ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

  • 13.12.2002
  • • Проблема сложнее по сравнению с тем, что можно высказать во время отведенного регламентом времени на выступление. Я надеюсь на то, что те, кого интересует данный подход, найдет время обсудить эту проблему в рабочем порядке.
  • • Прагматичность вопроса в связи с отменой ВАКом сдачи кандидатского экзамена по философии аспирантами и переходом к сдаче экзаменов о науке
  • • Без философии общество не выживет, но современная философия бесплодна. Философы не решили и не способны решить истинно, тем более быстро, проблему объяснения науки. Господствующие среди них воззрения на науку не истинны. Нужно восстановить философию в том виде, как её разрабатывали великие её представители, скажем в форме «первой философии» Аристотеля. И пусть все именитости современной философии выступают против, но им не подвластны законы рынка. Они не обеспечили до настоящего времени разработку адекватной парадигмы философии. Им нельзя больше давать кредита доверия.

Вообще, возникает вопрос о том, имеются ли действительно среди профессиональных философов такие, кто действительно стремится к превращению философии в прагматичный, популярный, эвристичный инструмент выживания общества.

Мой совет действительно философам - читайте работы других философов, не перекладывайте вину с себя на других, не выжидайте, не будьте пассивными наблюдателями. Философия нужна обществу. Станьте преемниками идей всех великих ваших предшественников - решите поставленные ими проблемы.

  • • Философы часто утверждают - философии учить нельзя. Но они путают философию и филодоксию, которой нельзя учить. И поскольку господствует филодоксия, то ей практически и не учат, а дают в лучшем случае эрудицию в сфере философии. Этого достаточно для обучения такой философии других, но не для выполнения философи- ей её функции для науки. В связи с этим возникает и такое суждение: если философии учить нельзя, то она не наука. Науке учить можно, что провозглашал уже Аристотель (т 4 с 175).
  • • Синонимы: философия, философия науки, эпистемология, метанаука. Менее всего подходит термин «философия науки» в связи с тем, что создает представление о существовании двух форм философии - универсальной и частнонаучной. На самом же деле философия и есть наука о науке. Термин «философия науки» отдает исследование науки философам, которые обычно утверждают о том, что философия не наука. Тем самым они обычно отстраняют представителей науки от познания самой сути науки. Истинной философией может быть только наука о науке и поэтому не нужна особая философия науки.
  • • Необходимо решить множество проблем, поставленных практически всеми великими философами, для того, чтобы философия стала наукой наук и обеспечила качественный скачок науки - её теоретизацию
  • • Кто исследует науку? Не только и не столько философы, а поэтому необходимо объединение усилий всех исследователей и философский снобизм мешает этому. Более того, можно утверждать, что уже имеется решение проблемы теми исследователями науки, которые не являются философами. И только философы мешают внедрять эти идеи в практику.
  • • Мой подход к решению проблемы изложен в целом на 4-х страницах тезисов к 3 РФК. Там показаны изданные мной книги, а также сидиром. Его ядро:
  • • Философия - универсальное основание науки,

призванное обеспечить:

универсальную методологию науки, которой является диалектическая логика

универсальную гносеологию науки, которая обеспечивает систематику наук как фактор познания мира универсальную онтологию - учет более фундаментальных идей при рассмотрении конкретных объектов.

  • • Элементы учебно-методического комплекса (УМК) по философии:
    • - компьютерная СУБД, которая позволяет быстро освоить философские категории;
    • - освоение азов диалектической логики с помощью учебных коллекций повседневных объектов;
    • - использование самоучителя диалектической логики;
    • - закрепления диалектического мышления с помощью общих теорий техники и денег, написанных и изданных мной на этой основе;
    • - освоение алгоритма диалектической логики;
    • - овладение технологией философствования на основе учебного пособия;
    • - использование курса экономики для уяснения того, как все это работает;
    • - выполнение упражнений и заданий по всем наукам.
  • • Кто судьи? Ими не могут быть случайные люди или профессионалы других наук, например этики. Судьями не могут быть и авторы-философы иных парадигм по данному предмету, которые написали свои книги о философии науки (иначе их следует признать «носителями истин в последней инстанции»). Их подходы - разные. Как авторы они не могут быть судьями друг другу, как и вместе не могут быть судьями других парадигм науки о науке. Главное они абстрагируются от общественной практики и не знают её рыночных принципов. Они скорее не хотят знать того факта, что в условиях рынка «судьями» являются не производители и продавцы товаров, а покупатели, потребители. «Философия науки» философов не нужны покупателям, потребителям. Скажем, я не философ по образованию и всю жизнь пытаюсь осмыслить науку. Я изучил книги философов о философии науке и свидетельствую о том, что эти их книги мне бесполезны. Я утверждаю - эти версии парадигм «философии науки» не нужны аспирантам, с их помощью не объяснишь науки как общественного феномена. Поэтому авторы этих книг не могут быть судьями других парадигм объяснения науки. Они обладают юридическим монополизмом на истину, они монопольно господствуют на различного рода философских мероприятиях (семинарах, конференция, конгрессах), они претендуют на право давать или не давать лицензии другим авторам на чтение иных парадигм науки. Если общество бессильно перед их монополизмом, то обществу придется подождать пока их сторонники и последователи потеряют значение в обществе в виду ошибочности их парадигмы науки. Современный рынок их быстро уничтожит.

«Чтобы уметь судить о деле, нужно самому уметь его делать» (т.4, с 638). Исходя из этой идеи Аристотеля, как могут философы оценить предлагаемую мной парадигму философии до овладения ими умением строить сориты и кладограммы любых понятий, являющихся важными элементами технологии философствования?

  • • Нужен постоянно действующий семинар (или иная форма объединения) тех, кто специализируется на исследовании науки как общественного феномена. Для этого их надо выявить. Скажем, важно использовать наработки «Сибирского института науковедения» (В.П. Каширин). Кафедра философии РАН могла бы выполнить функцию его организации.
  • • Немедленно надо начать педагогические эксперименты по обучению аспирантов РАН с обсуждением результатов
  • • Нужны публичные обсуждения проблемы в средствах массовой информации с тем, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме
  • • Нужен открытый конкурс
  • • Нужно вести речь не о программе курса, а об учебнометодическом комплексе по данной дисциплине. И моя версия разработана таким образом.
  • • Современные философы не способны вести такого курса и нужна система их переподготовки для того, чтобы они выполнили эта задачу, и можно было их привлечь к этому делу выдачей им лицензии на ведение таких занятий. Соответственно, нужны ИПК

Коммерциализации жизни нет пока альтернативы. Законы рынка неумолимы и действуют принципы «Твори или умирай», «Мысли или умирай» и т.п. Важнейшим фактором рыночного выживания является закон сравнительных преимуществ. Его экономисты исследуют несколько веков. И он действует на уровне стран, предприятий и индивидов. Главными приобретаемыми преимуществами индивидов могут быть только интеллектуальные способности. Это было так, есть и будет. Однако развитие интеллекта оказывается главной проблемой в связи с отсутствием его теории, дидактических средств и т.п. Господствующая идеология все более поощряет антиинтеллектуальные процессы в обществе, прежде всего в средствах массовой информации. Создается опасность деинтеллектуализации общества. В связи с этим всякий уважающий себя индивид должен осмысленно определиться по данному вопросу и избрать для себя такой путь поведения, который соответствует его интересам.

Большинство людей жизнелюбы, трудолюбы и даже трудоголики, а поэтому им крайне важно стать интеллектуалами и теоретиками для того, чтобы быть счастливыми на основе достаточного благосостояния.

Сегодня имеется масса научных подходов, которые считают себя панацеей при решении проблемы интеллектуализации общества. Только их перечисление потребует несколько страниц, а для их усвоения не хватит и жизни. Мне пришлось «переболеть» главными из них подходами. И к старости мне уже ясно, что подавляющее большинство из них являются «покушением с негодными средствами». Жаль их авторов и их последователей - они на ложном пути.

Имеющиеся подходы оцениваются по разному, но, на мой взгляд, их следует свести к выбору философии жизни. Некоторые из них категорически против такого подхода, руководствуются лозунгом «Обойдемся без философии». Иными словами, их философия - обойтись без философии. Но это свидетельствует только о том, что подметил в XIX веке Ф. Энгельс - избегание философии свидетельствует только о том, что человек «попал в лапы» самой худшей философии.

Проблему выбора философии жизни очень хорошо показал Лукиан из Самосаты в произведении «Гермотин или о выборе философии». Обострение этой проблемы можно уяснить из давно осознанной тенденции, подмеченной хорошо Фонтенелем в диалоге Декарта и Лжедмитрия третьего в мире ином. Прошедшее время качественно усугубило проблему. Многие исследователи осознают качественный поворот в XIX век, произошедший потому, что наука оказалась главным врагом отживающего строя общества, и обскурантизм стал главной идеологией этого общества. При этом обскуранты осознали главенствующее значение философии как универсального основания науки, а поэтому сознательно превращают её в филодоксию.

Только с помощью учебно-методического комплекса «Самоучитель философствования» вы можете быстро овладеть могуществом философствования и начать овладевать мощью теоретической науки.

  • 1. Я рад отмене кандидатского экзамена по философии
  • 2. Считаю необходимым его заменить экзаменом по ... философии вообще или философии науки
  • 3. Необходимо иметь в виду тот факт, что содержание философии науки остается также неопределенным, существует множество ее парадигм, а поэтому не любые занятия по философии науки решат проблему философского основания теоретической науки
  • 4. Я - не философ по образованию. Как политэконом я всю жизнь осваиваю философию как универсальное основание фундаментальной теории экономики
  • 5. Я нашел все мне необходимое у великих философов прошлого
  • 6. Мой синтез их идей опубликован в ряде книг, прежде всего «Философское основание теоретической науки», «Философия», «Самоучитель мышления». Он апробирован мной в основных моих экономических книгах: «Экономика», «Деньги», «Техника».
  • 7. Мной разработаны ряд других элементов учебнометодического комплекса для обучения всех умению философствовать
  • 8. У меня были педагогические эксперименты по обучению философствованию.
  • 9. Конкретнее все можно прочитать в 4-х страничных тезисах, которые я раздаю всем желающим.
  • 10. Я готов вести очередной раз такие занятия в моем вузе для всех желающих - педагогов, студентов, аспирантов.
  • 11. Предлагаю для обсуждения следующие проблемы:
    • - Нужна система наука о науке (науковедение, наукометрия и др.). Среди них философия - всего лишь общая теория науки (ОТН)
    • - Нужен постоянно действующее объединение исследователей науки. ИФРАН не выполняет этой функции. Более того, ИФРАН - главный «камень преткновения» исследований науки. Только совместными усилиями многих можно решить эту проблему. Нужно сорганизоваться, объединиться в качестве секции РФО для постоянного обмена мнениями, взаимной критики, обобщения. Возможно несколько конкурирующих таких объединений, разрабатывающих разные версии философии науки
    • - Необходимо создать интернетовское сообщество, конференцию единомышленников или исследователей данного объекта, придерживающихся разных подходов к её решению
    • - Во всем этом должны участвовать не только философы, но и представители всех наук, занятых исследованием феномена науки.
    • - Проблема не может быть решена сразу, а нужен процесс, который сейчас следует только начать, а далее корректировать с учетом всех обстоятельств
    • - Решение проблемы не может быть умозрительным, а требует многообразных педагогических экспериментов и научных апробаций
    • - Нужна разработка не только теории науки, но и учебнометодического комплекса по обучению ей
    • - Нужны педагогические эксперименты по обработке учебно-методического комплекса
    • - Я ищу сотрудников и готов сотрудничать со всеми по данному вопросу
    • - Предлагаю всем, кто ведет занятия с аспирантами, провести вместе такие занятия с вами и вашими аспирантами - небольшой курс с тем, чтобы вы могли усвоить отстаиваемую мной позицию науки и способов обучения ей.

АСПИРАНТЫ

Получив высшее образование вы доказали свою готовность и способность овладеть могуществом науки. Вам надо сделать этот процесс более осмысленным, а поэтому руководствуйтесь принципом:

«ЛЮБЛЮ НАУКУ КАК ЖИЗНЬ»

Стремясь стать научными исследователями, вы претендуете на самый счастливый образ жизни. Многие ученые свидетельствуют о том, что наука - самый лучший образ жизни.

Когда меня напутствовали 40 лет назад при вхождении в науку, то сказали следующую истину: «Наука - добровольная тюрьма, из которой нельзя убежать». В конце своей жизни я подтверждаю эту истину.

Имеется много изречений великих людей о способах вхождения в науку. Для меня такой были, прежде всего, следующие слова: (на память, потом уточнить) «В науке нет столбовых путей и только тот достигнет её сияющих вершин, кто будет карабкаться по её каменистым тропам...

А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование... «Здесь нужно, чтобы совесть была чиста, здесь страх не должен подавать совета».

Исследователей поджидает множество опасностей. Им нужно строго соблюдать культуру умственного труда для того, чтобы не тронуться. А для этого нужно развить силу духа и воли и уметь заставлять себя отдыхать (для лентяев труднее заставить себя работать).

Главная опасность - попасться на «удочку ложной философии» и избрать тупиковый путь развития науки. Для избежания этой участи следует развивать все свои психические способности - мужественность, выносливость и т.п. И главным образом - свой интеллект. Только в таком случае вы поймете самую суть науки в отличие от других форм общественного сознания (идеологий) и то, как надежнее дойти до её сияющих вершин.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >