Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Методология науки и инновационная деятельность

Заключение

Разработка методологии науки и инновационной деятельности представляет собой один из возможных путей и одновременно наиболее эффективных средств решения проблем — приоритетов XXI в. Рефлексивная природа философского знания позволяет не только выстроить систему приоритетов, но и перейти к конструктивному этапу их реализации. Именно в этом и состоит основная идея настоящей работы.

Практическая деятельность человека предполагает осознание ее результатов и их предвидение, т.е. построение управляемой деятельности, результаты которой человеку необходимы. В качестве одного из средств предвидения и управления деятельности выступает ее рефлексия. Рефлексия, как известно, процедура анализа и корректировки бытия субъекта, и прежде всего деятельности. Рефлексия деятельности направлена на анализ ее структуры и выступает в качестве основания методологии. Назначение методологии в первую очередь состоит в ответе на вопрос, как необходимо строить деятельность, чтобы получить гарантированный (планируемый) результат.

Методология в широком смысле представляет собой учение о структуре деятельности с целью ее оптимизации и регламентации. В этом (широком) смысле методология частично совпадает с праксиологией (учение о структуре всякой деятельности, практики). Несовпадение объясняется инструментальным характером методологии в отличие от праксиологии, построенной как концептуальная система.

Методология в собственном (узком) смысле наиболее продуктивно развивалась по отношению к научной деятельности. Конструктивная методология приобрела наиболее развитые формы вначале в инженерной сфере в виде проектно-конструктивной деятельности, а затем в неклассической и постнеклассической науках. Если научная методология призвана регламентировать научное познание для получения истинного знания, которое объясняет устройство природного и социального мира, то конструктивная методология — не только объясняет устройство природы и способы ее познания, но и разрабатывает инструменты-проекты по построению искусственных объектов, которые удовлетворяют потребности человека. Именно поэтому конструктивная методология в качестве своего объекта анализа и последующей регламентации имеет нс просто познавательную деятельность, но и все другие формы и способы освоения человеком мира, которые можно назвать куль- туротворчеством. Отсюда вытекает, что предмет методологии пауки претерпел эволюцию в стратегии развития научного познания как особой деятельности по производству научных знаний и способов освоения мира от когнитивно-научных до культуротворческих, инновационных.

Такой подход к эволюции методологической рефлексии позволяет рассматривать динамику методологии пауки как совершенствование целей и методов (средств) культуротворчества, взятых в контексте социально-культурной динамики инновационного развития. Философское исследование развития методологии пауки и инновационной деятельности как форм развития культуры в ее интеллектуальном аспекте анализирует процесс культуротворчества более широко, не только как способ освоения человеком мира, по и самого себя в виде форм бытия человека универсального.

Рефлексивная позиция по отношению к креативной деятельности, направленной не только на внешний мир, по и самого субъекта, дает систему измерения, способствующую выстраиванию более оптимальной системы навигации в системе социальных и личностных координат.

Перспективная ориентация, связанная с будущей, потенциально возможной деятельностью человека, включает в себя не только классическую методологию, регламентирующую когнитивные процессы и познавательную деятельность.

Авторы пособия вводят в научный оборот второй тип методологии, которая обозначается как конструктивная. Конструктивная методология регламентирует нс только научную, но и инновационную деятельность.

В работе показано, что виртуальная реальность как новация современной философии есть нс что иное, как конструирование онтологии при помощи информационно-коммуникативных технологий. Подвергаются анализу конструктивные свойства виртуальной реальности: порождснность, актуальность, автономность, интерактивность.

Поскольку освоение человеком мира представляет собой активный процесс конструирования мира и самого человека, а нс просто отражение человеком (пусть и творческое), то это обстоятельство приводит к развитию и мира, и самого человека: обучение превращастся в самообучение, организация — в самоорганизацию, дисциплина — в самодисциплину, определение — в самоопределение, образование — в самообразование. Проблема самореализации личности в информационном обществе, а также технологии коучинга позволяют реализовать принципы конструктивной методологии в реальных самообразовательных практиках.

На протяжении всего изложения подчеркивается, что главная особенность науки как формы культуротворчества заключается в ее универсальном характере. Все виды освоения человеком мира пронизаны когнитивной, познавательной компонентой. Универсализм пауки достигается за счет возможности создавать идеальный мир в виде системы идеализаций и абстрактных понятий, которые предваряют практическую деятельность человека. Идеализации пауки позволяют создать мощный теоретический слой, который, в свою очередь, может использовать формально-операциональные методы и тем самым предсказывать, прогнозировать развитие предметного мира, материального бытия. Рассмотрению этих вопросов посвящен раздел «Философско-методологический анализ науки». Главный итог анализа — наука и уровень ее развития выступают основой устойчивого развития общества, показателем национального богатства. Причем главное в науке и сопряженной с ней сферой образования — человек, способный к научному творчеству, саморазвитию, самообразованию. Почему именно наука и когнитивное познавательное развитие генетически являются основой интеллектуального, а шире — духовного развития? Именно научно-познавательная деятельность развивает абстрактно-логическое мышление, интеллектуальные умения и навыки, позволяющие осваивать мир культуры XXI в.

Центральное место в работе посвящено науке как основному виду познавательной деятельности, а также эволюции научной рациональности как способу объяснения кризисов и революций в науке. Показано, что кризис классического решения проблем познавательной деятельности в виде поиска объективной истины и описания мира таковым, каков он есть на самом деле, есть кризис фундаментальной онтологии, начало решения которого связано с рефлексией презумпций научно-теоретического познания. Истоки решения кризиса находятся, на наш взгляд, в древнегреческой философии и связаны двумя презумпциями освоения мира. Установка, согласно которой познавательная деятельность представляет собой поиск объективной истины и описания мира таковым, каков он есть па самом деле, составляет презумпцию классической гносеологии. При этом свобода выбора субъекта и его ответственность за принятие решений отсутствуют по отношению к объекту исследования. Субъект — только наблюдатель, основная миссия которого — наиболее адекватно понять и описать мир. Вторая установка опирается на конструктивные принципы. Человек исследует мир, описывает процесс познания мира в виде процедур конструирования и присвоения ему определенных свойств и их наименования.

Итак, различие между двумя подходами заключается в понимании роли субъекта и репрезентации познавательной деятельности. Объективистский подход снимает с человека ответственность за выбор и принимаемые решения, представляя дело таким образом, что субъект асимптотически приближается к объекту реальности. Конструктивистский подход основывается на активной роли субъекта, объективная реальность же, особенно в радикальной версии, не существует сама по себе, а конструируется субъектом.

Выявление установок, допущений классической гносеологии показало, что принцип объективности истины не может быть реализован во всех случаях. Он работает в макроскопическом мире, который описывается классической физикой, химией, словом, представлен классической картиной мира. В самом деле, принцип объективности требует исключать из знания все, что связано с познавательной деятельностью субъекта, а также все, что связано со средствами и условиями познавательной деятельности («подсмотреть» явление, нс вмешиваясь в него). При рассмотрении объектов как простых систем это удавалось, что демонстрировала классическая наука, прежде всего классическая физика как лидер естествознания. С появлением неклассической науки, освоением объектов как сложных и саморазвивающихся систем возникли проблемы с принципом объективности. Неклассическая гносеология стала анализировать познавательные ситуации, в которых знания нс описывают объект, существующий сам по себе. Наиболее наглядно это демонстрируется на примере гносеологической модели в квантовой механике и теории относительности.

На основании работ В.С. Степина, а также других философов показано, что методология науки стала рассматривать революции в науке как смену типов рациональности, которая выходит за рамки пауки в сферу технологии. Научная рациональность представляет собой систему способов реализации, осуществления инновационной деятельности как интеллектуального ресурса и включает в себя идеалы и нормы освоения реальности как системного объекта. В процессе развития естествознания нс только менялся тип системного объекта, осваиваемого наукой, но и происходили значительные изменения в научной методологии, задававшей образцы научной деятельности по освоению этих объектов. Новая нсклас- сическая рациональность и ей соответствующая методология характеризуются следующими новациями:

  • • отказ от представлений о познании как отражении реальности, гносеология не сеть отраженная в понятиях онтология;
  • • осознание того, что нс только теория, но и онтология во многом конструируется субъектом;
  • • отказ от идеала единственно истинной теории и допущение истинности нескольких теорий (равно как и онтологий);
  • • установление зависимости между онтологическими постулатами и методологией освоения объекта;
  • • необходимость анализа зависимости типов описания и объяснения объектов от средств, операций познавательной деятельности, а также других интеллектуальных ресурсов;
  • • понимание того, что ответы на вопросы естествознания зависят не только от устройства самой природы, но и от способов постановки вопросов, которые во многом определяются средствами и методами познавательной деятельности;
  • • осознание того, что природа в целом стала рассматриваться как сложная динамическая система, включающая в себя самого человека.

Классический тип научной рациональности характеризуется рефлексией объекта исследования. Основная презумпция — принцип объективности и требование элиминировать все субъективное. При этом контекст связи объекта с миром нс рассматривается, вненауч- ные цели и ценности нс анализируются. Социокультурная природа науки нс осознается. Неклассический тип научной рациональности расширяет рефлексию, включая, кроме объекта, средства и саму деятельность. Объективно-истинное описание и объяснение является относительным к средствам и операциям деятельности (теория относительности и квантовая механика). Постнсклассичсский тип рациональности расширяет рефлексию, включая объект, средства деятельности и субъект с его целями и ценностями (внутринауч- ными и социокультурными).

Авторами проводится не только диахронический анализ развития науки, ее эволюция во времени, освоение новых типов объектов, но и синхронический, связанный с ее структурой. Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой имеются разные уровни организации. Система научного знания гетерогенна, т.е. имеет разные формы знания: эмпирический и теоретический объекты, факт, теория, основания науки и др. Наука структурируется также в зависимости от ее функций и целей на фундаментальные и прикладные научные исследования. Цель фундаментальных исследований заключается в ответе на вопрос «Что есть то или иное явление?». Результатом фундаментальной науки является объективное знание явлений природного, социального мира, а также самого человека. Цель прикладной науки — решение практических проблем для улучшения бытия человека, совершенствование способов жизнедеятельности человека в мире.

Фундаментальная наука отличается от прикладной не только целями, но и результатами. Если высшим результатом развития фундаментальных наук является открытие — описание и создание модели нового феномена, хотя и существовавшего в природе, но не имеющего статуса научного объяснения, то в прикладных науках функцию результата выполняет изобретение. Данная новация в отличие от открытия имеет конструктивную природу, т.е. раньше не существовала и создана как искусственное средство решения проблемы, удовлетворения человеческой потребности. К основным признакам фундаментальности относят концептуальную универсальность, а также пространственно-временную общность. В работе показано, что не следует упрощать проблему взаимоотношения фундаментальной и прикладной науки. Прикладная наука не может рассматриваться как простое утилитарное средство, она всегда является интеллектуальным ресурсом деятельности. Потребность в познании мира и самого себя является одной из главнейших духовных потребностей человека.

Итак, главная функция науки и ее материальной компоненты — техники — состоит в интеллектуальном ресурсе для создания мира материальной культуры — комфорта (уровня бытовых удобств), освобождения от зависимости от внешней среды, удовлетворения витальных потребностей, высвобождения свободного времени как «пространства развития личности», создания современных информационно-коммуникативных технологий, возможности продления жизни и обретения бессмертия.

В работе анализируется феномен техники и показывается, что деление на естественное и искусственное в современной культуре относительно. Искусственное (предметы и процессы, созданные человеком) может быть создано при условии, что производящая их деятельность, конструирование и функционирование артефактов, а также материалы будут соответствовать законам природы (естественному). Поскольку технические науки основываются на процессах технического проектирования, то они являются связующим звеном между естествознанием и промышленными технологиями.

Авторы приходят к выводу, что познавательная деятельность человека имеет не только идеальный, но и материальный характер. Она идеальна, поскольку воплощает, реализует определенную цель и определенные планы; она материальна, так как носит предметный характер. Не с одними же мыслями и планами имеет дело физик, когда проводит эксперимент. Более того, сам экспериментальный процесс есть не что иное, как взаимодействие материальных объектов. Не говоря уже об инженерной, технической деятельности, в которой материально-вещественная составляющая очевидна.

Итак, конструктивная методология — это методология, синтезирующая теорию и практику. С одной стороны, через концептуальное моделирование состояний сущего и должного осуществляется теоретическое видение будущих преобразований, которое выступает в функции обоснования. С другой — конструктивная методология требует создания инструментальной модели как системы практического нормативного знания, регламентирующего переход к желаемому состоянию в виде различных требований и проектов. Конструктивная методология представляет собой совокупность приемов для синтеза теории и практики как способов решения конкретных задач. Основу конструктивной методологии составляют способы построения и обоснования интеллектуального ресурса (проектирования), включающего в себя определенные структуры и принципы не только логической, но и материально-вещественной организации деятельности в социально-экономическом пространстве.

Специальный раздел посвящен методологии инновационной деятельности, которая представлена через построение концептуальной и инструментальной моделей. Концептуальная модель инновационной деятельности строится посредством соотношения понятий научно-технического прогресса и модернизации, а также моделирования НТП посредством технологических укладов. Показывается динамика общественного развития как переход от научно-технического к инновационному развитию.

Модернизация объясняется, по В.С. Степину, как переход от традиционного к техногенному обществу. При этом меняются следующие принципы функционирования обществ: «генетический код», основание развития — от традиции к новации; динамика и характер развития — от замедленного к ускоренному; отношение к природе — от гармонии к покорению; модель природы — от живого организма к техническому устройству; модель времени — от цикла к стреле времени; модель общества — от патриархального к демократическому; способы и формы коммуникации — от непосредственного к СМИ; образ жизни — от аграрного к индустриальному; модель личности — от члена корпорации к автономии и креативности; модель власти — от господства над человеком к власти над предметным миром и информацией; модель образования — от ремесленничества к школам; методология формирования общественного сознания — от созерцательно-когнитивной к конструктивной; модель рациональности — от знаний к инновациям; итоги сосуществования — от стабильности и стагнации к модернизации и радикальным трансформациям. Противоречивый характер развития техногенной цивилизации — глобализация, кризисы от финансово-экономических к экологическим и гуманитарным.

Сосуществование двух типов цивилизаций нс могло не привести к такому явлению, как модернизация, под которой понимается воздействие техногенного общества на традиционное.

Сущность философского понимания модернизации и состоит, согласно В.С. Степину, в преобразовании традиционного общества в техногенное за счет усвоения базовых ценностей последнего. Следует сказать, что феномен модернизации применяется также и в узком, собственном смысле. Так, различают модернизацию экономическую, технологическую и социальную. Под модернизацией техники и технологий понимается их совершенствование в смысле улучшения основных показателей. С этих позиций прогресс в развитии науки и техники следует рассматривать как процесс ее модернизации. Для построения адекватной модели механизмов модернизации общества следует учитывать развитие и техники, и человека. Понятие инновационной модернизации позволяет это сделать. Социальная модернизация рассматривается в единстве с экономической и технологической как элементы единой инновационной модернизации.

Российские экономисты Д.С. Львов и С.Ю. Глазьев предложили рассматривать динамику развития общества на основе определенных уровней развития производства, в котором технико-технологическая модернизация играет решающую роль. Технологический уклад они уподобляют своеобразным волнам, которые выражают прогресс в виде перехода от одних укладов к другим, от более низких к более высоким. Так, выделяют шесть технологических укладов, из которых пять реально существуют, а шестой наступит в обозримом будущем. Все уклады различаются в зависимости от используемого вида энергии, а также способов этого использования в виде возникавших видов техники и технологий.

Модернизация отечественной экономики и ее успешность во многом зависят от инновационной деятельности, т.е. таких преобразований, которые основываются на интеллектуальном ресурсе. Однако новация означает не просто новое в науке и технике, а получившее практическое применение в экономике и принесшее коммерческую выгоду. Инновационная деятельность — это комплексная деятельность в сфере экономики, которая включает в себя совокупность научных, технологических, образовательных, организационных, финансовых и других мероприятий, которые приводят к коммерческому успеху. Инновационный процесс представляет собой синергию науки и техники, с одной стороны, и государства, образования и предпринимательства — с другой. Именно поэтому в строгом, собственном, смысле слова инновация представляет собой основу интеллектуального ресурса и обеспечивает экономический успех. Инновация по своей природе является социокультурным феноменом и принадлежит не только сфере науки или техники. Это означает, что модернизация экономики на инновационном пути развития будет успешной лишь тогда, если будет учитывать не только знаниевую, интеллектуально-технологическую компоненту, но и гуманитарную, связанную с организационно-управленческой деятельностью субъекта: инвестиционной привлекательностью, отлаженным правовым и налоговым механизмом, отсутствием коррупции и патронажем бизнеса со стороны государства. Если хотя бы один из инновационных механизмов будет давать сбой, то инновационная система не заработает в полную силу.

В работе показано, что непременное условие коммерциализации как признак инновационного развития в хозяйственно-экономической деятельности может и не выполняться в других сферах культуры. Речь может идти об инновационном образовании или, скажем, об инновациях в неклассической пауке.

Ключевым для понимания коммерциализации является культурологическая природа новации. Это означает, что новация является элементом развития культуры, которая может рассматриваться как саморазвиваюгцаяся система. Именно поэтому непременным условием инновационного подхода будет выполнение методологического принципа полноты цикла развития. Другими словами, существуют два смысла понятия инновация. В собственном, строгом, смысле инновация наиболее разработана и применима в концептуальной системе, где объектом развития является производство и экономическое развитие. При этом важно отметить то обстоятельство, что инновация предполагает такое нововведение, которое решает проблему и тем самым завершает цикл развития, приносит экономическую выгоду — прибыль.

Отсюда становится попятно, что коммерциализация является атрибутивной характеристикой инновационного развития лишь для народно-хозяйственного культуротворчества, или создания экономических артефактов (товаров и услуг). В общем случае, как уже отмечалось, действует принцип полноты цикла развития — решения проблемы, внедрения в практику, появления новообразования в сфере культуры.

Процессы создания, внедрения и потребления субъектами экономики научно-технических, организационных, управленческих и других нововведений являются основным содержанием процесса инновационной модернизации экономики. Подвергается критике широко распространенное мнение, что единственным источником инноваций являются научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Однако инновации — новые паучпо-технологиче- ские решения появляются не только в результате деятельности ученых и инженеров, но и в сообществах предпринимателей, менеджеров и т.п. Показано, что необходимым условием модерпизаци- онных преобразований национальной экономики в инновационном направлении будет являться развитие Национальной инновационной системы (НИС), основная функция которой состоит в разработке эффективных форм интеграции технологической и социальной модернизации, синтезе науки с производством и образованием, создание в стране благоприятных организационно-правовых условий их функционирования.

В тех странах, которые выбрали ориентацию на развитие «новой экономики», данный процесс начинается с формирования национальных инновационных систем, которые представляют собой совокупность институциональных структур и механизмов для распространения и использования знаний. Основная функция национальной инновационной системы заключается в обеспечении эффективной интеграции и координации деятельности государственных структур, бизнеса, науки, промышленности и образования. Данная система является базисом трансформационных процессов, преобразования традиционной экономики в экономику знаний. Это означает, что наука и инновации в жизни современного общества начинают приобретать совершенно новую роль и значимость.

В работе подвергаются анализу проблемы и трудности создания национальной инновационной системы. Анализируется процесс создания и функционирования инновационной инфраструктуры на примере НТП «Политехник».

Большое место в работе занимает анализ инновационного развития в контексте проектирования и создания Парка высоких технологий в Республике Беларусь. Для адекватного понимания ВТ как нового социокультурного явления была создана концептуальную модель. Она может быть построена за счет соотнесения понятия ВТ со следующими концептами: методология, технология, инновация, наука и формы се организации, а также процессов техно- логизации и коммерциализации науки. Данные процессы являются взаимодополняемыми и вызывают эффект социально-экономической синергии. Формы организации современной науки в свою очередь также требуют перемен в соответствии с изменением ее природы. Наука из системы фундаментальных и прикладных знаний превращается в научно-технологическую инновационную деятельность.

В этом разделе ставилась задача отразить развитие высоких технологий, начиная от исследований феномена и понятия и заканчивая проектными разработками по внедрению ВТ в Республике Беларусь. В пособии рассматриваются эмпирический и теоретический аспекты исследования феномена ВТ, осуществлен методологический анализ феномена ВТ, приведено номинативное определение высокотехнологических секторов, раскрываются индексы инновационности, дается дескриптивное определение ВТ Формулируются цели и задачи развития Парка высоких технологий, анализируются этапы, стратегия, а также направления деятельности ПВТ.

В работе подвергаются анализу также следующие приоритеты и проблемы развития ВТ в Республике Беларусь: стратегии развития технопарков, конкурентное окружение, условия регистрации, государство и информационные технологии права интеллектуальной собственности, венчурное финансирование, таможенные пошлины и стимулирование внутреннего спроса, сертификация и лицензирование, традиционные отрасли промышленности, ИТ-образование, создание Академии информационных технологий, новые направления деятельности. Формулируются конкретные предложения по решению некоторых проблем.

Под инженерным менеджментом понимается определенный вид управления социокультурной реальностью как интеллектуальным ресурсом, имеющим специфику инженерного проектирования с использованием формализованных средств и методов. В работе представлен менеджмент качества в соответствии с Международными стандартами ISO 9001 и ISO 9004. Рассматриваются история и методология управления качеством, концепция и методология проектирования ISO 9000, формулируется алгоритм менеджмента качества

Авторский «алгоритм качества» применяется для выработки принципов проектирования образовательной среды. Разработан также алгоритм оценивания в системе саморазвития личности. На основе конструктивной методологии разработан проект, позволяющий перейти от феноменологии оценивания к созданию технологии управления саморазвитием. И наконец, конструктивная методология, в частности метод FMEA, используется для определения и снижения коррупционных рисков в процессе законотворчества.

Таким образом, в работе показано, что методология познавательной деятельности в современных условиях превращается в конструктивную методологию культуротворчества, методологию инновационного развития.

Приложения

 
Посмотреть оригинал
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >
 

Популярные страницы