К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПОИСКАХ НЕФТИ И ГАЗА

Результатом использования дистанционных методов при поисках углеводородов на шельфе Мирового океана и во внутренних морях являются: открытия многих десятков месторождений, часть из которых уже разрабатывается; подготовленные промышленные запасы углеводородов и оцененные ресурсы. Нефть и газ составляют свыше 90 % всех полезных ископаемых, добываемых на морском дне.

По данным ЦДУ ТЭК (центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса) посостояниюна2015 год суммарные начальные ресурсы углеводородов Мирового океана составляют 251 млрд т условного топлива (т у. т.). Они распределены неравномерно. В Северном Ледовитом океане сконцентрировано 52 % топливно- энергетических ресурсов (ТЭР), в Индийском — 23 %, в Атлантическом — 19 %, в Тихом — 6 %. Разведанность ресурсов углеводородов на шельфе Мирового океана составляет менее 10%.

Согласно прогнозной оценке МПР России, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов на континентальном шельфе России достигают 100 млрд т.у.т., в том числе 15,5 млрд.т нефти и 84,5 трлн, м3 газа. Это соответствует 20-25% от общего объема мировых ресурсов углеводородов. Кроме того, еще не оценены ресурсы континентального склона хотя современные технологии позволяют бурить даже на глубинах, превышающих 3 тыс. метров.

Ежегодно на дне Мирового океана добывается 700 млн т нефти и 300 млрд куб. м газа, что составляет 25 % общей добычи топливно- энергетических ресурсов. Наиболее значительные ресурсы шельфовой зоны находятся у границ России, США, Канады, Японии, Великобритании, Австралии, Индонезии и Бразилии. Три глубоководных региона возле Африки, Латинской и Северной Америк дают 63 % мировой добычи углеводородов на шельфе. Производство в других регионах особенно в Азии является затратным. Около 27% добычи на шельфе сейчас приходится на глубоководные месторождения, и эта доля продолжает расти.

Каждый год на шельфе бурят в среднем до 3,2 тыс. скважин, из которых 12 % являются глубоководными. Расходы на бурение достигают 30 % от всех издержек на добычу. В прошлом пятилетии они составили 22 %. При разведке нефтегазовых месторождений лишь одна из трех пробуренных скважин оказывается результативной, причем на больших глубинах цена каждой из них может варьироваться от $ 60 млн до $ 100 млн, что в несколько раз дороже, чем на суше. На одну действующую скважину расходуется от $ 180 млн до $ 300 миллионов. Себестоимость газа, добытого таким способом, получается намного выше. К реальным затратам на бурение каждой продуктивной скважины, составляющим обычно $ 3-7 млн., прибавляется $ 10-28 млн., затрачиваемых на бурение пустых скважин

За последние 20 лет количество крупных открытий мирового шельфа превысило аналогичный показатель на суше, а добыча на морских месторождениях достигла 30 % от общемировой.

Процесс поисков, разведки и разработки нефтегазовых месторождений на шельфе отличается большой капиталоёмкостью проектов, необходимостью использования передовых морских технологий, высокой степенью риска вложения капиталов.

В России как на суше, так и в меньшей степени на шельфе, применяется традиционная схема поиска залежей углеводородного сырья, включающая комплексные морские геофизические (в т. ч. магнитометрические, гравиметрические и сейсмические методы) работы, камеральные научно-исследовательские и картографические работы, которые завершаются бурением. Такие традиционные методы очень дороги, их среднемировая стоимость на поисковом этапе составляет 3-5 тыс. $/км2, а при использовании сейсмических работ по методике «ЗБ» для выбора места под бурение затраты составляют не менее 10 тыс. $/км2. Выполнение работ растягивается на годы, и поэтому применение традиционных методов оказывается выгодным только в условиях разведки крупных и средних антиклинальных нефтегазоносных ловушек, залегающих на небольших глубинах. Так как в последнее время наблюдается переход к поиску и освоению неантиклинальных ловушек, в том числе залегающих на больших глубинах, традиционные подходы часто неэффективны, нередко дают сбои и приводят к неоправданным расходам.

Одним из наиболее важных факторов при инвестировании в поисковые работы является определение успешности проектов. Это выражается в виде отношения капитализированных затрат на бурение (общий объем инвестиций в геологоразведочное бурение минус затраты на списание сухих скважин) к общему объему инвестиций в разведочное бурение, варьируя в среднем от 20% до 50% в зависимости от освоенности территории шельфа.

Высокая экономическая составляющая освоения шельфов морей при поисковых и разведочных работах требует использования других малозатратных и высокоэффективных подходов. Применение дистанционных методов позволяет радикально уменьшить стоимость геологоразведочных работ, проводя комплексное исследование обширных территорий, зачастую недоступных по тем или иным причинам для традиционных видов исследований.

Поисковые расходы на глубокой воде (более 1000 метров) могут колебаться от $ 10 до $ 30 млн., и $ 100 млн или больше. Такие расходы доступны крупным корпорациям или правительственным организациям.

В связи с этим, использование малозатратных методов дистанционного зондирования, определяющих через просачивание углеводородов, местоположения возможных месторождений, приводит к существенной экономии средств на производство детальных сейсморазведочных работ и повышает успешность бурения.

В целом развитие морской нефтегазовой отрасли промышленности способствует расширению и интенсификации работ во многих производственных сферах: судостроении, приборостроении, обслуживающего геофизическую и буровую технику, 1Т технологиях и многих других, что естественно ведет к росту занятости населения. Открытие собственных месторождений на шельфе для многих развивающихся стран Африки, Латинской Америки и юго-восточной Азии ведет к перестройке их экономик, а для стран экспортеров углеводородов позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих районах на суше.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >