Социальная динамика личности: социализация и активность

Личностная динамика рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как внешне обусловленная и детерминированная деятельность человека, осуществляемая им в процессе социализации, а с другой — как его собственная активность, выраженная в индивидуальном стиле жизни и жизненных стратегиях.

Что такое социализация? Понятия социализации и инкультурации в науке. Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение привнесенно- сти и привносимости). Если структурные процессы, определяющие взаимоположение субъектов, характеризуют развитие социальной структуры личности, то процесс социализации формирует ее в качестве полноценного субъекта деятельности.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и др.).

В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это — «инкультурация», «аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»). Первый из них указывает на «процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит»[1]. Второй — на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает перенос внешних форм опыта во внутренний план личности.

Введение этих и других понятий в научный оборот объясняется недостаточностью или неполнотой смыслового содержания исходного понятия «социализация». Последнее не охватывало, например, когнитивные моменты культуры (знания, верования, ценности и т. д.). Не случайно поэтому американские культурные антропологи (Херсковиц, Клахкон и др.) предпочитали употреблять вместо него термины «инкультурация», «куль- турализация» и проч.[2]

Основные тенденции и формы социализации. Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями: типизацией и индивидуализацией.

Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир), а с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.

Индивидуализация характеризуется преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно-идеальные формы культуры) и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.

Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.

По времени осуществления социализация подразделяется на первичную, продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и вторичную, происходящую уже на стадии социально зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей. Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается также понятие «десоциализация», обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющим поведением, участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и др.).

Структура процесса социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы.

Стадии, или этапы, социализации. В науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе социализации. Большинство из них берут за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Разделим их условно на универсальные, охватывающий весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную социализацию личности.

Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничаются рассмотрением первичной социализации. Так, по мнению Мида, он включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).

В концепции Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и прежде всего сексуальными влечениями. Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые уставливаются родителями и другими людьми, а также собственным Супер-Эго. В сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот — от приема пищи и проч.), анальная (ребенок учится ходить на горшок), фаллическая (ребенок осознает свою половую принадлежность и связанные с ней возможности или ограничения), генитальная (активно выражает озабоченность проблемами половой близости).

Известный французский ученый Жан Пиаже (1896—1980) исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями:

до 2 лет — сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира);

  • 2—7 лет — предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или значений);
  • 7— 11 лет — стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами);
  • 12—15 лет — стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

К числу универсальных следует отнести концепции Э. Эриксона и Л. Колберта.

Идеи Фрейда были пересмотрены и дополнены Эриком Эриксоном (1902—1994). Он предложил ввести критерии психического развития Я, связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Становление личности не заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными:

доверие — недоверие — грудной возраст

(до 1 года);

автономия — сомнение — возраст 1—2 года;

инициатива — чувство вины — возраст 3—5 лет;

трудолюбие — неполноценность — младший школьный

возраст (6—11 лет);

идентификация — диффузия — юность (12—18 лет); интимность — одиночество — начало взрослого

периода;

творческая активность — застой — средний возраст;

умиротворение — отчаяние — старость.

В основу выделения стадии социализации американский ученый Лоуренс Колберг (1927—1987) положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопереживанию (эмпатии). Однако эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами. Две первые стадии направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья стадия позволяет различать понятия о хорошем и плохом поведении. На четвертой люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой у человека формируются нравственные убеждения, он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного совершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в том числе служение обществу, забота о ближних и т. д. Эту стадию достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них.

В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г. М. Андреева вслед за другими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии1.

Агенты и условия социализации. Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников, группы сверстников и знакомых, школу (вуз), средства массовой информации и проч. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов.

На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально контролируемых и направ- ленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

Механизмы социализации. В научной литературе исследуются прежде всего психологические механизмы социализации.

Одним из первых это попытался сделать Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения — исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановки), имитации и идентификации.

В концепции ролевого поведения Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание «обобщенного другого» происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли — это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли — фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо также добавить обучение ролям.

Перейдем теперь к изложению основных моментов, характеризующих содержание концепций социализации:

  • 1) социализация определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в данном обществе и определяющих степень включенности личности в систему социальных отношений;
  • 2) социализацию необходимо рассматривать как двусторонний процесс: с одной стороны, как типизацию, принятие правил поведения, типичных для данной общности (типизация), с другой — как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта (индивидуализация);
  • 3) процесс социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация);
  • 4) процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т. д.);
  • 5) агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии;
  • 6) в качестве механизмов социализации можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение).

Активность и стратегия жизни личности. Социальная динамика личности имеет также внутренне детерминированную сторону, которая выражается в ее активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни. Высшей формой активности личности в современном обществе выступает ее гражданская активность.

Активность и жизненная позиция личности. Активность — деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющаяся как в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося (девиантного) поведения. Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования).

В отечественной социологии и психологии проблема активности личности разработана недостаточно[3].

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер такого участия, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Так, ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон.

Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и т. д. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения независимости, автономных прав и гражданских свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.

Активность и жизненная стратегия личности. Стратегии жизни относятся к сознательным проявлениям человека, выступающего в качестве субъекта активности, поведения и деятельности. В этой связи необходимо предварительно уточнить понятия «человек», «индивидуальность», «индивид» и «личность» применительно к контексту планирования будущего.

Жизненные стратегии не являются единственным способом организации жизни личности. Наряду с ними в развитии личности «принимают участие» способы ведения жизни (форма, уклад и стиль жизни), способы определения жизненных ситуаций (жизненная позиция и линия), способы описания жизни (жизненная история, биография) и способы символического конструирования жизни (жизненные планы и сценарии).

Жизненные стратегии выступают объектом целого комплекса наук о человеке и обществе — социологии, психологии и культурной антропологии. Каждая из них изучает свой аспект (сторону) жизненного мира личности. Психология рассматривает его психическую сторону, а также преимущественно личностный, субъективно-значимый аспект и уровень организации социального. Культурная антропология делает предметом исследования культурный аспект социального измерения жизненных стратегий, а также взаимоотношения личностного и культурного аспектов (исследовательское направление «культура-и- личность»). Социология выделяет в качестве предмета изучения институциональный аспект (институциональные связи и закономерности) формирования и развития этих стратегий.

Жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека. Они являются в широком смысле — элементом деятельности (как сознательно регулируемой и адаптивно-адаптирующей активности человека) и в узком смысле — непосредственно компонентом одной из подсистем деятельности — системы ориентирования личности.

В системе ориентирования жизненные стратегии тождественны перспективному уровню деятельности человека. Они включают, с одной стороны, перцептивные (образные), смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а с другой — разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегий выступают конкретные жизненные события и ситуации.

Приведем определение жизненных стратегий, наиболее полно выражающее их «социологическую специфику». Это — динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте. Она направляет и регулирует ее поведение в течение длительного времени.

Жизненные стратегии личности различаются между собой по характеру ведущей ориентации или доминирующей формы активности. Они подразделяются нами на несколько типов: индивидуалистические, коллективистские и персоналистические стратегии; стратегии благополучия, успеха и самореализации. При этом каждому из указанных типов стратегического ориентирования личности соответствует та или иная модель жизненного поведения. Всего можно выделить три таких модели: жизнеобеспечение, жизнестроительство и жизнетворчество.

Анализ указанных типов стратегий и моделей их реализации на поведенческом уровне позволяет установить определенные связи зависимости и сформулировать на этой основе рабочие гипотезы. На разных стадиях формирования жизненных стратегий доминирующее значение приобретает тот или иной аспект их социального содержания: на стадии выбора и построения — социально-личностный и социально-культурный, а на стадии презентации — социально-организационный.

Гражданская активность личности. На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность — форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности[4]. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно — степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность личности противостоит формальной (декларированной) активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитарный режим. Критерием первой является не внешняя лояльность режиму, как это имеет место в авторитарно-бюрократических системах, а сознательное, заинтересованное и рационально-критическое отношение субъектов (индивидов, групп) к делам общества и государства, стремление оказывать влияние на выработку и реализацию решений, затрагивающих как их собственные (особенные), так и общественные интересы.

В цивилизованном обществе гражданская активность личности не выходит за рамки, устанавливаемые законом (если последний не противоречит основополагающим правам граждан) и другими способами общественной регламентации (нравственными нормами, правилами, соглашениями и т. д.). При этом наблюдается следующая тенденция: чем более развито общество в экономическом, политическом и культурном отношении, тем шире и разнообразнее гражданская активность его членов.

Гражданская активность личности проявляется во всех сферах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме защиты и поддержания права собственности и свободы предпринимательства, разрешении трудовых конфликтов, заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений, ограничении государственной монополии на производство и распределение товаров и проч. В политической сфере она развивается в форме участия граждан в государственном управлении посредством механизмов непосредственной и представительной демократии (выборов, референдумов и др.), деятельности добровольных общественно-политических объединений, ассоциаций, местного самоуправления и т. д. В духовно-идеологической области гражданская активность осуществляется в альтернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права материнства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых людей, сохранение этнических меньшинств и проч.

В каждой сфере общественной жизни личность вырабатывает и реализует ту или иную стратегию гражданского участия.

В научной литературе какой-либо общепринятой типологии форм гражданской активности не существует. Однако чаще всего выделяют такие институциональные типы или формы, как гражданские акции, гражданские инициативы и гражданские движения.

Гражданская активность выражается в гражданственности личности. Понятие «гражданственность» соединяет в себе черты всеобщей (общечеловеческой) и особенной (национальной) родовой культуры. Гражданственность — это прежде всего органический сплав высших (а не просто общевидовых или индивидуально-личностных) родовых свойств человека, взятых в их идеальном воплощении и реальном бытии.

Принимая во внимание данный критерий, попробуем сформулировать основные черты гражданской личности, свойства ее гражданственности. В качестве классификационного требования, позволяющего детализировать и обосновать указанный критерий, рассмотрим единство интегративных характеристик сторон социального бытия человека (социокультурных модальностей) — деятельности, общения и сознания.

Любая из приведенных черт, которая не может быть выражена с помощью данных характеристик, считается недостаточной и не соответствующей принципу целостности. С этой точки зрения гражданственность как способ бытия личности в современном гражданском обществе характеризуется следующими чертами (см. табл. 5).

Таблица 5

Черты гражданственности личности

Основные черты гражданственно- сти личности

Базовые модальности гражданской активности личности и особенности их проявления в современном мире

деятельность

общение

сознание

Конструктивная творческая активность

Конструктивная, созидающая деятельность, постоянное инициирование новых дел, предложений

Заинтересованное, творческое общение, ориентированное на позитивное содержание

Активная жизненная позиция, творческий динамизм, склонность к инициативе

Сознательность и целенаправленность

Рефлексивная и самопрограмми- руемая активность

Избирательное и целеориентированное общение

Осознанное отношение к жизни, целеустремленность

Свобода и ответственность

Свободная реализация творческих сил, добровольное участие в общественных делах, ответственное исполнение избранной деятельности

Свободное общение с другими людьми, добросовестное выполнение обязательств перед другими

Стремление человека быть самим собой и реализоваться во всей полноте жизни, ответственное отношение к общественным делам и другим людям

Солидарность

Практическое решение совместных проблем, участие в коллективных проектах и программах

Реальное сотрудничество и партнерство с другими ради достижения общих (родовых) целей

Готовность к коллективным действиям и сотрудничеству, солидарная ответственность

Окончание табл. 5

Основные черты гражданственно- сти личности

Базовые модальности гражданской активности личности и особенности их проявления в современном мире

деятельность

общение

сознание

Гуманность

Бескорыстное служение людям, реальная забота о них

Добровольное и безвозмездное оказание помощи другим людям

Гуманизм и человечность, милосердие и сопереживание

Духовность

В широком смысле: деятельность, направленная на постижение и создание духовных, трансцендентных ценностей; в узком смысле: сознательный выход в экзистенциальное измерение жизни (самоанализ и др.)

Духовное общение, основанное на общих верованиях или переживании трансцендентного и экзистенциального опыта, воспитание себя и других путем обращения к высшим ценностям бытия

Осознание человеком своего предназначения и творческой миссии в мире, «созерцание жизни» или экзистенциальное самоуглубление, ориентация на поиск «высших» смыслов бытия

Сверхнормативность

Установление внутренних пределов собственной активности вненормативная саморегуляция

Общение, в котором соединяются требовательность к себе с разумной требовательностью к другим

Способность к самоограничению во имя разделяемых идеалов и ценностей, самодисциплина

Данный перечень высших родовых свойств человека не является исчерпывающим. На сегодняшний день их единство (ансамбль) можно рассматривать лишь в идеально-типическом плане. Идеальная гражданственность как исключительно искусственный феномен, сформированный в процессе культурной эволюции, выступает желаемой или предельно возможной вершиной культурного развития человека. Реальная же гражданственность в большинстве стран мира далеко не всегда и не в полном виде демонстрирует данную модель. Однако ее относительность не означает принципиальной недостижимости или, напротив, абсолютизации, универсализации тех или иных свойств человека.

Подведем теперь краткие итоги рассмотрения социальной динамики личности в данном параграфе.

  • 1. Социальная динамика личности имеет два ракурса социологического изучения: с одной стороны, она проявляется в процессах и механизмах социализации, с другой — в той или иной форме активности, направленной на созидание и конструирование собственной жизни.
  • 2. Активность личности понимается не только в широком смысле — как способ взаимодействия с миром, в том числе с обществом, но и в узком смысле — как сознательная и созидательная деятельность личности как члена общества.
  • 3. Непосредственной предпосылкой и условием активности выступает активная жизненная позиция личности.
  • 4. Личность как носитель активной жизненной позиции оказывается способной к сознательному конструированию собственной жизни; она становится субъектом жизненных стратегий — компонента общей системы ориентирования личности, «отвечающего» за формирование ее желательного будущего в соответствии с идеалами и ценностями общества.
  • 5. Наиболее высокой формой социальной активности является гражданская активность — способ участия в делах гражданского общества. Ей соответствует стратегия гражданского участия.
  • 6. В ходе гражданской активности и самодеятельности личности формируются ее особые качества, получившие название гражданственности.

  • [1] Морфология культуры: структура и динамика / Отв. ред. Э. Л. Орлова.М., 1994. С. 387.
  • [2] См.: Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. С. 251.
  • [3] См.: Активность и жизненная позиция личности. М., 1988; Ведин И. Ф.Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987; Головаха Е. И., Кро-ник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984; Жизненный путьличности. Киев, 1987; Жизнь как творчество (социально-психологическийанализ). Киев, 1985; Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974; Костюченко Л. Г., Резник Ю. М. Введение в теориюличности. Личность и ее жизненный мир. М., 2004; Матвеев Ю. И. Социальная ориентация личности. М., 1990; Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности: опыт комплексного анализа. М., 2002; Резник Ю. М. Социальное измерение жизненного мира (Введение в социологию жизни). М., 1995; Саморегуляция и прогнозирование социальногоповедения личности. Л., 1979; Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988; Стиль жизни личности. Киев,1982; Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М., 1990; и др.
  • [4] См.: Костюченко Л. Г., Резник Ю. М. Введение в теорию личности:социокультурный подход. М., 2003.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >