высказал мысль о том, что как бы ни была философия многообразна, она всегда беззащитна. Она находится под давлением и властей, и религии, и науки. Почему? Она не работает на «социальный заказ». Великие философы в своих учениях стремились к возрождению души, философия для них была делом спасения. Философия всегда боролась против просто веры, против слепого следования традициям.

Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью. Философа опасаются. Философ — угрожающее существо, потому что стремится к самостоятельности. Философа не хотят признать свободным. Не успел он освободиться от подчинения религии, теологии, церковной власти, как потребовали его подчинения науке. Но философия не социальна, философия персональна. Персонализм — философия Н. Бердяева.

Русский философ Владимир Соловьев дал два толкования философии. Первое — философия есть только теория, школа; второе — не только теория, но и дело жизни. Первая точка зрения апеллирует только к разуму, познавательной способности человека, позволяет считать философию скорее профессией. Вторая требует особого нравственного состояния и стремится сделать философию преобразующей и управляющей силой жизни, призванием человека. Для этого не обязательно быть профессионалом.

Часто в разговорном языке философом называют и малообразованного, и вовсе неграмотного человека, главное — чтобы он обладал определенным умственным и нравственным настроем. Такие толкования, считает Соловьев, придают философии смысл философии жизни, дела жизни.

Такой смысл придавали философии многие мыслители: Л. Толстой называл философа и писателя «учителем жизни», а философию - «делом жизни»; А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше придавали философии глубоко личный, субъективный характер; К. Маркс говорил, что философия может не только познать, но и изменить мир.

Философия не должна зависеть от общества, а общество должно зависеть от философии. Научив человека подлинным ценностям, философия действительно может изменить мир.

Мы говорили о достоинствах философии. Может сложиться представление, будто ей подвластно все. Нельзя сказать, что наша мудрость не имеет границ. Философия критична во всем, в том числе и в отношении к себе самой. Иначе бы ей грозило философское высокомерие, а от такого недуга необходимо избавляться.

В наше время, как и в предшествующие века, философия все еще остается элитарной формой культуры. Но с прогрессом общества, превращением человеческого труда в творчество, гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений философия перестанет быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих. Шаг за шагом она становится сердцевиной образа жизни и образа мысли каждого человека цивилизованного общества.

Проверьте себя

  • 1. Что такое мировоззрение? Каким образом оно формируется?
  • 2. Какие исторические типы мировоззрения вы знаете?
  • 3. Каковы основные черты мифологического мировоззрения?
  • 4. Чем религиозное мировоззрение отличается от мифологического?
  • 5. Что такое философское мировоззрение?
  • 6. В чем отличие философии от мифологии и религии?
  • 7. Сводима ли философия к науке?
  • 8. Какова структура философского знания?
  • 9. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития философской мысли.
  • 10. Раскройте сущность основных методов философии.
  • 11. Какие функции выполняет философия в обществе?
  • 12. Может ли философия изменить мир? Каким образом?

Поговорим о прочитанном

  • 1. Согласны ли вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводят жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Что дает человеку изучение философии?
  • 2. В тексте лекции было сказано, что люди, для того чтобы быть людьми, должны философствовать. Значит ли это, что если я не философствую, я не человек?
  • 3. По рассказу Аристотеля, одна афинянка внушала своему сыну: «Не вмешивайся в общественные дела потому, что если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, если ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги». На сентенцию афинянки можно возразить и так: «Ты должен участвовать в общественных делах, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если будешь говорить неправду, тебя будут любить люди». Какой методический прием применен в этом примере?

Выберите правильный ответ

  • 1. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия:
    • а) осуществляет рефлексию современной ей культуры;
    • б) направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего общества;
    • в) помогает понять человеку самого себя и свое место в мире;
    • г) способствует улучшению нравственных качеств человека.
  • 2. Какой смысл вкладывал Г.Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»? а) ход истории зависит от направленности мышления философов;
  • б) философия должна решать конкретные задачи, стоящие перед обществом в данное время;
  • в) философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени;
  • г) мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут.
  • 3. Гносеология — это учение о:
    • а) развитии и функционировании науки;
    • б) природе и сущности познания;
    • в) логических формах и законах мышления;
    • г) сущности мира и его устройстве.

Темы рефератов

  • 1. Специфика философского знания.
  • 2. Философия и политика.
  • 3. Личность философа (философия как образ жизни).
  • 4. Роль философии в жизни современного человека.

Прочтите дополнительно

  • 1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа: дополнение к «диалектике мифа» / М., 2001.
  • 2. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.
  • 3. Мифологии древнего мира: сб. очерков. СПб, 2005.
  • 4. Мифы и легенды народов мира / Н. Будур, И. Панкеев. М., 2000.
  • 5. На переломе. Философия и мировоззрение. М., 1990.
  • 6. Немировский А.И. Мифы древности: Эллада: научно-художественная энциклопедия. М., 2000.
  • 7. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.
  • 8. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2006.
  • 9. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии / В.С. Степин // Вопросы философии, № 1. 2009.
  • 10. Философское сознание: драматизм обновления / Отв. ред. Н.И. Лапин. М., 1991.
 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы